Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА РФ



2019-12-29 251 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение. 3

1. Теоретические основы функционирования Резервного фонда РФ.. 5

2. Формирование и использование средств Резервного фонда. 14

3. Проблемы и перспективы развития Резервного фонда. 25

Заключение. 33

Список использованной литературы.. 34


ВВЕДЕНИЕ

Стабилизационный фонд Российской Федерации – это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Тема актуальна, поскольку дискуссия о том, как использовать Резервный фонд РФ (объем которого в настоящее время составляет около 2,5 трлн. руб.), приобрела всенародный характер.

В обсуждении участвуют не только чиновники, эксперты, политики и журналисты, но и самые широкие слои населения.

В июне 2009 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, в ходе которого выяснилось, что почти 90% россиян предлагают израсходовать средства Стабилизационного фонда. Только 5% опрошенных уверены, что средства Стабилизационного фонда расходовать нельзя. Направить средства Фонда на реформу здравоохранения предлагают 32% опрошенных, на повышение пенсий – 28%, на повышение зарплаты бюджетников – 26%, на реформу образования – 19%, на повышение других социальных выплат (инвалидам, сиротам) – 15%.

Настроение российских граждан можно понять. В сложившейся ситуации нельзя не согласиться с достаточно одиозным и популистским высказыванием С. Глазьева, что «абсурдной и просто аморальной является политика Правительства по замораживанию сотен миллиардов рублей в Стабилизационном фонде на фоне нищенской зарплаты работников бюджетной сферы, катастрофического недофинансирования расходов на образование, науку и здравоохранение, разложения пораженной коррупцией правоохранительной системы и других язв бедного и беспомощного государства».

Здесь неуместно вступать в дискуссию о том, можно ли считать Россию «бедным и беспомощным государством» (такие слова, высказанные народным избранником, представляют собой прямое оскорбление и России, и всего русского народа, однако наш Стабилизационный фонд действительно «больше напоминает огромную «заначку», лежащую мертвым грузом», и не является инструментом развития экономики, которым должен быть.

Таким образом, цель настоящей работы – изучение Резервного фонда и его роли для экономики России.

Задачами работы являются:

· Изучить Резервный фонд Российской Федерации – сущность и необходимость образования;

· Рассмотреть управление средствами и правила инвестирования средств Фонда;

· Проанализировать проблемы выбора модели функционирования Резервного фонда;

· Проанализировать проблемы и перспективы развития Резервного фонда.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА РФ

Вот уже более десяти лет экономисты России спорят об эффективности реформ 90-х годов XX века, связанных с переходом отечественной экономики от плановой к рыночной.

Сегодня нашей стране уже более или менее удалось оправиться от последствий экономических кризисов 90-х годов и стабилизировать национальную экономику, но наступил кризис 2008 года.

Правительство стало более осторожно подходить к планированию бюджетной политики. Последние шесть лет (начиная с 2004 г.) наше государство выходит с профицитом бюджета, что позволяет своевременно и даже досрочно погашать внешний долг и намечать перспективы экономического роста.

На сегодняшний день основным пунктом доходов федерального бюджета Российской Федерации является добыча и экспорт энергоресурсов. Это ставит российскую экономику в сильную зависимость от существенного изменения мировых цен на нефть, что может привести к колебаниям налоговых доходов федерального бюджета.

Сложившаяся ситуация ставит перед правительством нашего государства ряд проблем: во-первых, данный источник не вечен, что приводит к необходимости планирования его использования во временном интервале; во-вторых, экономически развитые страны уже давно разрабатывают программы энергосбережения; в-третьих, необходимо последовательно снижать зависимость государства от скачков мировых цен на энергоресурсы.

Стабилизационный фонд (СФ) – специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.

Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:

· является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);

· обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;

· может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

По сути, это финансовые активы, которыми напрямую распоряжается правительство, а не Федеральное Собрание посредством бюджета.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год – 6,1% ВВП, на 2009 год – 5,5%, на 2010 год – 4,5%, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7% ВВП.[1]

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.

Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Средствами Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.

Согласно предназначению Фонда – служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.

В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

· путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;

· путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда согласно второму методу (путем размещения средств на валютных счетах в Банке России). При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:

· долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов;

· долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service);

· долговые обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

· долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными;

· долговые обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

· долговые обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.

Срок до погашения долговых обязательств иностранных государств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах):

Таблица 1.1

Срок гашения обязательств

Минимальный срок 0,25
Максимальный срок 3

 

В настоящее время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре:

Таблица 1.2

Структура размещения средств

Доллар США 45%
Евро 45%
Фунт стерлингов 10%

 

Министерство финансов Российской Федерации утверждает валютную структуру и указанный норматив срока до погашения, которые являются действительными для обоих упомянутых выше методов управления Фондом.

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств и использовании средств Фонда в отчетном месяце.

Министерство финансов Российской Федерации представляет в Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные и годовые отчеты о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании.

