Применение инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии
Преподавание психологии в высшем учебном заведении в условиях инновационной модели образования становится все более сложным. Современные педагоги должны не только быть компетентными в области своей специальности и готовыми поделиться глубоким знанием изучаемого предмета, но и владеть новыми учебными технологиями, обеспечивающими активное вовлечение студентов в учебную, научно-исследовательскую и самостоятельную работу. Преподавание психологии требует организации такого обучения, которое бы обеспечило естественный переход с ведущей учебной деятельности на профессиональную с соответствующей трансформацией мотивов, средств, способов и результатов деятельности. Этого можно добиться лишь при реализации принципа профессиональной ориентации всех компонентов обучения, что дает возможность будущему психологу совершенствовать свою профессиональную компетентность, учиться занимать активную позицию, формируя профессионально востребованные личные качества. Наиболее эффективным путем решения задач, возникающих в процессе профессиональной ориентации студентов, является использование системы методов проблемного обучения, важнейшей функцией которого при изучении психологии выступает максимальное развитие мыслительной деятельности и творческих способностей. В силу свой специфики мыслительная деятельность всегда носит причинно-следственный характер, стремясь к глубокому проникновению в сущность предметов и явлений. Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он учится мыслить и творчески усваивать знания [15, с.95]. Использование способов и приемов проблемного обучения ставит студента в такие условия, когда ему самому необходимо применять имеющийся у него запас психологических навыков и умений, проявлять творчество, выбирая способ разрешения проблемной ситуации. Общим условием успешности реализации проблемного обучения выступает высокое профессиональное мастерство преподавателя, заключающееся в создании таких проблемных психологических ситуаций, которые бы соответствовали познавательным возможностям каждого из студентов. Проблемный подход в преподавании психологии позволяет: – посредством проблемных заданий, основанных на использовании СМИ и Интернета, существенно увеличить объем усвоения знаний об умственной деятельности и психологии; – используя накопленный материал по теме, обучить студентов выбору, аргументации, классификации, систематизации, интерпретации отдельных фактов, суждений, явлений и т.д.; – применяя интерактивные методы, ролевые, деловые игры, обучить студентов умению и эффективным приемам взаимодействия с коллегами; – применяя проблемные ситуации в малых группах, увеличить долю непосредственного общения по вопросам психологии, поощрять смыслотворчество, заменять традиционный процесс трансляции знаний усвоением механизма их приобретения [7, с.11]. Использование методов и форм проблемного обучении способствует интеграции учебного и научно-исследовательского процессов по всей канве профессиональной подготовки студентов. Научно-исследовательская работа по всем предметам, в том числе и по психологии, является сильнейшим катализатором интеллектуального потенциала обучаемых, позволяющим повысить их познавательную самостоятельность. Практика доказывает, что наилучший эффект в организации научно-исследовательской работы по психологии дает формирование групп, ведущих исследование на междисциплинарной основе с широким применением психологических терминов. При этом преподаватель должен максимально использовать интерес будущих специалистов к проблеме, поскольку студент прилагает все усилия к выполнению исследовательской работы только в том случае, если сумеет проникнуться ее целью и содержанием и найдет их профессионально значимыми для своей будущей профессиональной деятельности. Научному руководителю необходимо, прежде всего, правильно оценить уровень компетентности студента по исследуемой проблеме, разработать план работы и далее своевременно диагностировать и предупреждать возможные ошибки, влекущие снижение эффективности НИРС. Однако, опираясь на профессионально ориентированный проблемный подход, следует иметь в виду, что осуществить все обучение психологии в вузе лишь с помощью проблемных ситуаций невозможно. Необходимо дифференцированное обучение, поскольку в некоторых случаях ориентация студентов только на решение проблемных ситуаций связана с большими трудностями и неоправданными затратами учебного времени. Это особенно касается студентов первого курса, которые слабо управляемы при организации сочетания коллективного творчества и индивидуальной работы. Поэтому пользоваться технологиями проблемного обучения следует осторожно, хотя и постоянно, чтобы у студентов развивался и накапливался навык решения проблемных ситуаций, обеспечивающий формирование творческой личности. Сегодня в инновационное образование все шире внедряются такие учебные технологии, как компьютер, цифровой проектор, интерактивная доска и т.д. Наиболее распространенной компьютерной технологией, используемой в сфере обучения психологии, становится Интернет. Основным его преимуществом в качестве средства обучения является многофункциональность. Как информационная система Интернет предлагает своим пользователям многообразие информационных ресурсов. Его базовый набор услуг может включать в себя электронную почту, возможность публикации собственной информации, доступ к справочным каталогам, поисковым системам, разговор в сети. Интернет позволяет получать самую актуальную информацию о последних событиях в мире. Регулярное использование Интернета развивает самостоятельность студентов, формируя навыки самообразования и самосовершенствования. Он помогает решить наиболее важную задачу, стоящую перед преподавателем, – найти оптимальные пути подведения студентов к постепенно возрастающей самостоятельности. Формирование инновационной модели образования невозможно без эффективной самостоятельной управляемой работы студентов (СУРС). Помимо использования традиционных форм СУРС – написания рефератов, эссе, составления аннотированного списка литературы и т.д. – представляется важным на современном этапе создать отношения партнерства в СУРС, основанные на регулярной связи и системе быстрого реагирования. Важно знать мнение студентов об эффективности СУРС. Совершенно очевидно, что успех в организации СУРС может обеспечить только личностно-ориентированный подход, учитывающий отношение студента к учебе, его познавательную активность, ценностные ориентации, а также уровень самостоятельности [12, с.6]. Для студентов с низким уровнем самостоятельности можно предлагать задания для усвоения фактического материала, создания наглядных пособий и раздаточного материала по изучаемой теме. Студенты со средним уровнем самостоятельности справляются с расширением и углублением психологической информации; у них вызывает интерес ассистирование преподавателю и рецензирование работ сокурсников. Студенты с высоким уровнем самостоятельности отдают предпочтение творческим заданиям, написаниям сценариев ролевых психологических игр, иных психологических мероприятий [5, с. 88].
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |