Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое применение технологии мультимедиа в обучении психологии



2019-12-29 337 Обсуждений (0)
Практическое применение технологии мультимедиа в обучении психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Дословный перевод слова multimedia не слишком благозвучен – многосредность или множество сред. Под средой здесь понимается звук, видео, текст и любые другие данные. Под мультимедиа понимается комплекс и программных средств, позволяющих применять персональный компьютер для работы не только с текстом, но и со звуком, графиком, анимацией, а также видео.

 Мультимедиа позволяет использовать компьютер новым способом, превращая его, например, в удобный инструмент для работы с базами данных громадных размеров, содержащих не только текстовые данные, но и звук, высококачественные изображения и видеофильмы.

 Необходимо учесть, что уровень и качество работы с соответствующими программными продуктами зависят от выполнения весьма высоких требований к быстродействию и объему памяти компьютера, звуковым характеристикам и наличию дополнительного оборудования, в частности CD-ROM. Мультимедиа программы – это наукоемкий и весьма дорогостоящий продукт, так как для их разработки необходимо соединить усилия не только специалистов в предметной области, педагогов, психологов и программистов, но и художников, звукооператоров, сценаристов, монтажеров и других профессионалов.

Последнее время в Беларуси уделяется довольно боль­шое внимание техническому оснащению учебного процесса. Учебные заведения насыщаются компьютерами, достаточно быстро осу­ществляется «интернетизация» образования. Однако, важно не столько наличие компьютера, сколько присут­ствие в нем соответствующего программно­го обеспечения, которое и дает возможность использовать его именно в учебном заведении и именно для учебных потребностей [6, с.121].

Использование мультимедиа в процессе преподавания психологии дает возможность воздействовать на все орга­ны чувств и, следовательно, интенсифици­ровать воздействие на ученика и, соответ­ственно, резко повысить возможности вос­приятия им учебного материала. Современный мультиме­дийный комплекс сродни мощному оружию: использование мультиме­диа позволяет хоть чем-нибудь «зацепить» каждого ученика, насытить урок разнообраз­ными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает преподавание на порядок ярче и насыщеннее. Осо­бая роль тут принадлежит, конечно, визуаль­ным материалам – фото, плакатам, карикату­рам, видеофрагментам и т.п.

Однако анализ известных медиапродуктов показывает, что их разработчики не совсем ясно представляют себе специфику со­здаваемого продукта. По сути, они создают тот же текстовый учебник, только ярче и разнооб­разнее иллюстрированный. Причем учебник традиционный – тот самый, в основе которого лежит обыкновенный текст. И что самое печаль­ное – с набором уже готовых клише и выводов. Визуальный (а также музыкальный, видео и т.п.) материал, как и в традиционном учебнике, иг­рает всего иллюстративную, т.е. вспомогатель­ную роль. И как в обычном учебнике далеко не всегда этот материал является действительно «привязанным» к тексту [6, с.123].

На мой взгляд, нужно достаточно четко осознать ключевые преимущества мультиме­диа и стремиться максимально использовать именно их. А главное преимущество – воз­можность создавать яркий запоминающийся образ и образы, а так же  воз­можность сталкивать, сопоставлять их.

В настоящее время преобладают три основ­ных способа использования мультимедиа:

1. Иллюстративный (традиционный). Более или менее удачно подобранный визу­альный ряд иллюстрирует традиционный рассказ преподавателя. Ученики на первых порах заворожено следят за меняющимися по ма­новению руки учителя «картинками», часто при этом «забывая» воспринимать (а то и просто слушать) этот самый рассказ. Как пра­вило, дальше этого использование мультиме­диа не идет. В лучшем случае, этот же визу­альный ряд затем используется при не менее традиционном опросе или обобщении. К тому же рано или поздно наступает при­выкание и восприятие «картинок» тоже при­тупляется.

2. Схематичный (шаталовский). В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логи­ческих схем. Использование мультимедиа в данном случае лишь расширяет возможнос­ти построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами, все теми же «кар­тинками». В общем, более или менее полно используются возможности программного обеспечения.

3. Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключа­ется в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций со­четается, дополняется привлечением доку­ментов, отрывков из разнообразных источ­ников. Как правило, использование такого подхода требует очень высокого уровня ква­лификации преподавателя. И документы, и «картин­ки» должны быть яркими, создавать опреде­ленный образ, должны отличаться определенной «символичнос­тью». Но самое главное в таком подходе – высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность учени­ков, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию [6, с.123].

