Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие денежного обращения с 2001 года



2019-12-29 167 Обсуждений (0)
Развитие денежного обращения с 2001 года 0.00 из 5.00 0 оценок




Не улучшалась ситуация и в 2001 г. По расчетам Национального банка, в 2000 г. инфляция “съела” более 350 млрд. руб. средств населения, субъектов хозяйствования и местных органов власти. Эти потери приходятся на наличные деньги в сумме свыше 100 млрд. руб. и депозиты (до востребования и срочные) - 250 млрд. руб. За вычетом начисленных процентных доходов по депозитам чистое обесценение денежных средств в национальной валюте составило не менее 235 млрд. руб., из которых примерно пятая часть приходится на деньги населения и около 73% - субъектов хозяйствования. К этому следует добавить, что денежные средства предприятий и организаций в реальном выражении в декабре 2000 г. относительно декабря 1999 г. сократились почти на 23%. Следовательно, увеличение номинального денежного предложения посредством кредитной эмиссии не только не дало должного эффекта, а, наоборот, через рост инфляции привело к снижению покупательной способности денежных средств субъектов хозяйствования. В этом же направлении действовали и кредиты, выданные предприятиям и организациям на погашение задолженности по заработной плате.

Основными целями денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2002 году являлось содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты, повышение роли банковского сектора как эффективного механизма, аккумулирующего свободные денежные средства и их переориентацию на инвесторов, прежде всего в реальный сектор экономики.

В этой связи особое внимание предполагалось уделить обеспечению финансовой устойчивости банковской системы, расширению ресурсной базы банков и повышению ее качества, приближению принципов и практики банковского надзора к международным стандартам.

Для поддержки приоритетных отраслей и производств намечалось использовать льготирование процентных ставок кредитов. Но особое значение в прогнозируемом периоде было уделено привлечению иностранных кредитных ресурсов, и прежде всего для инвестиций в реальный сектор экономики. Предусматривалось продолжить работу по компенсации обесценения всех форм вкладов населения в банковскую систему.

В качестве индикаторов достижения этих целей предусматривалось установить прирост рублевой денежной массы, объем и распределение денежной эмиссии, выдачи банками кредитов по отраслям и сферам экономики, динамику курса белорусского рубля. Был организован мониторинг изменения их параметров, анализ и увязка с процессами в других секторах экономики.

В Республике Беларусь, начиная с 2000 года, наблюдалось устойчивое снижение уровня инфляции. Одной из причин этого была проводимая Национальным банком страны денежно-кредитная политика. Рост инфляции начался в 2007 году и связан, прежде всего, с ростом цен на энергоресурсы, т.е. инфляция в республику импортируется [13].

В 2001 г. приоритет отдавался плавной предсказуемой динамике единого курса белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка. Выбор данной цели денежно-кредитной политики обладает рядом достоинств: во-первых, в условиях малой открытой экономики стабильный валютный курс обеспечивает наиболее благоприятные условия для динамичного развития внешнеэкономических связей и на этой основе – интеграции экономики в систему глобальных экономических процессов. Во-вторых, динамика валютного курса в условиях нестабильной экономики – более четкий ориентир и показатель эффективности политики центрального банка по сравнению с динамикой различных денежных агрегатов, так как на характер последних существенно влияют конъюнктурные факторы. В-третьих, обеспечение стабильного валютного курса само по себе предполагает проведение жесткой денежно-кредитной политики, что является залогом достижения других ее целей.

Основные целевые ориентиры единой государственной денежно-кредитной политики Беларуси в 2001–2010 гг. и деятельности Национального банка Республики Беларусь, как и ранее [10]:

· защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам;

· развитие и укрепление банковской системы;

· осуществление эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Обеспечение покупательной способности белорусского рубля инструментами денежно-кредитной политики предполагает недопущение роста цен за счет монетарных факторов свыше намечаемых параметров. В целях формирования в Беларуси макроэкономических условий, приближенных к условиям сопредельных государств, являющихся основными торговыми партнерами республики, индекс потребительских цен должен составлять к 2005 г. не более 15–17 % и к 2010 г. – не более 5 %.

