Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Применение инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии



2019-12-29 209 Обсуждений (0)
Применение инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Преподавание психологии в высшем учебном заведении в условиях инновационной модели образования становится все более сложным. Современные педагоги должны не только быть компетентными в области своей специальности и готовыми поделиться глу­боким знанием изучаемого предмета, но и владеть новыми учебными технология­ми, обеспечивающими активное вовлечение студентов в учебную, научно-исследователь­скую и самостоятельную работу. Преподава­ние психологии требует организации такого обучения, которое бы обеспечило ес­тественный переход с ведущей учебной дея­тельности на профессиональную с соответству­ющей трансформацией мотивов, средств, спо­собов и результатов деятельности. Этого мож­но добиться лишь при реализации принципа профессиональной ориентации всех компонен­тов обучения, что дает возможность будущему психологу совершенствовать свою професси­ональную компетентность, учиться занимать активную позицию, формируя профессиональ­но востребованные личные качества.

Наиболее эффективным путем решения задач, возникающих в процессе профессио­нальной ориентации студентов, является ис­пользование системы методов проблемного обучения, важнейшей функцией которого при изучении психологии выступает мак­симальное развитие мыслительной дея­тельности и творческих способностей. В силу свой специфики мыслительная деятель­ность всегда носит причинно-следственный характер, стремясь к глубокому проникнове­нию в сущность предметов и явлений.

Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимо­действия субъекта с проблемно-представлен­ным содержанием обучения, в ходе которого он учится мыслить и творчески усваивать знания [15, с.95]. Использование способов и приемов проблемного обучения ставит сту­дента в такие условия, когда ему самому не­обходимо применять имеющийся у него за­пас психологических навыков и умений, прояв­лять творчество, выбирая способ разрешения проблемной ситуации. Общим условием ус­пешности реализации проблемного обучения выступает высокое профессиональное мас­терство преподавателя, заключающееся в со­здании таких проблемных психологических ситуаций, которые бы соответствовали познаватель­ным возможностям каждого из студентов.

Проблемный подход в преподавании психологии позволяет:

– посредством проблемных заданий, ос­нованных на использовании СМИ и Интер­нета, существенно увеличить объем усвоения знаний об умственной деятельности и психологии;

– используя накопленный материал по теме, обучить студентов выбору, аргумента­ции, классификации, систематизации, интер­претации отдельных фактов, суждений, яв­лений и т.д.;

– применяя интерактивные методы, роле­вые, деловые игры, обучить студентов уме­нию и эффективным приемам взаимодей­ствия с коллегами;

– применяя проблемные ситуации в ма­лых группах, увеличить долю непосредствен­ного общения по вопросам психологии, поощ­рять смыслотворчество, заменять традицион­ный процесс трансляции знаний усвоением механизма их приобретения [7, с.11].

Использование методов и форм проблемно­го обучении способствует интеграции учебного и научно-исследовательского процессов по всей канве профессиональной подготовки студентов. Научно-исследовательская работа по всем пред­метам, в том числе и по психологии, является сильнейшим катализатором интеллек­туального потенциала обучаемых, позволяющим повысить их познавательную самостоятель­ность. Практика доказывает, что наилучший эффект в организации научно-исследователь­ской работы по психологии дает фор­мирование групп, ведущих исследование на междисциплинарной основе с широким при­менением психологических терминов. При этом пре­подаватель должен максимально использо­вать интерес будущих специалистов к пробле­ме, поскольку студент прилагает все усилия к выполнению исследовательской работы толь­ко в том случае, если сумеет проникнуться ее целью и содержанием и найдет их професси­онально значимыми для своей будущей про­фессиональной деятельности. Научному руко­водителю необходимо, прежде всего, правиль­но оценить уровень компетентности студента по исследуемой проблеме, разработать план работы и далее своевременно диагностиро­вать и предупреждать возможные ошибки, влекущие снижение эффективности НИРС.

Однако, опираясь на профессионально ориентированный проблемный подход, сле­дует иметь в виду, что осуществить все обу­чение психологии в вузе лишь с помощью проблемных ситуаций невозможно. Необходимо дифференцирован­ное обучение, поскольку в некоторых случаях ориентация студентов только на решение про­блемных ситуаций связана с большими труд­ностями и неоправданными затратами учеб­ного времени. Это особенно касается студен­тов первого курса, которые слабо управляе­мы при организации сочетания коллективно­го творчества и индивидуальной работы. Поэтому пользоваться технологиями про­блемного обучения следует осторожно, хотя и постоянно, чтобы у студентов развивался и накапливался навык решения проблемных ситуаций, обеспечивающий формирование творческой личности.

Сегодня в инновационное образование все шире внедряются такие учебные технологии, как компьютер, цифровой проектор, интерак­тивная доска и т.д. Наиболее распространен­ной компьютерной технологией, используе­мой в сфере обучения психологии, становится Интернет. Основным его преиму­ществом в качестве средства обучения являет­ся многофункциональность.

Как информационная система Интернет предлагает своим пользователям многообра­зие информационных ресурсов. Его базовый набор услуг может включать в себя электрон­ную почту, возможность публикации соб­ственной информации, доступ к справочным каталогам, поисковым системам, разговор в сети. Интернет позволяет получать самую акту­альную информацию о последних событиях в мире. Регуляр­ное использование Интернета развивает самостоятельность студентов, формируя навы­ки самообразования и самосовершенствования. Он помогает решить наиболее важную задачу, стоящую перед преподавателем, – найти опти­мальные пути подведения студентов к посте­пенно возрастающей самостоятельности.

Формирование инновационной модели об­разования невозможно без эффективной само­стоятельной управляемой работы студентов (СУРС). Помимо использования традицион­ных форм СУРС – написания рефератов, эссе, составления аннотированного списка литера­туры и т.д. – представляется важным на совре­менном этапе создать отношения партнерства в СУРС, основанные на регулярной связи и системе быстрого реагирования. Важно знать мнение студентов об эффективности СУРС. Совершенно очевидно, что успех в орга­низации СУРС может обеспечить только личностно-ориентированный подход, учитыва­ющий отношение студента к учебе, его позна­вательную активность, ценностные ориента­ции, а также уровень самостоятельности [12, с.6].

Для студентов с низким уровнем самосто­ятельности можно предлагать задания для усвоения фактического материала, создания наглядных пособий и раздаточного материа­ла по изучаемой теме.

Студенты со средним уровнем самостоя­тельности справляются с расширением и уг­лублением психологической информации; у них вызывает интерес ассистирование препода­вателю и рецензирование работ сокурсников.

Студенты с высоким уровнем самостоя­тельности отдают предпочтение творческим заданиям, написаниям сценариев ролевых психологических игр, иных психологических мероприятий [5, с. 88].



2019-12-29 209 Обсуждений (0)
Применение инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Применение инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)