Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профилактическая и коррекционная работа социального педагога школы с неблагополучными семьями



2019-12-29 313 Обсуждений (0)
Профилактическая и коррекционная работа социального педагога школы с неблагополучными семьями 0.00 из 5.00 0 оценок




Неблагополучная семья - это семья, в которой условия проживания детей далеки от нормальных, которая утра­тила всякую веру и желания в самоисцеление и продолжает дегради­ровать.

Чтобы работать с неблагополучной семьей, убедительно вести с ними диалог, необходимо знать типы и проблемы семей, на основе которых классифицируются неблагополучные семьи, какая это семья конфликтнаяилиаморальная семья, педагогически несостоятельная или асоциальная семья. Необходимо помнить о том, что любой тип семейной дезорганизации приводит к возникновению психотравмирующих ситуаций для ребенка и формирует личностные и поведенческие отклонения у детей. В работе социального педагога важно опреде­лить тип семейного неблагополучия, выяснить характер отрицательных свойств семьи, установить причинно-следственные связи между конкретными нарушени­ями в семье и нарушениями поведения ребенка. Это можно сделать с помощью метода наблюдения, посещение семьи на дому, сбор информации о семье путем взаимодействия с детской поликлиникой, участковыми уполномоченными, создание единой базы данных о семьях, заполнения социально­го паспорта семьи. Так же педагог должен планировать работу с семьей на основе индивидуального подхода, возможно вместе с членами семьи. Здесь необходимо установить контакт с членами семьи, пробудить к себе доверие, определить пути вывода семьи из сложной ситуации, кого полезно привлечь к разрешению семейных проблем, каким может быть «вмешательство» в семью, кто и каким образом может помочь семье в первоочередном порядке, выявить собственные ресурсы семьи, стимулировать к самопомощи. План должен иметь четкую перспективу, включать краткосрочные и долгосрочные зада­чи. Большое значение имеют краткосрочные задачи, позволяющие де­монстрировать способность семьи к достижению положительных резуль­татов. Реализовать намеченный план можно с помощью привлечения специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно. Возможны такие варианты помощи семье как:

-помощь в решении медико-социальных проблем членов семьи, например побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации, оздоровление детей;

-содействие родителям в восстановлении социального статуса, трудоустройство, помощь в профессиональном самоопределении, укрепление родительского статуса;

- правовая поддержка, предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении;

- содействие в создании более благоприятных условий для жизни и развития детей, помещение в социально-реабилитационный центр, различные виды материально-бытовой помощи и т.д.;

- психологическое оздоровление семьи, коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении.

После проделанной работы, социальный педагог должен провести анализ этой работы, восстановился контакт в семье с её окружающими или нет, снизилось ли употребление алкоголя в семье, улучшилась посещаемость ребенка в школе или нет, разрешены ли другие специфические проблемы.

Эффективность работы с семьей зависит от использования социальным педагогом возможностей окружающего социума, различных государственных и общественных структур, направленных на поддержку семьи и ребенка.

В ходе исследования, проведенного нами на базе МОУ «СОШ №10», мы выяснили, что работа, проводимая социальным педагогом в школе, включает в себя различные мероприятия, направленные на неблагополучные семьи. Ввиду того, что данное направление деятельности социального педагога является необходимым, мы предлагаем в рамках школы проводить следующие мероприятия:

1. Проводить информационно-профилактическую работу;

2. Организовывать походы в кинотеатр, театр;

3. Организовать экскурсии по кружкам, секциям города;

4. Создание в школе микрогрупп специалистов, занимающихся привлечением родителей к работе с неблагополучными семьями;

5. Оказание помощи неблагополучным семьям специалистами района и школы;

6. Вовлечение родителей во внеурочную деятельность.

Основным направлением работы социального педагога с неблагополучной семьей является комплексный подход, т.к. помощь, направленная лишь на один фрагмент не решает проблемы, а ведёт к ее сдвигу в другую сторону.

 

 


Заключение

Семья – важнейший социальный институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Она является объектом изучения очень многих общественных наук.

Проблемы семейного неблагополучия для нашей страны очень актуальны. На сегодняшний день нет четких статистических данных о том, сколько детей воспитывается в семьях находящихся в социально опасном состоянии.

Проанализировав педагогическую, психологическую и социологическую литературу, мы попытались в своем исследовании определить основные причины неблагополучия семьи, какая работа ведется с данными семьями в общеобразовательном учреждении.

Так, на базе МОУ СОШ №10 нами была проведена беседа, целью которой было выяснение взаимоотношений в семье. В ходе работы мы сделали анализ документации по работе с неблагополучными семьями, наблюдение за деятельностью социального педагога, беседа с детьми из неблагополучных семей, мы изучили основную специфику работы с данными семьями.

Кроме этого, нами был собран материал о деятельности социального педагога с неблагополучными семьями.

За 2009г. Социальным педагогом СОШ №10 было проведено 46 посещений семей, находящихся в социально-опасном положении, проведено 4 заседания Совета профилактики, проведены индивидуальные беседы социальным педагогом; индивидуально-коррекционные занятия педагогом-психологом.

Так же в течение учебного года проводилось:

1. изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи.

2. осуществление посредничества между личностью обучающегося и школой, семьей, специалистами внешкольных социальных служб и административных органов.

3. взаимодействие с учителями, родителями, лицами, их заменяющими, специалистами внешкольных социальных служб в оказании помощи обучающимся.

4. Организация и ведение работы с многодетными и малообеспеченными семьями.

5. выявление случаев жестокого обращения с детьми.

Итак мы выяснили, что среди учащихся есть дети из неблагополучных семей, родители которым не уделяют нужного внимания. Взаимоотношения в семье- один из главных факторов воспитания детей, задача социального педагога изучить семью , её проблемы и помочь своевременно преодолеть проблемы не только своими силами, но и привлечением квалифицированных специалистов: социальных работников, юристов, психологов, педагогов и т.д. Лишь только в таком случае семья останется единой, полной и благополучной.


Используемая литература:

 

1. Абрамова Г.В. Практическая психология. – М: «Академия», 1996г.

2. Ананьев Г. Сиротство. // Социальная защита. – 2000г. - № 2.С. 24

3. Антонов А. И. Социология семьи / Под. ред. А.И. Антонова, В. М. Медкова, – М.: «Nota Bene» 1998г. С. 360

4. Бурдина Г.С. Новая модель работы с семьей //Социальная работа.-2007.№4. С.44-45

5. Буянов М, И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра. –М.: «Просвещение»1988г. С.234

6. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М: «Просвещение», 1988г. С.47

7. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., Изд.центр «Академия», 2001г. С.43

8. Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общеобразовательного воспитания // Педагогика.- М., 1992.

9. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование . – 1991. - №4

10. Гуслякова Л.Г. Основы теории социальной работы. – М.: 1997г. С.25

11. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями и подростками. Конспект лекций.- Ростов на Дону, 2005.

12. Медведев Г.П. Этика социальной работы. – М., 1999г. С.38

13. Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М. , 2002.

14. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева.Под. ред. М.А. Галагузовой. 2-е изд., стереотип. – М.: «Академия» 2004г.С.116

15. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под. ред. Н.Ф. Басова.- М.: «Академия», 2004г. С.57

16. Основы социальной работы: Учеб. Пособие/ Под. ред. Е.В. Ханжина. – М.: «Академия» 2001г. С.144

17. Шакурова М.В.Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. – М.: «Академия» 2002г. С.66

18. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М.: ВАКО, 2005г. С.115

19. Шнайдер Л. Б. Основы семейной психологии. – М.: «Академия», 2003г.С.128

20. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие / Т. И. Шульга.– М.: Дрофа, 2005г. С.12


Приложение 1

 



2019-12-29 313 Обсуждений (0)
Профилактическая и коррекционная работа социального педагога школы с неблагополучными семьями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профилактическая и коррекционная работа социального педагога школы с неблагополучными семьями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)