Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Современные тенденции мирового рынка туристических услуг.




Введение.

Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристической индустрии.

Современный этап развития сферы туристических услуг характеризуется высоким динамизмом, усилением конкуренции, синхронным развитием тенденций к специализации и универсализации, диверсификацией, информатизацией, повышением требований к качеству услуг, необходимостью усиления государственной поддержки туризма.

В настоящее время формирование рынка туристских услуг сталкивается с трудностями. Значительная их часть связана с недостаточной разработанностью как теоретико-методологических основ исследования данного рынка, так и с особенностями его формирования и функционирования.

Возникшее противоречие между острой необходимостью развития и регулирования рынка туристских услуг в новых условиях хозяйствования и отсутствием достаточного научно-методического обеспечения по его осуществлению свидетельствует об актуальности темы исследования.



Целью исследования является – выявление особенностей или специфических характеристик туристических услуг, а также выявление форм реализации таких услуг на мировом рынке. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:  

-   раскрытие понятия туризма как специфической формы реализации услуг (глава 1);

-   рассмотрение рынка туризма как экономического явления (глава 2);

- исследование особенностей продвижения туристских услуг на рынок (глава 3).

Так же была произведена оценка рынка туристических услуг Беларуси на современном этапе (глава 4).

Следует отметить, что в связи с тем, что рассматриваемым вопросом в Беларуси занимаются сравнительно недавно, возникла проблема отсутствия достаточно наработанной базы для рассмотрения данной проблемы, таким образом, методологической основой для написания данной работы послужили в основном материалы интернет-ресурсов, статьи, учебные пособия, а так же публикации российских и украинских авторов.

 

Глава 1 . Туризм как специфическая форма международной торговли услугами.

Современные тенденции мирового рынка туристических услуг.

Стремительное развитие индустрии туризма вызывает к этой теме все больший интерес у теоретиков и практиков менеджмента. Основные причины этого кроются в самом характере развития рынка. Во-первых, сегодня совершенно очевидно огромное позитивное воздействие индустрии туризма на уровень экономического развития национальных экономик многих государств. Во-вторых, логика развития рынка показывает, что в современных условиях спрос на туристические услуги настолько дифференцирован, что практически каждая страна может сформировать эффективное предложение на данном рынке. В-третьих, основной мотив потребления туристических услуг – желание получить новые впечатления, является практически неудовлетворимым, создавая константные предпосылки для устойчивого роста спроса на них.

Бурное развитие массового туризма в мире в последнее десятилетие вызвало адекватное развитие индустрии туризма и смежных отраслей хозяйства, науки и культуры, системы образования. По статистике, опубликованной Мировой туристической организацией (OMT), 2008 г. стал рекордным для туристического сектора мировой экономики [10].

В соответствии с опубликованными данными ЮНВТО, доходы от туризма по состоянию на 2008 год составляют:

· 944 млрд. долл.,

· 35% мировой торговли услугами,

· 8% мирового экспорта [12].

Количество занятых в сфере туризма – более 200 млн. чел., или 10,6% от числа занятых в других отраслях экономики (см. рис. 1-4) [12].

Рисунок 1. Доля туризма в объеме мирового ВВП, количество занятых в сфере туризма

Источник: [12]

 

Рисунок 2. Доля туризма в объеме мировой торговли услугами, доля туризма в объеме мирового экспорта

Источник: [12]

Так, в Австрии, например, доходы от предоставления туристических услуг равны 30% национального экспорта. А в Австралии, Канаде, Новой  Зеландии и Испании данный бизнес приносит 4,5; 2,4; 3 и 12,1% ВВП соответственно [12].

В соответствии с прогнозом экспертов WTO, в ближайшие 15 лет ежегодные темпы роста международного туризма превысят 4% [11]. В 2008 г. международные туристские прибытия выросли на 2% и достигли 922 млн. (на 18 млн. больше, чем в 2007 году). При этом, по прогнозам, уже к 2020 г. лидером среди стран по количеству принятых иностранных туристов может стать Китай [11].

