Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1.Динамика структуры Российского предпринимательства.

Для анализа динамики структуры Российского предпринимательства, обратимся к показателям развития малого бизнеса в Российской Федерации в разрезе регионов.

 Объектами наблюдения являются юридические лица, которые в соответствии со статьей 3 Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

На начало 2010 года было официально зарегистрировано 25 567 предприятий, а ликвидировано – 17039, что видно исходя из табл.1.

  Количество вновь зарегистрированных организаций Количество официально ликвидированных организаций
Российская Федерация 25567 17039
Центральный ФО 8841 5438
Северо-западный ФО 3235 2093
Южный ФО 1829 954
Северо-Кавказский ФО 644 309
Приволжский ФО 4200 3842
Уральский ФО 2474 1153
Сибирский ФО 3187 2510
Дальневосточный ФО 1157 740

Таблица 1. Демография организаций в январе 2010 г. [12; c.78]

Наибольшее количество вновь зарегистрированных предприятий было наблюдается в Центральном ФО, но в нём же было более всех ликвидировано организаций. И всё же этот округ остаётся наиболее привлекательным для развития предпринимательства.

Далее проанализируем динамику развития малого предпринимательства в регионах России. В виду отсутствия полных статистических данных в конкретном анализе не учитываются средние и микропредприятия.

Для оценки текущей ситуации при анализе используются следующие показатели:

1) прирост/сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения за период с 1 октября 2008 г. по 1 октября 2009 г.;

2) увеличение/сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях за период января-сентября 2009 г. по сравнению с январем- сентябрем 2008 г.;

3) рост/спад объема оборота малых предприятий в январе-сентябре 2009г. по сравнению с январем-сентябрем 2008 г.;

4) рост/спад инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с январем-сентябрем 2008 г.;

По состоянию на 1 октября 2009 г. в России было зарегистрировано 227,7

тыс. малых предприятий, что на 19,2% меньше, чем по состоянию на 1 октября

2008 г., что видно исходя из таблицы 1. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей по сравнению с уровнем 1 октября 2008 г. уменьшилось на 37,9 ед. и составило 160,5 ед. [11; c.9].

 

 

 


Таблица 1. Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам РФ [11; c.8].

Наиболее значительное сокращение количества малых предприятий на

100 тыс. жителей отмечено в Сибирском федеральном округе, показатель здесь

снизился на 100,5 ед. Заметно показатель снизился в Дальневосточном, Южном

и Приволжском федеральных округах – на 62,2 ед., на 54,6 ед. и на 37,5 ед. соответственно.

Рост показателя отмечен лишь в Уральском федеральном округе: количество малых предприятий в округе за год выросло на 42,0% или 38,1 ед. в расчете на 100 тыс. населения.

Табл.2 показывает распределение регионов по группам с различной динамикой числа зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей за период с 1 октября 2008 г. по 1 октября 2009 г. [11; c.10].

Табл.2. Плотность зарегистрированных малых предприятий по регионам [11; c.10]

На 1 октября 2009 г. по сравнению с 1 октября 2008 г. количество МП на100 тыс. жителей выросло в 40 регионах.

Максимальное увеличение показателя отмечено в Московской области (на 106,8 ед.), за год общее количество малых предприятий в области выросло на 58,1% до уровня 19,7 тыс. ед. Значительно выросли показатели Хабаровского края (на 90,3 ед.), Республики Карелия (на 86,8 ед.), Тверской и Владимирской областей (на 53,0 ед. и 51,8 ед. соответственно).

Наиболее серьезное снижение показателя наблюдается в Волгоградской области: количество зарегистрированных малых предприятий в регионе сократилось с 14,6 тыс. ед. до 5,1 тыс. ед. или на 364 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей области. Значительное снижение показателя (свыше 200 ед.) отмечено также в Новосибирской (на 358,4 ед.) и Томской (на 356,3 ед.) областях, Камчатском крае (на 253,9 ед.), Липецкой (на 219,7 ед.), Рязанской (на 213,4 ед.), Ярославской (на 210,3 ед.) областях, а также в Алтайском крае (на 201,8 ед.).

Теперь переходим ко второму показателю: среднесписочной численности занятых на малых предприятиях.[11; c.12].

 

 


Табл. 3. Среднесписочная численность работников, занятых на МП по округам [11;c.11].

Из табл. 3 видно, что по итогам января-сентября 2009 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 8,2% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 5 747,4 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период снизился на 0,5 п.п. и составил 12,1%.

Рост числа занятых на малых предприятиях отмечен лишь в Уральском и Дальневосточном федеральных округах – на 29,2% и 15,4% соответственно. В остальных федеральных округах наблюдается снижение показателя. В Северо-Западном федеральном округе среднесписочная численность занятых на малых предприятиях снизилась на 17,6%, в Южном федеральном округе – на 16,3%, в Сибирском федеральном округе – на 13,7%, в Приволжском федеральном округе – на 11,2%.

Что касается третьего показателя – оборота малых предприятий – табл.4 показывает, что за первые три квартала 2009 г. объем оборота МП в целом по РФ составил 6,22 млрд. рублей, что на 23,8% ниже показателя за тот же период прошлого года (с учетом индекса потребительских цен) [11; c.13].

 

 

Таблица 4. Объемы оборота МП по федеральным округам [11; c.13].

Общее падение объема оборота малых предприятий сопровождалось негативной динамикой показателя по всем федеральным округам, за исключением Уральского федерального округа, где оборот малых предприятий с учетом ИПЦ практически не изменился (отмечен рост на 0,3%). Наиболее значительное сокращение показателя зафиксировано в Сибирском федеральном округе – на 35,3%, а также в Южном и Приволжском федеральных округах – на 26,3% и на 25,9% соответственно.

Лишь в 22 регионах объем оборота МП с учетом ИПЦ за январь-сентябрь 2009 г. вырос по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Лидерами по росту показателя стали Кабардино-Балкарская Республика (показатель вырос на 68,3%), Пензенская (на 46,7%) и Нижегородская (на 42,3%) области, Ханты-Мансийский автономный округ (на 41,2%), Карачаево-Черкесская Республика (на 40,7%) и Республика Дагестан (на 32,4%).

Кроме того, рост показателя свыше 20,0% отмечен в Ямало-Ненецком автономном округе (на 26,3%), Республике Алтай (на 24,9%), Ульяновской (на 23,6%) и Тюменской (на 21,2%) областях.

Далее переходим к четвёртому показателю – инвестиции в основной капитал МП [11; c.15]

 

 


                     

Таблица 5. Объёмы инвестиций в основной капитал на МП АО фед. округам [11; c.14].

Исходя из таблицы 5 видно, что в январе-сентябре 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению объема инвестиций в основной капитал на МП: за указанный период показатель в целом по РФ сократился на 28,7%.

Отрицательная динамика показателя характерна для всех федеральных округов. Наиболее сильное сокращение отмечено в Северо-Западном, Дальневосточном и Приволжском федеральных округах – на 43,9%, на 42,2% и на 41,0% соответственно. Наименьшее сокращение показателя в Центральном федеральном округе – на 6,2%.

В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах (в январе-сентябре 2008 г. и/или январе-сентябре 2009 г.) не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относятся Чеченская Республика и Республика Ингушетия.

По итогам января-сентября 2009 г. лишь в 16 регионах отмечена положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Наибольший рост показателя (свыше 100%) наблюдался в Новгородской

области (в 2,8 раза), Республике Калмыкия (в 2,4 раза) и Магаданской области (в 2,1 раза). Кроме того,  значительный рост отмечен в Республиках Алтай (в 1,9 раза) и Дагестан (в 1,7 раза), Владимирской (в 1,6 раза), Ивановской (в 1,6 раза) и Пензенской (в 1,5 раза) областях [11; c.17].

