Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика преподавания психологии в системе наук. Методы обучения психологии



2019-12-29 178 Обсуждений (0)
Методика преподавания психологии в системе наук. Методы обучения психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




В процессе преподавания психологии»

Объем работы 30 с., в том числе 16 наим. лит.

Ключевые слова: инновационные технологии, образовательные технологии, мультимедиа, психология, преподавание

В курсовой работе рассматривается использование инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии.

Курсовая работа включает следующие этапы:

– рассмотреть теоретические основы преподавания психологии;

– изучить применение инновационных образовательных технологий как фактор уровня преподавания;

– ознакомиться с инновационными образовательными технологиями в процессе преподавания психологии.

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:

– Основной задачей высшего профессио­нального образования является формирова­ние творческой личности специалиста, спо­собного к инновационной деятельности. Инновационные технологии обучения призваны ре­шить не только эту задачу, но и ряд других важнейших социально-экономических и пе­дагогических задач.

– В работе выявлен ряд требований, предъявляемых к инновацион­ным технологиям, выполнение которых по­зволит им приобрести статус стандартных и иметь возможность быть внедренными в массовую практику обучения студентов.

– В работе рассмотрено применение мультимедийных технологий в процессе преподавания психологии и выявлено, что наиболее эффективен мультимедий­ный урок с использованием интерактивных технологий.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВедение……………………………………………………………………….... 5

1. Теоретические основы преподавания психологии……….. 7

1.1. Методика преподавания психологии в системе наук. Методы обучения психологии ……………………………………………………………………….....7

1.2. Методы и формы активного обучения, используемые в методике преподавания психологии …………………………………………………………11

2. Применение инновационных образовательных технологий как фактор повышения уровня преподавания 14

3. Инновационные образовательные технологии в процессе преподавания психологии ……………………………………………..20

3.1. Применение инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии …………………………………………………………20

3.2. Практическое применение технологии мультимедиа в обучении психологии …………………………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………….… 28

Список использованных источников ……………………………..30
ВВедение

Одной из актуальных задач социально-экономического раз­вития Республики Беларусь является переход на инноваци­онный путь развития, при котором главным ресурсом повы­шения эффективности и конкурентоспособности экономики признается интеллектуальный ресурс. Для осуществления инновационной деятельности необходимы специалисты, вла­деющие методами, средствами и формами управления инно­вационными процессами. Переход государства на инноваци­онный путь развития нельзя осуществить без нововведений в области образования и воспитания.

Интеллектуальная экономика делает вызов системе обра­зования, требуя формирования модели инновационного об­разования и ее внедрения. В настоящее время проблема ин­новационных поисков в образовательном процессе приобре­ла особую актуальность. Глобальные образовательные тенден­ции, получившие название «мегатенденций», характеризуются, прежде всего, такими чертами, как: массовость и непрерывность образования; ориентация обучения на личность обучаемого; развитие креативности и умения генерировать новше­ства; активное освоение человеком способов познавательной деятельности и др. [4, с.3].

Нынешние проблемы диктуют новые требования ко всем формам образования. Чтобы ответить на вопрос, как на прак­тике обеспечить инновационность высшего образования, в частности психологов, не­обходимо выделить главное звено в этом процессе. В системе образования такой комплексной проблемой является качество образования, под которым следует понимать соответствие тем задачам, которые ставятся перед специалистами в той или иной области и перед страной в целом. Качество об­разования призвано обеспечивать формирование социально активной и профессионально востребованной личности, спо­собной самостоятельно познавать мир, вступая с ним в ак­тивный диалог.

Целью данной курсовой работы было рассмотреть использование инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

– рассмотреть теоретические основы преподавания психологии;

– изучить применение инновационных образовательных технологий как фактор уровня преподавания;

– ознакомиться с инновационными образовательными технологиями в процессе преподавания психологии.

В процессе написания курсовой работы была изучена учебная литература по предмету «Методика преподавания психологии», а так же изучена практическая деятельность психологов – педагогов в области применения инновационных технологий. В работе использованы практические статьи из журналов: «Инновационные образовательные технологии», «Высшее образование в России» и др.

 

 


Теоретические основы преподавания психологии

Методика преподавания психологии в системе наук. Методы обучения психологии

В настоящее время психология преподается практически во всех вузах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки, факультетах повышения квалификации, в системе после дипломного образования. Несмотря на существенные различия в объеме и глубине изучаемых курсов, в специфической направленности их содержания для подготовки различных специалистов, всем преподавателям психологии одинаково необходимо одно – владение методикой ее преподавания.

Методика преподавания психологии – это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп [1, с.26].

Разнообразны представления и о предмете методики преподавания психологии:

– ее предметом является обучение психологии, понимаемое как процесс управления, осуществляемый учителем, который использует ряд вспомогательных средств: учебники, наглядные пособия  и др. Обучение же психологии – это обучение психологической деятельности;

– методика имеет своим объектом психологическое образование, обучение основам психологической науки и неразрывно связанное с ним воспитание подрастающего поколения;

– методика преподавания психологии – это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп;

– предметом дидактики психологии является психологическое образование, включая обучение и связанное с ним воспитание, а также его проблемы и перспективы развития, при этом замечает, что предмет дидактики психологии – это процесс и результат усвоения предметных программных знаний, умений и навыков;

– методика – раздел педагогики, т.е. ученые, рассматривают предмет методики, включая в него обучение, образование и воспитание, а порой ограничивая его совокупностью средств и методов усвоения содержания образования. При этом они по-разному понимают обучение, считая его либо взаимодействием учителя и учащихся, либо процессом овладения действиями, либо познавательной деятельностью [1, с.16].

Методика преподавания решает следующие задачи:

Методика преподавания как наука рассматривает вопрос о целях, задачах обучения психологии. Без ответа на этот вопрос она не может решать другие вопросы. Определенное время целью обучения считалось вооружение студентов, учащихся психологическими знаниями, умениями и навыками. В настоящее время все больше возрастает роль науки, растет объем знаний. Поэтому важным является привитие обучаемым стремления самостоятельно приобретать знания.

Методика преподавания психологии как наука решает вопрос об общих закономерностях и дидактических принципах, на основе которых строиться процесс обучения психологии.

Методика преподавания психологии рассматривает вопрос «Чему учить?». Какой объем знаний дать обучаемым на разных ступенях их подготовки.

В широком смысле слова под термином метод понимают способ практических и теоретических действий человека, направ­ленных на достижение поставленной цели, на овладение тем или иным объектом (в переводе с греческого метод означает способ изложения).В педагогической науке метод – способ достижения цели, способ приобретения знаний. В педагогической литературе нет единого мнения о роли и определении понятия «метод обуче­ния».Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называ­ют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности препода­вателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся». Возьмем за основу сле­дующее определение: метод обучения – это система последова­тельных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспе­чивающих усвоение содержания образования.

Классификация методов обучения – это система упорядочен­ных способов, взаимосвязь деятельности обучающего и обучаемо­го, направленная на достижение цели образования. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Одна­ко нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенк­латуру методов. В истории дидактики сложились различные клас­сификации методов обучения. Традиционная классификация мето­дов обучения, берущая начало в древних философских и педагоги­ческих системах, и усовершенствованная в современных условиях. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. Выделяют следующие методы обучения в психологии:

методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний;

методы проблемного обучения – акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого;

методы интерактивного обучения обратились к способом управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений;

Использование в обучении психологии приемов этих трех групп активных методов обучения предполагает создание системы учебных задач в курсе психологии.

Словесные методы обучения психологии – источником знаний и умений является устное или печатное слово);

наглядные методы обучения психологии – источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;

практические методы обучения психологии – источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися;

дистанционное обучение – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника;

методы закрепления изученного материала – закрепление изученного материала [3, с.18].

Цели, длительность, структура и содержание обучения психологии в значительной степени определяются национальными системами образования, историческими традициями, уровнем развития и статусом психологии как науки в конкретной стране, экономическими и политическими факторами.

Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются  в разной степени в конце XX – начале XXI веков.

Первая тенденция – осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования.

Вторая система – индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

Третья тенденция – переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся.

Четвертая тенденция соотносится, по А.А Вербицкому, «с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоримизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым…» [13, с.37].

Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента».



2019-12-29 178 Обсуждений (0)
Методика преподавания психологии в системе наук. Методы обучения психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика преподавания психологии в системе наук. Методы обучения психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)