Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Конституционные принципы финансовой деятельности государства и государственных органов РФ.




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие "финансовая деятельность" следует под­разделять на финансовую деятельность государства и муниципальных образований и финансовую деятель­ность хозяйствующих субъектов.

Финансовая деятельность государства и муници­пальных образований это - действия их органов, на­правленные на реализацию финансовой политики государства путем создания, перераспределения и использования централизованных и децентрализован­ных фондов денежных средств, необходимых для обес­печения их задач и функций. Финансовая деятельность хозяйствующих субъектов выражается в действиях соответствующих субъектов, направленных на создание фондов денежных средств, необходимость которых обусловлена наличием товарно-денежных отношений и без наличия которых немыслимо осуществление хозяйственной или какой-либо иной деятельности.

В науке финансового права, как правило, изучается финансовая деятельность государства и муниципаль­ных образований. Вместе с тем следует учитывать, что правовому регулированию подлежит финансовая дея­тельность всех хозяйствующих субъектов (в том числе в определенной степени и граждан). При этом бесспор­на ведущая роль финансовой деятельности государ­ства, обеспечивающей финансовыми ресурсами жизнедеятельность всего общества в целом[12].



Финансовую деятельность государства осуществ­ляют органы всех трех ветвей власти. Поэтому вряд ли правомерно рассматривать финансовую практику го­сударства и муниципальных образований только как управленческую деятельность[13].

В.В. Бесчеревных, анализируя финан­совую деятельность государств, отмечал: "По своему содержанию, методам и формам финансовая деятельность в большей своей части является разновидностью исполнительно-распорядительной управленческой де­ятельности и осуществляется органами государствен­ного управления"[14].

Итак, финансовая деятельность государства осу­ществляется и представительными органами государ­ства, и исполнительными, и судебными органами.

Финансовая деятельность государства осуществля­ется в соответствии с принципами, основными положе­ниями, закрепленными Конституцией РФ. Важнейши­ми из них, как отмечается в науке финансового права, являются: законность, гласность, плановость, федера­лизм (сочетание централизма с самостоятельностью субъектов РФ и местного самоуправления).

Первые три принципа осуществления финансовой деятельно­сти государством - законность, гласность, плано­вость, - присущи и финансовой деятельности местно­го самоуправления. Финансовая деятельность местно­го самоуправления основывается также на принципах самостоятельности и государственной финансовой поддержке. Рассмотрим вышеназванные принципы, в соответствии с которыми осуществляется финансовая деятельность государства и муниципальных образова­ний.

Принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств регламен­тируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принужде­ния. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных правовых актов о порядке формирования, распределения (перераспределения) и ис­пользования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнооб­разных национальных и межправительственных про­грамм и проектов в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия. В настоя­щий период идет кардинальное обновление норм фи­нансового права, приведение финансового законода­тельства в соответствие с положениями Конституции РФ и другими федеральными законами; существенно­му изменению подвергается налоговое и бюджетное законодательство.

Принцип гласности проявляется в процедуре дове­дения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюдже­тов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип федерализма проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Рос­сийской Федерации и её субъектов в области финан­сов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансо­вое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и её субъектов отнесено уста­новление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). В литературе отмечалось, что регулирование прав субъектов РФ в финансовой деятельности не должно нарушать основных конституционных положений, за­крепляющих правомочия Российской Федерации - центра управления финансами страны[15].

Принцип плановости в осуществлении финансо­вой деятельности означает, что вся финансовая дея­тельность государства базируется на основе целостной системы финансово-плановых актов, структура кото­рых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных пра­вовых актах.

Основными финансово-плановыми актами страны являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, а также бюджеты Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и регио­нальных фондов обязательного медицинского страхо­вания.

Финансово-плановым актом бюджетного учрежде­ния является смета доходов и расходов, в которой предусматриваются только те расходы, которые могут быть произведены бюджетным учреждением в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Хозяйствующие субъекты в сфере материального производства со­ставляют бизнес-план, в котором и отражаются пока­затели их финансовой деятельности.

Самостоятельность и государственная поддержка местного самоуправления как принципы осуществле­ния финансовой деятельности местного самоуправле­ния основываются на ст. 132 Конституции РФ и заклю­чаются в следующем:

органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюд­жет, устанавливают местные налоги и сборы;

органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочия­ми с передачей необходимых для их осуществления ма­териальных и финансовых средств.

Финансовая деятельность государства и муници­пальных образований достаточно многообразна, име­ет различные направления, формы и методы реализа­ции. Однако в целом, как представляется, такая деятельность государства и муниципальных образований должна осуществляться на таких принципах, как: един­ство цели осуществления; максимально допустимая прозрачность; обязательный контроль и учет; резуль­тативность.

Единство цели осуществления проявляется в том, что финансовая практика государства и муниципаль­ных образований направлена в первую очередь на со­здание, распределение (перераспределение) и исполь­зование фондов денежных средств, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества, а не само­го государства (его аппарата, в частности), в против­ном случае возникает и не может не возникнуть взрывоопасная ситуация в стране.

Принцип максимально допустимой прозрачности финансовой деятельности как бы дополняет общий принцип гласности, может предотвратить условия для различных нарушений в сфере государственных фи­нансов под прикрытием "государственных интересов". Тем не менее реализация данного принципа не исклю­чает, конечно, возможности осуществления опреде­ленной доли "скрытых секретных расходов". Однако они должны также находиться под постоянным кон­тролем соответствующих органов, не создавая потен­циальной возможности для злоупотребления лицам, имеющим к ним допуск.

При осуществлении финансовой деятельности го­сударства и муниципальных образований организация обязательного контроля и учетапрактики формиро­вания, распределения (перераспределения) и использо­вания фондов денежных средств может рассматри­ваться как "само собой разумеющееся явление", исхо­дя из пословицы "деньги любят счет". Не случайно Е.И. Ашмарина включает финансовый учет в предмет финансового права[16].

И, наконец, принцип результативности финансо­вой деятельности реализуется в основном при исполь­зовании фондов денежных средств, в первую очередь средств бюджета государства. Изменения в бюджет­ной политике, происходящие в настоящее время в Рос­сии, предусматривают именно результативность госу­дарственных расходов. Данный принцип должен при­сутствовать во всей финансовой деятельности государства и муниципальных образований

 

Заключение.

В ходе настоящего исследования было установлено, что осно­вополагающие положения, характеризующие финансовую систе­му как экономическую категорию, были разработаны советскими учеными еще в середине прошлого столетия.

Изменения, произошедшие в нашей стране после распада СССР, повлияли на структуру финансовой системы и ее функци­онирование. Содержание финансовой системы России в совре­менных условиях стало предметом исследования представителей экономической и финансово-правовой науки. В последние годы ученые стали устанавливать грань между понятиями «финансо­вая система общества» и «финансовая система государства». Но­вое направление в исследовании финансовой системы важно и для изучения ее правовой основы. При этом, по моему мнению, следует прийти к следующим выводам:

1) общественные отношения, возникающие при формировании и функционировании финансовой системы государства, регули­руются в основном нормами публичного права, в частности нор­мами финансового права;

2) общественные отношения, возникающие при формировании и функционировании финансовой системы общества, регулиру­ются не только нормами финансового права как отрасли публич­ного права, но и нормами частного права - нормами конституционно­го права, поскольку без них фактически не может создаваться и использоваться большинство звеньев финансовой системы, как правило, входящих в финансовую систему государства.

Совокупный общественный продукт общества и часть его – национальный доход распределяются и перераспределяются в денежной форме, поэтому возникновение денежной системы обусловлено объективной необходимостью, как и сама финансовая деятельность государства и муниципальных образований.

А.И. Худяков в своих трудах предлагает «несколько сузить понятие финансовой деятельности государства за счет исключения из ее состава действий, связанных с использованием денежных средств»[17].

Аналогичной точки зрения придерживается и Д.А. Лисицин, считая, что отношения по использованию фондов предметом финансового права не высткпают[18].

А я в свою очередь считаю, что данные отношения не должны оставаться только лишь в компетенции конституционного права, иначе это будет лишь «однобокая» трактовка. А в совокупности конституционное и финансовое право совместно наиболее точно и глубоко смогут раскрыть всю полноту данных взаимоотношений, правильно их интерпретировать и регулировать.

 

 




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7