Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Переменные, составляющие конструкты активности и удовлетворенности для каждой социальной роли 12 страница



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Переменные, составляющие конструкты активности и удовлетворенности для каждой социальной роли 12 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




- они перестают быть родителями — их дети встают на ноги и заводят собственные семьи;

- они теряют свои физические кондиции — это тоже трудно принять в себе;

- они меняют свою сексуальную жизнь;

- они перестают путешествовать — нет сил и желания;

- они смиряются с неизбежностью и близостью смерти.

В сущности, нужна еще специальная метафора для периодизации старости как эпохи. Нам пока ясно только основное ее содержание (мы называли это ведущей деятельностью пожилого возраста, что неточно) — принятие своего жизненного пути и себя в нем. Поиски такой метафоры и построение гипотетической периодизации поздних возрастов — задача следующих наших публикаций.

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ СТАРЕНИИ

 

Л. В. Бороздина, О. Н Молчанова ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ[25]

 

В последнее время заметно возрос интерес к геронтологиче-ским проблемам человекознания. Только в интервале между 1972 — 1982 гг. в мире опубликовано несколько тысяч работ по геронтологии. <...> Изменение возрастной структуры населения ставит перед обществом множество вопросов, в том числе и психологических: что наполняет внутренний мир стареющего человека, имеется ли здесь специфика по сравнению с предыдущими возрастными фазами, и если да, то в чем она, и т.д.? Подобные вопросы диктуются прежде всего практикой, ибо ответы на них дают представление о личностном статусе и стиле жизни в старости, что позволяет при необходимости осуществлять их коррекцию в целях не просто продления жизни, но сохранения ее по возможности полноценной и активной. Но эти же вопросы значимы и в теоретическом отношении, например при анализе развития личности в жизненном цикле, потому что без понимания особенностей периода старости невозможно полностью охватить процесс формирования личности, ее изменения и динамики. <...>

...Люди позднего возраста вынуждены приспосабливаться не только к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе. В этой связи возникает закономерный вопрос: как человек позднего возраста оценивает себя и свое актуальное существование в свете новых обстоятельств, в которых он оказался, и изменений, происшедших в нем самом, т.е. вопрос о самооценке (СО) в старости как важнейшем регуляторе поведения.

Проблему СО в позднем возрасте вряд ли можно назвать объектом пристального внимания исследователей наряду со всей совокупностью проблем психологии старения [Дупленко Ю.К., 1985]. Анализ СО чаще используется в качестве средства прояснения других вопросов, например ощущения счастья или степени удовлетворенности жизнью в старости и реже для изучения концепции «Я», самоодобрения и т.п. Выполненные работы содержат весьма противоречивые сведения. В одних высказывается мнение о том, что возраст не влияет на ощущение счастья, удовлетворенность жизнью, самоуважение и т.д., которые больше зависят от пола (у мужчин удовлетворение жизнью и самоуважение выше), состояния здоровья, уровня активности, участия в общественных делах, социально-экономического положения, широты и качества социальных взаимоотношений, ориентации на будущее [Neugarten В. et al., 1986; Cutler S.J., 1973; Edwards J. N., Klemmack D.L., 1973; Dickie J.R., 1979]. В других факт возрастного влияния определенно подчеркивается, при этом авторы либо отмечают у пожилых и старых людей более позитивный образ «Я», склонность выделять у себя меньше недостатков и в целом более высокое самоодобрение, чем у молодых \Gurin G. et al, I960; Thomae H., 1970; Newman В. М., Newman P. R., 1975; Malatesta C.Z., Kalnok M., 1984], либо показывают, что с возрастом концепция «Я» становится все более негативной, самоуважение падает, иногда крайне резко \Dobson С. et al., 1979], среди лиц старческого возраста выявлен наибольший процент людей, не удовлетворенных своей жизнью [Crandall R., 1973; Bromley D., 1974; Kastenbaum R., 1979].

Что касается собственно СО, то по отдельным данным [Виноградов Н.А. и др., 1972; Атапп R. et ah, 1980] она тоже снижается, захватывая сферы состояния здоровья, самочувствия и многие другие. Удачной иллюстрацией такой динамики служит эксперимент, в котором от 100 испытуемых — женщин старше 65 лет — требовалось оценить себя в сравнении со «средним канадцем» по шкалам: счастье, финансовая ситуация, здоровье, активность, семья, друзья, дом, клубы и организации, транспорт, полезность. Далее следовало оценить по тем же шкалам себя в лучший год жизни и «старого человека» вообще. Обнаружено снижение позиций «старого человека» по сравнению со «средним канадцем», который условно располагался в середине шкалы, и падение собственного нынешнего положения по отношению к тому, каким оно было в лучший год жизни [Schonfield D., 1973].

Казалось бы, на основании подобных исследований, а также учитывая приведенные выше сведения о характере модификаций концепции «Я», самоуважения и т.п. можно говорить о явно негативном векторе изменений СО в старости. Однако наряду с фактами низкой локализации СО в позднем возрасте имеются данные о ее высоком уровне в сочетании со свойствами неустойчивости и неадекватности по типу завышения [Болтенко В. В., 1976; 1980; Cockerham W.C. et ai, 1983]. В.В.Болтенко, в частности, делает вывод об отсутствии тенденции к снижению СО в геронто-генезе, объясняя это нарастающей некритичностью и психологической защитой, что выражается в подчеркивании, демонстрации испытуемыми своих сохранных качеств. Результаты наших ранее проведенных экспериментов [Бороздина Л. В., Молчанова О. В., 1982; Бороздина Л. В. и др., 1983] подтверждают определенные черты СО лиц позднего возраста, описанные В. В. Болтенко и др. (например, ее ретроспективный характер и неустойчивость). Но относительно самооценочного уровня и его общей возрастной динамики установлен противоположный факт: в интервале юность — старость высота СО падает с годами, и у престарелых «рабочим диапазоном» по ряду шкал может стать средненизкий сектор.

Не составляет труда заметить противоречие в трактовке линии изменений СО в период старения, поводом к чему служат сведения о ее разнонаправленной динамике. Если принять во внимание, что психологическое функционирование в позднем возрасте тем лучше, чем выше уровень самоуважения и удовлетворенности Жизнью, то вопрос о векторе изменений СО приобретает особую важность как указывающий на специфику регуляции поведения в Рассматриваемый период жизни.

 ' Настоящее исследование было предпринято с целью детально-1,0 изучения СО в возрасте старости. Задача работы заключалась в выявлении содержания СО, т.е. того, что попадает в сферу самооценивания, составляя его предмет, и прослеживании эффекта, с которым оно проводится, а также в анализе традиционных параметров СО: высоты, устойчивости и адекватности.

 

Методика

 

Для тестирования содержания СО использовалась техника М. Куна [Kuhn M. H., McPartland T. S., 1954], в которой испытуемый должен за 12 минут дать 20 ответов на вопрос: «Кто Я?» Выбор методики был продиктован ее процедурной простотой и отсутствием предписаний, связывающих обследуемого каким-либо направлением самоанализа. Испытуемые давали ответы вербально в связи с нередкими в старости затруднениями с письмом. На выполнение задачи отводилось 15 минут.

Как показывает опыт применения этой методики, вопрос «Кто Я?» иногда преобразуется обследуемыми в форму «Какой Я?» Для выяснения того, какими видят себя люди старческого возраста, применялась методика «Лист прилагательных» (модифицированный вариант техники М. Кравчука, 1972). Список включал прилагательные, относящиеся к основным группам эмоций: страх — безопасность, грусть — радость, агрессия — дружелюбие, а кроме того, элементы, обозначающие деловые качества, личностные черты, особенности внешнего облика и соматического состояния. Все группы прилагательных были равны по объему и представляли собой антонимические пары. Методика предъявлялась вербально: экспериментатор прочитывал список качеств в удобном для восприятия испытуемого темпе, а реципиента просили по мере чтения называть те качества, которые наиболее точно его характеризуют.

Для изучения высоты, устойчивости и адекватности СО применялась методика Дембо—Рубинштейн (основные шкалы в ней дополнялись с помощью техники «Выбор ценностей»). По инструкции на каждой из шкал, представлявших собой вертикальную линию в 12 см, обследуемый должен был проставить три отметки: а) отражающую свое реальное положение, б) желаемую позицию и в) действительно достижимую. Для верификации графических отметок с испытуемыми проводилась беседа, направленная на выявление общего представления обследуемых о себе и других людях, критериев оценки собственных качеств, способа аргументации демонстрируемой позиции. Устойчивость СО определялась в повторном сеансе, следовавшем через 10—14 дней; адекватность СО диагностировалась методом экспертных оценок.

В качестве дополнительной методики использовался вопросник Розенберга [Rosenberg M., 1965], широко применяемый за рУ' бежом [Crandall R., 1973; Wells I.E., Marwell G., 1976 и др.]: вопросник состоит из 10 утверждений, по каждому из которых обследуемый должен отметить степень приемлемости для себя от «полностью согласен» до «решительно не согласен». Принято считать, что этот опросник направлен на диагностику уровня самоотно-тения, но нередко он интерпретируется и как тест на общую СО.

В исследовании приняли участие 28 мужчин и 27 женщин в возрасте от 75 до 93 лет, живущие в пансионате для престарелых jvfo 1 г. Москвы. Группа испытуемых подбиралась на основе заключений терапевта, психиатра и психолога, что обеспечивало достаточно однородный состав участников опыта в отношении их соматического статуса, общего психологического функционирования, отсутствия психических нарушений. Это были люди с высшим или средним специальным образованием, в прошлом инженеры, экономисты, учителя, врачи, финансовые работники и др.

Существует мнение, что удовлетворенность жизнью в старости не зависит от того, живут ли обследуемые в специальных учреждениях для престарелых или дома [Dickie J. R. et al, 1979]. Для учета этой переменной в эксперимент была введена дополнительная группа лиц, живущих дома (трое мужчин и трое женщин), идентичная с основным контингентом по возрастному составу, образовательному уровню и т. п.

Результаты и обсуждение

По инструкции в методике «Кто Я?» испытуемые должны были высказать 20 самооценочных суждений. Анализ продуктивности их работы обнаруживает заметное снижение: среднее количество ответов равно 15,2 при разбросе от 1 до 24. Последнее число может создать иллюзию высокой продуктивности части испытуемых, но оно объясняется тем, что эти лица рассказывали свою биографию начиная с даты и места рождения, сообщая факты детства и прочее, т.е. отвечали не на вопрос «Кто Я есть?», а на вопрос «Кем Я был?» Если же провести подсчет среднего числа суждений по первому вопросу, то выясняется, что оно почти вдвое уменьшено — 9,6. Означает ли полученный факт ухудшение эффективности работы обследуемых в собственном смысле? Такая интерпретация Правомерна, но вероятно и вторичное падение продуктивности Из-за произвольного или вынужденного обеднения содержания текущей жизни людей позднего возраста по сравнению с их прошлым, на что они иногда указывают прямо и что косвенно отражается в поведении при их затруднении, например, назвать свои актуальные социальные роли. <...>

...Наиболее часто упоминаемыми у мужчин являются категории деловой сферы, в которую преимущественно входят перечисление видов работ и занимаемых в прошлом должностей, описание отношения к работе, указание на стаж, реже приводятся Формы деятельности, выполняемой в настоящее время (в основном общественной). Предпочтение ретроспективного раскрытия деловой сферы еще более заметно у женщин, хотя, описывая себя, они делают акцент главным образом на личностных качествах. При этом чаще других женщинами упоминаются черты «честность» и «трудолюбие», мужчинами — «трудолюбие», «ответственность» и «исполнительность». Часть женщин (26 %) прослеживает изменения в своем характере с перевесом скорее в отрицательную сторону {«озлобленной стала», «менее оптимистична»), чем в положительную {«мудрее с годами становлюсь»).

Значительное место в описаниях занимает сфера интересов, увлечений, склонностей. Некоторые лица ограничиваются просто констатацией наличия общего интереса к миру («я в своем возрасте еще всем интересуюсь»), однако превалируют сообщения о каком-либо конкретном увлечении или занятии. В основном это пассивные формы проведения досуга: чтение (называемое чаще других), кино, телевидение, радио, посещение различных лекций и т.д. Активные формы реализации интересов встречаются реже (только 26 % женщин и 14 % мужчин говорят о них). Среди активных форм у женщин — шитье, вязанье, разведение цветов, прогулки в лесу, отдельные виды туризма, обращение к художественному творчеству (живописи, поэзии, музыке); у мужчин — чтение лекций, проведение бесед, спорт. Часть высказываний касается утраченных в связи с состоянием здоровья возможностей {«когда не болели ноги, ездила по городам»). При этом отчетливо просматривается возрастная динамика любимых занятий: от активных — в прошлом, к пассивным — в настоящем. Столь заметная представленность категории интересов и увлечений не кажется случайной. Хорошо известно, что с прекращением трудовой деятельности в случаях, если выход на пенсию не компенсируется значимыми для субъекта видами занятости, может наступить та или иная степень дезадаптации, ухудшение психического и физического состояния [Москалец Г.М., 1982]. Среди пожилых людей, имеющих какое-либо увлечение, доля лиц, удовлетворенных жизнью, значительно выше, чем среди тех, у кого любимого занятия нет \Са-чукН.И. идр., 1981].

Существенной в самоописании является сфера социальных контактов, что, по-видимому, также закономерно, ибо степень удовлетворенности социальными взаимоотношениями служит одной из базовых детерминант ощущения счастья в старости [Болтенко В. В., 1976]. Наиболее часты ремарки об общении, его стиле. Анализ этой группы высказываний обнаруживает, что для определенной части испытуемых общение — это сложная проблема {«я всех боюсь», «я избегаю общаться с людьми»).

Применительно к оценке поведения обследуемого контингента такие реакции понятны: прежние социальные связи сокращаются с возрастом, а переезд в пансионат влечет за собой необходимость налаживать новые знакомства, новый круг общения, что осуществляется не всегда успешно, и тогда человек сталкивается с проблемой одиночества. Описывая социальные контакты, женщины чаще говорят о помощи, которую они оказывают людям («я еще могу быть полезной», «стараюсь помочь людям»), изредка останавливаясь на конкретных видах помощи {«покупаю лекарства другим», «ухаживаю за лежачей соседкой» и т.п.). Для женщин эта функция важна и, по-видимому, адекватна представлению о женском стереотипе поведения: в помощи другим они видят и свою работу, и свой долг, ощущают собственную полезность, нужность, даже необходимость. Мужчины в данной категории высказываний характеризуют преимущественно установку к людям вообще («люблю и уважаю людей»), а также свои отношения с какими-то конкретными людьми, нередко — с противоположным полом («люблю дружить постоянно с определенным человеком, в частности с женщиной»).

К сфере межличностных коммуникаций тесно примыкает группа суждений, касающихся семьи. В нее входят ответы, отражающие семейный статус испытуемых, взаимоотношения в семье (в прошлом и настоящем), описание супруга (супруги), детей, внуков или указание на их отсутствие, смерть близких. Если мужчины кратко очерчивают свое семейное положение, то женщины подробно раскрывают эту тему, особенно отношения с детьми и внуками. Живя в пансионате, они продолжают проявлять заботу, особенно о внуках, правнуках, помогать им, иногда обостренно переживая их радости и неудачи. Женщины, не имевшие семьи или детей, всегда останавливаются на этом обстоятельстве, обычно выражая сожаление. Как правило, семейный климат в прошлом оценивается позитивно. Но не для всех семья была или остается источником счастья, встречаются высказывания о неудавшейся семейной жизни, о сложных отношениях с детьми («неудачлива в личной жизни», «личная жизнь не сложилась», «детям я уже не нужен»). Обращает внимание инверсия в ответах женщин и мужчин по содержанию в них элементов прошлого и настоящего: первые больше говорят о наличной семье, смещая интерес на следующие поколения (детей, внуков, правнуков), вторые — о прошлой, акцентируя отношения со своим поколением (женой).

Немалое число ответов затрагивает тему здоровья испытуемых, Которое у абсолютного большинства выступает предметом жалоб («У меня слабое здоровье», «болезнь глаз мешает рисовать» и т.д.). Вместе с тем есть лица, оценивающие свое соматическое состояние весьма высоко («я по сравнению с другими стариками здоров», «особенно на здоровье не жалуюсь», «болею редко»).

Одной из отличительных особенностей самоописания в старости является упомянутая выше его ретроспективная направленность. Иногда обследуемые, окидывая взглядом свою жизнь, доходят до момента выхода на пенсию и на этом заканчивают повествование. Собственно анализ жизненного пути здесь встречается не столь часто, как у пожилых. Женщины более, чем мужчины, склонны анализировать свою жизнь, оценивая ее в целом. Превалируют положительные оценки прошедшей жизни, реже встречается неудовлетворенность ею, указания на неосуществившиеся желания, мечты («хотела стать учительницей — не получилось»). Многие высказывания, не относящиеся непосредственно к анализу и оценке прожитого, тоже обращены в прошлое. Это касается почти всех используемых категорий, везде встречаются суждения ретроспективного типа, а также характеристики себя по отношению к тому, каким субъект был раньше, констатация или подчеркивание изменений с возрастом. Даже гражданство, профессия, имя даются нередко с эпитетом «бывшие» {«бывшая гражданка», «бывшая учительница»). Очень невелико количество ответов на вопрос «Кто Я?», обращенных в будущее. Показательно, что категория «желания, мечты» по частоте упоминания занимает одно из последних мест, причем высказывания этого рода действительно представляют собой мечты, а не планы, желания, а не намерения («посмотреть бы весь широкий мир "живьем ", а не по телевизору!»). По комплексу полученных суждений можно видеть, что временная трансспектива, охватывающая прошлое, настоящее и будущее субъекта, имеет определенно не симметричную конфигурацию с расширением ретроспективной части. Такие наблюдения полностью согласуются с данными ряда работ, свидетельствующих об особой валентности для личности в старости ее прошлого [Lens Ж, GaillyA., 1978; Ничипоров Б. В., 1978; Kastenbaum R., 1979; Болтенко В.В., 1980 и др.].

Анализ ответов испытуемых по наличию в них «чистых» описаний, оценок и проблем обнаруживает, что большинство суждений относится к дескриптивным. У мужчин они составляют 79,9, у женщин — 74,4 % и являются, по существу, перечислением фактов жизни. Оценки, содержащиеся в ответах мужчин и женщин (соответственно 17,3 и 21,4%), имеют двоякий вид: обобщенные, точнее достаточно общие характеристики себя («я хороший человек», «я недовольна собой») и указания на свои конкретные достоинства или недостатки («покладиста», «вспыльчив» и т.п.). Процент ответов, включающих проблему, очень невелик (2,5 у мужчин и 4,2 у женщин). Называемые проблемы связаны либо с состоянием здоровья (фактическим ограничением возможностей), либо с трудностями в межличностных коммуникациях («к сожалению, дух человека, его интересы, его желания не стареют вместе с телом» или «нет уже прежнего общения»). Следует заметить, что наши испытуемые лишь обозначают проблемы, стоящие перед ними, не пытаясь найти решение и, судя по приведенным высказываниям, не видят реальной возможности выхода. Но подобный характер вербальной продукции, конечно, не дает права на однозначное заключение об общем модусе поведения обследуемого контингента, как его неспособности или нежелании справляться с трудностями, хотя элемент астении в вопросах решения жизненных проблем здесь налицо.

Уже говорилось, что вопрос «Кто Я?» часть испытуемых склонна подменять вопросом «Какой Я?», стремясь описать свои личностные особенности, свойства характера, преобладающее настроение и т.п. Более полные данные такого рода получены с помощью методики «Лист прилагательных». Примечательно, что в ней также явно проступает ретроспективная установка обследуемых — тяготение к отбору качеств, присущих им в прошлом («жизнерадостный был», «раньше была здорова»). При этом женщины считали утраченными силу, веселость, жизнерадостность, мужество, женственность, здоровье, работоспособность, счастье; мужчины — силу, работоспособность. <...>

В беседах с людьми позднего возраста раскрывается особая значимость темы здоровья. Испытуемые много и охотно говорят о нем... Для определенной части лиц старческого возраста здоровье приобретает характер некой сверхценности, способствующей порождению мотивации и деятельности по его поддержанию, сохранению, обереганию.

В экспериментальной процедуре испытуемых просили указать кроме реальной также желаемую (идеал) и достижимую (могу) позиции. Из 55 испытуемых 28 дали отказ на инструкцию отразить желаемую позицию, мотивируемый тем, что «неуместно мечтать о невозможном», «глупо желать неосуществимого», «надо хотеть то, что выполнимо» и т. п. В это количество испытуемых полностью вошли неадаптированные к старости и частично лица с ретроспективной направленностью СО. Участники опыта, отметившие свой идеал, либо не разводили его с реальной СО — «остаться в таком же виде без ухудшения», «так дожить до конца», «на лучшее трудно рассчитывать в мои годы» (16 человек), либо если разводили, но проставляли желаемую позицию формально, понимая, что расстояние между реальной и идеальной СО не может быть преодолено (11 человек). Идеальная СО в данном случае не имела сколько-нибудь значительной смысловой нагрузки, не выполняла своей регулирующей функции, и надо сказать, что ее уровень был относительно невысоким... Не все из указавших желаемую позицию отмечали достижимую. Оценка «могу» в большинстве случаев сливалась с реальной («что я Могу? — уже ничего»), реже расходилась. В последнем варианте она имела некоторое сходство с тем психическим образованием, которое в психологии именуется «зоной ближайшего развития». Как оказалось, эта «зона» у них весьма мала. Реальную СО не отождествляли с достижимой почти исключительно испытуемые с активным приспособлением к старости. Этим лицам свойственна точка зрения, которую выразил один из них следующим образом: «Если бы человек жил только реальной жизнью, было бы страшно. Человек живет надеждами, стремится жить так, чтобы эти надежды превратить в действительность, чтобы эти результаты шли на пользу общества, а значит, и меня». Анализ бесед обнаруживает, что наиболее существенными факторами, препятствующими реализации идеальной и достижимой позиций по всем шкалам, являются: здоровье, возраст (старость), одиночество или обстановка в целом. Как и в методике Куна, временная перспектива наших испытуемых характеризуется явным отсутствием активной устремленности в будущее («ничего не хочется больше, нет перспективы», «будет не лучше, а хуже», «сохранить бы то, что есть»).

Очевидно, что у престарелых в вопросе выделения ведущего элемента СО как основы регуляции поведения ориентация идет на реальную СО, а не на идеальную и даже не на достижимую, что типично для предыдущих периодов жизненного цикла [Бороздина и др., 1983]. По проблеме уровня СО необходимо констатировать общее снижение самооценочной структуры: более низкое, чем на других возрастных этапах, положение идеальной СО (если она вообще обозначается субъектом); падение реальной СО при ее актуальной направленности (резко выраженное в случае дезадаптации к старению); очень близкое к позиции реальной СО положение достижимой (в индивидуальных данных нередко полное слияние всех трех элементов).

Как соотносятся с результатами исследования уровня СО индексы, полученные по опроснику Розенберга? Основываясь на имеющихся нормативах, согласно которым балл «О» обозначает самый высокий уровень самоотношения, а балл «6» — самый низкий [Rosenberg M., 1965], можно заключить, что медиальный индекс наших испытуемых демонстрирует средний уровень самоотношения для всей выборки. Он составляет 3,15 балла (у мужчин — 3,1; у женщин — 3,2), а это прямо соответствует зоне локализации кривой СО испытуемых в методике Дембо — Рубинштейн. Корреляция результатов двух методик по критерию Спирмена значима (р < 0,01). Поскольку с помощью пробы Дембо — Рубинштейн была выделена группа испытуемых с низким профилем СО, для них отдельно подсчитывался балл по тесту Розенберга, который также оказался более низким (4,2), что вновь обнаруживает соответствие их рабочему диапазону при выполнении первой методики (приблизительно граница низкого и среднего секторов). Соответствующая корреляция также значима (р <0,01). Существует мнение, что методика Дембо — Рубинштейн направлена на изучение когнитивной СО [Ольшанский Д. В., 1980], а опросник Розенберга — на анализ общего эмоционально-ценностного отношения к себе [Crandall R., 1973]. В полученном материале уровень профиля СО достаточно тесно коррелирует со значением баллов, презенти-рующих отношение испытуемых к себе: снижение когнитивной СО в группе неадаптированных к старости соответствует более низкому самоуважению, более негативному отношению к себе. Следует подчеркнуть вместе с тем, что в полной выборке обследуемых уровень СО (определенный по опроснику Розенберга) был выше полученного американскими исследователями для лиц возраста старости (5 баллов — Dobson et al., 1979), что свидетельствует, по-видимому, о заметно большем эмоциональном благополучии наших испытуемых.

Завершая изложение данных, необходимо упомянуть об устойчивости и адекватности СО. Первая определялась с помощью повторного предъявления шкал в методике Дембо — Рубинштейн.

В целом по выборке различия между предъявлениями оказались не столь значительными, если ориентироваться на число шкал, но все же расхождения есть. Женщины... показали большую стабильность в своих оценках: по критерию Вилкоксона несовпадение их графиков значимо (р < 0,05) лишь по шкале «общая оценка себя» (5). Имеющиеся флуктуации заметнее в мужском профиле... по тому же критерию различия достоверны (р <0,05) для шкал «здоровье» (1), «ум» (2), «характер» (3), «участие в труде» (6). Колебания СО происходили за счет изменения фона настроения испытуемых (в основном у женщин) или за счет смены критерия оценки (чаще у мужчин). Испытуемые оценивали себя либо относительно людей только старческого возраста, либо относительно всех людей мира; в одном случае привлекали прошлое, в другом — нет.

Данные об адекватности СО следует рассматривать пока [в качестве предварительных, поскольку они касаются лишь двух |шкал: «здоровье» (как наиболее значимой для испытуемых реаль-шости) и «характер» (как совокупности качеств наиболее очевидных в проявлении). Во избежание или для возможной минимизации гало-эффекта, на роль экспертов были приглашены врачи [пансионата. СО испытуемых по названным шкалам оказались за-шетно ниже экспертных оценок. При заполнении шкалы «здоро-|вье» и испытуемые и эксперты работают в одной зоне (около сре-бДинной линии, а чаще ниже ее), но оценка испытуемых несколько «западает» в сравнении с экспертной и оказывается не совсем адекватной реальному положению дел, фиксируемому лечащим ЕВрачом. Этот результат несложно объяснить тем, что обследуемые оценивали свое здоровье не столько по наличию заболеваний с ?учетом их прогноза, сколько по общему самочувствию, сравнивая [его с былым статусом. Однако то же занижение испытуемые дают |И по шкале «характер», но здесь расхождение между само- и экспертными оценками иногда весьма значительно: если испытуемые остаются главным образом в области выше или ниже средней линии, то эксперты проставляют оценки на границе высокого и среднего секторов, в результате образуется сдвиг в полсектора и более, при этом расхождение резче выступает в мужском профиле. Следовательно, по неполным, выборочным данным надо признать наличие некоторой неадекватности СО обследуемого контингента в сторону занижения, но по сумме полученных результатов не только не исключена, но и весьма вероятна неадекватность в сторону завышения.

Имеется ли соответствие между материалом, характеризующим основную выборку испытуемых и контрольную группу — лиц, живущих дома? По методикам «Кто Я?», «Лист прилагательных» и «Выбор ценностей» различий нет. Средний уровень реальной СО в дополнительной группе чуть выше середины шкалы. Однако по типу направленности и высоте СО этих испытуемых также можно отнести к трем выделенным выше категориям: с ретроспективной СО и средневысоким рабочим диапазоном (один человек); с актуальной направленностью СО, дезадаптацией и низким рабочим диапазоном (один человек); с актуальной направленностью СО, активной адаптацией и средним рабочим диапазоном (четыре человека). При заполнении шкал все члены контрольной группы проставили желаемую и достижимую позиции, однако у двух из них эти отметки по большинству шкал слиты. Остальные дифференцировали реальную и идеальную СО, но только у двоих имеется расхождение реальной и достижимой. По опроснику Розенберга средний индекс контрольной группы составляет 3 балла. Следует констатировать, таким образом, отсутствие заметно выраженных различий между основной и дополнительной группами, но вполне корректно предполагать наличие определенного несходства, может быть, более тонко нюансированного.

По итогам проведенного исследования можно сделать ряд заключений о специфике СО в старости. Одной из таких особенностей является учет ретроспективы в самоанализе, принимающей форму либо соответствующей направленности, либо включения прошлого в процесс актуального самовосприятия, благодаря чему люди позднего возраста, оценивая себя, ориентируются в континууме «я был — я есть». Наиболее значимые сферы самооценивания — это труд и непрофессиональные занятия, социальные отношения (включая семейные), здоровье, личностные качества. В сущности, эти темы являются сквозными для всего жизненного цикла человека, но у престарелых некоторые из них особо акцентируются (например, соматический статус).



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Переменные, составляющие конструкты активности и удовлетворенности для каждой социальной роли 12 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Переменные, составляющие конструкты активности и удовлетворенности для каждой социальной роли 12 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)