Методика преподавания психологии в системе наук. Методы обучения психологии
В процессе преподавания психологии» Объем работы 30 с., в том числе 16 наим. лит. Ключевые слова: инновационные технологии, образовательные технологии, мультимедиа, психология, преподавание В курсовой работе рассматривается использование инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии. Курсовая работа включает следующие этапы: – рассмотреть теоретические основы преподавания психологии; – изучить применение инновационных образовательных технологий как фактор уровня преподавания; – ознакомиться с инновационными образовательными технологиями в процессе преподавания психологии. В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы: – Основной задачей высшего профессионального образования является формирование творческой личности специалиста, способного к инновационной деятельности. Инновационные технологии обучения призваны решить не только эту задачу, но и ряд других важнейших социально-экономических и педагогических задач. – В работе выявлен ряд требований, предъявляемых к инновационным технологиям, выполнение которых позволит им приобрести статус стандартных и иметь возможность быть внедренными в массовую практику обучения студентов. – В работе рассмотрено применение мультимедийных технологий в процессе преподавания психологии и выявлено, что наиболее эффективен мультимедийный урок с использованием интерактивных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВедение……………………………………………………………………….... 5 1. Теоретические основы преподавания психологии……….. 7 1.1. Методика преподавания психологии в системе наук. Методы обучения психологии ……………………………………………………………………….....7 1.2. Методы и формы активного обучения, используемые в методике преподавания психологии …………………………………………………………11 2. Применение инновационных образовательных технологий как фактор повышения уровня преподавания 14 3. Инновационные образовательные технологии в процессе преподавания психологии ……………………………………………..20 3.1. Применение инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии …………………………………………………………20 3.2. Практическое применение технологии мультимедиа в обучении психологии …………………………………………………………………………23 Заключение………………………………………………………………….… 28 Список использованных источников ……………………………..30 Одной из актуальных задач социально-экономического развития Республики Беларусь является переход на инновационный путь развития, при котором главным ресурсом повышения эффективности и конкурентоспособности экономики признается интеллектуальный ресурс. Для осуществления инновационной деятельности необходимы специалисты, владеющие методами, средствами и формами управления инновационными процессами. Переход государства на инновационный путь развития нельзя осуществить без нововведений в области образования и воспитания. Интеллектуальная экономика делает вызов системе образования, требуя формирования модели инновационного образования и ее внедрения. В настоящее время проблема инновационных поисков в образовательном процессе приобрела особую актуальность. Глобальные образовательные тенденции, получившие название «мегатенденций», характеризуются, прежде всего, такими чертами, как: массовость и непрерывность образования; ориентация обучения на личность обучаемого; развитие креативности и умения генерировать новшества; активное освоение человеком способов познавательной деятельности и др. [4, с.3]. Нынешние проблемы диктуют новые требования ко всем формам образования. Чтобы ответить на вопрос, как на практике обеспечить инновационность высшего образования, в частности психологов, необходимо выделить главное звено в этом процессе. В системе образования такой комплексной проблемой является качество образования, под которым следует понимать соответствие тем задачам, которые ставятся перед специалистами в той или иной области и перед страной в целом. Качество образования призвано обеспечивать формирование социально активной и профессионально востребованной личности, способной самостоятельно познавать мир, вступая с ним в активный диалог. Целью данной курсовой работы было рассмотреть использование инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи: – рассмотреть теоретические основы преподавания психологии; – изучить применение инновационных образовательных технологий как фактор уровня преподавания; – ознакомиться с инновационными образовательными технологиями в процессе преподавания психологии. В процессе написания курсовой работы была изучена учебная литература по предмету «Методика преподавания психологии», а так же изучена практическая деятельность психологов – педагогов в области применения инновационных технологий. В работе использованы практические статьи из журналов: «Инновационные образовательные технологии», «Высшее образование в России» и др.
Теоретические основы преподавания психологии Методика преподавания психологии в системе наук. Методы обучения психологии В настоящее время психология преподается практически во всех вузах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки, факультетах повышения квалификации, в системе после дипломного образования. Несмотря на существенные различия в объеме и глубине изучаемых курсов, в специфической направленности их содержания для подготовки различных специалистов, всем преподавателям психологии одинаково необходимо одно – владение методикой ее преподавания. Методика преподавания психологии – это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп [1, с.26]. Разнообразны представления и о предмете методики преподавания психологии: – ее предметом является обучение психологии, понимаемое как процесс управления, осуществляемый учителем, который использует ряд вспомогательных средств: учебники, наглядные пособия и др. Обучение же психологии – это обучение психологической деятельности; – методика имеет своим объектом психологическое образование, обучение основам психологической науки и неразрывно связанное с ним воспитание подрастающего поколения; – методика преподавания психологии – это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп; – предметом дидактики психологии является психологическое образование, включая обучение и связанное с ним воспитание, а также его проблемы и перспективы развития, при этом замечает, что предмет дидактики психологии – это процесс и результат усвоения предметных программных знаний, умений и навыков; – методика – раздел педагогики, т.е. ученые, рассматривают предмет методики, включая в него обучение, образование и воспитание, а порой ограничивая его совокупностью средств и методов усвоения содержания образования. При этом они по-разному понимают обучение, считая его либо взаимодействием учителя и учащихся, либо процессом овладения действиями, либо познавательной деятельностью [1, с.16]. Методика преподавания решает следующие задачи: Методика преподавания как наука рассматривает вопрос о целях, задачах обучения психологии. Без ответа на этот вопрос она не может решать другие вопросы. Определенное время целью обучения считалось вооружение студентов, учащихся психологическими знаниями, умениями и навыками. В настоящее время все больше возрастает роль науки, растет объем знаний. Поэтому важным является привитие обучаемым стремления самостоятельно приобретать знания. Методика преподавания психологии как наука решает вопрос об общих закономерностях и дидактических принципах, на основе которых строиться процесс обучения психологии. Методика преподавания психологии рассматривает вопрос «Чему учить?». Какой объем знаний дать обучаемым на разных ступенях их подготовки. В широком смысле слова под термином метод понимают способ практических и теоретических действий человека, направленных на достижение поставленной цели, на овладение тем или иным объектом (в переводе с греческого метод означает способ изложения).В педагогической науке метод – способ достижения цели, способ приобретения знаний. В педагогической литературе нет единого мнения о роли и определении понятия «метод обучения».Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся». Возьмем за основу следующее определение: метод обучения – это система последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Классификация методов обучения – это система упорядоченных способов, взаимосвязь деятельности обучающего и обучаемого, направленная на достижение цели образования. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах, и усовершенствованная в современных условиях. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. Выделяют следующие методы обучения в психологии: – методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний; – методы проблемного обучения – акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого; – методы интерактивного обучения обратились к способом управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений; Использование в обучении психологии приемов этих трех групп активных методов обучения предполагает создание системы учебных задач в курсе психологии. – Словесные методы обучения психологии – источником знаний и умений является устное или печатное слово); – наглядные методы обучения психологии – источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия; – практические методы обучения психологии – источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися; – дистанционное обучение – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника; – методы закрепления изученного материала – закрепление изученного материала [3, с.18]. Цели, длительность, структура и содержание обучения психологии в значительной степени определяются национальными системами образования, историческими традициями, уровнем развития и статусом психологии как науки в конкретной стране, экономическими и политическими факторами. Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются в разной степени в конце XX – начале XXI веков. Первая тенденция – осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Вторая система – индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества. Третья тенденция – переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Четвертая тенденция соотносится, по А.А Вербицкому, «с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоримизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым…» [13, с.37]. Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента».
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |