Показатели прибыли, их расчет и анализ
Прибыль является показателей, характеризующим результаты деятельности организации за определенный период времени, т.е. прибыль – это показатель экономического эффекта. Показатели прибыли рассматриваются с экономической и с бухгалтерской точек зрения. С экономической точки зрения различают два показателя прибыли – прибыль от реализации продукции и чистая прибыль. Прибыль от реализации i-го изделия Pr.i определяется по формуле:
Pr.i = Рфi – Спi. (9)
Годовая прибыль от реализации i-го изделия определяется как: Рr.г = ΣPri *Qi. (10)
Годовая прибыль от реализации по организации в целом определяется как сумма прибыли по всем изделиям. Рассчитаем по ЖК монитору Сумму прибыли от реализации на 1 изделие: - 2008 год: 5304 – 4495 = 809 р.; - 2009 год: 4760-4000 = 760 р. Определим годовую прибыль от реализации по ЖК монитору: - 2008 год: 809 * 3100 / 1000 = 2507,9 тыс.р.; - 2009 год: 760 * 3600 / 1000 = 2736 тыс.р. Налог на прибыль Nпр составляет 24% от годовой прибыли от реализации продукции. При этом делается допущение, что рассматриваемая организация не имеет льгот по налогу на прибыль. Чистая прибыль по изделиям, получаемая за год, определяется как:
Рг.ч = Рr.г – Nпр. (11)
Рассчитаем сумму налога на прибыль по ЖК монитору: - 2008 год: 2507,9 * 24 / 100 = 601,9 тыс.р.; - 2009 год: 2736 * 24 / 100 = 656,6 тыс.р. Определим годовую чистую прибыль по ЖК монитору: - 2008 год: 2507,9 – 601,9 = 1906 тыс.р.; - 2009 год: 2736 – 656,6 = 2079,4 тыс.р. Все остальные показатели по другим изделиям определяются аналогично. Расчет прибыли от реализации продукции и чистой прибыли представлен в таблице 9.
Таблица 9
С бухгалтерской точки зрения показатели прибыли включают валовую прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистую прибыль и нераспределенную прибыль. Данные показатели рассчитываются в целом по организации. Исходной информацией для расчета валовой прибыли является: чистая выручка от реализации продукции (табл. 1), полная себестоимость реализованной продукции без управленческих и коммерческих расходов. Для определения последнего показателя следует рассчитать сумму управленческих (общехозяйственных) и коммерческих расходов на годовой объем продаж. Прежде всего определяется сумма общехозяйственных и коммерческих расходов на одно изделие. Величина общехозяйственных и коммерческих расходов на годовой объем продаж определяется по формуле:
Зо.х.к. = ΣЗо.х.к.i * Qi, (12)
где Зо.х.к.i – общехозяйственные и коммерческие расходы, входящие в i-е изделие, р./шт. Годовые общехозяйственные и коммерческие расходы в целом по организации Zг определяются как сумма данных. Результаты расчета всех перечисленных показателей производятся в таблице 10. Таблица 10
В таблице 11 определим себестоимость годового объема продаж организации без общехозяйственных и коммерческих расходов как разница позиций 1 и 2.
Таблица 11
Расчет показателей бухгалтерской прибыли проводится по формулам, приведенным в табл. 12.
Таблица 12
Условные обозначения: Vс – полная себестоимость годового объема продаж без общехозяйственных и коммерческих расходов; Zг – годовые общехозяйственные и коммерческие расходы организации; Dпр – годовые прочие доходы организации; Zпр – годовые прочие расходы организации; Сн.пр – ставка налога на прибыль; Ср.ф. – ставка отчисления от чистой прибыли в резервные фонды организации. Результаты расчета показателей бухгалтерской прибыли приводятся в таблице 13.
Таблица 13
После определения всех показателей прибыли проведем их оценку. Изменение чистой годовой экономической прибыли представим в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Изменение экономической годовой чистой прибыли
Приведенные в таблице 2.1 данные позволяют сделать следующие выводы. Годовая прибыль от реализации снизилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 1517,2 тыс.руб., или на 24,5%. При этом также снизился налог на прибыль в размере 364,1 тыс.р., или на 24,5%. Годовая чистая прибыль составила в 2009 году 3557 тыс.р., что меньше показателя 2008 года на 1153,1 тыс.р., или на 24,5%. Следовательно, снижение годовой экономической прибыли от реализации в таком же размере повлияло на уменьшение годовой экономической чистой прибыли, а уменьшение налога на прибыль в таком же размере повлекло за собой ее рост. Поэтому основным фактором, повлиявшим на уменьшение годовой экономической чистой прибыли, явилась годовая экономическая прибыль от реализации. Динамику показателей бухгалтерской прибыли представим в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Показатели бухгалтерской прибыли
По данным таблицы сделаем следующие выводы. Чистая выручка уменьшилась за отчетный период на 1749,3 тыс.р., или на 4,4%. Полная себестоимость годового объема продаж без общехозяйственных и коммерческих расходов составила в 2009 году 28416,8 тыс.р., что меньше аналогичного показателя 2008 года на 110 тыс.р., или на 0,4%. Валовая прибыль составила в 2009 году 9771,9 тыс.р., что меньше аналогичного показателя 2008 года на 1639,3 тыс.р., или на 14,4%. Влияние чистой выручки на уменьшение валовой прибыли было определяющим, так как под воздействием снижения полной себестоимости годового объема продаж без общехозяйственных и коммерческих расходов валовая прибыль повысилась на 110 тыс.р. Общехозяйственные и коммерческие расходы на годовой объем продаж составили в 2009 году 5091,5 тыс.р., что меньше аналогичного показателя 2008 года на 122,2 тыс.р., или на 2,3%. Снижение валовой прибыли на 1639,3 тыс.р. повлекло за собой такое же снижение прибыли от продаж, а вот уменьшение общехозяйственных и коммерческих расходов на 122,2 тыс.р. в таком же размере повлекли за собой повышение прибыли от продаж. Следовательно, снижение прибыли от продаж в 2009 году на 1517,1 тыс.р., или на 24,5%, было вызвано, в основном, уменьшением чистой выручки, на которое повлияли снижение цены на ЖК мониторы и объема продаж системных боков. Прибыль от продаж, прочие доходы и сальдо внереализационных доходов и расходов формируют прибыль до налогообложения. Соответственно также методом прямого счета определим влияние на нее факторов. Прибыль до налогообложения была равной в 2009 году 4980,4 тыс.р., что меньше показателя 2008 года на 1507,1 тыс.р., или на 23,2%. На это повлияли следующие факторы. Снижение прибыли от продаж в отчетном периоде на 1517,1 тыс.р. в таком же размере повлекло за собой уменьшение прибыли до налогообложения. Сумма прочего дохода была равна 300 тыс.р., что больше показателя прошло года на 50 тыс.р., или на 20%. Следовательно, это повлияло на прирост прибыли до налогообложения в размере 50 тыс.р. Однако отсутствие внереализационного сальдо в 2009 году из-за одинаковых внереализационных доходов и расходов повлияло на снижение прибыли до налогообложения в размере 40 тыс.р. Чистая прибыль формируется как разница между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль. Нераспределенная прибыль, в свою очередь, представляет собой разницу между чистой прибылью и отчислениями в резервные фонды. Соответственно можно методом прямого счета подсчитать влияние факторов на изменение нераспределенной прибыли. Нераспределенная прибыль составила в 2009 году 3633,7 тыс.р., что меньше показателя прошлого года на 1099,6 тыс.р., или на 23,2%. На это изменение повлияли следующие факторы. Снижение прибыли до налогообложения в 2009 году повлекло за собой уменьшение нераспределенной прибыли в размере 1507,1 тыс.р. Однако уменьшение налога на прибыли позволило возрасти чистой прибыли и, соответственно, нераспределенной прибыли, на 361,7 тыс.р. Снижение отчислений в резервные фонды уменьшило нераспределенную прибыль на 45,8 тыс.р., или на 23,2%. Следовательно, основным фактором, повлиявшим на уменьшение нераспределенной прибыли, было снижение прибыли до налогообложения, вызванное, в основном, уменьшением прибыли от продаж, на которое оказало влияние снижение чистой выручки. Следовательно, уменьшение чистой выручки выступило определяющим фактором снижения всех показателей бухгалтерской прибыли. Для повышения прибыли в дальнейшем необходимо: – осуществление эффективно разработанной ценовой политики организации на потребительском рынке; обеспечение своевременной ее корректировки в необходимых случаях. Для этого следует организовать ежедневный учет реализованных товаров с целью выявления товаров повышенного спроса и товаров, не пользующихся спросом, что позволит своевременно снижать цены на товары низкого спроса с целью ускорения их товарооборачиваемости и по возможности увеличивать цены на товары повышенного спроса; – использование благоприятной торговой конъюнктуры на определенных этапах планируемого периода, особенно при реализации товаров в период предпраздничной торговли; – повышение уровня торгового обслуживания, что позволит привлечь потенциальных покупателей; – диверсификации ассортимента реализуемого товара путем включения в ассортиментный перечень взаимозаменяющих и взаимодополняющих товаров, позволяющих повысить комплектность покупок, например, к ЖК монитору комплект ухаживающих средств; – интенсификации рекламной и информационной деятельности. Необходимо использовать не только рекламы в средствах массовой информации, но и также устанавливать рекламные щиты, изготовлять календари, рекламные визитные карточки и пакеты и т.д.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (148)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |