Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды денежного обращения



2019-12-29 157 Обсуждений (0)
Виды денежного обращения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах [2].

Налично - денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими 2-х функций: средства платежа и средства обращения. Наличные деньги используются: для оплаты товаров, работ, услуг; для расчетов, не связанных с движением товаров и услуг (расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, стипендий, пенсий, по выплате страховых возмещений по договорам страхования, при оплате ценных бумаг и выплате дохода по ним, по платежам населения, на хозяйственные нужды, на оплату командировок, на представительские расходы, на закупку сельхозпродукции и т.д). Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, чеков, кредитных карточек). В развитых капиталистических странах банковские билеты, выпускаемые центральным банком, составляют подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег (около 10%) приходится на казначейства, которые эмитируют в основном монеты и мелко-купюрные бумажно-денежные знаки — казначейские билеты[4]. В Беларуси и России предпринимаются попытки ограничить налично-денежное обращение, т.к. оно позволяет уходить от контроля государства за деятельностью юридических и физических лиц.

Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег, изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карточек, жироприказов, платежных поручений, электронных средств платежа, других расчетных документов. В некоторых странах в обращении используются казначейские векселя, сертификаты, другие инструменты. С совершенствованием платежно-расчетных отношений менялось и соотношение между наличными и безналичными сферами денежного обращения. До конца ХХ в. преобладали платежи наличными деньгами. В современных условиях удельный вес наличных денег, особенно в промышленно развитых государствах, невелик, например, в США он составляет около 8%.[5] Высокий уровень безналичных расчетов в любой стране говорит о правильной, грамотной организации всего денежного оборота.

Между наличным и безналичным обращением существует тесная взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, они образуют общий денежный оборот, в котором действуют единые деньги.

В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям, т.е. безналичные расчеты за товары и услуги; по финансовым обязательствам, т.е. платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями. Значение безналичных расчетов состоит в том, что они ускоряют оборачиваемость средств, сокращают абсолютную величину наличных денег в обороте, сокращаются издержки на печатание и доставку наличных денег.

Бумажные деньги представляют собой знаки действительных денег, исторически возникших как знаки денежного товара из металлического обращения и появившихся в обороте как заместители ранее находившихся в обращении серебряных или золотых монет.

Существует несколько причин выпуска бумажных денег:

• нужды государственного казначейства в ресурсах, вызванные дефицитом государственного бюджета;

• наличие исторических периодов, характеризующихся острой потребностью правительства в деньгах (войны, революции);

• хронический дефицит платежного баланса страны, когда правительство, стремясь избежать утечки золота за границу, вынужденно вводить неразменные на золото деньги, снабженные принудительным курсом, с целью получения эмиссионного дохода;

• физический износ монет, превращающий полноценные монеты в знак стоимости, а в отдельных случаях сознательная порча металлических монет государственной властью, приводящая снижению металлического содержания монет с целью получения дополнительного дохода в казну.

Использование денег обеспечивает значительную экономию общественного богатства, которое общество вынуждено было бы растрачивать в рамках натурального обмена. Поэтому можно сказать, что деньги создают богатство нации. Чем совершеннее денежная система, тем быстрее идет наращивание общественного богатства.

Согласно трудовой теории стоимости, количество денег, необходимых для обращения, определяется как отношение суммы цен товаров, подлежащих к продаже, к скорости оборота денежной единицы:

Д = Р/Со;                                                                         (1)

 

где Д— количество денег;

Р — сумма цен товаров;

Со — скорость оборота денежной единицы. С учетом кредитных отношений и выполнения деньгами функций средства платежа количество денег, необходимых для обращения, определяется следующим образом:

 

Д= (Р-К+П-ВП)/Со                                                          (2)

 

где Д — количество денежных единиц, необходимых для обращения;

Р — сумма цен реализованных товаров, проданных в кредит;

К — сумма цен товаров, проданных в кредит;

П — сумма цен товаров, по которым наступил срок платежей;

ВП — сумма взаимопогашающихся платежей;

Со — скорость оборота одноименных денежных единиц.

В экономической теории широкое признание получил «уравнение обмена», предложенное американским экономистом И. Фишером в работе «Покупательная способность денег». Уравнение обмена или, как иногда его называют «уравнение Фишера», выглядит следующим образом:

 

MV=PQ,                                                                           (3)

 

где М — величина находящейся в обращении денежной массы;

V — средняя скорость обращения денежной единицы

Р — уровень цен;

Q — реальный объем национального продукта.

Это уравнение позволяет рассчитать каждый из составляющих его параметров:

§ обращаемая денежная масса PQ/V;

§ скорость обращения денежной единицы PQ/M;

§ средний уровень цен MV/Q;

§ денежная величина национального продукта MV/P.

Уравнение Фишера показывает зависимость уровня цен от денежной массы. Из уравнения MV=PQ ясно, что увеличение показателя М (при неизменности V и Q), должно coпровождаться ростом Р. Данная формула позволяет в первом приближении рассмотреть феномен инфляции.

Существует и такая формула, определяющая количество денег в обращении:

Количество денег = Сумма цен всех товаров и услуг / Число оборотов одной денежной единицы = Стоимость ВНП / Количество оборотов одной денежной единицы

Из этой формулы видно, что количество необходимых денег зависит от размера произведенного продукта и цен товаров и услуг. С ростом ВНП и цен должно увеличиваться и количество денежных знаков. С другой стороны, при неизменном уровне ВНП увеличение количества денежных знаков приведет к росту цен.

Как известно, в условиях рыночной экономики продукция производится как товар, т.е. не для собственного потребления, а для продажи, которая, в свою очередь, не может осуществиться без денег. При этом деньги, во-первых, выступают своеобразным соизмерителем стоимости товаров и услуг («мера стоимости»), во-вторых, используется в качестве посредника между продавцом и покупателем при реализации товаров, так как с помощью денег товар от продавца переходит к покупателю («средство обращения»), в-третьих, обладая высокой ликвидностью, так как их проще всего обменять на товар, накапливаются населением с целью приобретения товаров в будущем ("средство сбережения") [20].

Выполняя названные функции деньги и кредит способствуют развитию экономики, повышению ее эффективности. Однако при определенных условиях их "деятельность" может стать серьезным тормозом в экономическом развитии. Дело в том, что в любом обществе, где господствуют товарно-денежные отношения, всегда должно соблюдаться соответствие между количеством товаров и количеством денег. Оно составляет суть законов денежного обращения.

Если соответствие нарушается, то возникает инфляция, главными последствиями которой являются снижение жизненного уровня населения, усиление аритмии производства, "перекачка" капиталов из производства в сферу обращения, снижение объемов производства. Во многих этих негативных последствиях "виноваты" деньги, когда их, по разным причинам, становится больше, чем нужно для обращения товаров.

Проблемы излишков денег и всех негативных последствий возникающей в этой связи инфляции не существовало во времена, когда в денежном обращении господствовал "золотой стандарт" — когда в качестве денег использовалось золото, а бумажные деньги свободно обменивались на золотые монеты.

Денежное обращение, или движение денег в наличной и безналичной формах, активнейшим образом влияет на протекание процессов общественного воспроизводства. Поэтому сознательное воздействие на параметры денежной сферы путем их регулирования важно не только как способ влияния на функционирование денежного и ссудного капиталов, но и как способ регулирования экономики в целом. Поскольку это воздействие происходит на макроуровне, то основным субъектом регулирования является государство в лице его Национального банка.

Выбор того или иного метода денежно-кредитного регулирования (ДКР) имеет большое значение, поскольку применяемые методы не обладают одинаковой степенью эффективности. Одни из них являются полностью автономными, другие — нуждаются в обязательном дополнении рядом инструментов. При этом выбор инструментов денежно-кредитного регулирования определяется в значительной мере составом и структурными характеристиками кредитной системы, которую они должны регулировать. Поэтому диапазон и иерархия методов денежно-кредитного регулирования пока еще различаются по отдельным странам.

Прежде всего следует отметить рефинансирование, которое в системе денежно-кредитного регулирования рассматривается как политика, обладающая количественным и стоимостным эффектом. При этом количественный эффект выражается в размерах рефинансирования и объемах изменения денежной массы, а стоимостной — во влиянии на величину рефинансирования и банковскую ликвидность, поскольку изменение стоимости рефинансирования при его различных методах непосредственно влияет на уровень спроса на ресурсы со стороны коммерческих банков. Конечная цель рефинансирования состоит в контроле над ликвидностью банков.[6]

В самом общем виде рефинансирование представляет собой банковскую политику в области финансирования экономики. Более конкретно под рефинансированием понимается регулирование кредитной помощи, оказываемой Национальным банком коммерческим банкам. Это связано с тем, что последние не способны самостоятельно полностью удовлетворить потребности экономики в кредитах. Рефинансирование может осуществляться различными методами в зависимости от:

а) конъюнктуры;

б) намечаемой цели;

в) функциональной структуры банков;

г) степени зависимости коммерческих банков от Национального банка.

При рефинансировании наиболее часто применяются метод учетной ставки, или переучета (дисконтная политика), операции открытого рынка, различные виды интервенции Национального банка на денежном рынке, используемые либо альтернативно, либо одновременно. При этом соотношение методов рефинансирования различно в разных странах, что предопределяется множеством факторов. Однако общим условием использования этих методов выступает наличие потребности коммерческих банков в "подпитке" собственных ресурсов.

Регулирование денежного обращения представляет собой одно из важнейших направлений в деятельности Национального банка. Это связано с тем, что, во-первых, узко направленные, конкретные и легко поддающиеся количественному выражению методы регулирования, влияющие на денежное обращение, позволяют получить весомые макроэкономические результаты. Последние формируют финансовые условия функционирования экономики в целом, определяют степень действенности других методов регулирования экономики, используемых государством. При этом в сфере регулирования денежного обращения должно происходить совпадение интересов Национального банка как органа государственного регулирования и ведущего элемента банковской системы, заинтересованного в ее стабильности, с интересами других хозяйствующих субъектов и физических лиц. Во-вторых, целенаправленное и комплексное воздействие Национального банка на различные элементы рыночного механизма. В данном случае важным условием является соответствие применяемых методов денежно-кредитного регулирования не только конкретным целям денежной политики или состоянию экономической конъюнктуры, но и более специфическим задачам: особенностям существующей национальной финансовой системы, степени развития банковской системы и инструментов денежного рынка, степени взаимодействия денежного рынка с другими сегментами или блоками рыночного механизма.

От денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком любого государства, зависят как успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования экономики, так и благосостояние отдельных слоев населения и рядового гражданина. Отсюда ясно, что денежно-кредитное регулирование (ДКР) является важнейшим инструментом воздействия на экономическую жизнь государства, а поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. Например, избыточная масса денег ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной единицы, обесценению капитала и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей. Поэтому вполне закономерно, что в условиях современной рыночной экономики возрастают контрольные и регулирующие функции Центральных банков.

Общие цели государственной денежно-кредитной политики определяются Центральным банком как с учетом текущего состояния денежного обращения и всей банковской системы, так и экономики в целом. Так, во главу угла регулирующей деятельности Национального банка может быть поставлена цель стабилизации денежного обращения (например, это было характерно для 70-х годов текущего столетия в условиях ускоренной инфляции в ряде капиталистических государств, а в настоящее время характерно для государств бывшего СССР), достижения и сохранения стабильности национальной валюты (цель традиционно преследуемая, например. Центральным банком ФРГ, а теперь весьма актуальная для стран СНГ), урегулирования государственного долга или обеспечения стабильности банковской системы и т. д.

В современных условиях, характеризующихся преобладанием депозитной части обращения, повышается значение регулирования Национальным банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование спроса на деньги осуществляется по этой причине прежде всего через регулирование условий выдачи кредитов Национального банка, определяющих условия предоставления кредитов банковской системой в целом, хотя последняя также влияет на кредитную политику Национального банка. В данном случае регулирующая роль Национального банка накладывает определенные ограничения на условия денежного обращения, вызывая в итоге ответную реакцию рынка, проявляющуюся в том, что с одной стороны, происходит переориентация не только денежного обращения, но и всей системы рынка в сторону достижения рыночного равновесия, а, с другой стороны, — осуществляется трансформация или приспособление форм рыночной деятельности с целью определенного устранения чрезмерных мер регулирующего воздействия со стороны государства в лице Национального банка.

Поэтому современное государство с рыночной экономикой, контролируя, например, денежное обращение, движение ссудного процента, протекание операций на вторичном рынке, может влиять практически на все параметры общественного производства. В частности, используя эти методы, государство через Национальный банк способствует денежным накоплениям, снижению цен и стабилизации заработной платы, повышению эффективности производства, росту банкротства и безработицы, повышению курса национальной валюты и снижению конкурентоспособности своих товаров, удорожанию экспорта и удешевлению импорта товаров, увеличению импорта капиталов и сдерживанию его экспорта и т. д.

Необходимость денежно-кредитного регулирования оформляется параллельно с повышением роли банковской системы. В рамках этого процесса за Национальным банком закрепляются специфические функции, позволяющие ему контролировать состояние денежного обращения и регулировать его динамику. При этом эффективность регулирования во многом определена тем, что

Национальный банк является субъектом государственного регулирования и, соответственно, государство делает его проводником государственной политики, обеспечивая тем самым дополнительное доверие к применяемым методам регулирования.

Эффективность методов денежно-кредитного регулирования обеспечивается их постоянной эволюцией, связанной с изменением механизма регулирования экономики в целом, с соотношением в нем элементов саморегулирования и сознательного регулирования.

К методам регулирования денежного обращения, принятым в мировой практике, относятся:

а) нормы обязательных резервов или политика минимальных резервных требований;

б) регулирование учетной ставки Национального банка;

в) операции на открытом или вторичном рынке.

Кроме того. Центральные банки воздействуют на состояние денежного обращения посредством: а) инвестиционных требований; б) кредитных "потолков".

Таким образом, Национальный банк имеет в своем распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Эти методы могут различаться:

а) по форме воздействия — прямые и косвенные;

б) по объектам воздействия — предложение денег и спрос на деньги;

в) по параметрам регулирования — количественные и качественные.

Характерной особенностью этих методов является то, что используются и действуют они в единой системе денежно-кредитного регулирования.

В большинстве современных государств используется такой метод денежно-кредитного регулирования (метод регулирования депозитной части денежного обращения), как установление минимальных резервных требований. Суть этого метода состоит в том, что Национальный банк устанавливает обязательное для коммерческих банков соотношение (в процентах) между суммой такого показателя банковских ресурсов, как пассивы, и той суммой высоколиквидных средств, которую банки обязаны держать в качестве резервов. Качественно состав этих средств характеризуется максимальной приближенностью к денежной массе в обращении. Это обеспечивает возможность использования резервных требований как инструмента воздействия на денежное обращение.

Цель политики обязательных резервов состоит в усилении зависимости коммерческих банков от рефинансирования со стороны Национального банка и ужесточении тем самым контроля за их ликвидностью [12]. Блокирование .резервов строго в соответствии с установленными нормами носит обязательный характер, и поэтому политика норм обязательных резервов является наиболее административным методом воздействия на состояние коммерческих банков. Одновременно величина резервов обеспечивает обязательства коммерческих банков по депозитам или выступает гарантией интересов вкладчиков. Эта политика применяется Центральными банками также для противодействия стремления коммерческих банков к чрезмерной автономии, которой они начинают обладать при сокращении доли векселей в денежной массе.

В Беларуси минимальные обязательные резервы являются инструментом Национального банка Республики Беларусь, который применяется для регулирования ссудной деятельности коммерческих банков. Изменения резервных требований в Беларуси являются более сильным инструментом денежно-кредитной политики в силу своего непосредственного воздействия на формируемую банковскую систему. Национальный банк применял и применяет этот инструмент очень осторожно, поскольку даже небольшое изменение норм обязательных резервов может привести к нежелательным переменам в объемах депозитов и кредитов.

При этом Национальный банк проводил работу по унифицированию резервных требований по рублевым и валютным депозитам. С 1 августа 1995 г. норма обязательного резервирования по привлеченным инвалютным средствам составляла 12% [15]. Для компенсации потерь банков, связанных с привлечением их ресурсов в резервы, предусмотрено начисление процентов за резервируемые кредитные ресурсы.

Важным методом регулирования денежного обращения является учетная (процентная) политика Национального банка, относящаяся к прямым методам регулирования. Это обусловлено тем, что в отличие от резервных требований, она представляет собой вариант прямого регулирования цены банковских кредитов. Вследствие этого регулирование учетных ставок быстрее и непосредственнее воздействует на денежное обращение. Способность Национального банка воздействовать на цену кредита определяется его ролью как субъекта кредитной эмиссии, а также существованием по многим видам банковских ставок фиксированного отношения к ставкам Национального банка, закрепляемого часто различного рода межбанковскими соглашениями или решениями высших органов управления.

В системе денежно-кредитного регулирования все большее значение приобретают операции Национального банка на открытом рынке. Суть этого метода сводится к купле—продаже Национальным банком ценных бумаг, в основном обязательств казначейства, облигаций банков и промышленных фирм, а также коммерческих векселей, учитываемых Национальным банком. Предпосылкой роста значимости операций на открытом рынке является их близость традиционным методам регулирования. Так, одна из разновидностей операций на открытом рынке (обратная операция по покупке с последующей перепродажей ценных бумаг) мало чем отличается от кредитов под залог ценных бумаг.

Коммерческие банки стремятся сократить свою потребность в привлечении ресурсов Национального банка, создаваемых за счет обязательных резервов. Добиться этого они могут только путем уменьшения своего денежного пассива, для чего надо передать депозиты через выпуск ценных бумаг. Можно также продать активы. Для того чтобы совершить данные операции, необходимо наличие рынка ценных бумаг, доступного для всех его участников. На данном рынке Национальный банк проводит так называемую политику открытого рынка посредством покупки или продажи ценных бумаг. Это же может совершать любой другой банк, предлагая на этом рынке или изымая из него ресурсы Национального банка.

Основным условием функционирования политики открытого рынка является наличие в государстве рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых позволяют Национальному банку воздействовать на денежно-кредитный рынок и потенциальные возможности коммерческих банков в представлении кредитов заемщикам. В настоящее время объектом сделок на открытом рынке выступают преимущественно государственные ценные бумаги. При продаже ценных бумаг поглощается свободный капитал денежно-кредитного рынка, сокращается кредитоспособность банков и создается возможность кредитной рестрикции, а при покупке ценных бумаг происходит прилив дополнительных ресурсов, расширяются кредитные возможности коммерческих банков и возникают благоприятные условия для кредитной экспансии.

Таким образом, операции на открытом рынке сводятся к купле—продаже государственных краткосрочных обязательств (государственных облигаций) Национальным банком у коммерческих банков, предприятий или организаций. Если Национальный банк осуществляет покупку государственных облигаций, то в результате такой операции ресурсы коммерческих банков увеличиваются. После использования этих ресурсов коммерческими банками путем предоставления их в кредит своим клиентам происходит увеличение депозитов в соответствии с эффектом мультипликации. Поэтому в результате покупки Национальным банком ценных бумаг возрастают денежная база и денежная масса. Обратный эффект происходит при продаже Национальным банком государственных облигаций.

Можем сделать вывод: денежно-кредитная система играет, в жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она находится под контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.




2019-12-29 157 Обсуждений (0)
Виды денежного обращения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды денежного обращения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)