Традиционные семейные ценности.
Традиционные семейные ценности во всех сообществах формировались на протяжении длительного времени и, явились результатом эволюции разнообразных форм и видов общественных объединений: от первобытного человеческого стада, через родоплеменные отношения, полигамную и моногамные типы семьи, религиозные основы отношений между мужчиной и женщиной к государственному регулированию семейно-брачных отношений. Механизм формирования семейных ценностей совершенно совпадает с масштабным механизмом формирования любой национальной традиции вообще: трудовой, бытовой, обрядовой, художественной и т. д. Накопление социального опыта, его тщательный естественный отбор, стереотипизация элементов, их последующее воспроизведение и передача от поколения к поколению – вот краткая схема этого процесса, занимающего в реальной жизни тысячелетия, в котором участвуют десятки тысяч поколений людей. Материалом для анализа русских семейных ценностей служит прежде всего русский фольклор и отдельные памятники древнерусской литературы. Система семейных ценностей в русском фольклоре прослеживается практически во всех жанрах, но наибольший интерес представляют следующие: семейные обряды и их поэзия, сказки, былины; лирические внеобрядовые песни; материнский фольклор; пословицы и поговорки. Анализируемая проблема детально раскрывается в жанре, имеющем наиболее обобщенное содержание, – в русских пословицах и поговорках. Именно они обладают ярко выраженной мировоззренческой концептуальностью, затрагивающей все стороны народной жизни, в т. ч. семейный уклад. Пословицы русского народа, касающиеся организации уклада, представляют собой своеобразный регламент построения семьи и семейных отношений. Такой достаточно большой свод позволяет выделить основные семейные ценности русского народа. Во-первых, эти пословицы в совокупности создают модель формирования национального уклада жизни человека как уклада семейного. Процесс его создания выглядит следующим образом: 1) обоснование семейного уклада; 2) последовательность создания семьи; 3) семейная иерархия; 4) семья и общество; 5) собственность и территория семьи; 6) эмоционально-психологические основы семейных отношений. Во-вторых, семейные ценности, отобранные опытным путем в результате исторического процесса формирования моногамной семьи, в дальнейшем обретают социальную роль юридических и нравственных норм, функционирующих в виде устных бытовых установок. Их исполнение становится теперь основным условием продуцирования и жизнедеятельности семьи как особой социальной ячейки. Национальная идеология сознательно культивирует эти установки в виде пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки в таком случае служат базовой ценностью, охраной которой по устному обыденному праву занимается общество в целом и каждый человек отдельно. Семья сложилась как главная социальная и биологическая модель существования и репродукции человека. Она обрела все функции накопления и передачи цивилизационного опыта ее членами. Эта форма сама по себе стала традиционной ценностью, ее репродуктивная функция и результат функции – дети – есть основной показатель семьи. Поэтому дети также входят в разряд основных ценностей. В традиционных обществах воспитание детей представляет собой процесс передачи опыта. Опыт в определенном смысле есть сакральное знание. Поэтому он имеет ценностное значение. Всякий опыт в виде устных установок и материальных предметов есть преемственный материал традиционной крестьянской культуры, культуры, прежде всего, как знания прошлого. Ценностный ряд поддерживается всей иерархией родственников, входящих в состав рода. Таким образом, понятия «семья», «дети», «родня» и жизненный опыт, которые реализовывались в сфере «дом – двор – хозяйство» через трудовую и досуговую деятельность, составляли основные традиционные семейные ценности.[10]
Вывод: Вопрос формирования установок на семью и семейный образ жизни очень важен, но изучается совсем недавно. Данная проблема стала актуальной в результате большого количества разводов, нежелания молодых людей создавать семью, брать ответственность за рожденных вне брака детей, также нежелание связано с большим количеством материальных проблем, которые появляются в молодых семьях. Деформация многих семейных ценностей среди различных категорий населения и изменение ценностных ориентаций современной молодежи также присутствуют в данной проблеме. Для формирования установок на семью и семейный образ жизни требуется готовить молодежь еще со школы с помощью формирования семейных ценностей. Формирование семейных ценностей должно начинаться еще в детстве. Формирование должно стать целенаправленным процессом, направленным как на общество в целом, так и на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. Ценности семьи необходимо формировать еще в родительской семье, а затем в школе и других образовательных учреждениях, в молодежных организациях и трудовых коллективах и начинать именно с традиционных семейных ценностей. Для достижения положительных результатов особенно важно формирование общественного мнения в сторону повышения статуса молодой семьи, материнства и отцовства, роли и места детей в жизни российского общества. Механизм формирования семейных ценностей совершенно совпадает с масштабным механизмом формирования любой национальной традиции вообще: трудовой, бытовой, обрядовой. Материалом для анализа русских семейных ценностей служит, прежде всего, русский фольклор и отдельные памятники древнерусской литературы.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |