Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль программно-целевых методов управления на современном этапе социально-экономического развития страны



2019-12-29 256 Обсуждений (0)
Роль программно-целевых методов управления на современном этапе социально-экономического развития страны 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Камская государственная

 инженерно-экономическая академия

(ИНЭКА)

Кафедра Финансов и бухгалтерского учета

Курсовая работа

По дисциплине: «Финансы»

На тему: Федеральные целевые программы

 

 

                                                                          Выполнил студент_________Галиакбаров А.А.

                                                                                  (подпись)

       Группа 5316-а

                              Специальность 080105

 

                             Проверил: д.ф.н., профессор кафедры ФиБУ

                                                                                  ____________________ А.Г.Хайруллин

                                                                                               (подпись)

 

 

Набережные Челны - 2010 г.

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………….… 4
1 Роль программно-целевых методов управления на современном этапе социально-экономического развития страны………………………………….   5
1.1 Особенности и условия применения программно-целевого метода…….. 5
1.2 Федеральные целевые программы как инструмент проведения социально-экономической политики…………………………………………….   7
1.3 Использование программно-целевого метода в региональной экономике развитых зарубежных стран………………………………………………………   11
2 Федеральные целевые программы как инструмент регулирования социально-экономического развития …………………………………………..   14
2.1 Анализ реализации федеральных адресной инвестиционной программы в 2002-2007 годах……………………………………………………………………   14
2.2 Анализ исполнения федеральных целевых программ в 2002-2007 годах………………………………………………………………………………..   22
2.3 Основные проблемы в области разработки и реализации федеральных целевых программ…………………………………………………………………   30
3 Рекомендации по совершенствованию реализации федеральных целевых программ …………………………………………………………………………..   33
3.1 Повышение эффективности реализации федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы…………………………   33
3.2 Направления финансирования ФЦП и ФАИП в 2009-2011 годах ………. 35
Заключение………………………………………………………………………… 40
Список использованных источников…………………………………………… 43

Приложение А Объем финансирования ФАИП в 2007 и 2008 годах………45

Приложение Б Уровень финансирования и использования 

бюджетных инвестиций ФАИП………………………………………………….46

Приложение В Использование средств по стройкам и объектам

для федеральных государственных нужд………………………………………..47

 

 

   
   
   

 


Введение

 

В условиях рыночной экономики программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных инструментов осуществления государственной региональной экономической и социальной политики.

В Федеральном законе «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» вопросы разработки прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации определены как равнозначные для целей государственного управления.

На практике имеют место многочисленные факты смешения функций и задач социально-экономического прогнозирования и программирования. Они показывают, что до сих пор отсутствует ясное понимание того, какие хозяйственные и социальные проблемы требуют программного решения, а какие — могут быть решены в рамках текущей деятельности или среднесрочного прогнозирования. К настоящему времени накоплен значительный опыт разработки программ, который требует своего обобщения. Это тем более необходимо, что при достаточно массовой разработке целевых программ в их результативность по ряду причин остается довольно низкой.

Для повышения эффективности региональной экономики страны как многоуровневой социально-экономической системы представляется целесообразным обеспечить координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ.

Объектом исследования явились федеральные целевые программы. Предметом исследования является процесс разработки и реализации федеральных целевых программ. В работе использованы графический, статистический и исторический методы исследования.

Целью работы является исследование роли федеральных целевых программ в решении социально-экономических задач.

Задачами работы являются:

- изучение роли программно-целевых методов в управлении страной;

- рассмотрение условий применения программно-целевого метода;

- изучение использования программно-целевого метода в зарубежных странах;

- изучение федеральных целевых программ и их роли в решении социально-экономических задач;

- разработка направлений совершенствования федеральных целевых программ.

Методологической базой исследования являются взгляды российских экономистов А.Г. Гранберга, Н.Н. Галкина, А.С. Белоконя, В.С. Варламова Т.М. Лычевой, Г.Ю. Кузнецовой и С.И. Пирцхелава.


Роль программно-целевых методов управления на современном этапе социально-экономического развития страны

 

1.1 Особенности и условия применения программно-целевого метода

 

 

В настоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования. Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития Российской Федерации.

Их важнейшей особенностью является определение, исходя из народнохозяйственной значимости, экономической и социальной целесообразности состава приоритетных направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях. Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социальными и экономическими процессами в регионах.

Программно-целевой метод позволяет реализовать настоятельную потребность в осуществлении интеграционных процессов в экономике, обусловленную, с одной стороны, возрастанием сложности, комплексности проблем экономического развития, требующих для своего решения эффективных межотраслевых, межведомственных, межрегиональных взаимодействий, и, с другой — высокой степенью отраслевой и территориальной дифференциации развития производительных сил, дополняемой в условиях перехода к рыночной экономике многообразием форм собственности.

Данный метод дает возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов региональных хозяйственных систем. Для этого необходимо обеспечить интеграцию деятельности либо объединение материальных и финансовых ресурсов независимых субъектов-участников программ.

Для программно-целевого метода характерно то, что он обеспечивает реализацию одновременно двух типов интеграции социально-экономических и научно-технических процессов: пространственной, когда требуется объединить усилия субъектов, принадлежащих к различным отраслям, регионам или формам собственности, и временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов (стадий) общего процесса движения к конечной цели, предусмотренной программой.

В отечественной экономической теории программно-целевое управление нередко рассматривалось только как метод планирования. Однако основное в программно-целевом подходе – это органическое единство четко структурированной содержательной части программы с формированием и использованием организационного и финансового механизмов ее реализации, контролем реализации (последнее является одновременно и элементом активно функционирующей обратной связи).

Применение такого сложного организационно-хозяйственного инструмента, как целевая программа, оправдано для решения далеко не для всех проблем, возникающих при функционировании хозяйственных систем.

Условиями использования программно-целевого подхода являются:

- необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики и социальной сферы;

- комплексность возникшей социально-экономической, научно-технической и природно-экологической проблемы, требующей межотраслевой и межрегиональной координации программных мероприятий;

- отсутствие возможностей достижения необходимых целей развития, исходя только из существующего уровня взаимосвязей между уровнями управления, хозяйствующими субъектами и т.д.;

- необходимость скоординированного использования финансовых и материальных ресурсов различной ведомственной, отраслевой, региональной и иной принадлежности для достижения особо важной цели (федеральной, региональной или муниципальной значимости).

Попытки использовать программно-целевой подход в отечественном территориальном планировании имели место еще в 20-30 годы (план ГОЭЛРО, создание Урало-Кузнецкого комбината, освоение Хибин, строительство лесоэкспортного порта Игарка на Енисее и крупного промышленного центра Комсомольск-на-Амуре и др.).

В 60-80-е годы целевые комплексные программы получили широкое распространение как важнейшие составные части государственных перспективных планов экономического и социального развития. В их составе выделялись научно-технические, экономические, социальные, региональные, экологические программы, а также программы развития отдельных территориально-производственных комплексов.

Вопросы целевого финансирования программ обычно решались в контексте реализации указанных планов (в том числе за счет перераспределения финансовых и материальных ресурсов, предусмотренных в уже утвержденных планах, между отраслями и регионами, особенно в случаях, когда на уровне ЦК КПСС и Совета Министров СССР принимались внеочередные решения о новых целевых программах – развития Нечерноземной зоны РСФСР, орошения засушливых земель в Заволжье с целью создания районов гарантированного производства зерна, программ продовольственной, химизации народного хозяйства, производства товаров народного потребления и др.). В конечном итоге эта практика в условиях дефицита ресурсов приводила к срыву финансирования программных мероприятий и хроническому невыполнению государственных планов.

Большинство программ не было подкреплено соответствующими материально-техническими и финансовыми ресурсами, при их подготовке игнорировались реальные возможности народного хозяйства страны и отдельных региональных систем к восприятию соответствующих программных нагрузок. Зачастую административные и партийные органы через реализацию программ пытались получить “мгновенные” хозяйственные и социальные результаты, которые в силу самой природы и временной логики региональных программ не могли быть получены.

Министерства и ведомства оценивали предписываемые программные задания с точки зрения своих интересов и, если эти задания не вписывались в сложившийся образ их действий, то не выполняли эти задания.

Сложности в разработке и реализации региональных программ во второй половине 70-х годов и в 80-е годы имели место и на областном уровне. В этот период предпринимались определенные шаги, направленные на разрешение межотраслевых проблем в границах территориально- административных образований. Были разработаны программы развития и интенсификации хозяйства ряда областей, краев, автономных республик, программы производства товаров народного потребления, улучшения торгового обслуживания населения и т.д.

Игнорирование основных принципов и требований программно-целевого подхода, в частности, “директивный” характер выбора проблем для программной проработки вместо научного анализа; а также уже отмечавшееся понимание программно-целевого метода только как метода планирования без формирования системы управления программой, способной осуществлять ее реализацию, контроль и координацию в процессе выполнения, приводило к низкой результативности использования программно-целевого метода в период существования планово-административной системы.

 

 



2019-12-29 256 Обсуждений (0)
Роль программно-целевых методов управления на современном этапе социально-экономического развития страны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль программно-целевых методов управления на современном этапе социально-экономического развития страны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)