Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод анализа затрат на один рубль продукции



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Метод анализа затрат на один рубль продукции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При анализе затрат на 1 рубль продукции используются два метода: метод сравнения и сопоставления элементов (метод алгебраической суммы частных показателей сметы затрат) и метод цепных подстановок.

      Сравнение – это научный метод познания, в процессе которого изучаемого явления, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее показателями, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденций и закономерности их развития. [10 c 72]

 

Сравнения используются при:

- сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана

- сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.

- сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов

- сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимо для поиска резервов

- сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по району, зоне, области для оценки достигнутых результатов и определения неиспользованных резервов

- сопоставление параллельных динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей. (анализируя одновременно динамику изменения объема производства валовой продукции, основных производственных фондов и фондоотдачи, можно обосновать взаимосвязь между этими показателями)

- сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью сбора наиболее оптимального из них

- сопоставление результатов деятельности до и после изменения  фактора применяется при расчете влияния факторов при подсчете резервов.

Различают:

- горизонтальный (используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового),

- вертикальный (изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом, соотношение частей целого между собой, влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора),

- трендовый (применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики),

- одномерный (сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю),

- многомерный (проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по широкому спектру показателей) сравнительный анализ.

    При проведении анализа затрат на 1 рубль продукции метод сравнения применяется при анализе по элементам затрат (смете затрат). Проводится вертикальный сравнительный анализ элементов затрат в общей сумме сметы затрат путем расчета удельного веса каждого элемента в 1 рубле продукции. Для этого применяется формула:

 
А

 


WT
                      Уд. вес =                                (1.4)

 

 

где Уд.вес – удельный вес статьи сметы в 1 рубль выпуска продукции

А – величина статьи сметы в руб.

WT – объем выпуска продукции в руб.

Необходимо помнить, что при проведении вертикального анализа сметы по периодам исключается влияние изменения цены, то есть текущий выпуск продукции исчисляется по базисным ценам.

Потом проводится горизонтальный сравнительный анализ рассчитанных показателей – выявление абсолютного изменения величин текущего периода по сравнению с базисным. Для этого показатели базисного периода построчно вычитаются из показателей текущего периода:

 

Изменение = Текущий – Базисный (1.5)

 

Как видно из формулы (1.2) затраты на 1 рубль продукции – модель смешанная и анализируется по методу цепных подстановок.

     Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходят из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения, потом изменяются два при неизменности остальных и т.д. [10 c 50]

Недостаток метода состоит в том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или иного фактора. Однако существуют определенные правила, определяющие последовательность подстановки: при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов; если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, последовательность подстановки определяется путем логического анализа.

Затраты на 1 рубль продукции зависят от следующих факторов:

1. Объем выпуска продукции

2. Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска.

3. Переменные издержки

4. Постоянные издержки

5. Цена продукции

Так как модель пятифакторная, анализ будет содержать шесть цепочек (одна базисная и пять постепенных изменений по факторам). Первая часть анализа проводится путем постепенного подставления текущих значений факторов в базисную цепочку.

1) Затраты на 1 рубль продукции в базисном периоде:

     
ЗW 0 = ==

 


å Ni 0·Цi 0
                                                                                       (1.6)          

 

2) Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения объема выпускаемой продукции. Для этого рассчитываются два дополнительных коэффициента:

a) Коэффициент изменения объема выпуска одинаково по всем изделиям (по ценам)

 
å Ni 1·Цi 0  

 


å Ni 0·Цi 0  
KN =                                         (1.7)

 

 

b)  Коэффициент изменения объема выпуска одинаково по всем изделиям (по себестоимости)

 
å Ni 1·Ci 0

 


å Ni 0·Ci 0  
KN =                                        (1.8)

 

В базисную цепочку подставляются рассчитанные коэффициенты, и формула будет выглядеть следующим образом:

     
ЗW N = ==

 


KN å Ni 0·Цi 0
                                                                                           (1.9)

 

3) Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения структуры:

     
ЗW стр =

 


å Ni 1·Цi 0
                                                                                             (1.10)

 

4) Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения переменных издержек:

     
ЗW Ипер = ==

 


å Ni 1·Цi 0
                                                                                              (1.11)

 

5) Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения постоянных издержек:

     
ЗW Ипост = ==

 


å Ni 1·Цi 0
                                                                                               (1.12)

 

 

6) Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения цен:

         
 
= ЗW1
ЗW Ц = ==

 


å Ni 1·Цi 1
                                                                                                     (1.13)

 

Вторая часть анализа заключается в определении влияния изменения каждого фактора на изменение затрат на 1 рубль продукции. Анализ проводится путем вычитания предыдущей цепочки из последующей.

 

1. Влияние изменения объема

W N = ЗW N - ЗW 0                    (1.14)

2. Влияние изменения структуры

W стр = ЗW стр - ЗW N              (1.15)

3. Влияние изменения переменных издержек

W Ипер = ЗW Ипер - ЗW стр      (1.16)

4. Влияние изменения постоянных издержек

W Ипост = ЗW Ипост - ЗW Ипер   (1.17)

5. Влияние изменения цены

W Ц = ЗW Ц - ЗW Ипер            (1.18)

Сумма влияния всех факторов:

åDЗW L = ЗW 1 - ЗW 0              (1.19)

 

     На основе сравнения полученных показателей делается вывод о эффективности использования ресурсов и деятельности предприятия по снижению себестоимости продукции.

 



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Метод анализа затрат на один рубль продукции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод анализа затрат на один рубль продукции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)