Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретические основы работы с берестой



2019-12-29 236 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические основы работы с берестой 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом применении, но и не забывал о красоте. Из самых простых материалов – дерева, металла, камня, глины, создавал он истинные произведения декоративно – прикладного искусства, раскрывающие поэтические представления об окружающем мире. В народном искусстве всегда находила отражение родная природа. Скромные хорошо знакомые с детства цветы и травы, преображенные фантазией художника, превращались на поверхности расписного изделия в яркий выразительный орнамент. Обычный ковш в руках резчика принимал красивую и удобную форму утицы, а охлупень, венчавший крышу крестьянской избы, скульптурно обрабатывался в виде крутогрудого коня.

Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Но, создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение, одухотворяя каждое изделие своей личностью и талантом. От того каждое изделие народного мастера как бы хранит тепло его рук. Народная пословица гласит: «без ремесла – без рук». Ремесло это широкое понятие. В это понятие входит и домашнее ремесло, к которому обычно относят производство таких изделий. Которые удовлетворяют нуждам семьи.

Домашнее ремесло являлось неотъемлемой частью натурального хозяйства и с развитием промышленности постепенно отмирало. И вот сейчас нам хочется вновь обратить внимание на значение народного ремесла, так как оно заключает в себе одно из активных средств воспитания детей не только в школе, но и в семье, приобщения их посильному труду по созданию нужных и красивых изделий. В такой форме воспитания именно сейчас ощущается большая необходимость. Дело в том что, создается впечатление, будто бы в городских домашних условиях не остается мужской работы. Действительно, воду носить не надо – она сама приходит в дом, как в сказке. Не надо пилить и носить дрова – квартиру обогревает центральное отопление. Нет необходимости заготовлять сено для коровы – молоко можно купить в ближайшем магазине. В результате мужчины перемещаются на диван и срастаются с экраном телевизоров. Глядя на них, отвыкают от труда и подрастающие сыновья. Таким образом, выявились существенные потери в трудовом и нравственном воспитании. Раньше практически во всех семьях мужчины умели мастерить по дому, «по хозяйству», и сыновья перенимали опыт от старших. Особенно наглядно это можно проследить на примере семей, где занимались художественными ремеслами. И в таких семьях, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание подрастающих поколений всегда было поставлено на самом высоком уровне, хотя об этом никто там и не задумывался. Все получалось само собой.

Так было практически во всех семьях, где отцы с детства приобщали сыновей к своему делу. Но время шло, и постепенно домашнее ремесло ушло из нашего быта. Вместе с ним во многом нарушились духовные связи поколений, прервалась духовная и деловая преемственность, произошел невидимый глазу разрыв между поколениями. Наблюдая за равнодушным, а порой и варварским отношением к окружающему миру у нас возникла необходимость в создании данного проекта, где сотворчество параллельно с образовательным процессом поможет изменить отношение ребят в положительную сторону.

Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей и особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей. В детском саде существуют занятия по ИЗО, дополнительные занятия, такие как, кружок «Умелые руки» и другие, на которых детей учат работать с бумагой. Бумага является, как бы подготовительным этапом перед началом работы с берестой. Детей учат различным приемам работы с бумагой таким как, аппликация - вырезание правильных контуров по обозначенным линиям их компоновка с последующим наклеиванием на какую либо основу, будь то бумага или другой материал. Оригами - детей учат складывать из бумаги различные фигуры. Плетение из бумажных полосок. Данные примеры позволяет прививать детям основы пространственного мышления, развивать у них мелкую моторику - готовит руку ребенка к более сложной деятельности, развивает воображение. И конечно, это первоначальный этап, что бы почувствовать интерес к познанию нового, испытывать чувство радости от результатов своей работы.

Работа с берестой нередко связана с кропотливой, тонкой проработкой деталей, декоративных композиций, поэтому только самые усидчивые и трудолюбивые дети могут заинтересоваться этой работой и заниматься ею в течение долгого времени. Если младших школьников обучают азам этого ремесла - первым ступенькам работы с берестой, то старшие школьники в состоянии выполнить уже более сложные работы, воплощать в некие декоративные образы обычные материалы. О русском народном искусстве, включая и промыслы, существует довольно обширная литература, посвященная как общим вопросам, так и отдельным частным проблемам их развития.

Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.

Цель курсовой: выявить особенности ознакомления школьников основам художественной обработке бересты на кружковых занятиях.

Реализация содержания программы осуществляется через учебные задачи:

1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия. Воспитывать восприятия красоты природы и бережного отношения к ней.

3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

4. Развитие творческого воображения учащихся, зрительного восприятия окружающих предметов (формы, величины, расположение частей, цвета), сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствование координации движений, гибкости, и точности в выполнении движений.

5. Знакомство с основами мастерства и профессиональной подготовки в декоративно-прикладном творчестве.

Доступность, легкость в обращении с берестой притягивает внимание детей всех возрастов. Работы, изготовленные из бересты руками ребят не, только украшают дом, но и создают уют. Ребенок, выбирая бересту для работы, присматривается к ней, обращает внимание на цвет, форму, толщину. Все это развивает эстетический вкус, наблюдательность, пространственное мышление. В процессе занятий учащиеся знакомятся с новыми понятиями и словами. При подведении итогов они активно обсуждают выполненные работы, что способствует развитию речи и навыков общения, проявления интереса друг к другу. В ходе занятий дети получают положительный эмоциональный настрой. Труд по изготовлению работ из бересты способствует развитию личности ребенка, воспитанию характера, воли. Самостоятельное выполнение работ формирует такие качества как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.     Доступность природного материала – бересты, его привлекательность, быстрота получения результатов, делает работу над программой актуальной и необходимой.

 

 

Глава 1. Теоретические основы работы с берестой

 

История бересты

Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой – мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста.     Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, что бы в него не проникала сырость. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки берестянки, делали знаменитые теперь туеса, в которых в жару молоко и квас оставались холодными. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древне русской письменности, позволившие ученым заглянуть в далекое прошлое.

История берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Первобытный человек жил в полном единении с природой. Вся его жизнь зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. С деревом, которое его укрывало, обогревало, охраняло и кормило, у человека были особенные отношения. У каждого народа были свои почитаемые деревья. У живших в так называемом таёжном поясе Земли, чаще всего среди священных и любимых деревьев встречается, береза. В русском ритуале с березой во время Троицы сохранилось много тотемических элементов. Исключительность, которая принадлежит березке, объясняется, по-видимому, тем, что это первое, наиболее раннее дерево, одевающееся в яркую, нарядную зелень, тогда как другие едва начинают распускать почки. Отсюда возникает представление, будто именно березка обладает особенной силой роста. Средоточием этой силы считаются верхушки и ветки - от них идет рост и, следовательно, здесь находится их сила. Эту силу надо использовать. Такова простейшая мыслительная основа, приводящая к различным обрядам, связанным с березкой.

 Береста легко снимается со ствола, обрабатывается с помощью простейшего инструмента. Она легкая, прочная, водонепроницаемая. Прекрасный подсобный строительный материал, подобного которому трудно найти в тайге. Археологические раскопки принесли немало находок, которые проливают свет на то, как использовали бересту. Торф хорошо сохранил остатки жилища, мастерской, ямы-хранилища. Внутри строений обнаружены очаги, устроенные из камней или на песчаной подсыпке. Прослежены остатки полов, выстеленных берестой или сосновой щепой. Сверху конструкцию могли покрывать корой, берестой, плетеными из трав или камыша матами... На поселение Веретье обнаружены ямы-хранилища, вырытые в песчаной почве около холодных ключей у леса. Они были выложены деревянными плашками и берестой, в них находились остатки рыбы. У берега на специальных площадках обрабатывали древесину, а мастерская по обработке камней обнаружена около одного из жилищ, у выхода к лесу. Здесь у стены дома стояла наковальня из зеленого валуна, на которой делали каменные орудия, и рядом берестяная емкость или туес, внутри которого было 23 кремневых предмета. Туес состоял из полого листа бересты, концы сворачивались вверху, как крышка... Интересны грузила для сетей или ловушек, сделанные из камней или нуклеусов и обернутые берестой... Резцы бобра вместе с челюстной частью использовались в качестве резака, при этом удаляли острые отростки кости и сохранившуюся часть обертывали полосой бересты, превращая в рукоять. Как видим, с далекого прошлого человек использовал бересту для покрытия крыш, полов, стен, изготовления простой утвари и как подсобный материал для связывания, обертывания. Благодаря этому качеству мы можем заглянуть в жизнь наших далеких предков. Порой непонятно, как использовался тот или иной предмет из бересты, но ясно, что пользу она им приносила. Раскопки в древнем Новгороде принесли тысячи деревянных предметов, в том числе свыше 4000 фрагментов берестяных изделий, многие из которых были декорированы тиснением, резьбой, росписью. Берестой покрывали крыши, стены. Из нее делали утварь, обувь. Берестой обшивали лубяные короба. На бересте писали и рисовали. На крышках коробов иногда давалась космогоническая картина: центральная часть изображала землю, представленную усложненными знаками плодородия, земля вокруг омывалась водой, а все это вместе, земля и вода, было окружено солнечными знаками в виде косого креста (без кругов). Орнамент покрывал весь короб сверху донизу, что, очевидно, было связано с идеей полноты.

Интересные археологические находки, связанные с берестой, были обнаружены во многих регионах земного шара. Упомяну только две: берестяные изделия из гробницы Тутанхамона (14 в. до н. э.) и прорезная береста на колчанах скифских воинов в виде накладок (сложный растительный орнамент) - 2-е тысячелетие до н. э.1 1. Накладки из бересты хранятся в Волгоградском областном краеведческом музее.

Но самое удивительное - это берестяные грамоты, на которых писали наши предки в Новгороде, Смоленске, Рязани в XI-XIV веках. На мягкой податливой поверхности буквы легко процарапывались острой костяной палочкой. Другой конец палочки часто украшался головками коней, львов и имел отверстие, через которое ее подвешивали на поясе. 

Новгородцы знали такой способ предварительной обработка бересты, который делал ее мягкой и эластичной. Обработанная береста становилась податливой и не коробилась. Возможно, крестьяне заготавливали писчую бересту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали ее в торговых рядах так же, как и мы теперь покупаем бумагу в магазине.

Писали на бересте не только взрослые, но и дети. В Новгороде была найдена даже настоящая берестяная книжка, очень маленькая, из двенадцати страниц, написанная во второй половине двенадцатого века, содержащая текст вечерней молитвы. Древние новгородцы, конечно, не подозревали еще об одном необыкновенном свойстве бересты - ее способности сохраняться долгие годы. Новгородские письма на бересте, пролежав в земле больше восьми столетий, дошли до нас. Хотя бумага заменила бересту, но нет-нет, да и вспоминают люди о древнерусском папирусе, например известны случаи, когда в Великую Отечественную войну, при отсутствии бумаги, партизаны печатали на бересте свою боевую газету.

Бытовые предметы из бересты украшали ажурным прорезным орнаментом. Больше, чем где-либо, резьбой по бересте занимались мастера в Великом Устюге и окрестных деревнях. В наши дни, в деревне Кузино под Великим Устюгом, работает цех прорезной бересты, продолжающий традиции старых умельцев. Его берестяные кружева славятся на всю страну.

В прошлом береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту. В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту. Вот что писал Петрей Петр в начале XVII века, описывая Московское государство: "...они умеют так ловко и плотно класть бревна одно на другое, что на дом не потратят ни одного гвоздя, они покрывают эти дома досками, а всего лучше корой березы...".

В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные строения берестой из-за дороговизны рубероида. Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали "вторую жизнь" после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях - поплавки. Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны, сапоги были сплетены из бересты.

Прочно вошла береста в "мир детства" в виде игрушек. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. В дальнейшем его окружали плетеные из бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки: мячики, лодочки и другие - ребенок мог сделать сам. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная колыбель, которая была переносной. Бересту использовали для изготовления музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек. Много пословиц и загадок связано с берестой, по которым можно судить о том, какое место занимала она, в крестьянском быту.



2019-12-29 236 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические основы работы с берестой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретические основы работы с берестой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)