Легко заметить, что в любом случае ис­пользование мультимедиа не вносит в педа­гогическо-психологическую стратегию ничего принципиаль­но нового. Выбор ее определяется индиви­дуальными особенностями, предпочтениями, квалификацией преподавателя. Он работает так же, как и раньше, хотя возможности его расши­ряются. А значит мультимедийный урок – урок тот же самый, только технически более оснащенный. Вопрос состоит в том, какая стратегия их трех описанных более предпоч­тительна, более полно позволяет использо­вать эти самые технические возможности.

Любой урок имеет двух субъектов – учителя и учеников. Муль­тимедиа третьим субъектом стать все же не могут. Но мультимедиа позволяют увеличить время самостоятельной работы учеников на уроке, интенсифицировать ее. Более того, они дают возможность заставить работать каждо­го из них. Даже при очень разном уровне их индивидуальной готовности. Каждый смо­жет видеть, слышать, анализировать – пусть и на своем уровне, пусть и не всегда вербализируя результаты этой работы. То есть уро­вень индивидуализации обучения значитель­но возрастает. Но для этого урок должен быть действительно интерактивным. И на это дол­жен работать, прежде всего, подбор материа­ла и методическая его обработка.

Опыт педагогов-психологов показывает, что мак­симальная эффективность мультимедийно­го урока достигается при соблюдении следу­ющих условий:

– визуальный материал должен быть очень ярким, образным, даже символичным;

– материал должен быть неоднознач­ным и пригодным для анализа;

– всегда предпочтительнее мультиперспективный подход – представление двух и более подходов, точек зрения и т.п.;

– всегда избегать готовых выводов;

– всегда хороши «личностные» матери­алы, индивидуально окрашенные, эмоцио­нальные;

– лучше сочетать различные виды ма­териалов – фото, плакаты, тексты, карикату­ры, схемы и т.п.

– чем оригинальнее материал и неожи­даннее сочетание различных материалов – тем лучше результат;

– материал обязательно должен быть структурирован, должна быть внутренняя логика его построения, своеобразный стер­жень, на который он нанизывается, но эта внутренняя логика построения его вовсе не обязательно совпадает с логикой учебника и программы: материал должен быть методически обработан – поставлена проблема, ключевые вопросы и т.п., а так же максимально широко использовать различные методические приемы, неожидан­ные, нестандартные задания [6, с.124].

Таким образом мультимедийный урок может значи­тельно увеличить возможности преподавания психологии, сделать гораздо более индивидуали­зированным как само преподавание, так и вос­приятие психологии вообще.  Наиболее эффективен мультимедий­ный урок с использованием интерактивных технологий.

 


Заключение

В результате выполнения курсовой работы были получены следующие основные выводы и результаты.

1. Методика преподавания психологии – это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп. Метод обучения – это система последова­тельных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспе­чивающих усвоение содержания образования.

Выделяют следующие методы обучения в психологии: методы программированного обучения, методы проблемного обучения, интерактивного обучения, словесные, наглядные и практические методы обучения психологии, дистанционное обучение, методы закрепления изученного материала.

2. Основной задачей высшего профессио­нального образования является формирова­ние творческой личности специалиста, спо­собного к инновационной деятельности. Инновационные технологии обучения призваны ре­шить не только эту задачу, но и ряд других важнейших социально-экономических и пе­дагогических задач.

Внедряемые инновационные технологии не всегда имеют адекватное психолого-педаго­гическое обоснование их целесообразности, раскрытия условий внедрения и методов конт­роля результативности. Нередко в системе об­разования под видом инноваций внедряются не проверенные практикой идеи и новшества.

3. В работе выявлен ряд требований, предъявляемых к инновацион­ным технологиям, выполнение которых по­зволит им приобрести статус стандартных и иметь возможность быть внедренными в массовую практику обучения студентов. При внедрении инновационных техно­логий в практику высшей школы необходимо учитывать разумное соотношение стандарти­зации и инновационных процессов, касаю­щихся учебных программ и содержания учеб­ных дисциплин. В свою очередь при разра­ботке госстандарта необходимо предусматри­вать возможность обновления критериев и характера знаний в соответствии с требова­ниями жизни. Стандартизация не исключа­ет, а наоборот, предполагает поиск иннова­ционных подходов к обучению.

4. Преподавание психологии в высшем учебном заведении в условиях инновационной модели образования становится все более сложным. Современные педагоги должны не только быть компетентными в области своей специальности и готовыми поделиться глу­боким знанием изучаемого предмета, но и владеть новыми учебными технология­ми, обеспечивающими активное вовлечение студентов в учебную, научно-исследователь­скую и самостоятельную работу.

Сегодня в инновационное образование все шире внедряются такие учебные технологии, как компьютер, цифровой проектор, интерак­тивная доска и т.д. Наиболее распространен­ной компьютерной технологией, используе­мой в сфере обучения психологии, становится Интернет.  Кроме того, формирование инновационной модели об­разования невозможно без эффективной само­стоятельной управляемой работы студентов.

5. В настоящее время все более актуальным, и чаще используемым в рамках инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии, применяются мультимедийные технологии. Мультимедийный урок может значи­тельно увеличить возможности преподавания психологии, сделать гораздо более индивидуали­зированным как само преподавание, так и вос­приятие психологии вообще. Он дает прекрасную возможность почувствовать «вкус предмета и науки». Это достигается широким использованием аутен­тичных материалов, прежде всего визуальных (фото, плакаты, диаграммы и т.п.). Однако мультимедийный урок сам по себе не создает нового качества обучения, он расширяет возможности, но не создает ново­го образовательного поля.

6. Наиболее эффективен мультимедий­ный урок с использованием интерактивных технологий. Можно организовать выпуск не только традиционных медиапродуктов, но и сборников разнообразных материалов, ко­торые позволяли бы преподавателю-психологу самостоятель­но конструировать урок из различных эле­ментов – сообразно своим предпочтениям, уровню подготовки и квалификации.


Список использованных источников:

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии / Б.Ц. Бадмаев М.: Владос, 2007.– 302с.

2. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. – М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – 145с.

3. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: курс лекций / В.С. Герасимова – М.: Ось-89, 2004.– 111с.

4. Зинина О.В. Инструментальная оценка эффективности инвестиций в инновационные образовательные технологии. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Красноярск, 2008.– 21с.

5. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие. – СПб: Питер Пресс, 2008.– 249с.

6. Комаров Ю.С. Мультимедийный урок. Проблема эффективности // Инновационные образовательные технологии. – Мн.: МИУ. – №3 – 2007.– с.121-124

7. Косинец, А.Н. Инновационное образование – главный ресурс конкурентоспособной эко­номки государства / А.Н. Косинец // Советская Белоруссия. – № 205. – 30 октября 2007. – с.11

8. Котикова О.П. Методика преподавания психологии: УМК / О.П. Котикова:Мн.: МИУ, 2007.– 183с.

9. Краснощеков Е.В. Инновационные образовательные технологии в современной школе в Германии. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Таганрог, 2000.– 24с.

10. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. – 5-е изд. – СПб: Питер, 2007.– 192с.

11. Павлова Л.П. Инновационные обучающие технологии как фактор создания единого образовательного стандарта // Инновационные образовательные технологии. – Мн.: МИУ. – №1 – 2008.– с.12-16

12. Попов, В.В. Креативные технологии и средства инновационной деятельности // Инно­вационная политика в странах с развитой и развивающейся рыночной экономикой: нацио­нальный и региональный аспекты: материалы междунар. науч.-практ. семинара. – Саратов: ООО «Тесар-издат», 2005. – С. 70-78.

13. Рожина Л.Н. Методика преподавания психологии: Учебно-методическое пособие в 3-х ч. / Л.Н. Рожина: БГПУ– Мн.: 2000.– 78с.

14. Самаль Е.В. Методика преподавания психологии: курс лекций / Е.В. Самаль.– Мн.: МГЭИ, 2005.– 212с.

15. Стародубцева, Е. Обучение психологии с использованием ИКТ / Е. Стародубцева // Высшее образование в России. – 2007. – № 5. – С. 95.

16. Титаренко, Л.Г. Инновационная составляющая в высшей школе / Л.Г. Титаренко // Вышэйшая школа. – 2007. – № 6. – с.14

 

 



2019-12-29 337 Обсуждений (0)
Практическое применение технологии мультимедиа в обучении психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое применение технологии мультимедиа в обучении психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (337)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)