Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эффективность приемов и методов обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства



2019-12-29 411 Обсуждений (0)
Эффективность приемов и методов обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Познакомившись с теоретическими аспектами обучения и воспитания младших школьников на уроках по основам цветоведения, мы осуществили исследование по вопросу использования основных методов и приемов обучения цветоведению в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Как мы уже говорили, урок рисования дает учащимся не только основы живописной грамоты, но и способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках по изучению основ цветоведения.

В процессе организации и проведении уроков по изучению основ цветоведения нам нужно выявить уровень развития умения и навыков в рисовании учащихся 1 класса МОУ «СОШ №2», г. Губкина в данной области.

Цель исследования заключается в изучении и анализе работы учителя по проведению уроков по основам цветоведения. Для достижения данной цели были использованы следующие методы:

1. Анализ деятельности учителя.

2. Анкетирование учащихся.

3. Анализ детских работ.

4. Описание практической деятельности в ходе практики.

Говоря о рисовании в школе необходимо сказать о том, что основная руководящая роль принадлежит учителю, который должен правильно организовать учебный процесс, направить ученика на самое основное, указать путь быстрейшего усвоения учебного материала. Каждый учитель является ответственным за обучение и воспитание, он возглавляет и направляет деятельность школьников. Овладеть основами изобразительной грамоты школьник может только с помощью учителя. Педагог покажет ему, как приступить к рисунку, с чего его начать и в какой последовательности, как преодолеть чистый лист бумаги.

Рассмотрев систему работы по ознакомлению детей с основами цветоведения, мы узнали, как на практике реализовывается обучение младших школьников с данным видом деятельности.

Итак, начался урок изобразительного искусства по теме «Яркие бабочки». Учитель подобрал интересный, познавательный материал, учитывая особенности детей семилетнего возраста.

Дети слушают очень внимательно, с любопытством. Приступили к работе с красками. Школьники работают по-разному. У всех разные навыки, разные способности. Но в ходе урока возникали трудности. У кого-то не получается нарисовать красивые крылья бабочек, а кто-то не может подобрать нужный цвет из набора красок, интерес пропадает и начинаются разговоры.

Эффективность уроков изобразительного искусства зависит от того, насколько увлекателен для первоклассников был материал, рассказанный не только во вводной беседе, но и в течение всего урока. Четко продуманы все этапы урока и организационные моменты в работе с карандашом и красками, при объяснении основ цветоведения нужно использовать более понятные для детей слова. А трудности, испытываемые детьми на уроке, происходят в связи с их возрастными особенностями.

При подготовке к уроку по изучению основ цветоведения необходимо подобрать качественный наглядный материал, который вызовет огромный интерес и привлечет внимание ребят. Если же дети затрудняются что-то нарисовать, учитель должен применять педагогический рисунок. Хотя лучше иметь готовые таблицы по цветоведению, чем педагогу вместе с детьми рисовать красками на листе, прикрепленном в классе к доске. Этот процесс занимает больше времени на уроке, и в результате спешки, если возьмешь больше воды, краска течет, и педагогический рисунок может получиться не очень удачным.

Большое внимание обращается на организацию рабочего места ученика, так как это непременное условие успешной работы на уроках изобразительного искусства. Все принадлежности для работы с цветом должны иметь определенное, постоянное место на столах. Имея все необходимые материалы и принадлежности для выполнения задания, ребята с большим вниманием и интересом отнесутся как к объяснению задания, так и к его выполнению. С размещением принадлежностей на рабочем месте учащиеся знакомятся на первом уроке, а в дальнейшем педагог следит за тем, чтобы все принадлежности находились на предназначенных для них местах.

При подготовке к уроку по обучению основам цветоведения мы пользовались программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». По нашему мнению эффективность данной программы в том, что она идет с элементами развивающего обучения, используется дифференцированный подход, интеграция заданий, предполагается оснащение урока учебниками и рабочими тетрадями для учеников. Программа содержит методические рекомендации к урокам, что облегчает подготовку к уроку.

Процесс обучения построен нами в соответствии с целью программы ‑ формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Наши уроки направлены на решения основных задач курса:

1) формирование художественно-творческой активности;

2) формирование у обучаемых нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

3) овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Отметим, что главный смысловой стержень программы – ориентация на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры личности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования в образовательной области «Искусство» и отражает один из основных видов художественно-творческой деятельности – изобразительное искусство. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Особое внимание на своих уроках мы уделяем основам цветоведения. Задания, предложенные нами, были длительными и кратковременными (смешивание красок, задания для закрепления новой темы). Смешивание красок выполнялось в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений мы давали обучающимся задания рисовать бабочек, цветы, снежинки, форма, строение и окраска которых были тщательно проанализированы.

Как преподавателю наилучшим образом организовать свою работу в классе, когда учащиеся начали рисовать?

Наилучшим образом эту работу можно провести. Спустя 2-3 минуты после объяснения учитель обходит класс и наблюдает за работой детей, заметив ошибку, обращает на нее внимание ученика. Таким образом, в результате первого обхода каждый ученик получает от педагога замечания, которые направляют его на правильный путь дальнейшего ведения работы. Обойдя весь класс, учитель снова возвращается к тому ученику, с которого начал обход. Когда же преподаватель замечает типичную ошибку всего класса, она приостанавливает работу и обращает внимание всех учащихся на эту ошибку. Объяснение таких ошибок педагог чаще всего проводит у доски или с помощью методических пособий.

При изложении учебного материала перед нами должна постоянно стоять задача ‑ сделать все возможное, чтобы все ученики понимали нас. Каждое наше слово было понято детьми. Учебный материал мы стараемся излагать так, чтобы дети воспринимали его без особых усилий.

Каждому возрасту необходим свой объем знаний и навыков, своя методика изложения учебного материала. Но с основными законами изобразительной грамоты дети должны познакомиться в начальной школе. И мы знаем, что там, где учитель руководит их приобщением к изобразительному искусству успех у детей налицо.

Дети еще в дошкольном возрасте проявляют большой интерес к рисованию. Сначала эта деятельность носит характер игры, и дети не обращают внимания на качество изображений. С развитием восприятия изображения обогащаются, появляются новые детали, связное содержание, движение.

Анализ рисунков учеников позволяет сделать следующие выводы:

• учащиеся 1 класса в своих рисунках не всегда правильно передают цвет изображаемых предметов и их пропорциональные соотношения между собой, рисуют, как правило, они жирной контурной линией, сильно нажимая на карандаш.

• предметы чаще всего изображают мелко, закрашивая всю его форму.

• изображение пространства в их рисунках не отличается разнообразием, чаще всего это способ, при котором рисуемые предметы располагаются по одной или нескольким горизонтальным линиям.

• В рисунках свойственна передача мелких второстепенных деталей в изображаемых предметах, в то же время они упускают главное, например, характерную форму самого предмета.

• не имея навыков работы с красками, дети закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они закрашивают небо и землю в виде отдельных двух полос (сверху и снизу).

В ходе практике нами было проведено анкетирование учащихся 1 класса МОУ СОШ № 2, г. Губкина. (Приложение 11)

Проанализировав ответы детей на предложенные им вопросы, мы пришли к выводу, что учащиеся хорошо усвоили сущность уроков по цветоведению. Большинство ребят (21 из 25) ответили верно, что составляет 84% знаний. 12% детей (3 человека) быстро и четко ответили на вопрос «Какие три основных цвета, ты знаешь?», у остальных детей (4 %) этот вопрос вызвал некоторые затруднения.

 


 

Итак, из выше сказанного можно сделать вывод, что мы, прежде всего сами должны хорошо разбираться в вопросах цветоведения, тогда мы сможем помочь детям правильно подобрать нужный цвет красок и верно показать его в рисунке. Каждый преподаватель должен знать структуру уроков по обучению основам цветоведения, программное содержание и правильно его применять.

Для того чтобы у детей возникало меньше ошибок в работе с цветом, нам важно с первых уроков, использовать не только интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности на уроке.

При подготовке к проведению уроков по основам цветоведения важно помнить, что занятия по этому предмету имеют цель с одной стороны развить у учащихся художественный вкус и творческое воображение, а с другой - привить детям изобразительные умения и навыки, показать им практическое значение цветовой гармонии в жизни человека. Важно также хорошо знать и учитывать уровень подготовки каждого ребенка к изобразительной деятельности и предусмотреть индивидуальный подход к учащимся в процессе их обучения на уроке.

Под влиянием благоприятной окружающей обстановки, эффективных методов обучения и воспитания, развитие ребенка претерпевает качественные изменения. Создание необходимых условий для развития художественных способностей, влияют на воспитание у детей умения наблюдать, видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их между собой, находить у них общие и различные черты, выявлять главное, а также от выработки у них технических умений и навыков в работе с карандашом и красками. (18)

При подготовке к уроку по основам цветоведения мы вначале составляем примерный план-конспект. У нас есть свои, индивидуально выработанные формы работы. В конспекте можно предусмотреть ответы учеников, их вопросы и даже учебно-воспитательные мероприятия. Например, мы можем предусмотреть, что во время занятий кто-то не готов к уроку, кто-то отвлекается, мешает другим.

Важной и трудной задачей для нас при подготовке к уроку рисования является подбор учебных и методических пособий. Мы обязаны заранее продумать необходимое оборудование, как для ученика, так и для проведения урока. Надо подбирать репродукции картин, таблицы по цветоведению доступные для восприятия младших школьников. Не следует заранее вывешивать все наглядные пособия, приготовленные для проведения урока на доску сразу, так как дети будут отвлекаться от анализа одной картины, их внимание будет рассеиваться. Еще К. Д. Ушинский указывал, что: «Картины, используемые на уроке, не должны быть заранее известны учащимся, не должны все висеть в классе. Пусть, учитель меняет их тогда, когда содержание одной картины будет беседою исчерпано». (15)

Методически грамотно и доступно необходимо познакомить детей с основными понятиями цветоведения: цвет, колорит, контраст (об этом говорилось в 1 главе), рассказать, что, цвет – одно из свойств материального мира, осознанное зрительное ощущение.

Каждый урок должен быть законченным, цельным и в тоже время являться частью системы уроков, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета.

При составлении плана-конспекта следует придерживаться определённой формы и структуры. В ней должны быть отражены следующие компоненты:

1) вид занятия; 2) тема урока; 3) цель урока; 4) оборудование: для учителя и учащихся; 5) использование классной доски; 6) план и ход урока:

а) организационная часть,

б) объяснение нового материала,

в) самостоятельная работа учащихся,

г) завершение урока и задание на дом.

При организации урока по основам цветоведения, необходимо обращать внимание на рациональное распределение времени. Каждый урок членится на следующие части:

1. Организационная часть. Сюда входит: установление в классе должной дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале. Рабочее место должно быть заранее подготовлено, все необходимые материалы заранее принесены и установлены в нужном порядке к началу урока.

2. Сообщение нового материала. Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание. Иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями – схемами, методическими таблицами.

3. Самостоятельная работа учащихся. После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым даёт дополнительные пояснения. А иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

4. Подведение итогов работы и завершение урока. К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт, проявлять уважение к личности ученика, чуткое отношение к нему. По окончании урока учитель оценивает все работы. Класс приводится в порядок. (26)

Таким образом, при подготовке к проведению уроков по основам цветоведения важно помнить, что занятия по этому предмету в начальных классах имеют целью развить у учащихся художественный вкус, творческое воображение, приучить их видеть прекрасное в жизни и в искусстве; в то же время они должны привить детям изобразительные умения и навыки, показать им практическое назначение цветовой гармонии в жизни человека, а также научить их пользоваться рисунком в трудовой деятельности и в художественном творчестве. Также важно хорошо знать и учитывать уровень подготовки каждого ребенка в изобразительной деятельности и предусмотреть это в обучении на уроке.

Для более продуктивного проведения урока по основам цветоведения, нами были разработана и проведена серия уроков по обучению основам цветоведения.

Как уже было сказано, при подготовке к проведению урока по основам цветоведения необходимо подобрать весь методический материал по методике преподавания изобразительного искусства, методическую литературу и иллюстрационный материал. Затем составить план-конспект урока, продумывая при этом все его этапы.

Нами разработаны и проведены серии уроков по обучению основам цветоведения для 1 класса, планы-конспекты которых мы представляем ниже. Данные уроки были проведены в МОУ СОШ №2, г. Губкина.

Урок №1 был проведен по теме: «Волшебный мир красок».

Цель: познакомить с материалами и инструментами для уроков изобразительного искусства, последовательным расположением цветов в спектре.

Задачи

1) познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре; формировать навыки работы с красками;

2) развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и в искусстве; навыки и умения в организации своего рабочего места;

3) воспитывать интерес к предмету, к окружающей действительности.

Оборудование: наглядный материал: таблица «Организация рабочего места на уроке изобразительного искусства», рисунки, выполненные акварелью и гуашью; таблица «КОЖЗГСФ»; «Азбука цвета»; музыкальное сопровождение; кисточка, краски, баночка для воды, альбом, карандаш, ластик, палитра, салфетка, пробник.

Тема детям была произнесена в начале урока. Что именно будут рисовать, учащиеся узнали, отгадав загадку. Далее учитель в игровой форме поднес учащимся сведения об организации рабочего места при работе с красками и что для этого понадобиться (загадывались загадки, отгадками которых являлись изобразительные принадлежности).

Детям было предложено внимательно рассмотреть радугу, обратить внимание на расположение цветов, форму. Объяснения учителя сопровождалось педагогическим рисунком на доске с помощью мела, а также вывешивалось поэтапное изображение радуги в цвете. Это способствовало лучшему восприятию и запоминанию процесса изображения.

В начале практической работы ребятам был предложено проведение небольшого эксперимента. Предлагалось смешать основные цвета (красный с синим, синий с желтым и желтый с красным), получить дополнительные (фиолетовый, зеленый и оранжевый). Затем, учитель с детьми провел анализ расположения цветов в радуге. Дети приступили к раскрашиванию радуги красками.

Анализируя рисунки, придерживались следующих критерий:

- у всех ли радуга изображена по середине альбомного листа;

- у всех ли радуга выполнена правильно, выдерживая последовательность расположения в ней цветов;

- все ли работы выполнены аккуратно.

Урок №2 был проведен по теме: «Теплый и холодный цвет в живописи».

Цель: познакомить детей с теплыми и холодными цветами, закрепить навыки в практической работе.

Задачи

1) познакомить детей с теплыми и холодными цветами, умение различать «тепло-холод» в живописи;

2) развивать творческие способности детей, закрепить навыки в практической деятельности;

3) воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: таблица «Азбука цвета», картины «тепло и холодно», педагогий рисунок.

Тема детям была произнесена в начале урока, далее учитель дал сведения о теплых и холодных цветах, их символику. Дети проанализировали несколько рисунков, нарисованных учителем и репродукции картин в теплых и холодных тонах. Затем учитель разделил класс на две части. Одна часть выполняла рисунки в теплых тонах, а другая часть класса пользовалась холодными цветами, при этом самостоятельно выбрав сюжет. В ходе самостоятельной работы учитель ходил по классу, помогая детям.

Анализируя рисунки, придерживались следующих критериев: расположение рисунка в альбомном листе, точность выполнения задания и степень самостоятельности.

Урок №3 был проведен по теме: Цветик-семицветик.

Цель: познакомить с последовательным расположением цветов в спектре, научить детей лепить способом из жгутиков.

Задачи

1) познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре;

2) развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и в искусстве;

3) воспитывать интерес к предмету и к окружающей природе.

Оборудование: таблица «Цветовой спектр», педагогий рисунок последовательности лепки из пластилина способом из жгутиков, пластилин, цветной картон.

После сообщения темы урока, учитель предложил детям рассмотреть расположение цветов в спектре и выявить их закономерность. Так как предлагалось работа с пластилином, дети повторили технику безопасности при работе с пластилином. Учитель объяснил поэтапное выполнение изделия и продемонстрировал технику лепки способом из жгутиков. Дети приступили к работе. Учитель оказывает ученикам индивидуальную помощь, если они в этом нуждаются.

В ходе анализа ученических работ отмечались следующие достоинства: правильное расположение цветов в изделии и аккуратность выполненной работы.

Урок №4 был проведен по теме: «Сказочное путешествие в мир волшебных красок».

Цель: закрепить знания детей о теплых, холодных и ахроматических цветах, закрепить навыки в практической работе.

Задачи:

1) закрепить знания детей о теплых, холодных и ахроматических цветах, закрепить навыки в практической работе с цветом.

2) развивать творческие способности детей, умение различать хроматические и ахроматические цвета;

3) воспитывать чувство прекрасного и умение вести работу аккуратно.

Тема детям была произнесена в начале урока в необычной форме, т.к. данный урок является внеклассным занятием, проведенным в форме путешествия. Детям была рассказана увлекательная история, которая произошла с петушком. В ходе работы дети провели небольшой эксперимент, который их удивил. Задания, предложенные детям, были различного характера: выполнить рисунки в теплых, холодных и ахроматических тонах на готовых шаблонах. Детям работа очень понравилась, они были увлечены.

Анализируя работы детей, мы придерживались следующих критерий: правильность выполнения задания и аккуратность ведения работы.

Итак, исследование вопросов практического характера по методике ознакомления младших школьников с основами цветоведения на уроках изобразительного искусства позволяет сделать следующий вывод, что организации работе с цветом должно быть уделено особое внимание. Успех занятий во многом будет зависеть от условий выполнения работы: составленного учителем в соответствии с требованиями современных программ по изобразительному искусству методически грамотного плана-конспекта урока по обучению основам цветоведения, наличия необходимых наглядных средств обучения (в том числе ТСО), личного показа учителем приёмов изображения, оборудования рабочего места ученика, умелого анализа результатов работы школьников, который важно проводить в конце каждого урока. Знание о художественных материалах и разных техниках работы с цветом, помогает обучающимся наилучшим способом реализовать свои творческие замыслы в небольшом наброске или законченном рисунке.

 


Заключение

Исследовав проблему по методике организации и проведения работы по ознакомлению младших школьников с основами цветоведения на уроках изобразительного искусства можно сделать следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о постоянном внимании ученых и практиков к проблеме обучения младших школьников основам цветоведения. Цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании, с которым знакомятся младшие школьники на уроках по основам цветоведения, используя цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то в дальнейшем, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.

2. Занятия по обучению цветоведению ставят перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач педагогу необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками, творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, и в связи с этим продуманно строить методику работы с детьми.

3. В младших классах обучаемые усваивают все основные элементы цветоведения, которые могут использоваться как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках по трудовой деятельности. С детского возраста необходимо учить рассматривать предметы, обращая внимание на характерные особенности формы, пропорций, светотени, перспективы, цветовую окрашенность предмета. Эти общие положения по анализу предметов и объектов окружающего мира дети закрепляют в средней школе, но первоначальный фундамент закладывается именно в начальных классах. Как бы не строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы не были положены в основу изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики. Применяя такие методы и приемы как: наблюдение и восприятие картин художников, беседы с детьми, руководство и анализ практической деятельности учащихся, необходимо учить детей мыслить, видеть и понимать прекрасное, развивать эстетический вкус, стремление к тому, чтобы сделать все окружающее лучше и красивее.

4. Исследование практической части дало возможность изучить и проанализировать работу учителя начальных классов по использованию методов обучения основам цветоведения. Это позволило сделать вывод, что без руководствующей, направляющей роли педагога, без неустанного и внимательного наблюдения за каждым школьником немыслима учебно-воспитательная работа в школе. Учитель сам должен хорошо разбираться в вопросах цветоведения, тогда он сможет помочь детям правильно подобрать нужный цвет красок и верно показать его в рисунке. С первых уроков важно использовать интерес детей к рисованию, развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности на уроке. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь.

Таким образом, мы выявили и обосновали сущность и особенности организации методики обучения цветоведению на уроках рисования в начальных классах. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основные слагаемые успеха.

Теоретическая значимость нашей работы в том, что в ней представлено обоснование необходимости и возможности осуществления грамотной организации работы учителя по использованию методов и приемов обучения основам цветоведения детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.

Практическая ее значимость - в разработке комплекта методических рекомендаций по освоению младшими школьниками основ цветоведения через связь уроков изобразительного искусства и труда, разработке серии уроков по обучению младших школьников основам цветоведения и анализе работы по их реализации в период педагогической практики.

Мы считаем, что цель курсовой работы достигнута.


Список литературы

 

1. Беда Г.В. Живопись - М.: Просвещение, 1986.

2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3. Визер В.В.Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – сПб.: Питер, 2006.

4. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993.

5. Зеленина Н.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996.

6. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство – Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.1 – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

7. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство – Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.2 – М.: Гуманит. изд .центр Владос, 2000.

8. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство – Рабочая тетрадь: 2 кл.: В 2 ч. Ч.1 – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

9. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство – Рабочая тетрадь: 2 кл.: В 2 ч. Ч.2 – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

10. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1995.

11. Костерин Н.П. Учебное рисование: – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1984.

12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. – Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984.

13. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. - М.: Просвещение, 1979.

14. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 1 – М.: Дрофа, 1997.

15. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 2 – М.: Дрофа, 1997.

16. Курбатова Н.В. Современная энциклопедия начальной школы. Рисование/Н.В. Курбатова. – М.:СЛОВО; Эксмо, 2006.

17. Неменский Б.М., Фомина Н.Н., Гросул Н.В. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 кл. – Книга для учителя: Просвещение, 1991.

18. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 кл. – Пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.

19. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе. - Наука, Флинта, 1999.

20. Программы общеобразовательных учреждений : начальные классы (1-4): В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2001.

19. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. – М.: Просвещение, 1994.

21. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Просвещение, 1980.

22. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: АГАР, 1998.

23. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000

24. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь. - М.: Просвещение, 1981.

25. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999.

26. Сокольникова Н.М. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством в начальной школе: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

27. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. – учебник для учащ. 1-2 кл.: В 4 ч. Ч 1.– Обнинск: Титул, 2000.

28. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащ. 1-2 кл.: В 4 ч. Ч 2. – Обнинск: Титул, 2000.

29. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащ. 3-4 кл.: В 4 ч. Ч 3. – Обнинск: Титул, 2000.

30. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащ. 3-4 кл.: В 4 ч. Ч 4. – Обнинск: Титул, 2000.

31. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1989.

32. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.

33. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Просвещение, 1983.

 

 



2019-12-29 411 Обсуждений (0)
Эффективность приемов и методов обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эффективность приемов и методов обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)