Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ



2019-12-29 258 Обсуждений (0)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Пермский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Российский государственный торгово–экономический университет

 

Кафедра общей экономической теории

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория» на тему

«Проблемы предпринимательства в России: содержание и особенности государственного регулирования»

Выполнила студентка 1 курса очной формы Обучения учетно-финансового факультета, группы ЭП-12 Анфалова Анастасия Васильевна Руководитель - к.э.н. доцент М.А.Соколова Оценка_______________________________________ Дата_________________________________________ Подпись______________________________________                             

 

Пермь 2010

 

Аннотация

Данная курсовая работа посвящена предпринимательству России как основе экономики. В работе поднимаются вопросы динамики малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса; выявляются причины и факторы, сдерживающие развитие предпринимательства и предоставляются пути государственного регулирования малого и среднего предпринимательства, направленного на поддержку данного сектора экономики и его стимулирование. Также в работе представлена характеристика малого бизнеса в регионе на примере Пермского края.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ………6

1.1.Экономическая категория предпринимательства: её сущность, функции и виды…………………………………………………………………………………..6

1.2.Частная собственность – основа развития предпринимательской деятельности…………………………………………………………………………9

1.3.Особая роль малого бизнеса в становлении предпринимательства………...11

2. АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ………………………………………..15

2.1.Динамика структуры Российского предпринимательства…………………..15

2.2.Причины и факторы, сдерживающие развитие предпринимательства……..22

2.3.Специфика развития малого бизнеса в Пермском крае……………………...26

3. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ВЫХОДА ИЗ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 2010 ГОДА……………………………………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….34

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы: во-первых, формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований; во-вторых, малое предпринимательство не получило в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах; поэтому в работе будет рассмотрена его поддержка, для динамичного развития этого сектора экономики.

Предпринимательство – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В настоящее время в мировой экономике ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.        

Однако малое предпринимательство имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.

Перечисленное выше, требует разработки комплекса мер по поддержке малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.

Целью данной работы является анализ предпринимательской деятельности в России и выявление особенностей государственного регулирования.

Для достижения этой цели необходимо решить задачи:

1) охарактеризовать предпринимательство России на современном этапе его развития, выявить специфику;

2) обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед предпринимательством России;

3) выявить меры по государственной поддержке предпринимательства России.

Объектом в данной работе выступает малое и среднее предпринимательство России, предметом – особенности государственного регулирования.

Первая глава работы посвящена характеристике предпринимательства как основы функционирования рыночной экономики. Вторая глава содержит анализ динамики мелкого и среднего предпринимательства, анализ проблем развития предпринимательства и особенностях мелкого бизнеса в Пермском крае. В третьей главе представлена программа совершенствования предпринимательской деятельности Российской Федерации.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

1.1. Экономическая категория предпринимательства: её сущность, функции и виды.

Движущим фактором поступательного развития экономики всегда выступало предпринимательство.

Предпринимательство – самостоятельная, инициативная, связанная с хозяйственным риском деятельность, ведущаяся с целью получения прибыли для решения предусмотренных предпринимательской организацией задач [5;c.18].

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является:

1) самостоятельная;

2) осуществляемая на свой страх и риск;

3) направленная на систематические получение прибыли от пользования имуществом, продаж товаров, выполнения работ или оказания услуг деятельность;

4) осуществляемая лицами, зарегистрированными в соответствующем качестве [1].

С учетом совокупности факторов – экономических и социальных, важным аспектом современного предпринимательства является формирование условий (или среды) предпринимательства, позволяющих осуществлять эффективную предпринимательскую деятельность в соответствии с принятыми решениями.

Среду предпринимательства определяют ряд факторов:

1) экономическая свобода;

2) личная заинтересованность;

3) возможность конкуренции с учетом антимонопольного законодательства;

4) адекватные месту и времени формы государственного регулирования рыночной экономики, осуществляемые с помощью правовых и других институтов;

5) развитая рыночная инфраструктура.

Рыночная экономика по своей природе объективно предполагает ориентацию предпринимательской деятельности на прибыль, выступающую как прирост капитала. Прибыль является важнейшей целью, движущим мотивом предпринимательской деятельности.

Но может быть и другое:

1) достижение лидирующего положения в отрасли или на рынке;

2) обеспечение стабильных условий для реализации и развития предпринимательской функции;

3) в отдельных случаях – подвижническая деятельность (социально-экономическая эволюция и др.), вместе с тем она не может составлять своей сути предпринимательства, чаще всего является вспомогательной деятельностью [7; c.31].

Для понимания природы и механизмов функционирования предпринимательства важно определить его функции. Они отображены на рис.1.

творческая
управленческая
                                                           

управление производством

управление финансами

управление кадрами

управление сбытом

 

 


ресурсная
социальная
                                                                     

 

Рис.1. Основные функции предпринимательства [7;c.42].

Вышеперечисленные функции ориентированные на:

1) рационализацию производства, использование сберегающих технологии;

2) решение социальных проблем – в форме проводимой на наиболее крупных предприятиях социальной политики, ориентации производства на наилучшее удовлетворение потребительского спроса, рост благосостояния.

Функции – это то, что объединяет различные виды предпринимательства. А для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация.

Классифицировать предпринимательство можно по двум основаниям:

1) по масштабам;

2) по характеру деятельности

По масштабам выделяются:

¾ индивидуальное предпринимательство (одного человека или его семьи – крестьянское хозяйство, торговая лавка и т.д.);

¾ коллективное предпринимательство – инициативным делом занят коллектив (акционерные общества и др.)

По характеру предпринимательской деятельности выделяются:

¾ коммерческие предприятия – «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности»

¾ некоммерческие организации – «не имеющие извлечение прибыли в качестве цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками» [8; c.64].

Допускается создание объединение коммерческих и (или) некоммерческих организации в форме ассоциации и союзов. В условиях сочетания коммерческой и некоммерческой деятельности коммерческие организации, соответственно, выполняют двоякую роль: с одной стороны, согласно статусу выполняют ряд работ на бесплатной основе, с другой – в соответствии с предпочтениями потребителей и их пожеланиями ряд услуг (работ) осуществляют за плату.

Характеризуемые формы сочетания платных и бесплатных работ получили в настоящее время широкое распространение в адвокатской деятельности, системах образования, здравоохранения и т.д.

 

1.2. Частная собственность – основа развития предпринимательской деятельности.

Частная собственность – это закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за отдельными людьми или их группами. Частная собственность предполагает определенное отторжение от других лиц, не относящихся к числу владельцев, права контроля за определенными объектами — капиталом, землей, доходом, конечными товарами и т. д. Все они теперь становятся персонифицированными и имеют конкретных владельцев.

Использование частной собственности является одним из базовых элементов смешанной экономической системы. Значительная часть капитала находится в частном владении. Частная собственность на капитал, произведенные товары, полученные доходы является важным условием поддержки системы свободного предпринимательства.

Частная собственность имеет разновидности:

а) индивидуальная или семейная собственность — право непосредственного контроля объекта собственности находится у одного человека или семьи. На этой форме собственности могут, например, строиться фермерские хозяйства, небольшие магазины, мастерские, кафе. Ее еще можно назвать необъединенной частной собственностью;

б) паевая собственность — объединенная частная собственность, где право непосредственного контроля объекта принадлежит группе субъектов, которые договариваются о способе управления им. Эти субъекты называются совладельцами, или пайщиками — каждому из них причитается определенная доля (пай) объекта собственности. Обычно величина этого пая устанавливается в денежном выражении. На этой форме собственности строится множество современных предприятий, так как она имеет финансовые и некоторые другие преимущества;

в) акционерная собственность является также паевой собственностью. Однако имеет важные отличия, поэтому ее можно рассматривать отдельно от паевой. Акционер — это тот, кто внес определенный пай в капитал предприятия и взамен получил титул собственности: ценную бумагу — акцию. Акционерная собственность никогда, если предприятие действует, не может быть физически разделена, избавление или приобретение части собственности может происходить только путем отчуждения соответствующих акций.

г) собственность общественных организаций — это собственность групп людей, объединенных в какие-то общественные организации: политические партии, профессиональные союзы, союзы воинов-интернационалистов и т. д. Это неперсонифицированная частная собственность, т. е. здесь не устанавливаются индивидуальные доли в объекте собственности, которые могли бы принадлежать членам этих организаций. Например, если авторы этого пособия являются членами отраслевого профсоюза работников образования, которому принадлежит санаторий или пансионат на Черноморском побережье, то это отнюдь не означает, что каждый из нас может претендовать на свою долю в этом обольстительном объекте. Объект подобной формы собственности не делится на индивидуальные доли [10; c.82].

Частная собственность с момента ее введения стала отличаться от личной собственности, которая находилась в личном потреблении, тем, что служила целям извлечения прибыли (дохода). Предполагалось, что она будет функционировать как правовая форма осуществления индивидуальной трудовой деятельности с ограниченным применением наемного труда.

Законодательное утверждение равноправия частной и государственной собственности способствовало расширению в сфере предпринимательства правоспособности физических и юридических лиц, освобождению их от прежних ограничений. Гражданам по праву собственности принадлежит ныне не только имущество для удовлетворения своих личных потребностей, как это имело место в прошлом. Они могут владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом производственного назначения с целью ведения предпринимательской деятельности, использовать в процессе производства как собственный, так и наемный труд.

Желание получать прибыль – вот что толкает предпринимателей на риск, когда они открывают новый бизнес или занимаются иной деятельностью, приносящей пользу обществу в целом. Аналогично этому, возможность получать и использовать прибыль по своему усмотрению дает корпорациям стимул для принятия решений, умножающих ее. При этом корпорации удовлетворяют спрос потребителей.

Если нет возможности получать прибыль, отдельные предприниматели и корпорации не будут рисковать, следовательно, снизится деловая активность и будет меньше богатства в обществе. Конкурентно-рыночная система направляет стремление частных собственников к прибыли таким образом, чтобы оно служило на благо и индивиду, и обществу в целом. Однако для того чтобы рыночная экономика процветала, правительства не должны экспроприировать у граждан или фирм их собственность или реквизировать ее без справедливой компенсации.

 

1.3.Особая роль малого бизнеса в становлении предпринимательства.

Малый бизнес (или малое предпринимательство) — сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами [14; c.76].

По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие: численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству); размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов); вид деятельности.

Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим:

1) высокая степень централизации и персонализации управления. Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;

2) отсутствие системы стратегического управления. Руководитель предприятия занят решением задач текущего оперативного управления и не в состоянии заниматься средне- и долгосрочными планами развития предприятия;

3) высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;

4) дефицит финансовых ресурсов — как собственных, так и заемных [9; c.46].

Что касается спектра видов деятельности, которыми в праве заниматься малый предприниматель, то он весьма широк и охватывает многие отраслевые экономические сегменты. Исключения составляют лишь сферы деятельности, по тем или иным причинам запрещённые законами Российской Федерации, а также относящиеся к стратегическим отраслям экономики.

В России в современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса.

В последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР. Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

Конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии [6; c.91].

Также, за счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.

 

 



2019-12-29 258 Обсуждений (0)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)