Достигнутое фактическое обеспечение конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса создает необходимую основу для инициирования процедуры присоединения к статье VIII Статей соглашения МВФ, что предусматривает недопущение каких-либо ограничений конвертируемости национальной валюты по текущему счету. Введение любого ограничения по этим операциям влечет за собой снижение репутации страны.

Кроме того, при прогнозировании темпов роста денежного предложения предполагается основываться на базовых условиях равновесия на денежном рынке, т.е. на росте реального спроса на деньги и спроса на деньги, формируемого ростом цен. При этом основу увеличения реального спроса на деньги должен составлять рост реального ВВП, а также расширение сферы применения рубля в совершении внутренних и внешних трансакций, снижение скорости обращения денег.

Среди основных каналов наращивания денежного предложения на долгосрочный период выделяются: покупка иностранной валюты и рефинансирование банков на рыночных принципах, а в качестве главного средства регулирования текущей ликвидности банков предполагается проведение операций с ценными бумагами правительства и с иностранной валютой. Валютные резервы правительства Беларуси будут формироваться также на основе использования рыночных инструментов: за счет увеличения валютных депозитов правительства в центральном банке, получения внешних займов, направления валютных доходов от приватизации государственной собственности [10, 11–12].

Таким образом, начиная с 2001 г. денежно-кредитная политика в республике становится жестче, что согласуется с объективными социально-экономическими условиями, а также базируется на опыте (зарубежном и собственном) рыночных преобразований и достижения макроэкономической стабилизации.

Цели и методы денежно-кредитной политики могут и должны корректироваться в процессе изменения общей макроэкономической ситуации в стране, направлений экономических реформ, а также внешнеэкономических факторов, которые становятся определяющими в условиях малой открытой экономики Республики Беларусь.

Хотелось бы сосредоточиться на оценки степени влияния денежно-кредитной политики на инфляционные процессы в Беларуси, а также на выявлении взаимосвязи между денежной массой и инфляцией, ставки рефинансирования и денежной массой.

Так, можно сделать вывод, что для достижения целей, таких как укрепление национальной валюты, поддержание необходимого уровня ликвидности банковской системы и замедление темпов инфляции, Национальный банк Республики Беларусь до 2007 года проводит курс по снижению уровня ставки рефинансирования в соответствии со снижением уровня инфляции в стране.

Ставка рефинансирования, достигавшая в 2002 г. 49,2% годовых, уже к 2004 г. составляла 21,3% годовых. За 2005 год она была снижена с 17 до 11% годовых. В 2006 году среднее номинальное значение ставки рефинансирования составило 10,7 процента годовых. [10]

Ставка рефинансирования Нацбанка в 2007 году колебалась в пределах 10% -11% годовых. Это было обусловлено тем, что с 1 февраля 2007 года в целях стимулирования сбережений в национальной валюте и для нейтрализации инфляционного и девальвационного давления, вызванного неблагоприятными внешнеэкономическими условиями, была повышена с 10 до 11 процентов годовых.

По мере нормализации ситуации, а, также учитывая положительные тенденции в развитии экономики, уровень инфляции, стабильность курса белорусского рубля, Национальный Банк с 1 июля по 1 декабря понизил ставку рефинансирования до 10% годовых. [13]

К началу 2008 года мы видим поддержание ставки на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для субъектов экономики. Дальнейшее изменение ставки рефинансирования будет более активно регулировать условия заимствования на краткосрочном денежном рынке и давать четкий сигнал о направлении монетарной политики.

Тем не менее, влияние процентной политики на состояние денежной сферы в ближайшее время будет оставаться все еще ограниченным. Связано это прежде всего с тем, что в условиях избыточной ликвидности коммерческие банки не испытывают существенной потребности в заимствованиях у Центральных банков, и ставки по инструментам рефинансирования не оказывают значимого влияния на денежные показатели.

Денежный агрегат M2 (рублевая денежная масса) — один из важнейших денежных агрегатов, который используется при разработке экономической политики и установлении количественных ориентиров макроэкономических пропорций. Он определяется как совокупность денежных средств в валюте Республики Беларусь, предназначенных для оплаты товаров, работ и услуг, а также для целей накопления нефинансовыми и финансовыми (кроме кредитных) организациями и физическими лицами — резидентами Республики Беларусь. Широко используется денежный агрегат М3 (широкая денежная масса), который представлен агрегатом М2 плюс переводные, срочные и условные депозиты в иностранной валюте, средства в ценных бумагах (кроме акций) в иностранной валюте и депозиты в драгоценных металлах и драгоценных камнях юридических и физических лиц – резидентов Республики Беларусь.

Широкая денежная масса за 2005 г. выросла на 42,2%, или на 3,7 трлн. рублей (за 2004 г. – на 44,1%). Такое изменение денежного предложения в 2005 г. сопровождалось продолжением позитивной тенденции к снижению скорости обращения денег, что свидетельствует о замедлении инфляционных процессов. Скорость обращения широкой денежной массы снизилась в 2005 году на 10,7%. [10]

В 2005 г. в Республике Беларусь был принят ряд мер по сдерживанию роста цен, и, прежде всего на основные социально значимые товары и услуги. За 2005 г. уровень инфляции составил 12,95%.

Широкая денежная масса за 2006 г. увеличилась на 39,3%, или на 4,9 трлн. рублей. В структуре широкой денежной массы увеличилась доля рублевой денежной массы при соответствующем снижении доли депозитов в иностранной валюте [20]. Денежные агрегаты в 2007 году формировались под влиянием общеэкономических условий.

Широкая денежная масса за 2007 г. увеличилась на 35,9%, или на 6,28 трлн. рублей. Скорость обращения широкой денежной массы за 2007 г. снизилась на 7,3% (до 5 оборотов). [11]

Широкая денежная масса на 2008 г. составила 24,98 трлн. рублей, а за январь 2008 г. сократилась на 3,7%, или на 0,89 трлн. рублей. Скорость обращения широкой денежной массы в среднегодовом исчислении с 1 февраля 2008 г. снизилась на 7,3% до 5 оборотов. В структуре широкой денежной массы доля рублевой денежной массы на 1 января 2008 года составила 64,7%. [4]

По итогам 2007 года уровень инфляции составил 12,1%, в два раза превысив прогноз. Уровень инфляции в 2008 г. составляет 10,8%. Такой уровень инфляции является основой для обеспечения макроэкономической стабильности и повышения уровня жизни населения.

Как уже отмечалось, за последние несколько лет Республика Беларусь добилась значительных успехов в снижении уровня инфляции. Это стало возможным благодаря устойчивому экономическому росту наряду с проводимой жесткой денежно-кредитной политикой.

В области снижения инфляции выработана и последовательно проводится система сдерживания необоснованного роста цен и их упорядочения в отдельных отраслях. Государство регулирует цены и тарифы как на важнейшие социально значимые товары и услуги, так и на товары, оказывающие влияние на уровень цен в других отраслях. В результате принятых мер инфляция снизилась с 12,95% в 2005 г. до 11,03% в 2006 г.

Анализ данных за 2003-2007 годы показал, что ставка рефинансирования и объемы денежной массы не влияют на инфляцию. Таким образом, можно сделать вывод, что в переходной экономике, какой является экономика Беларуси, ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной политики является неэффективной с точки зрения влияния на инфляционные процессы. Инфляция сдерживается за счет такого инструмента, как операции на открытом рынке и других инструментов, не имеющих отношения к денежно-кредитной политике.

Однако было установлена взаимосвязь между ставкой рефинансирования и объемом денежной массы. Аналитическим путем были подобраны коэффициенты уравнения регрессии, описывающие зависимость ставки рефинансирования и объемом денежной массы для Республики Беларусь. Уравнение приняло вид:

М = -1734,4 * R + 35090,9                                                       (3.1)

где R – ежемесячное изменение ставки рефинансирования.

Как мы видим, подобранное аналитическое уравнение позволяет прогнозировать изменения объемов денежной массы в зависимости от ставки рефинансирования.

 



2019-12-29 167 Обсуждений (0)
Развитие денежного обращения с 2001 года 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие денежного обращения с 2001 года

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)