Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Общие тенденции и особенности рынка портативных компьютеров




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В развитии российского рынка ноутбуков можно выделить два основных этапа. Первый относится к периоду с 1995 по 1997 год, когда шло активное развитие компьютерного рынка в целом. В это время начали появляться и первые российские ноутбуки. «Пионерами» стали RoverBook и Bliss. Кроме того, еще несколько компаний начинали выпускать собственные портативные компьютеры, например, Excimer и TS Computers, но из-за возникших сложностей были вынуждены временно закрыть эти проекты.

Финансовый кризис 1998 года отразился практически на всех отраслях экономики. Произошел резкий спад покупательской способности, что повлекло за собой снижение объемов производства. Это в первую очередь отразилось на дорогостоящих товарах, так называемых товарах второй необходимости и предметах роскоши, к которым на тот момент относились и ноутбуки. Средняя цена на лэптоп тогда составляла более 2500 $.[18]

Второй период (2002-2006 годы), когда рынок ноутбуков снова начал интенсивно развиваться, ознаменовался появлением новых игроков («вторая волна»). Причем, в это число входят не только российские компании, продвигающие собственные марки, но и транснациональные корпорации с уже известными брендами - Samsung, LG, Acer, Asus, Hyundai и др. Динамика роста объема продаж портативных компьютеров по годам в России, согласно сведениям компании ITResearch, выглядит следующим образом: 2002 год - 150 тыс. шт., 2003 - 280 тыс.шт. (273 млн. долларов), 2004 год – около 600 тыс. шт. Таким образом, согласно данным аналитических агентств IDC и Gartner, темпы роста российского рынка ноутбуков составили более 100 % в год.[19]



Структура рынка ноутбуков представлена в Приложении 1.

Современный российский рынок портативных компьютеров достаточно обширен и разнообразен и представлен различными фирмами-производителями - это Sony, IBM, HP, Toshiba, LG, ASUS, Bliss, Acer и многие другие. Долгое время не совсем соответствовала аналогичным показателям рынка России. И дело не только в меньших соотношениях продаж настольных ПК и ноутбуков или различиях в процентных «объемах наполнения» типичных ценовых сегментов. Зачастую на российском рынке та или иная компания совершенно неожиданно вырывалась вперед благодаря интересному модельному ряду или новой ценовой политике. В последнее время российский рынок все больше становится похож на мировой со всеми вытекающими из этого тенденциями. Тем не менее, постоянная интрига с то и дело меняющимися лидерами остается типичным показателем.

Основной тенденцией мирового рынка остается непрекращающийся рост количества продаваемых компьютеров при постоянном снижении средней цены ПК. Так, по данным аналитиков Gartner, суммарное количество ПК, проданных в 2005 году, превысит показатель предыдущего года на 12,7%, в то время как доходы от продаж увеличатся всего на 0,5%. При этом в 2005 году подтвердились прогнозы относительно роста продаж ноутбуков – он составил 31%. На 2006 год прогноз Gartner еще жестче: рост объемов поставок составит порядка 10,5% при снижении доходов на 0,4%.

В настоящее время первое место на рынке России, как и в большинстве Европейских стран, занимает компания Acer. Второе место - компания ASUS. Так, например, аналитики агентства Gartner оценивали долю компании Acer по поставкам ноутбуков в Россию во втором квартале 2005 года в 17%, при этом рост продаж по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года в количественном выражении составил 448%.[20]

Примечательно, что в 2003 г. среди иностранных вендоров на российском рынке безусловным лидером являлась Toshiba, лишь немногим уступая в рыночной доле компании RoverBook. Однако Toshiba является одним из признанных технологических лидеров, так как постоянно совершенствует свои устройства, но одной из самых значимых ее разработок являются технологии охлаждения процессоров, чипсета и графического адаптера, а также передовые технологии элементов питания ноутбуков на метаноле.[21]

Схожие тенденции развития рынка портативных ПК наблюдаются и в Санкт-Петербурге. На рынке города представлены торговые марки практически всех ведущих мировых производителей портативных компьютеров: Acer, Asus, LG, Samsung, Sony, Fujitsu-Siemens, BenQ, Toshiba и другие.

Суммарных точных данных о том, сколько ноутбуков достигает конечных пользователей в каждом городе или регионе, до сих пор ни у кого нет, но, логически рассуждая, можно вывести такую пропорцию: 25-30% от всех продаж ноутбуков в России - это Москва, 5-8% - Санкт-Петербург.

В отличие от Москвы, доля специализированных сетей на втором по величине рынке компьютеров и оргтехники - петербургском - составляет 95%, к тому же в Петербурге абсолютное лидерство принадлежит двум компьютерным розничным сетям - «Кей» и «Компьютерный мир». По данным исследовательской компании TNS Gallup Media, на эти сети приходилось на начало 2003 г. примерно две трети (67%) продаж компьютерной техники Петербурга, при этом доля «Кей» составляет 40%, «Компьютерного мира» - 27%. Доли остальных игроков не превышали 9%: сеть «Компьютерная служба 320-8080» занимала 9% петербургского рынка, магазины «РиК» - 7%, «Мир Техники» - 5%, «Свега Плюс» - 4%, «РиМ» - 3%. Помимо вышеперечисленных розничных сетей, на петербургском рынке работают около 150 мелких фирм, специализирующихся на сборке компьютеров в основном под заказ и торговле бывшей в употреблении техникой, но доля мелких компаний неуклонно сокращается.[22]

В Петербурге слабее просматривается такая тенденция, как в Москве, когда потребитель получает стандартное обслуживание на уровне западных компаний. В Москве, например, открыли специализированный розничный салон «Дом ноутбуков» (FosterGroup), который активно распространяет дилерскую сеть по всей России. Аналогичной сети такого уровня в Петербурге пока нет.

Отсутствуют в Петербурге и специализированные рынки. Петербургским аналогом московских рынков «Савеловский», «Митино», «Горбушка» с некоторой натяжкой можно назвать рынок «Юнона». Но доля компьютерной техники, продаваемой здесь, всегда была незначительной, а за последние 5 лет акцент сместился с перепродажи компьютерных комплектующих на розничную продажу мобильных телефонов и аксессуаров, а также пиратских CD и DVD.

За 2005 год по Петербургу, как и в целом по стране, в структуре продаж заметно возросла доля ноутбуков и КПК. В структуре спроса по городу ноутбуки составляют уже 20% по версии СНИЦ и 15% по данным «Микробит». Общий рост объемов продаж по ноутбукам по сравнению с прошлым годом был превышен вдвое. Более 65% продаж по городу приходится на модели ноутбуков стоимостью от 30 до 50 тыс. руб. Общее количество ноутбуков в домах петербуржцев на сентябрь 2004 г. оценивается на уровне 50-60 тыс. штук или около 10% всего парка ПК. За прошлый год с петербургского рынка практически полностью исчезли ноутбуки Pentium начального уровня. На конец года около 50% рынка представлены компьютерами на базе процессоров класса Pentium 3 и 4 поколения или аналогичных (AMD). [23]

Если говорить о крупнейших игроках петербургского мобильного рынка, то здесь можно оперировать лишь данными самих компаний-продавцов. В частности, «Компьютерный мир» заявляет о своем несомненном лидерстве. «Компьютерный мир» контролирует порядка 20% местного рынка ноутбуков.

2005 год оказался вообще переломным для петербургского рынка ноутбуков. В некоторых розничных сетях доля продаж ноутбуков увеличилась беспрецедентно - до 100% по сравнению с предыдущим годом. Так, рост этого направления в торговой сети «Компьютерный мир» в 2004 году по сравнению с 2003 годом составил 80%, а в сети «Кей» - 100%. Если рост рынка настольных систем сильно замедлился и составил 10-15%, то рынок ноутбуков в целом по Петербургу вырос на 30% минимум.[24]

С точки зрения соотношения цены и качества в глазах пользователей портативные компьютеры выглядят весьма предпочтительно. Но они все равно пока проигрывают настольным системам, прежде всего в стоимости. В качестве основного компьютера ноутбук домой может купить только состоятельный пользователь, за деньги, которые стоит ноутбук, можно установить систему на основе обычного компьютера, которая была бы и функционально более удачной, например, для просмотра фильмов, игр. Отсюда проистекают и три характерные для местного рынка ноутбуков черты.

Во-первых, ноутбуки чаще покупают для работы. В общей доле продаж больше корпоративных клиентов, которые приобретают ноутбуки для личного использования персоналом.

Во-вторых, более высоким спросом у покупателей пользуются модели российской сборки, поскольку по цене они гораздо доступнее. Но при этом, ноутбук не перестает оставаться «модной вещицей», которая подчеркивает статус хозяина. Для многих покупателей важен брендовый ноутбук. В то же время новый ноутбук известного бренда стоит дорого. Поэтому новые ноутбуки приобретают в основном российского производства. Сегодня русский ноутбук можно купить примерно за 25 тысяч рублей. Импортная техника в основном реализуется на рынке second hand, образуя третью особенность рынка портативных компьютеров.

По данным IDC, состав тройки лидеров продаж в течение прошлого года был довольно стабилен - Asus, Rover Computers и iRU. Итоги четвертого квартала прошлого года показали, что эти компании заняли 18, 16 и 14% рынка соответственно, за ними идут Acer (10%) и Max Select (7%). По версии IDC, крупнейшими поставщиками ноутбуков в четвертом квартале стали (по убыванию) Asus, Rover Computer, iRU, Samsung и Acer. ITResearch, подводя итоги за тот же период, утверждает, что на долю этих компаний пришлось 62,1% всех продаж.

Однако петербургская картина рынка сильно отличается от общероссийской: так, в тройке лидеров практически отсутствуют российские бренды. В сети «Кей», например, в минувшем году на ведущих позициях закрепился Asus (общероссийский лидер), на втором месте - Acer, третье место разделили Samsung и LG. В сетях «Компьютерный мир» и «Компьютеры 320-80-80» наиболее успешно продавались те же марки - Asus, Acer и Samsung. Местные производители имеют незначительные проценты продаж во всех перечисленных сетях.[25]

Резкий рост спроса на ноутбуки произошел не случайно - он был определен общим снижением цен на портативные компьютеры и одновременно расширением их функциональности. Сейчас на рынке доступны модели стоимостью ниже 1 тыс. долларов, обладающие хорошими характеристиками (для сравнения в 1999 года стоимость Pentium II доходила до $ 4500) При этом в сегменте бюджетных решений активно работают не только отечественные сборщики, но и западные вендоры (в частности, все нынешние лидеры рынка).

Прогресс модернизации идет и в области дисплеев (дисплей сегодня - одно из важнейших потребительских качеств ноутбука). Так, у большинства моделей яркость экрана монитора составляет сейчас не менее 200 нит (еще несколько лет назад - не более 180 нит), а разрешение продолжает расти - на рынке уже представлены модели с разрешением 1900х1200 пикселей. Другая тенденция - расширение формата - на смену стандартным пропорциям экрана 4:3 приходят более удобные для восприятия 16:9.

Что касается дизайна, то тут две главные тенденции - корпусы ноутбуков становятся разноцветными и все большую популярность обретает «тонкий» и «ультратонкий» формат (slim и ultraslim), когда толщина ноутбука может не дотягивать и до сантиметра.

Как показывают наблюдения и замеры рынка, меняется и структура потребления. Здесь мы идем по западному пути развития, где уже давно считается нормой иметь в качестве домашнего компьютера не настольную систему, а компактный и в меру производительный ноутбук. Это подтверждает и исследование «ТОЙ-Опинион», согласно которому в 2004 году 53% из числа покупателей купили ноутбук в дополнение к настольному компьютеру, 8% - взамен устаревшей настольной модели, а 23% - взамен устаревшего ноутбука. Еще для 16% ноутбук стал первым компьютером в семье. Круг потребителей серьезно меняется. Теперь мы видим ноутбуки не только у серьезных мужчин в галстуках, но и у молодежи, студентов - в общем, у людей самых разных возрастов и профессий.

Далее на гистограмме приведено изменение предпочтений потребителей по ценовым категориям за 2002-2004 гг.[26]

 

Рис. 2.5. Изменение предпочтений потребителей по ценовым категориям

Рассмотрим далее политику сбыта и ценовую политику в ведущих торговых сетях Санкт-Петербурга.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (103)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7