Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Знакомство школьников с основными видами работ с берестой



2019-12-29 216 Обсуждений (0)
Знакомство школьников с основными видами работ с берестой 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Многие мастера для украшения изделий часто использует резьбу. Украшением служат простые геометрические и растительные орнаменты, сложные сюжетные композиции из жизни людей, птиц, зверей. Часто узор накладывают на фон из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков. Особым изяществом отличаются изделия, украшенные тонким прорезным геометрическим орнаментом.

Техника резьбы по бересте не отличается особой сложностью. Инструменты для резьбы просты и могут быть изготовлены в домашних условиях. Для работы потребуется: нож-резак, шильце (притупленное и ошлифованное), линейка, угольник и циркуль для разметки рисунка, подкладочная дощечка, на которой выполняют резьбу. Изготовление берестяных изделий с резьбой состоит из изготовления заготовок, изготовления орнамента, монтажа, в процессе которого берестяная полоска с готовым прорезным орнаментом соединяется с поверхностью изделия. Изготовление заготовок включает расслоение бересты, нарезка полосок, разметка рисунка под орнамент.

Перед резьбой бересту необходимо очистить хорошо с обеих сторон и срезать до толщины 2 мм, подготовить инструмент для резьбы, заточенный карандаш и ластик. Высохшую бересту можно распарить в горячей воде в течение 3-4 часов и лишь, потом расслоить. При этом придется пользоваться деревянным ножом: в местах «прилипания» одного слоя к другому им удобно отделять слои, не опасаясь их повредить. Внутреннюю сторону бересты называют лицевой, на ней режут орнамент. Следует использовать заранее приготовленные шаблоны для повторяющихся деталей орнамента. Резьбу обычно выполняют на ровной, чисто обструганной и отшлифованной дощечке. Подготовленную бересту вырезают по шаблонам изделия и наносят на заготовку рисунок. Сначала режут кайму, а потом центральную часть рисунка. Крупные детали рисунка обязательно вырезают по нанесенному контуру, а мелкие, при определенном навыке, можно резать и наглазок. После того как вырезан весь рисунок, основные его части гравируют шильцем и прорезкой очень мелких деталей рисунка.

Чтобы выработать определенные навыки резьбы, надо начинать с простых несложных рисунков. Для этого на полосках бересты, подготовленных для резьбы, проводят шилом несколько параллельных линий на расстоянии 10 мм друг от друга. Внутри этих полосок вырезают простые фигуры, сначала прорези по 2-3мм длиной и 0,3-0,5мм шириной, а затем полулунки, ромбики ит.д., далее постепенно усложняя рисунок. Чтобы успешно резать сложные растительные орнаменты, необходимо научится выполнять их элементы в упрощенном варианте. После того как вырезан основной узор, его элементы отделывают прорезкой: это мелкие прорези на ягодках, растительные прожилки на листочках и многое другое. Если под прорезную бересту готовят фон из цветной бумаги или фольги, то их сначала наклеивают на прокладку, а затем приклеивают к основе. Резная береста не лакируется, она должна сохранять свой естественный цвет.

Аппликация относительно новый способ художественной обработки бересты. Бархатистая, с сеткой ровных тонких полосок, поверхность бересты красива в изделиях сама по себе, даже без росписи и резьбы. Характерные для окраски бересты оттенки золотисто- медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют между собой. Эти особенность бересты можно использовать при выполнении различных картин и панно методом интарсии, то есть подбором пластинок бересты, отличающихся друг от друга цветом и текстурой. При занятиях аппликацией по бересте необходимо знать некоторые особенности и свойства бересты. Так, светлые части рисунка на темном фоне обычно кажутся крупнее, а темные на светлом фоне - мельче истинных размеров. Если на однотонную поверхность бересты нанести рисунок яркого, интенсивного цвета, то цвет фона приобретет оттенок, близкий к цвету рисунка. Взаимовлияние цветов снижается, если границы между различными тонами бересты обвести темным или светлым контуром. Темный контур создает впечатление тени, а светлый - выделяет рисунок.

Плетение изделий из бересты были раньше очень популярны в крестьянском быту. В технике плетения изготовлялось большое количество разнообразных изделий. Самыми распространенными были корзины разных форм и размеров, короба-чемоданы, заплечные кошели с лямками, короба для хранения продуктов. Для детей шли берестяные мячики, погремушки. Плетеные изделия нередко украшали теснением, резьбой росписью, использовали берестяные ленты разного цвета, благодаря чему получалась своеобразная мозаика. Ленточное плетение из бересты бывает двух видов: прямое – подобное полотняному переплетению в ткачестве и косое – с расположением лент под углом в 45 градусов. Оба эти вида плетения вполне могут быть освоены как взрослыми так детьми. Рассмотрим приемы работ в этой технике на конкретных изделиях. Прежде чем приступать к плетению того или иного изделия, необходимо определить его назначение и форму. Желательно сделать эскиз, рисунок, чтобы верно рассчитать размеры и необходимое количество лент. Красота изделия от правильного подбора толщины и цвета бересты. Нужный цвет определяют по целому куску березы, так как по тонкой ленточке трудно определить цвет будущего изделия. Правильная форма, плотность и устойчивость изделия зависят исключительно от точности нарезки лент. Если одно из десяти лент будет шире или уже остальных, изделие потеряет устойчивость и форму.

Приступая к изготовлению изделий, необходимо особенно тщательно подготовить материал, качественно его обработать, правильно и умело использовать. Например, если для маленькой вазочки или солонки требуются ленты длиной 400мм, то не следует брать более длинные, иначе в обрезки уйдет много качественного материала. Для того чтобы нарезать берестяные ленты, необходимо рулоны раскрутить и выгнуть в обратном направлении. На стол или верстак кладут доску с рейкой и упором в один конец, бересту протирают тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле, равно обрезают ленторезом одну сторону и укладывают изнаночной стороной, чтобы береста плотно прикасалась к рейке на доске. Затем плотно прижимают берестяной пласт плотно к рейке, придерживая его левой рукой, а правой отрезают ленту ленторезом. При этом надо следить, чтобы нож на доске проходил по одному и тому же месту, тогда ленты будут одинаковой ширины. Ширину лент тщательно выверяют, а затем ножницами заостряют с обеих сторон. Для плетения конкретного изделия не следует заготавливать лишние ленты: они высохнут и будут не пригодны в работе.

Первые сведения о технике обработки бересты, известные нам, относятся к 18 столетию. Их сообщает Андрей Болотов /Незаурядный человек, принадлежавший к числу просвещенных людей своего времени, Болотов почти всю свою жизнь прожил в деревне. Двадцать семь лет он вел дневник, который был опубликован под названием "Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные им самим для своих потомков". Для современных историков эта книга является своеобразной энциклопедией жизни 18 века. Болотов писал обо всем - об обычаях, нравах, быте, о хозяйственной жизни, политических событиях того времени/ в своем дневнике: "Никакая работа и мастерство мне так не полюбилась, как одна особливая - производить из простой бересты табакерки, стаканчики, кружечки". Болотов научился украшать их резьбой и тиснением, которое еще называется чеканкой. Он подробно объясняет, как это делается: "Сия чеканная работа производится маленькими палочками, у коих на концах вырезаны разные фигуры и расположенные так, чтобы при наставлении палочки на бересту и при ударении в другой конец ее молотком выпечатывалась на бересте довольно возвышенная фигурка".

Эти техники просты, но дают возможность для достижения большого разнообразия узоров, обогащают поверхность выразительным рельефным рисунком. Эскиз поможет выбрать наиболее выразительный рисунок для тиснения.

Перед тиснением бересту размечают на полоски или квадраты, в которых штампиками будет, оттиснут рисунок. Для того чтобы сделать оттиск штампика на бересте, ее располагают на дощечке внутренним слоем вверх. В объемные изделия нужно вложить деревянные бруски. Приложив необходимый по рисунку штампик, по нему сильно ударяют молотком. В результате на бересте получается отпечаток. Таким образом, делается весь рисунок. В процессе тиснения качество рисунка зависит от силы удара, от правильного прикладывания штампика к бересте.

Выскабливание (гравировка) выполняется следующим образом. Составив эскиз будущего узора на бумаге, его переносят на готовое изделие с помощью разметочных инструментов; циркуля, линейки, шаблона. Затем, слегка подрезав контур элементов узора ножом, им же выскабливают слой бересты. Можно использовать и плоскую стамеску, если ширина элементов одинаковая. Кроме выскабливания, можно использовать гравировку. Подрезанный с двух сторон край элементов с двух сторон поддевают ножом. Благодаря слоистому строению бересты. Эти слои легко слоятся. В результате отслоится другой слой, отличающийся по цвету. Кроме готовых работ, тиснением и выскабливание (гравировкой) можно украсить полоску бересты, которую можно использовать в место закладки для книг или обложки для записной книжки.

Приобретая некоторые навыки в работе с берестой, можно попробовать самостоятельно изготовить туес. Этот небольшой сосуд, поражающий простотой мудростью конструкции, изобретен очень давно. До сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туеске, никогда не волгнет. А соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают такой аромат, что не просвещенному, порой трудно поверить, что в соление не добавлены пряности.

Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается воздушная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей. Когда туес стоит, например, на столе, между столешницей и его донышком образуется воздушная прослойка. Внутренняя стенка должна быть без единой трещины ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная – быть красивой и нарядной. Не даром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой сочной росписью, другие – кружевным прорезным орнаментом. Для внутренней части туеса ну жен сколотень – это береста снятая со ствола целиком. Лучше всего снять бересту весной и ранним летом. В это время она легко отслаивается от ствола. С длинного кряжа можно снять поочередно несколько сколотней. С коротких один или два.

Пропорции и размеры будущих туесков будут зависеть от заготовленных сколотней. Выбрав подходящий сколотень, необходимо сделать по нему выкройку рубашки из плотной бумаги с таким расчетом, чтобы ее верхний и нижние края отступали от краев сколотня на 3-5 сантиметров. Затем обернуть бумагой сколотень так, чтобы один край перехлестнул другой край. Этот запас необходим для изготовления замка. Если выкройка плотно прилегает к сколотню. А края не перекошены – выкройка рубашки сделана правильно. Наложить выкройку на кусок пластовой бересты и обвести ее шилом с закругленным концом или карандашом. Положить бересту на доску, и резаком с помощью металлической линейки сделать прорези по намеченным контурам. Рубашка готова, но при желании ее можно сделать нарядной. Надев готовую рубашку на сколотень, распарить его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согнуть два обруча и скрепить концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь завернуть распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой, закрепляя донышко и удерживая крышку туеска.

Из еловой или кедровой древесины нужно выпилить донышко, диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше внутреннего диаметра туеска. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь необходимо распарить. После этого донышко легко вставится, а когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели между ним и стенками. Крышку выпилить из еловой или кедровой доски с небольшим запасом, за тем осторожно срезая ножом края, необходимо подогнать ее к туеску, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеска. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием. Форму ручки надо выбрать, учитывая назначение туеса. Если туес предназначен для хранения каких-либо продуктов, а не для переноски, ручку можно сделать в виде тычка. Тычок необходимо вырезать ножом или выточить на токарном станке, вставить в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забить для крепости короткий деревянный клин.

Если же туес предназначается для переноски продуктов на дальние расстояния, нужно обязательно сделать ручку дужку. Простая дужка делается так. В крышке просверливается под углом друг к другу два отверстия. Затем в кипятке распаривается слегка проструганный с одной стороны ивовый прут. Согнув прут дугой, вставить его концы в отверстия. После высыхания прут станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить. Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком. Не зависимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего делают по руке взрослого человека. Из ивовой древесины необходимо выстругать заготовку ручки. В крышке выдолбить два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратить внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которых размечены отверстия. Заготовку ручки-дужки распарить в кипятке, осторожно согнуть в дугу и вставить концы ручки в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки, нужно просверлить два отверстия, и стамеской придать им форму под клин. Из ели выстрогать клин и заколотить его в отверстие дужки. Клин прочно свяжет крышку с ручкой. Но он имеет еще и другие значение – располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будет наливаться жидкости.

Чтобы испытать туес нужно налить в него воду и плотно закрыть крышкой. Взяв туес за ручку, сильно потрясти его, раскачать, перевернуть верх дном. Если крышка подогнана правильно, туес с водой с честью выйдет из этого испытания. Из него не выльется ни капли воды. Крышка, и туес прочно соединяются друг с другом благодаря силе трения и давления воздуха. Соединение это настолько прочно, что в туесе можно выдержать тяжести намного больше, чем весит налитая в нем вода. По этой же причине довольно трудно открыть крышку, не расплескав содержимое туеска. Лишь тот, кто знает «секрет» может быстро и без особых усилий открыть туес. А секрет очень простой. В место того чтобы тянуть ручку вверх. Ее нужно осторожно наклонить, и как только между крышкой туеса и стенкой появится щель, крышка легко снимется.

Следует упомянуть еще об одном виде туесов. Предназначенных только для сыпучих продуктов или для сбора ягод. Хранить и переносить в них жидкости нельзя. Техника изготовления туеска состоит из работы над одной рубашкой. Поэтому в качестве заготовки берутся пластины бересты, на которых размечается высота и длинна окружности будущего туеска. По краям делается запас для замка. Замки бывают разных видов. Для того чтобы сделать их точно. Нужно нарисовать их на бумаге, положить их на бересту. Обвести и вырезать. Можно использовать и сшивной замок. Для этого на краях берестяных пластин разметить места отверстий и пробить их с помощью сечки. Через эти отверстия края туеска сшить тонкой берестяной лентой. Донышко и крышку изготовить по той же технологии что и для туесов предназначенных для жидкости.

Одной из интересных и доступных техник украшений берестяных изделий может служить расписная береста.Расписная береста - один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи берестяных изделий. Сегодня чаще всего расписываются берестяные туески и посуда. Традиционно в росписи используют красный, желтый, реже зеленый, коричневый, голубой или синий цвета. В росписи по бересте народные мастера использовали небольшое количество красок. Большое значение имел цвет фона, но довольно часто фон оставался чистым, при этом не скрывалась характерная фактура бересты. Среди расписанных берестяных изделий выделяются северодвинские туески из Пермогорья, устюжские туески и уральские бураки из Нижнего Тагила.

Сделанный вами туесок можно красиво расписать. Сначала следует попробовать рисовать на бумаге (чтобы неуверенной линией или мазком не испортить сделанной вещи), а затем уже переходить к работе на бересте. Перед тем, как расписывать поверхность берестяного изделия, место под роспись необходимо загрунтовать. Грунтовку готовить из смеси мела со столярным клеем и доводить до состояния густой сметаны. Грунт нанести тонким слоем на наружную поверхность, тщательно разгладить его в углублениях. Для этого использовать не большой шпатель. Затем берестяное изделие посушить при комнатной температуре в течение 6-8 часов, после чего зачистить мелкой шкуркой, чтобы поверхность была ровной. Затем следует окраска белилами, сначала жидкими, потом более густыми, и сушка, после чего берестяное изделие расписывается и лакируется. Лакировать бересту необходимо дважды, просушивая каждый слой в течение суток.

Для росписи применяют клеевые и водорастворимые краски: темперу, гуашь. В качестве мотивов росписи могут быть те же цветы, бутоны, ветви, плоды, которые окружают вас на садовом участке. Все это придает рисунку большую живопись, выразительность и законченность. Для росписи обычно используют темперу или гуашь, а для закрепления росписи - масляные лаки. Для окраски и лакировки нужны две беличьи кисточки № 10-16., а для росписи три- четыре беличьи или колонковые № 1-3.

 

 



2019-12-29 216 Обсуждений (0)
Знакомство школьников с основными видами работ с берестой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Знакомство школьников с основными видами работ с берестой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)