Правительство Российской Федерации направляет ежеквартальные (нарастающим итогом) и годовые отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.

Итак, это специальный бюджетный фонд, который регулируется федеральным законодательством о федеральном бюджете и Бюджетным кодексом, а так же постановлениями правительства РФ. Аккумулирование ресурсов в этом фонде происходило до сегодняшнего дня, я это подчеркиваю, потому что сегодня Президент подписал указ о том, что базовый уровень цен, при котором происходит формирование Стабилизационного фонда, повышается с $20 за баррель до $27 за баррель, за счет доходов от добычи и экспорта нефти.

Поскольку этот фонд бюджетный, то его средства находятся в оперативном управлении Министерства финансов РФ, и могут размещаться в долговых обязательствах иностранных государств. И что очень важно в этом случае – доходы от размещения не капитализуются, а относятся к доходам федерального бюджета.

Это еще раз подчеркивает специальную роль фонда как бюджетного фонда. Соответственно, расходование средств Фонда предусматривается в условиях неблагоприятной конъюнктуры, когда цены на нефть опускаются ниже базового уровня.

В этой связи надо напомнить, что Фонд формируется из налоговых источников, определяемых нефтяной конъюнктурой, то есть, наполнение Фонда находится в четкой зависимости от внешнемировой конъюнктуры и только.

А от цен на другие сырьевые или близкие к таковым товары размеры Фонда не зависят. Так же законом определено, что базовый объем Резервного фонда составляет 500 млрд. рублей, это неприкасаемый запас, статья 96 Бюджетного кодекса определяет это, и все остальное можно расходовать на какие-то цели. В частности, можно использовать ресурсы для ликвидации кассовых разрывов бюджета в определенных пределах в том случае, когда цена на нефть ниже базовой.

Зарубежный опыт подсказывает нам, что эта идея далеко не новая, в ряде стран, которые имеют сырьевой характер экономики, такие стабилизационные фонды существуют, хотя они по-разному институционально позиционированы.

В одном случае это стерилизаторы избыточного притока валюты от благоприятной конъюнктуры, в другом случае – это фонды будущего поколения. Существуют и другие фонды, так называемые фонды развития, но они в данном случае не имеют прямого отношения к теме нашего обсуждения.

Порядок формирования и использования стабилизационного фонда первоначально регулировалась главой 13.1 «Стабилизационный фонд Российской Федерации» Бюджетного кодекса РФ. С 1 января 2008 года данный раздел утратил силу, и вместо него кодекс был дополнен главой 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета».

Прежде всего, необходимо провести чёткую границу между управлением средствами Фонда и их использованием. Исходя из предназначения Фонда – служить стратегическим финансовым резервом страны, основными задачами управления являются защита его средств от обесценивания и обеспечение их высокой ликвидности. Обеспечение же высокой доходности от размещения средств, как правило, связано с большим риском, что входит в противоречие с изначальной функцией Фонда. Согласно постановлению Правительства, Минфин может управлять средствами Фонда двумя способами (как каждым в отдельности, так и одновременно):

· путём приобретения за счёт средств Фонда иностранной валюты в долларах США, евро и фунтах стерлингов Соединённого королевства и её размещения на счетах по учёту средств Фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование средствами ЦБ уплачивает проценты, установленные договором банковского счёта;

· путём приобретения за счёт средств Фонда долговых обязательств иностранных государств.

Перечень государств и требования к их долговым обязательствам определяет Правительство, а Минфин разрабатывает нормативную валютную структуру средств Фонда, нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, порядок расчёта и зачисления процентов и порядок взаимодействия с Федеральным казначейством при проведении операций. 24 июля 2006 начался процесс перевода всех средств Фонда в иностранную валюту и 16 октября 2006 этот процесс был завершён.

С тех пор средства размещаются на валютных счетах ЦБ по мере их поступления. В настоящее время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре: доллар и евро – по 45%, фунт – 10%.

Срок до погашения долговых обязательств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах): 0,25 – 3. ЦБ ежегодно уплачивает проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств (к ним отнесены ценные бумаги правительств США, Великобритании и некоторых стран ЕС).

Характерно, что в постановлении правительства «о порядке инвестирования средств Фонда» страны, в ценные бумаги правительств которых Минфин может вкладывать денежные средства, расположены в странном порядке. Цитируем по официальному сайту Минфина РФ: «долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов».

По какому принципу расположены страны, упомянутые в этом перечне? Не сразу и сообразишь, что они расположены строго в алфавитом порядке. Переведём названия стран на английский, и мы легко в этом убедимся. Действительно, английские названия этих стран расположены в строгом порядке латинского алфавита.

На каком языке писался оригинал данного постановления, вряд ли вызовет вопросы. Намного интереснее задаться вопросом об интеллектуальном уровне работников Минфина, допускающих столь обидные проколы при переводе «указивок» своих западных хозяев на русский язык. А также при их публикации в открытых «простому русскому быдлу» источниках…



2019-12-29 251 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)