Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Показатели рентабельности, их расчет и анализ



2019-12-29 153 Обсуждений (0)
Показатели рентабельности, их расчет и анализ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий экономическую эффективность деятельности организации. В числителе показателя рентабельности указывается результат деятельности (экономический эффект), а в знаменателе – величина используемого ресурса или затрат.

Расчет показателей рентабельности производится на основе формул из табл. 14.

 

Таблица 14

Показатель Формула для расчета Условные обозначения
1. Рентабельность активов Ra = (Ргч / А)100 А-активы организации, Ргч – чистая прибыль
2. Экономическая рентабельность Rэ = (НРЭИ/А)100 НРЭИ – нетто-результат эксплуатации инвестиций
3. Рентабельность производственных фондов Rпр.ф. = (Ргч/Fпр)100 Fпр – производственные фонды организации (основные и оборотные средства)
4. Рентабельность основных средств Rоф = (Ргч / Fо)100 Fо – основные средства организации
5. Рентабельность собственных средств Rсс = (Ргч / Sсс)100 Sсс – собственные средства организации
6. Рентабельность реализации Rр = (Ргч/Vрч)100 Vрч – чистая выручка от реализации продукции
7. Рентабельность текущих затрат Rтз=(Ргч/Ср)100 Ср – полная себестоимость годового объема продаж
8. Устойчивый рост организации Iур=(Ргн.р/Sсс)100 Ргн.р – нераспределенная прибыль организации, тыс.р.

 

Расчет нетто-результата эксплуатации инвестиций для определения экономической рентабельности производится по формуле:

НРЭИ=Vрч – (1,2ΣQвi*Zмi + Fг + Σqвi *Zс.нi+Fа.г), ()

где Vр – годовой объем чистой реализованной продукции;

1,2 – коэффициент, учитывающий долю материальных затрат в косвенных расходах организации;

Qвi – годовой объем выпуска i-го изделия;

Zмi – сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие на единицу i-го изделия;

Fп – годовой фонд заработной платы персонала;

Zс.нi – отчисления на социальные нужды по i-му изделию;

Fа.г – годовая сумма амортизационных отчислений.

Рассчитаем НРЭИ:

- 2008 год: 39938-(1,2*3200*3,05+1000*8,5+1000*0,85+10068,5+3100*0,39+950*0,78+

+980*0,07+1850) = 3068,9 тыс.р.;

- 2009 год: 38188,7-(1,2*3500*3,15+950*8,8+950*0,84+8700,2+3500*0,28+950*0,78+

+970*0,07+1800) = 1680 тыс.р.

Проведем расчет рентабельности активов:

- 2008 год: 4930,5 / 15000 * 100 = 32,87%;

- 2009 год: 3785,1 / 15500 * 100 = 24,42%.

Проведем расчет экономической рентабельности:

- 2008 год: 3068,9/15000*100 = 20,46%;

- 2009 год: 1680 / 15500 * 100 = 10,84%.

Проведем расчет рентабельности производственных фондов:

- 2008 год: 4930,5/(8800+4200) * 100 = 37,93%;

- 2009 год: 3785,1/(8500+7000)*100 = 24,42%.

Проведем расчет рентабельности основных средств:

- 2008 год: 4930,5 / 8800 * 100 = 56,03%;

- 2009 год: 3785,1 / 8500 * 100 = 44,53%.

Проведем расчет рентабельности собственных средств:

- 2008 год: 4930,5 / 9000 * 100 = 54,78%;

- 2009 год: 3785,1 / 10000 * 100 = 37,85%.

Рассчитаем рентабельность реализации:

- 2008 год: 4930,5 / 39938 / 100 = 12,35%;

- 2009 год: 3785,1 / 38188,7 * 100 = 9,91%.

Определим рентабельность текущих затрат:

- 2008 год: 4930,5 / 33740,5 * 100 = 14,61%;

- 2009 год: 3785,1 / 33508,3 * 100 = 11,30%.

Определим устойчивый рост организации:

- 2008 год: 4733,3 / 9000 * 100 = 52,59%;

- 2009 год: 3633,7/ 10000 * 100 = 36,34%.

Сведем показатели рентабельности в таблицу 15, добавим туда колонку «Отклонение», которая будет показывать динамику показателей (находится как разность между отчетным и базисным показателем).

 

Таблица 15 Изменение показателей рентабельности за 2008-2009 годы

Показатель 2008 г. 2009 г. Отклонение, (+,-)
1. Рентабельность активов 32,87 24,42 -8,45
2. Экономическая рентабельность 20,46 10,84 -9,62
3. Рентабельность производственных фондов 37,93 24,42 -13,51
4. Рентабельность основных средств 56,03 44,53 -11,50
5. Рентабельность собственных средств 54,78 37,85 -16,93
6. Рентабельность реализации 12,35 9,91 -2,44
7. Рентабельность текущих затрат 14,61 11,30 -3,31
8. Устойчивый рост организации 52,59 36,34 -16,25

Поясним полученные показатели. Рентабельность активов показывает, сколько чистой прибыли приходится на каждые 100 р., вложенные в активы организации. Показатель снижается на 8,45% и становится равным 24,42%. Следовательно, в 2009 году стало на каждые 100 руб. активов приходиться меньше на 8,45 руб. чистой прибыли.

Влияние факторов на изменение показателей можно определить с помощью способа цепных подстановок. Заменяя последовательно базисные показатели на отчетные и вычитая из полученного результат предыдущей подстановки.

Заменим в базисной формуле расчета рентабельности активов чистую прибыль на отчетную, получим:

3785,1 / 15000 * 100 = 25,23%.

Изменение рентабельности активов под влиянием изменения чистой прибыли составило:

25,23 – 32,87 = -7,64%.

Изменение рентабельности активов под влиянием изменения стоимости активов составило:

24,42 – 25,23 = -0,81%.

Следовательно, основное снижение рентабельности активов в размере 7,64% произошло под влиянием уменьшения чистой прибыли.

Рентабельность экономическая показывает, сколько НРЭИ приходится на каждые 100 р., вложенные в активы организации. Показатель снижается на 9,62% и становится равным 10,84%. Следовательно, в 2009 году стало на каждые 100 руб. активов приходиться меньше на 9,62 руб. НРЭИ.

Заменим в базисной формуле расчета экономической рентабельности НРЭИ на отчетный, получим:

1680 / 15000 * 100 = 11,2%.

Изменение экономической рентабельности в под влиянием изменения НРЭИ составило:

11,2 – 20,46 = -9,26%.

Изменение экономической рентабельности под влиянием изменения стоимости активов составило:

10,84 – 11,2 = -0,36%.

Следовательно, основное снижение экономической рентабельности в размере 9,26% произошло под влиянием уменьшения чистой прибыли.

Рентабельность производственных фондов показывает, сколько чистой прибыли приходится на каждые 100 р., вложенные в производственные фонды организации. Показатель снижается на 13,51% и становится равным 24,42%. Следовательно, в 2009 году стало на каждые 100 руб. производственных фондов приходиться меньше на 13,51 руб. чистой прибыли.

Заменим в базисной формуле расчета рентабельности производственных фондов чистую прибыль на отчетную, получим:

3785,1/(8800+4200) * 100 = 28,68%.

Изменение рентабельности производственных фондов под влиянием изменения чистой прибыли составило:

28,68 – 37,93 = -9,25%.

Изменение рентабельности производственных фондов под влиянием изменения стоимости производственных фондов составило:

24,42 – 28,68 = -4,26%.

Следовательно, основное снижение рентабельности производственных фондов в размере 9,25% произошло под влиянием уменьшения чистой прибыли.

Рентабельность основных средств показывает, сколько чистой прибыли приходится на каждые 100 р., вложенные в основные средств организации. Показатель снижается на 11,5% и становится равным 44,53%. Следовательно, в 2009 году стало на каждые 100 руб. основных средств приходиться меньше на 11,5 руб. чистой прибыли.

Заменим в базисной формуле расчета рентабельности основных средств чистую прибыль на отчетную, получим:

3785,1/8800 * 100 = 43,01%.

Изменение рентабельности основных средств под влиянием изменения чистой прибыли составило:

43,01 – 56,03 = -13,02%.

Изменение рентабельности основных средств под влиянием изменения стоимости их составило:

43,01 – 44,53 = -1,52%.

Следовательно, основное снижение рентабельности основных средств в размере 13,02% произошло под влиянием уменьшения чистой прибыли.

Рентабельность собственных средств показывает, сколько чистой прибыли приходится на каждые 100 р. вложенных в производство собственных средств организации. Показатель снижается на 16,93% и становится равным 37,85%. Следовательно, в 2009 году стало на каждые 100 руб. собственных средств приходиться меньше на 16,93 руб. чистой прибыли.

Заменим в базисной формуле расчета рентабельности собственных средств чистую прибыль на отчетную, получим:

3785,1/9000 * 100 = 42,06%.

Изменение рентабельности собственных средств под влиянием изменения чистой прибыли составило:

42,06 – 54,78 = -12,72%.

Изменение рентабельности собственных средств под влиянием изменения стоимости суммы собственных средств составило:

37,85 – 42,06 = -4,21%.

Следовательно, основное снижение рентабельности собственных средств в размере 12,72% произошло под влиянием уменьшения чистой прибыли.

Рентабельность текущих затрат показывает, сколько чистой прибыли приходится на каждые 100 р. произведенных затрат организации. Показатель снижается на 3,31% и становится равным 11,3%. Следовательно, в 2009 году стало на каждые 100 руб. произведенных затрат приходиться меньше на 3,31 руб. чистой прибыли.

Заменим в базисной формуле расчета рентабельности произведенных затрат чистую прибыль на отчетную, получим:

3785,1/33740,5 * 100 = 11,22%.

Изменение рентабельности текущих затрат под влиянием изменения чистой прибыли составило:

11,22 – 14,61 = -3,39%.

Изменение рентабельности текущих затрат под влиянием изменения стоимости произведенных затрат составило:

11,3 – 11,22 = 0,08%.

Следовательно, основное снижение рентабельности текущих затрат в размере 3,39% произошло под влиянием уменьшения чистой прибыли.

Устойчивый рост организации показывает, сколько нераспределенной прибыли приходится на каждые 100 р. вложенных в производство собственных средств организации. Показатель снижается на 16,25% и становится равным 36,34%. Следовательно, в 2009 году стало на каждые 100 руб. собственных средств приходиться меньше на 16,25 руб. нераспределенной прибыли.

Заменим в базисной формуле расчета устойчивого роста организации нераспределенную прибыль на отчетную, получим:

3633,7/9000 * 100 = 40,37%.

Изменение устойчивого роста организации под влиянием изменения нераспределенной прибыли составило:

40,37 – 52,59 = -12,22%.

Изменение устойчивого роста организации под влиянием изменения суммы собственных средств составило:

36,34 – 40,37 = -4,03%.

Следовательно, основное снижение устойчивого роста организации в размере 12,22% произошло под влиянием уменьшения нераспределенной прибыли. Произведенные расчеты показывают, что неэффективные результаты работы организации были вызваны снижением суммы чистой прибыли. Для ее повышения в дальнейшем необходимо провести следующие мероприятия:

- содействовать реализации хорошо известных товарных марок;

- оптимизировать реализацию наиболее ходовых товаров;

- постоянно повышать культуру обслуживания и др.


Заключение

 

В курсовой работе были определены и проанализированы доходы, прибыль и рентабельность предприятия.

Доходы предприятия как основной источник формирования прибыли должны постоянно анализироваться с целью контроля, а также последующего планирования.

В условиях современной экономики России главная цель компании любой формы собственности – получение максимально возможной прибыли. Прибыль есть разница между валовым (совокупным) доходом, получаемым фирмой, и ее валовыми (совокупными) издержками, то есть всеми затратами, которые несет фирма в ходе производства и реализации продукции.

Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия. Прибыль является показателем эффекта деятельности предприятия, а показателем эффективности является рентабельность. Показатели рентабельности, определяемые как отношение прибыли к тому или иному показателю финансово-хозяйственной деятельности предприятия, определяют величину полученной прибыли с единицы вложенных ресурсов или полученных результатов. И чем больше показатели рентабельности торгового предприятия, тем выше его конкурентоспособность.

После оценки показателей доходов можно сделать следующие выводы. На изменение валового и маржинального доходов основное влияние оказало снижение чистой выручки, а на уменьшение последнего показателя - снижение цены на ЖК мониторы и объема продаж системных боков. На снижение прочих доходов оказало уменьшение внереализационных доходов. Поэтому предприятию нужно принять следующие меры для повышения суммы доходов:

- повысить объемы продаж ЖК мониторов и системных блоков, чтобы. Не повышая цены, увеличить доход. Сделать это можно с помощью системы стимулирования персонала, различными рекламными акциями в виде розыгрышей, лотерей и т.д.;

- изучать потребности покупателей с разными уровнями платежеспособности;

- постоянно изучать спрос;

- вести контроль затрат по группам товаров и т.д.

После анализа показателей прибыли можно отметить следующее. Годовая прибыль от реализации снизилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 1517,2 тыс.руб., или на 24,5%. При этом также снизился налог на прибыль в размере 364,1 тыс.р., или на 24,5%. Годовая чистая прибыль составила в 2009 году 3557 тыс.р., что меньше показателя 2008 года на 1153,1 тыс.р., или на 24,5%. Следовательно, снижение годовой экономической прибыли от реализации в таком же размере повлияло на уменьшение годовой экономической чистой прибыли, а уменьшение налога на прибыль в таком же размере повлекло за собой ее рост. Поэтому основным фактором, повлиявшим на уменьшение годовой экономической чистой прибыли, явилась годовая экономическая прибыль от реализации.

Нераспределенная прибыль составила в 2009 году 3633,7 тыс.р., что меньше показателя прошлого года на 1099,6 тыс.р., или на 23,2%. На это изменение повлияли следующие факторы. Снижение прибыли до налогообложения в 2009 году повлекло за собой уменьшение нераспределенной прибыли в размере 1507,1 тыс.р. Однако уменьшение налога на прибыли позволило возрасти чистой прибыли и, соответственно, нераспределенной прибыли, на 361,7 тыс.р. Снижение отчислений в резервные фонды уменьшило нераспределенную прибыль на 45,8 тыс.р., или на 23,2%. Следовательно, основным фактором, повлиявшим на уменьшение нераспределенной прибыли, было снижение прибыли до налогообложения, вызванное, в основном, уменьшением прибыли от продаж, на которое оказало влияние снижение чистой выручки.

Следовательно, уменьшение чистой выручки выступило определяющим фактором снижения всех показателей бухгалтерской прибыли.

Для повышения прибыли в дальнейшем необходимо:

– осуществление эффективно разработанной ценовой политики организации на потребительском рынке; обеспечение своевременной ее корректировки в необходимых случаях;

– использование благоприятной торговой конъюнктуры на определенных этапах планируемого периода, особенно при реализации товаров в период предпраздничной торговли;

– повышение уровня торгового обслуживания, что позволит привлечь потенциальных покупателей и т.д.

Все показатели рентабельности предприятия снижаются в динамике. Неэффективные результаты работы организации были вызваны снижением суммы чистой прибыли. Для ее повышения в дальнейшем необходимо провести следующие мероприятия:

- содействовать реализации хорошо известных товарных марок;

- оптимизировать реализацию наиболее ходовых товаров;

- постоянно повышать культуру обслуживания и др.



2019-12-29 153 Обсуждений (0)
Показатели рентабельности, их расчет и анализ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Показатели рентабельности, их расчет и анализ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)