Исследование динамики развития сферы туристических услуг дает веские основания считать, что туризм в XXI веке станет двигателем мировой экономики и основной статьей экспорта. В общем числе потребителей количество туристов растет наиболее быстрыми темпами. Согласно прогнозам WTO в 2020 г. в выездном туризме примут участие 1,6 млрд. чел. [11]. Исследование географической структуры, проведенное нами на основании опубликованных данных Всемирной Организации Туризма, показывает, что наиболее активным является потребительский рынок Европы – 55% от общего числа туристов. За ними следуют выездные туристы из Азии – 20% и Америки – 16%.

Туризм подвергся серьезному влиянию глобального кризиса, но менее, чем другие сектора экспорта, доказав тем самым что он один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики и ключевой фактор в создании столь необходимых роста и занятости. [18].

Наиболее привлекательными условиями для развития индустрии туризма на уровне национальной экономики, как свидетельствуют данные первого рейтинга конкурентоспособности туризма, опубликованные Мировым экономическим форумом, обладают соответственно Швейцария, Австрия и Германия, Исландия, Соединенные Штаты Америки, Гонконг, Канада, Сингапур, Люксембург и Великобритания [10]. Основными факторами, обеспечившими привлекательность развития индустрии туризма в этих странах, стали целенаправленная поддержка индустрии туризма со стороны государства, развитие транспортной сети и инфраструктуры туризма, соответствующих мировым стандартам, общая ориентация на бережное отношение к человеку и природным ресурсам.

Особое место в системе государственных мероприятий на современном этапе занимают государственные программы по укреплению имиджа страны, созданию и поддержанию силы ее мирового бренда. Продвижение бренда страны опирается на следующие основные позиции: акцент на уникальности, исследование и адекватное использование устоявшихся (позитивных) представлений о стране, атрибуты бренда (общепринятые логотип и слоган страны). На этих составляющих строится большинство маркетинговых стратегий тех государств, которые вошли в первую десятку лидеров конкурентоспособности индустрии туризма. Так, Австралия, занявшая второе место в рейтинге, влияет на спрос на туруслуги, опираясь на продвижение уникального сочетания редкой флоры и фауны, быта аборигенов, современной архитектуры, используя при этом слоган «Взгляни на жизнь по-другому». В

качестве мощного канала коммуникации широко используется сеть Интернет, где сайт australia.com, который доступен на девяти популярных языках, содержит свыше 9 тыс. страниц текста и более 2 тыс. цифровых фотографий. Он призван создать устойчивую мотивацию и сформировать желание посетить страну. Основным показателем успешного брендинга страны является увеличение потока туристов и доходов от туристической деятельности. 

Результаты августа 2010 года доказали что международный туризм продолжает восстанавливать после спада на 4.2% по сраdнению с предыдущим годом в результате экономического и финансового кризиса. В первые восемь месяцев этого года число международных туристских прибытий превысил рекорд, достигнутый в ходе аналогичного периода докризисного 2008 года. На основании ежемесячных или ежеквартальных данных серии доступной для 150 стран назначения, число международных туристских прибытий в мире с января по август 2010 года оценивается в 642 млн. Это около 40 миллионов больше, чем в аналогичный период записи 2008 года. Исходя из текущих тенденций, международные туристские прибытия, по прогнозам, будут возрастать в диапазоне 5-6% за год. В 2011 году, рост будет продолжаться более умеренно, на долгосрочной отметке в среднем на 4% [18].

В целом необходимо отметить возрастание интенсивности конкуренции между регионами и странами в области международного туризма. На развитие мирового рынка туристических услуг продолжают влиять социально-демографические изменения, состояние экономики, политическая ситуация. При этом развитие мирового туризма показывает, что для современного этапа характерно быстрое восстановление его объемов в неблагоприятной обстановке. Безопасность предоставления туристических услуг – это характеристика, которая приобретает особое значение в последние годы в связи с рядом негативных явлений, в первую очередь, с международным терроризмом.

В связи с этим характерной тенденцией со стороны потребительского рынка является повышение спроса на услуги, гарантирующие высокую степень реагирования на возникновение каких-либо осложнений, например, угрозы теракта. А способность гарантировать эти услуги, в основном, зависит от усилий государства принимающей страны, правительство и туриндустрия должны работать согласованно и на партнерской основе брать на себя решение «проблемы непредвиденных обстоятельств» с целью минимизации последствий многообразных осложнений.

Основные акценты деятельности туристических операторов ориентированы на глобализацию бизнеса и освоение специализированных рынков. Характерной особенностью спроса на рынке туристических услуг является усиление его дифференциации, что, в свою очередь, является следствием поляризации туристических предпочтений (комфорт, приключения), и соответствующим образом влияет на предложение. Главными элементами формирования туруслуги становятся развлечения, эмоции, образование. Возрастает удельный вес социальной составляющей в совокупности искомых потребительских выгод: направление поездок соответствует показателям «модности» и статуса личности. Развитие рынка показывает, что также растет финансово перспективный и динамичный сектор медицинского туризма, основными факторами увеличения которого являются значимые для потребителя выгоды, получаемые в связи с разницей в уровне цен на медицинское обслуживание и скоростью его предоставления.

Одно из наиболее быстро развивающихся туристических направлений – сектор городского туризма. К концу 2008 г. на его долю приходится 40% от общего числа путешествий по Европе [10]. Развитие событийного туризма традиционно стабильно, оно не является новым для отрасли в целом. На современном этапе новыми его характеристиками являются:

· рост инвестиций в организацию и сопровождение событийных мероприятий;

· высокий уровень конкуренции между странами за право стать организатором события;

· тенденция к созданию спроса на те или иные события благодаря интенсивным PR-кампаниям организаторов.

Продолжает развиваться направление зеленого туризма, внутри которого усиливается дифференциация предложения. Так, активно развиваются так  называемый сектор «slow travel», агротуризм, экотуризм. Развитие данных направлений создает спрос и, следовательно, формирует благоприятные условия развития таких направлений, как экологически чистые транспортные услуги, национальные гостиничные сети с высокой долей комфортабельных небольших гостиниц, расширение сети покрытия операторами сотовой связи. Особенно актуальным последнее направление становится в странах Азии. Новыми секторами, имеющими мощный потенциал формирования, является сектор «доступного туризма», ориентированный на потребителей, нуждающихся в дополнительном сопровождении (например, пожилые люди и люди с ограниченными физическими возможностями), а также сектор космического туризма, развитие  которого спровоцировано ускорением научно-технического прогресса. В целом можно сделать вывод о том, что к современным тенденциям развития сферы туризма необходимо отнести следующие. Развитие туризма свидетельствует о том, что он становится все более важным сектором национальной и мировой экономики, который продолжит оказывать влияние на структуру отраслей сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи.

Таким образом, можно сделать вывод, что туристические услуги способны стать катализатором социально-экономического развития практически каждой страны мира, что делает их все более важной частью внешнеэкономической деятельности многих государств. Туризм все больше превращается в фактор мультипликативного воздействия на экономику и социальную сферу. Возрастающая информированность потребителя увеличит значение таких характеристик турпродукта, как индивидуальный подход, стандарты здоровья, безопасность. Главным условием создания благоприятной среды для развития национального сектора туристических услуг станет создание адекватного механизма взаимодействия субъектов отрасли и государства. Именно государство, благодаря целенаправленным действиям, сосредоточенным на обеспечении ключевых требований к безопасности, экологии, состоянию основных туристических объектов внутри страны, а также на формирование позитивного имиджа и продвижение бренда страны в целом, способно оказать существенное воздействие на усиление конкурентоспособности туристического сектора.

 

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7