Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типы занимательных задач



2019-12-29 876 Обсуждений (0)
Типы занимательных задач 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В настоящее время существует огромное количество видов занимательных задач. Так, Теплова Л.И. выделяет такие типы занимательных задач как аналогия, исключение лишнего, «в худшем случае», классификация, логические задачи, перебор, задачи с геометрическим содержанием, задачи «на переливание», задачи-шутки, ребусы и кросснамберы, занимательные задания.

Юматова О.Е. – задачи-рисунки, логические мини-задачи, задачи с завуалированной некорректностью поставленных вопросов, задачи-шутки, задачи с неполным условием.

Макарова Н.В. – загадки, ребусы, кроссворды, чайнворды, исключение лишнего, одним росчерком пера, логические задачи.

Для более наглядного представления о типах занимательных задач следует воспользоваться такой типологией задач, которая объединила бы в себе все вышеизложенное и дополнила бы их. Например:

- задачи-рисунки,

- логические мини-задачи,

- логические задачи,

- задачи-шутки,

- арифметические задачи,

- комбинаторные задачи,

- задачи на системы счисления,

- игровые стратегии,

- лингвистические задачи,

- задачи с завуалированной некорректностью поставленных вопросов,

- задачи с неполным условием,

- загадки,

- ребусы,

- кроссворды,

- кросснамберы.

Задачи-рисунки

Задачи-рисунки представляют собой рисунки или схемы каких-либо объектов, сделанные в необычных ракурсах, т.е. с тех сторон, с которых данный объект мы видим наименее часто. Составляя задачи-рисунки нужно, прежде всего, определить тему, согласно которой делается рисунок, выбирается загадываемый объект, определяется ракурс объекта, под которым обучаемые наблюдают объект наименее часто.

Логические мини-задачи

К ним относятся короткие по формулировке задачи; обычно состоящие из единственного предложения-вопроса, где ключевые данные явно или неявно уводят в сторону от правильного ответа, лучше всего использовать при устном опросе или на этапе закрепления материала, включая их в систему стандартных вопросов и задач. После постановки такой задачи, обучаемые должны распознать ее тип, сформулировать ответ и соответствующим образом его аргументировать.

Например:

1. От имени, какого европейского математика произошло слово “алгоритм”?

2. Сколько символов может содержаться в сообщении из двухсимвольного алфавита?

3. Какая программа служит для поиска и удаления компьютерных вирусов?

Логические задачи

Логические задачи – это задачи, требующие умения проводить доказательные рассуждения, анализировать.

Например:

1. Ира, Даша, Коля и Митя собирали ягоды. Даша собрала ягод больше всех, Ира – не меньше всех. Верно ли, что девочки собрали ягод больше, чем мальчики?

2. Наташа произнесла истинное утверждение. Лена повторила его дословно, и оно стало ложным. Что сказала Наташа?

Задачи-шутки

В некоторых ситуациях при их решении допускаются ответы также шутливого характера, не несущие в себе конкретной информации, лучше всего использовать при устном опросе или на этапе закрепления материала, включая их в систему стандартных вопросов и задач. После постановки такой задачи, обучаемые должны распознать ее тип, сформулировать ответ и соответствующим образом его аргументировать.

Например:

1. 3aгaдкa. Раньше они были "по 5", но маленькие, a тeпepь "пo 3", нo бoльшиe. Ha caмoм-тo дeлe oни были вoвce нe пo 5, дa и тeпepь oни нe в тoчнocти пo 3. A как они нaзывaютcя?

2. На какой плате компьютера размещен процессор: на системной или материнской?

3. На рабочем столе одного остроумного программиста есть забавные иконки. Подпись под одной из них заканчивается словами “перед едой” Подпись под другой заканчивается словами “и не вставай”. Как начинаются эти подписи, и каким устройствам они соответствуют?

Лингвистические задачи

Лингвистическая задача или самодостаточная задача представляет собой особый тип задачи, существенно отличаясь от задач и упражнений проверочного характера.

В термине самодостаточная задача существенны оба составляющие его слова. Это задача, потому что, в отличие от разного рода упражнений и заданий, ее нужно решать, т.е. ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате определенных логических операций, при этом решающий может (с известной степенью строгости) доказать правильность ответа. Самодостаточность задачи проявляется в том, что весь материал, необходимый для ее решения, содержится в условии и от решающего не требуется никаких дополнительных специальных знаний или подготовки. Самодостаточная задача воплощает, таким образом, принцип проблемного обучения, моделируя в упрощенных условиях многие элементы творческой деятельности.

Например:

1. На контрольной работе Илья передал Маше записку: «Ижакспод тевто!» Какой это язык?

2. Найти «спрятанное» слово (соединяя слоги): пастух, плотина, лагерь.

Задачи с завуалированной некорректностью поставленных вопросов.

Ответы на такие вопросы можно дать лишь при определенном уровне знания материала. Обычно такие вопросы “провоцируются диалогом, ведущимся в неутонченном контексте” и в них либо заложена ложная посылка, либо для ответа требуется некоторая дополнительная информация, либо когда неправильно использовано вопросное слово, либо когда в вопросе присутствует шутка, которую обучаемые должны распознать и выдать адекватный ответ.

Например:

1. Единица давления, и популярный язык программирования.

2. Специалист, управляющий с пульта работой сложного оборудования, и предписание в данном языке программирования.

3. Разрыв в расписании движения электричек, и прямоугольная область экрана, в которой выполняется Windows-программа.

Задачи с неполным условием

В таких задачах предусмотрен набор данных, чтобы все они в той или иной степени помогали решить задачу, но часть данных была по возможности скрыта от отгадывающего. Большой потенциал для обучения скрыт в задачах именно этого типа. Такие задачи эффективно решать на уроках повторения изученного материала.

Например:

1. В бумагах одного чудака математика найдена была его автобиография.

Она начиналась следующими удивительными словами:

“Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет - способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет в моей маленькой семье было 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых пятую часть приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 рублей в месяц” и т.д.

Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка?

2. У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли такое быть?

3. Один мальчик так написал о себе: “У меня 24 пальца, на каждой руке по 5, а на ногах 12”. Как это могло быть?

Загадки

Любой объект можно описать при помощи слов. Загадка является одним из способов описания объекта.

Одни загадки описывают свойства объекта (какой он). Например: «Сам алый, сахарный, а кафтан зеленый, бархатный». В этой загадке выбраны наиболее яркие свойства объекта, поэтому любой человек безошибочно определит его – это арбуз.

Другие загадки описывают характерные действия, которые совершает (или не совершает) сам объект или совершаются над ними. Например: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает». Если это не собака, то, скорее всего, замок.

Иногда в загадках характеристики объекта описываются путем сравнения с другими объектами или противопоставления им. Пример сравнения: «Круглый, как донце, горячий, как солнце, как щечки румяный, вкусен со сметаной». (Блин) Пример противопоставления: «Не дирижер, а во фраке, птица, а не летает». (Пингвин)

Чаще встречаются загадки, описывающие характерные свойства и действия, а также окружающую среду объекта. Например: «Легкий, воздушный, ветру послушный… не пускай его в полет – лопнет, хлопнет, пропадет!» (Воздушный шарик)

Некоторые загадки скорее похожи на головоломки. Например: «Каких камней нет в море?» (Сухих) «Что можно приготовить, но нельзя съесть?» (Урок)

Сопоставив исходную информацию с информацией об известных ему объектах, человек находит отгадку, называя описанный предмет. Процесс отгадывания – не что иное, как обработка информации, преобразование ее из исходного вида (описания характеристик объекта) в конечный (название объекта).

Ребусы

Ребус – это загадка, в которой зашифровано с помощью рисунков, фигур или знаков какое-то слово. Название «ребус» произошло от латинской пословицы «Не словами, а при помощи вещей (rebus)». Главное отличие ребуса от загадки состоит в том, что информация представлена в нем не в виде описания, а в виде рисунков в сочетании с буквами и знаками. Ребус не содержит характеристик какого-либо объекта, а представляет «зашифрованную» рисунками и знаками информацию. Результатом разгадки может оказаться слово или фраза, поговорка или известное изречение.

Например:

 

 

Кроссворды

Кроссворд – это игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова.

Термин "кроссворд" образовался из сочетания двух английских слов "cross" – "пересечение" и "word" – "слово". Появившись в конце 19-го века, игра-задача быстро завоевала популярность во всем мире. Три страны спорят за право называться родиной кроссворда: США, Англия и ЮАР.

Как и в загадках, в кроссворде надо определить названия объектов по их краткому описанию. Однако одному описанию может соответствовать несколько объектов. И тогда начинает действовать правило: «В местах пересечений буквы должны совпадать».

Таким образом, разгадывание кроссвордов – это обработка информации по определенным правилам. Существуют и другие игры со словами.

Чайнворд. Слово «чайнворд» тоже образовалось от двух английских слов "chain" – цепь и "word" – слово. В чайнворде слова не пересекаются, но каждое следующее слово начинается с последней буквы предыдущего.

«Засей поле». Для игры требуется клеточное поле с размером, соответствующем длине выбранного ключевого слова. Ключевое слово записывают в левом крайнем столбце сверху вниз, а в правом крайнем – снизу вверх. Затем поле «засеивается» построчно названиями объектов, кроме имен собственных. Играющий должен объяснить значение любого из вписанных в клетки слов.

«Диагональка». Для игры требуется клеточное поле любого размера. Клетки одной или обеих диагоналей этого поля заполняются одной буквой. Затем подбираются слова, в которых встречается заданная буква на указанном месте. Значения их нужно объяснить.

Кросснамберы

Любая хорошая игра немедленно порождает множество аналогичных игр. Некоторые из них впоследствии начинают жить самостоятельно и развиваться независимо от игры-родителя. Именно так произошло с кросснамберами: сейчас это уже не просто "числовой аналог" кроссвордов, а вполне самостоятельная разновидность досуговых игр.

Слово «кросснамбер» составлено из двух английских слов "cross" и "number". Кросснамберы во многом схожи с кроссвордами. Разница между ними только в том, что кросснамберы требуют очень специфической эрудиции - числовой.

Вот одна из типичных "сеток" для кросснамберов:

 

Во всех задачах эту сетку предстоит заполнить числами (в каждую клетку вписывается одна цифра; никакое число не должно начинаться с нуля).



2019-12-29 876 Обсуждений (0)
Типы занимательных задач 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типы занимательных задач

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (876)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)