Итак, проанализировав все четыре показателя, можно сделать следующие выводы:

1) по итогам трех кварталов 2009 г. в целом по РФ по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика;

2) в январе-сентябре 2009 г. относительно аналогичного периода предыдущего года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ снизилось на 19,1% и составило 227,7 тыс. единиц. Снижение количества зарегистрированных МП сопровождалось снижением и других показателей. Так, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях снизилась на 8,2%, доля в общей среднесписочной численности занятых сократилась до

12,1%. Объем оборота МП сократился на 23,8%. Кроме того, продолжилась тенденция к сокращению объемов инвестиций в основной капитал на МП: показатель сократился на 28,7%;

3) итоги  деятельности малых предприятий в январе-сентябре 2009 г. относительно января-сентября 2008 г. в региональном разрезе можно рассматривать как в целом отрицательные. Количество малых предприятий увеличилось только в 40 регионах; рост среднесписочной численности занятых на МП отмечен в 27 регионах; рост объема оборота МП – в 22 регионах; рост объема инвестиций в основной капитал на МП – в 16 регионах [16].

 

 

2.2.Причины и факторы, сдерживающие развитие предпринимательства.

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая – частного, преимущественно организационного характера (административные барьеры) [4; c.109].

Главная сложность при анализе нашей экономической политики связана с тем, что изначально не была четко определена концепция развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер. Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в России становление рыночных отношений пошло по второму варианту. Когда сравнивают регулируемый рынок и стихийный, то имеют в виду, прежде всего нравственную, этическую сторону. Но этого мало, каждый из них имеет свою экономическую основу.

Особенностью стихийного рынка является функционирование главным образом в сфере обращения, а не в сфере материального производства. Данному типу рынка присуще то, что большие доходы имеет лишь незначительная часть населения, тогда как большинство населения – низкую покупательную способность. В этой ситуации у производителя нет стимула производить товары, так как они не находят сбыта. Это ведет к сворачиванию производства.

Другая особенность – характер рынка напрямую влияет на характер капиталовложений. При стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, получившие в среде предпринимателей название «коротких» денег. Они «делаются» в короткое время и обладают большой подвижностью. В отличие от них так называемые «длинные» деньги вкладываются в производство на более длительный срок, и отдача от них может быть получена не сразу. Это долгосрочные вложения, требующие определенных стабильных условий, правового обеспечения, что характерно для регулируемого рынка.

Одной из причин того, что в России формируется именно деформированный тип рынка, следует считать некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в отечественную практику. Именно так произошло с реализацией модели «шоковой терапии». Ошибка состоит в том, что в России она была принята без учета ряда условий. Опыт западных стран свидетельствует, что одной из целей введения «шоковой терапии» является потребность вскрыть узкие места, сдерживающие развитие экономики, куда незамедлительно устремляется предприниматель. Налаживая соответствующие производства, предпринимательская сфера «расшивает тромбы» в экономике и в короткие сроки выводит ее из кризиса.

Но в России этого не произошло, так как при введении «шоковой терапии» еще не сформировалось главное условие ее положительной результативности – малое предпринимательство. В сфере материального производства оно практически отсутствовало, а его деформированный характер в сфере обращения не мог оказать существенное влияние на улучшение ситуации [13; c.56].

Особенностью регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.

Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства – снижение покупательского спроса и

свертывание внутреннего потребительского рынка. Для каждого общественного строя характерны определенные общественные группы, т.е. относительно стабильные слои населения, со свойственными им ценностями, представлениями, запросами и поведением. В западных странах, при существовании большого разнообразия таких групп, основная масса населения относится к среднему классу, покупательные возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров.

Большинство населения в России составляют третий класс – с малым покупательским спросом, который и определяет уровень потребностей, на которые должно ориентироваться и работать производство.

Еще одно обстоятельство отрицательно влияет на покупательную способность населения, а, следовательно, и на развитие малого предпринимательства, – рост потребительских цен; он опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары оказываются невостребованными. Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения. Опыт западных стран свидетельствует, что максимально допустимое соотношение доходов между бедными и богатыми составляет 1:6 – 1:9, и если оно выше, то это ведет к социальной нестабильности и деформирует общую систему спроса и предложения.

Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является сужение внутреннего потребительского рынка. Это обусловливается приобретающим все более ощутимый характер процессом сокращения общей платежеспособности населения [13; c.41].

С другой стороны, в силу постоянного роста цен увеличивается доля расходов на приобретение продовольственных товаров, сокращается спрос на промышленные товары. Усугубляет тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищных и коммунальных услуг.

Третья причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана с существующей системой налогообложения. Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей предприятий в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень [13; c.52].

Налоговая политика государства по отношению к малому предпринимательству в большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Она обеспечивает интерес заниматься любым видом деятельности, только не предпринимательской. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения является необходимым. Во-вторых, сама налоговая система нестабильна, часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры.

Совершенно очевидно, что в современных условиях переходного состояния общества и переходной экономики в России необходима стройная система мер общественной и государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления, связанных, конечно, со значительными затратами на научное, информационно-аналитическое обеспечение программно-проектных разработок.

В настоящее время, по оценкам предпринимателей, они сталкиваются в своей деятельности со следующими проблемами: высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий.

Между тем некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого предпринимательства, создаются центры развития или «инкубаторы» МП.

О решениях проблем развития малого предпринимательства и о его поддержке со стороны государства и других органов будет рассмотрено в следующей главе.

 

2.3.Специфика развития малого бизнеса в Пермском крае.

Пермский край — один из экономически развитых регионов России. В последнее время в Пермском крае наметились положительные тенденции в развитии малого и бизнеса. Так, число малых предприятий возросло на 18,8% и составляет порядка 15 тысяч малых и средних предприятий. Численность населения, занятого на малых предприятиях, в 2008 г. превысило уровень 2006 г. на 44,4%.

Объемы оборота малых предприятий увеличились за 3 года в 2,4 раза. Тем самым Пермский край вошел в тройку лидеров среди регионов ПФО. Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в прошлом году в сравнении с 2006 г. увеличился в 1,5 раза [17].

Развитие малого и среднего предпринимательства сегодня – как раз один из ключевых механизмов смягчения последствий мирового финансового кризиса. Малое и среднее предпринимательство как явление социальное, экономическое и политическое, охватывающее почти все отрасли деятельности, должно решать следующие основные задачи развития Пермского края:

¾ в социальном аспекте – способствовать обеспечению занятости и материальному благополучию населения, его духовному и культурному развитию, удовлетворению материальных потребностей через расширение рынка потребительских товаров и сферы услуг;

¾ в экономическом аспекте – содействовать развитию конкурентной рыночной экономики, увеличению валового регионального продукта, повышению доходов консолидированного бюджета Пермского края и внебюджетных фондов;

¾ в политическом аспекте – обеспечивать формирование среднего класса – основного гаранта социальной и политической стабильности общества [17].

Выполнить свою социально-экономическую и политическую роль сектор малого и среднего предпринимательства сможет при наличии благоприятных условий для его деятельности, что определяет задачи органов государственной власти в отношении малого и среднего предпринимательства.

Мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (МСП), закреплены в Краевой целевой программе развития МСП в Пермском крае на 2008-2011 гг.( утв. Законом Пермского края № 352-ПК от 10.12.2008):

1) развитие системы финансово-кредитной поддержки малогои среднего предпринимательства:

¾ увеличение объема гарантийного фонда ОАО "Пермский центр развития предпринимательства";

¾ развитие микрофинансирования;

¾ предоставление субсидий начинающим индивидуальным предпринимателям, малым и средним предприятиям;

¾ предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства;

¾ предоставление субсидий на возмещение части затрат предприятий – производителей продукции, экспортируемой за рубеж;

¾ предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с патентованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также государственной регистрацией иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами МСП;

2) развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства:

¾ сети бизнес-инкубаторов;

¾ развитие субконтрактинга;

3) информационная поддержка малого и среднего предпринимательства:

¾ создание и поддержка работы портала "Малый бизнес Пермского края";

¾ развитие системы франчайзинга;

4) развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства:

¾ разработка системы обучения субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников;

¾ предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат по обучению субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников;

5) иные мероприятия по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства:

¾ предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (врачам общей практики);

¾ разработка и внедрение механизма создания детских мини-садов;

¾ развитие малого и среднего предпринимательства среди студентов;

¾ сопровождение деятельности негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги;

¾ тиражирование и внедрение "Зачетки предпринимателя";

¾ публичные мероприятия по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;

¾ проведение исследовательских работ по вопросам малого и среднего предпринимательства;

6)  Конкурс муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства [3].

 

 



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)