Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности современного этапа.



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
Особенности современного этапа. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Говоря о современном этапе эволюции управления персоналом, всё
чаще говорят о переходе от управления кадрами к управлению человеческими ресурсами.
Для управления человеческими ресурсами характерно рассмотрение персонала как одного из важнейших ресурсов организации, необходимого для достижения ее целей. Сотрудники - важнейший ресурс организации, который необходимо сохранять, развивать и использовать в конкурентной борьбе. От персонала зависит эффективное использование всех других ресурсов.
Интегрирование управления персоналом в общую стратегию организации -
важнейшее отличие управления человеческими ресурсами от управления
кадрами.
Современные тенденции в эволюции управления человеческими ресурсами,
кроме обозначенных выше, таковы:
- переход от фрагментарной служебной кадровой деятельности к интеграции
функций руководства и кадровых функций;
- профессионализация функции управления человеческими ресурсами;
- интернационализация функции управления человеческими ресурсами;
- возрастание в управлении человеческими ресурсами удельного веса
функции углубления социального партнерства и регулирования трудовых
отношений;
- переход от повышения квалификации к развитию человеческих ресурсов.
Что касается России, то на протяжении десятилетий в нашей стране
господствовал технократический подход к управлению. Во главу угла
ставились планы, бюджеты, структуры и т.п.
Идеологизированная кадровая политика была прерогативой
государственных и партийных органов. Монополизм в сфере труда приводил к сужению трудовой мотивации и низкой производительности.
В настоящее время, с переходом к рынку, положение меняется. Практика
показывает, что человеческие возможности являются определяющими в
достижении любых целей. Главный потенциал любого предприятия - это
персонал. Управление людьми имеет важнейшее значение для всех без
исключения организаций.
Большинство экспертов согласны с утверждением, что существует пять
основных функций, которые выполняют менеджеры: планирование,
организация, подбор персонала, руководство и контроль. Вместе эти
функции представляют собой то, что обычно называют процессом управления.
Между тем, сила инерции велика. Далеко не все руководители предприятий
осознали необходимость отказа от традиционной кадровой политики
(основанной на авторитарных принципах, административных методах) и
перехода к политике управления человеческими ресурсами.
В наше время каждая организация нуждается в подразделении, которое занимается управлением персоналом. Название и структура этого
подразделения могут быть различны (служба по управлению персоналом,
отдел по человеческим ресурсам, отдел по работе с кадрами и т.п.).
Современным кадровым службам недостаточно, как это было раньше, только
оформлять приказы на сотрудников и хранить кадровую информацию - Это
подразделение должно осуществлять руководство персоналом сообразно целям деятельности организации, должно постоянно совершенствоваться,
обновляться в соответствии с изменениями целей организации.
Менеджеры по персоналу должны обладать знаниями в области управления
персоналом в организационно-управленческом, правовом,
учетно-документационном, педагогическом, социально-бытовом,
психологическом, социологическом и прочих аспектах, которые позволили бы им осуществить весь цикл работ с персоналом.
До последнего времени само понятие «управление персоналом» отсутствовало в управленческой практике. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.
Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.
Отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни
координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с
отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и
техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями,
которые выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных
проблем в организациях создаются службы социального исследования и
обслуживания.
Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы.
В их числе такие важные, как:

-социально-психологическая диагностика;

-анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений руководителя и подчиненных, управление производственными и социальными конфликтами и стрессами;
-информационное обеспечение системы кадрового управления; -управление
занятостью;
-оценка и подбор кандидатов на вакантные должности, анализ кадрового
потенциала и потребности в персонале;

- маркетинг кадров; 

-планирование и контроль деловой карьеры;

-профессиональная и социально-психологическая адаптация работников;

-управление трудовой мотивацией;
-регулирование правовых вопросов трудовых отношений;
-соблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда.
Если раньше, в условиях командно-административной системы, эти задачи
рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они
выдвинулись на первый план, и в их решении заинтересована каждая
организация.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время
составляют возрастающая роль личности работника, знание его
мотивационных установок, умение их формировать и направлять в
соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменения экономической и
политической систем одновременно несут как большие возможности, так и
серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования,
вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.
Управление персоналом в современных социально-экономических условиях
приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать
целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета
личностного фактора в построении системы управления персоналом
организации.

 Можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на
людей в организации:
Первый - иерархическая структура организации, где основное средство
воздействия - это отношения власти-подчинения, давление на человека
сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Второй - культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой
людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения,
которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Третий - рынок - сеть равноправных отношений, основанных на
купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии
интересов продавца и покупателя.
Управление персоналом - целая система знаний, связанных с
целенаправленным организованным воздействием на людей, занятых трудом, (персоналом) с целью обеспечения эффективного функционирования организации (предприятия, учреждения) и удовлетворения потребности работника, а так же интересов трудового коллектива.


4. Основные вехи истории управления персоналом.
Любое социальное управление есть управление людьми, поэтому
управление персоналом неразрывно связано со всей историей управления.
Однако на протяжении многих веков, по существу вплоть до начала XX в.,
управление персоналом как специфическая функция не выделялось из
социального управления и осуществлялось на основе здравого смысла, опыта и традиций. Труд имел преимущественно индивидуальный характер, и
основной ячейкой производственной деятельности выступала семья, глава
которой обычно осуществлял и управленческие, и производственные функции (такое положение в некоторых странах мира сохраняется до сих пор).
В древности значимость руководства персоналом резко повышалась при
управлении крупными массами людей: армиями, строителями крупных
сооружений (пирамид, зданий, каналов и т.п.). Однако и в этих случаях
управление людьми не выделялось из управления в целом.
Первые заметные шаги на пути спецификации функции управления персоналом были сделаны в средневековых гильдиях и цехах - объединениях
ремесленников: каменщиков, кожевников, плотников и т.п. В этих
объединениях проявлялась забота об улучшении условий труда, оплаты и
жизни работников, об обучении пополнения - учеников, а также
осуществлялось регулирование профессиональной карьеры, продвижения по
ступенькам цеховой иерархии.
Промышленная революция и развитие капитализма в целом вытеснили цеховую организацию в тех странах, где она получила развитие. На смену
мануфактурам и мастерским пришли фабрики с большим количеством
работников, коллективным характером труда, его жестким и детальным
разделением, в том числе поляризацией управленческих и исполнительских
функций.
Эти изменения привели к повышению интенсивности и эксплуатации
труда, усилению отчуждения простых работников от собственников и
управляющих, к обострению социальных конфликтов на предприятиях и в
обществе в целом. Политическим выражением производственных конфликтов стало рабочее движение, представленное профсоюзами и рабочими партиями.
Обострение конфликтов на предприятиях и в обществе не только обусловило
большие материальные издержки предпринимателей, но и ставило под угрозу социальный мир в обществе. В этих условиях у руководителей корпораций появилась потребность в предупреждении и сглаживании конфликтов, налаживании партнерских отношений между администрацией и остальными сотрудниками. В новой ситуации традиционные руководители, ведавшие всеми делами организации, уже не справлялись с задачей управления персоналом.
Явно недостаточной оказывалась и помощь в оформлении документов при
принятии на работу и увольнениях, по оплате труда, которую оказывали
администрации сотрудники финансово-экономических отделов. Для работы с кадрами и налаживания отношений между сотрудниками и руководством на предприятии требовались специальные работники и даже целые
подразделения.
В 1900 г. американский бизнесмен Б.Ф. Гудриг организовал в своей фирме
первое бюро по найму работников. В 1910 г. фирма "Плимптон пресс"
создала отдел кадров. В 1912 г. в США появилось специальное
подразделение, на которое возлагались функции посредничества между
рабочими и администрацией и обеспечения социального мира на предприятии.
В 20-х годах подобные службы (отделы, департаменты) получают
распространение в США, а также в ряде стран Западной Европы. Работников
этих служб называли секретарями по благосостоянию (благополучию). Они
занимались налаживанием отношений между администрацией и "синими
воротничками", выясняли настроения рабочих, представляли их требования
руководству, награждали рабочих за многолетний добросовестный труд и
преданность фирме, устраивали (правда, довольно редкие в те годы),
совместные празднества, ведали некоторыми жилищно-бытовыми вопросами работников, предотвращали создание профсоюзов или занимались их "успокоением", оформляли кадровую документацию.



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
Особенности современного этапа. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности современного этапа.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)