Метод анализа затрат на один рубль продукции
При анализе затрат на 1 рубль продукции используются два метода: метод сравнения и сопоставления элементов (метод алгебраической суммы частных показателей сметы затрат) и метод цепных подстановок. Сравнение – это научный метод познания, в процессе которого изучаемого явления, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее показателями, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденций и закономерности их развития. [10 c 72]
Сравнения используются при: - сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана - сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий. - сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов - сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимо для поиска резервов - сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по району, зоне, области для оценки достигнутых результатов и определения неиспользованных резервов - сопоставление параллельных динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей. (анализируя одновременно динамику изменения объема производства валовой продукции, основных производственных фондов и фондоотдачи, можно обосновать взаимосвязь между этими показателями) - сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью сбора наиболее оптимального из них - сопоставление результатов деятельности до и после изменения фактора применяется при расчете влияния факторов при подсчете резервов. Различают: - горизонтальный (используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового), - вертикальный (изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом, соотношение частей целого между собой, влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора), - трендовый (применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики), - одномерный (сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю), - многомерный (проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по широкому спектру показателей) сравнительный анализ. При проведении анализа затрат на 1 рубль продукции метод сравнения применяется при анализе по элементам затрат (смете затрат). Проводится вертикальный сравнительный анализ элементов затрат в общей сумме сметы затрат путем расчета удельного веса каждого элемента в 1 рубле продукции. Для этого применяется формула:
где Уд.вес – удельный вес статьи сметы в 1 рубль выпуска продукции А – величина статьи сметы в руб. WT – объем выпуска продукции в руб. Необходимо помнить, что при проведении вертикального анализа сметы по периодам исключается влияние изменения цены, то есть текущий выпуск продукции исчисляется по базисным ценам. Потом проводится горизонтальный сравнительный анализ рассчитанных показателей – выявление абсолютного изменения величин текущего периода по сравнению с базисным. Для этого показатели базисного периода построчно вычитаются из показателей текущего периода:
Изменение = Текущий – Базисный (1.5)
Как видно из формулы (1.2) затраты на 1 рубль продукции – модель смешанная и анализируется по методу цепных подстановок. Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходят из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения, потом изменяются два при неизменности остальных и т.д. [10 c 50] Недостаток метода состоит в том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или иного фактора. Однако существуют определенные правила, определяющие последовательность подстановки: при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов; если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, последовательность подстановки определяется путем логического анализа. Затраты на 1 рубль продукции зависят от следующих факторов: 1. Объем выпуска продукции 2. Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. 3. Переменные издержки 4. Постоянные издержки 5. Цена продукции Так как модель пятифакторная, анализ будет содержать шесть цепочек (одна базисная и пять постепенных изменений по факторам). Первая часть анализа проводится путем постепенного подставления текущих значений факторов в базисную цепочку. 1) Затраты на 1 рубль продукции в базисном периоде:
2) Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения объема выпускаемой продукции. Для этого рассчитываются два дополнительных коэффициента: a) Коэффициент изменения объема выпуска одинаково по всем изделиям (по ценам)
b) Коэффициент изменения объема выпуска одинаково по всем изделиям (по себестоимости)
В базисную цепочку подставляются рассчитанные коэффициенты, и формула будет выглядеть следующим образом:
3) Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения структуры:
4) Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения переменных издержек:
5) Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения постоянных издержек:
6) Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения цен:
Вторая часть анализа заключается в определении влияния изменения каждого фактора на изменение затрат на 1 рубль продукции. Анализ проводится путем вычитания предыдущей цепочки из последующей.
1. Влияние изменения объема DЗW N = ЗW N - ЗW 0 (1.14) 2. Влияние изменения структуры DЗW стр = ЗW стр - ЗW N (1.15) 3. Влияние изменения переменных издержек DЗW Ипер = ЗW Ипер - ЗW стр (1.16) 4. Влияние изменения постоянных издержек DЗW Ипост = ЗW Ипост - ЗW Ипер (1.17) 5. Влияние изменения цены DЗW Ц = ЗW Ц - ЗW Ипер (1.18) Сумма влияния всех факторов: åDЗW L = ЗW 1 - ЗW 0 (1.19)
На основе сравнения полученных показателей делается вывод о эффективности использования ресурсов и деятельности предприятия по снижению себестоимости продукции.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |