Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление и развитие банковской системы РФ.



2019-12-29 142 Обсуждений (0)
Становление и развитие банковской системы РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Банковская система Российской Федерации изначально была представлена, в основном, коммерческими банками, которые появились еще до распада бывшего СССР. Формирование банковской системы России происходило в условиях полной дезорганизации экономики, раскручивания инфляционной спирали, быстрого обесценения рубля, падения реального производства. Тем не менее, число вновь создаваемых банков росло.

На первом этапе (1988-1993 гг.) активное развитие банков­ской системы определялось дефицитом банковских услуг, распределением централизованных кредитов, а также низкой стои­мостью привлекаемых средств, несмотря на высокий уровень инфляции.

Для более полной характеристики российской кредитной системы, сложившейся еще в начале 1990-х гг., целесообразно рассмотреть типологическую схему, в которой банки разделены на шесть групп.

К первой группе относятся государственные (Банк России) и полугосударственные банки (Сбербанк Российской Федера­ции, Внешторгбанк, Внешэкономбанк и др.).

Во вторую группу входят около 20 элитных банков, на кото­рые, в общей сложности приходилось приблизительно 1/3 всех активов банковской системы и более 1/4 средств на клиентских счетах и депозитах. Эти банки были тесно связаны с властными структурами, что обеспечивало им выход на потоки бюджетных средств, позволяло рассчитывать на вложения в высокодоход­ные проекты и отрасли (ОНЭКСИМбанк, Империал, Нефте­химбанк, Мостбанк, МЕНАТЕП, Мосстройбанк, Токобанк, Альфабанк, Межкомбанк).

К третьей группе относятся региональные «элитные» бан­ки, организовавшиеся и функционировавшие под патронажем и в интересах региональной элиты.

Четвертую группу составляют корпоративные банки, сфор­мированные на отраслевой основе (на средствах отраслевых министерств) для обслуживания соответствующих производств (Авиабанк, Интер-ТЭКбанк, Автобанк, Промрадтехбанк, Банк Аэрофлот).

Пятая группа – сетевые банки, созданные на базе Промст­ройбанка СССР и Агропромбанка СССР. Они занимают про­межуточное положение между корпоративными и полугосударственными банками.

Шестая группа – коммерческие банки, не имеющие отно­шения к властным структурам.

Бурный процесс создания коммерческих банков привел к тому, что к началу 1995 г. Россия выдвинулась на одно из первых мест в мире по их количеству. В то же время число небанковских кредитных учреждений по сравнению с банковскими
было (и остается) незначительным.

Слишком быстрые темпы количественного роста негативно повлияли на качество кредитной системы, которая состояла преимущественно из малых и средних банков. При этом 70% общего числа составляли именно малые банки с объявленным уставным фондом до 5 млрд. руб., в то время как на крупные банки с объявленным уставным фондом в размере 20 млрд. руб. приходилось только 6%. Общая сумма объявленных уставных фондов всех кредитных учреждений России составляла 15 трлн. руб. (или 3 млрд. долл. США). Более половины совокупного ка­питала российских банков приходилось на московские банки. Доля предлагаемых ими банковских услуг была еще выше, так как они создали множество филиалов в других регионах стра­ны.

Значительная часть малых и средних банков оказалась нежизнеспособной. Первые банкротства были отмечены уже к середине 1993 г. и совпали с крахом «финансовых пирамид».

В третьем квартале 1995 г. в банковской системе разразился кризис. Ограничительная кредитная политика Банка России от­разилась на большинстве банков, многие из которых скрывали слабость своих портфелей за прибылью, полученной от спекуля­тивных операций на валютном рынке. Однако в результате ста­билизации курса рубля после установления валютного коридо­ра 1 июля 1995 г. они потеряли этот источник получения дохо­дов. Уже 24-25 августа у значительного числа банков наблюдалось снижение ликвидности. Банковский сектор охва­тила паника, что выразилось в сокращении объема сделок на рынке межбанковских кредитов. Кризис повлиял на уровень процентных ставок. Ставки по однодневным кредитам повыси­лись с 60 до 100% годовых. Только к концу августа вмешатель­ство Банка России позволило преодолеть кризис.

Результатом кризиса банковской системы лета 1995 г. стали возросшая сегментация межбанковского рынка и большее нор­мирование кредитов.

Банкам «со слабыми портфелями» было отказано в доступе к межбанковскому рынку кредитов, в связи с чем, они стали объединяться в небольшие группы для взаимного кредитова­ния.

В первом полугодии 1996 г. расширение сети коммерческих банков почти прекратилось, и наметилась обратная тенденция. Банк России ужесточил требования к созданию новых банков и начал активно отзывать лицензии у несостоятельных. В 1996 г. на фоне продолжающегося экономического спада разразился новый кризис банковской системы Российской Федерации, ос­новными признаками которого были высокая интенсивность процесса фактических банкротств кредитных учреждений; резкое сокращение числа функционирующих кредитных учреждений (число банков, признанных неплатежеспособ­ными составило более 25% общего числа функционирую­щих банков); значительное число проблемных банков; усиление нестабильности в системообразующем сегменте банковской системы, что выразилось в значительном чис­ле банкротств среди крупных банков.

В конце 1997 г. банковский сектор России подвергся воз­действию ряда внешних шоковых ситуаций, обнаруживших внутренне присущие отечественной банковской системе уязвимость и возрастающую чувствительность к валютному риску. Удары извне наряду с серьезными стратегическими ошибками самих банков привели к новому кризису банковской системы, который разразился к августу 1998 г. Исходной причиной нового кризиса также стало неудовлетворительное состояние реального сектора экономики и государственных финансов, что выразилось в спаде производства и хроническом дефиците государственного бюджета.

Финансовые власти России, начиная с 17 августа 1998 г., отступили от кардинальных принципов осуществления денеж­но-кредитной политики. Расширение валютного коридора и отказ от своевременного погашения ГКО-ОФЗ привели к сме­не экономических ориентиров, что выразилось в более высоких инфляционных ожиданиях при ускоренном росте обменного курса, отказу от массивных валютных интервенций, невозмож­ности проведения операций на открытом рынке.

Предоставление стабилизационного кредита МВФ также не привело к улучшению ситуации и повышению доверия участ­ников финансового рынка к политике Банка России. В резуль­тате, несмотря на полученный кредит в сумме 4,8 млрд. долл., международные ликвидные резервы Банка России увеличились только на 2,2 млрд. долл. Остальные средства были израсходо­ваны на валютные интервенции.

Отказ от погашения ранее выпущенных ГКО-ОФЗ привел к обесценению активов банков, от 5 до 25% которых были вло­жены в государственные ценные бумаги; заставил банки в свя­зи с обесценением их активов и жесткой денежно-кредитной политикой направить свои рублевые средства на доходный ва­лютный рынок. Рублевая масса значительно превысила валютную массу, что с учетом отказа Банка России осуществлять интервенции на ва­лютном рынке привело к обвалу рубля. В то же время ухудшение финансового положения банков вызвало неплатежи на межбанковском рынке, а затем и пре­кращение его функционирования вследствие взаимного не­доверия банков. Реструктуризация государственных ценных бумаг привела к тому, что банки ввели ограничения на обслу­живание клиентов, мотивируя эти ограничения недостатком наличности.

В целях поддержания ликвидности коммерческих банков Банк России несколько смягчил денежно-кредитную политику. Так, 24 августа 1998 г. нормативы по обязательным резервам были снижены с 11 до 10%. Однако банки вновь направили рублевые средства на валютный рынок, что опять привело к росту рублевой массы на валютном рынке и неконтролируемо­му росту курса доллара. Банк России, израсходовав в период с 14 по 26 августа 2,3 млрд. долл. из валютных резервов, с 26 авгу­ста отказался контролировать обменный курс путем участия в валютных торгах.

Кризис банковской системы августа-сентября 1998 г. при­вел к тяжелым последствиям:

• произошло резкое обесценение банковских активов, нахо­дившихся в виде государственных ценных бумаг;

• был ликвидирован основной финансовый инструмент, ко­торый банки использовали для краткосрочного инвестирования (ГКО-ОФЗ);

• увеличились обязательства банков (в рублевом, выраже­нии) по внешним кредитам и срочным контрактам;

• резко уменьшился объем межбанковского кредита в связи с неплатежеспособностью большинства банков, в том числе и системообразующих;

• наблюдалась дестабилизация денежного обращения (за­держка платежей, рост расчетов в наличной форме, сни­жение объемов инкассации, резкий отток вкладов населения из банковской системы);

• налицо был кризис системы расчетов, вызванный кризисом банковской системы, который привел к снижению налого­вых платежей в федеральный бюджет.

Правительством России было издано распоряжение «О ме­рах по реструктуризации банковской системы Российской Фе­дерации» от 20 ноября 1998 г. № 1642-Р. Одновременно прави­тельство и Банк России приняли совместное заявление «О ре­структуризации кредитных организаций». В этих документах были изложены меры по реструктуризации банковской систе­мы на длительную перспективу с учетом финансовых возмож­ностей по поддержке российских банков, опыта работы Банка России по нормализации деятельности нестабильных в финансовом отношении банков, а также опыта зарубежных стран в этой области.

Для реализации намеченных мероприятий Российским фондом федерального имущества 16 декабря 1998 г. была учре­ждена ОАО Небанковская кредитная организация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО), на которое возлагалась основная часть оперативной работы:

1)  взаимодействие с реструктурируемыми и ликвидируемыми банками;

2)  работа с «плохими» активами реструктурируемых банков;

3)  участие в управлении такими банками;

4)  реализация имущества ликвидируемых банков.

Агентство как небанковская кредитная организация стало объектом банковского регулирования и надзора, осуществляемого Банком России над деятельностью кредитных организаций. Несмотря на специфику АРКО Банк России не издал никакого специального нормативного акта об особенностях организации банковского регулирования и надзора над деятельностью АРКО и не установил для него дифференцированные нормативы
обязательных резервов.

Первоначально Агентство осуществляло процедуры рест­руктуризации, основываясь на добровольных соглашениях с банками и их учредителями. Позднее, в связи с вступлением 8 июля 1999 г. в силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций», Агентство было преобразовано в госу­дарственную корпорацию, правовой статус, функции и пол­номочия которой были установлены вышеназванным Законом и Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

В начале марта 1999 г. Совет директоров АРКО одобрил «Основные положения программы деятельности агентства по реструктуризации кредитных организаций», в которой были оп­ределены основные принципы деятельности организации как инструмента реализации государственной политики по реструкту­ризации банковской системы и основные направления собствен­ной деятельности АРКО.

20 октября 2000 г. было издано Указание Банка России «О порядке работы по определению кредитных организаций, в отношении которых может быть применен Федеральный закон «О реструктуризации кредитных организаций» № 852-У, в соответствии с которым устанавливался порядок:

1)  работы по определению кредитных организаций, в отно­шении которых мог быть применен Закон о реструктуризации; а также расчета критериев, регламентированных п. 3 ст. 2 зако­на о реструктуризации;             

2)  определения оснований, по которым в соответствии со ст. 3 закона о реструктуризации могли направляться предложе­ния о переходе кредитной организации под управление Агент­ства;

3)  предоставления территориальными учреждениями в Банк России информации по кредитным организациям, в отношении которых мог быть применен Закон о реструктуризации.

Общее финансирование первых пятнадцати организаций, перешедших под управление Агентства, на 1 января 2001 г. составило 2964, 17 млн. руб. по сравнению с запланированными 7464,42 млн. руб.

В Стратегии развития банковского сектора на 2002 г., принятой Правительством РФ и Банка России в Совместном заявлении от 30 декабря 2001 г., одним из важных направлений в сфере банковского регулирования и надзора было названо завершение работы по восстановлению деятельности или ликвидации кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства, в связи с чем говорилось о возможном закреплении за Агентством функций корпоративного ликвидатора банков с отозванной лицензией.

В июле 2002 г. был принят Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» положения которого посвящены совершенствованию банковского регулирования, в том числе вопросам:

- надзора за банковскими группами;

- расчета обязательных нормативов;

- обмена информацией с надзорными органами зарубеж­ных стран и др.

Вступил в силу Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, содержащий меры, направленные на совершенствование порядка защиты интересов кредиторов, требования которых обеспечены залогом.

В ноябре 2002 г. был принят Федеральный закон «О внесе­нии изменений в ст. 5 и ст. 20 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», направленный на защиту интересов акционеров общества от «размывания» долей в уставном капитале.

15 декабря 2002 г. Банк России ввел в действие новое Положение «О порядке проведения депозитных операций с кредит­ными организациями в валюте Российской Федерации» от 5 де­кабря 2002 г. № 203-П.

Приоритетными задачами банковской системы в 2003 г. стали:

1) создание системы страхования банковских вкладов;

2)  завершение подготовки к переходу кредитных организа­ций на международные стандарты бухгалтерского учета и фи­нансовой отчетности (МСФО) с 1 января 2004 г.;

3)  подготовка и принятие пакета законодательных измене­ний, направленных на создание более благоприятных условий для банковской деятельности;

4)  оптимизация регулятивных и надзорных процедур Банка России.

Неудовлетворительные результаты деятельности АРКО привели к его ликвидации. Так, 15 июля 2004 г. Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О признании утратившим силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций». АРКО было ликвидировано, но проблемы в банковском секторе остались.

В октябре 2004 г. Государственная Дума приняла проект Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности», направленный на повышение качества и прозрачности крупнейших российских кредитных организаций с целью привлечения дополнительных инвестиций в российскую экономику и придание финансовой отчетности, составляемой на основе международных стандартов, международного статуса на мировых фондовых рынках капитала.

Основными целями деятельности Банка России в 2005 г. стали:

- повышение устойчивости банковского сектора Российской Федерации;

- защита интересов кредиторов и вкладчиков;

- методическое и организационное совершенствование системы банковского надзора.

Банк России также принял меры по созданию информационно-аналитической системы, базирующейся на документарном анализе статистической банковской отчетности и обеспечивающей раннее обнаружение необычных финансовых операций клиентов кредитных организаций. В Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г. заявлено, что:

1) одним из условий ускоренного экономического развития страны является расширение банковского кредитования экономики и в целом – повышение роли банковского сектора;

2) к основным целям дальнейшего развития банковского сектора относятся:

- повышение эффективности выполняемых функций;

- укрепление устойчивости банковского сектора;

- усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

- предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности и противоправных целях, в том числе для легализации преступных доходов и финансирования терроризма.

 



2019-12-29 142 Обсуждений (0)
Становление и развитие банковской системы РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Становление и развитие банковской системы РФ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (142)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)