Теоретические основы социально-психологических методов управления
Курсовая работа По дисциплине «Управление персоналом» по теме: «Рекомендации по использованию социально-психологических методов управления на предприятии»
вариант №10
Научный руководитель:___________________ ________________ ______ Ф.И.О. (оценка, подпись) (дата)
Исполнитель: студентка ______ курса ______ группы ______________________ _____________ __________ (фамилия) (подпись) (дата) Тольятти 2008г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы социально-психологических методов управления………………………………………………………………………..6
1.1. Сущность и содержание социально-психологических методов, их роль в управлении предприятием………………………………………………………6
1.2. Проблемы использования социально-психологических методов управления на предприятии в современных условиях………………...............9
1.3. Социально-психологические методики и их анализ…………………….13
2. Проектно-расчетная часть………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………..28
Перечень использованной литературы………………………………………29
Введение В рыночных условиях хозяйствования совершенствование управления предприятием приобретает все большую актуальность. Основной целью фирмы является удовлетворение потребностей потребителей. А сегодня потребитель рассматривается в двух аспектах: - внешний потребитель, для которого производятся продукция и услуги. Его удовлетворенность связана с теми выгодами, которые он получает в процессе приобретения и потребления продукции; - внутренний потребитель - это персонал организации, который также ищет выгоды от потребления "продукции", но в качестве продукции выступает процесс и результат труда. В соответствии с тем, как организован его труд и каков уровень достижения цели, зависит степень удовлетворенности персонала (внутреннего потребителя) [14]. Желание завоевать большую долю рынка, рост конкурентной борьбы, обеспечение эффективности деятельности организации выдвинули на первый план в качестве ключевого фактора успеха предприятия человеческий фактор. Возникает проблема руководителей и кадровых служб о повышении качества трудовой жизни работников для развития их чувства удовлетворенности и повышения производительности. Главная задача управления организацией - объединение интересов всех членов организации для достижения общих целей фирмы. Взаимодействие индивидуального и общего характерно для всех организационных отношений и предопределяет другие, более частные проблемы (А.И.Пригожин)[8]. В формальной организации складываются социально-психологический феномены, обусловленные такими отношениями, как индивид-должность, коллектив подразделение, лидерство-руководство и др. Противоречивость этих отношений проявляется в развитии организации в динамике функций управления и исполнения. В рамках формальной организации может возникнуть неформальная, с целью удовлетворения выходящих за их пределы потребностей ее членов, или независимо от нее на основе внеслужебных, внепрофессинальных интересов. При данных условиях, с целью эффективного управления персоналом предприятия и фирмы в целом необходим анализ социально-психологических феноменов (межличностных отношений, мотивации, лидерства, конфликтов и др.), рассматриваемых с учетом их «встроенности» в структуру организационных отношений[2]. Проблема разработки и использования социально-психологических методов управления персоналом является актуальной на протяжении всей «жизни» организации. На российских предприятиях решения данной проблемы не находят всеобщего практического применения, нуждаются в корректировке и непосредственному внедрению в «атмосферу» организаций. Целью выполнения курсовой работы является закрепление и углубление теоретических знаний по теме «Рекомендации по использованию социально-психологических методов управления на предприятии», полученных на аудиторных занятиях и самостоятельно в процессе их практического использования; а также приобретение навыков изучения, анализа и проектирования системы и процесса управления предприятием. Задачи курсовой работы: - теоретическое исследование рассматриваемой проблемы; - приобретение навыков самостоятельной работы с литературными источниками, грамотного использования исходных данных, справочных нормативных материалов; - Приобретение навыков экономического анализа состояния работы с персоналом на машиностроительных предприятиях; - Знакомство и овладение методикой оценки результатов деятельности персонала; - Овладение методикой и техникой выполнения расчетов по определению экономической эффективности проектов совершенствования системы управления персоналом; - Приобретение навыков в правильном оформлении пояснительных записок; - Формирования научного мировоззрения.
Теоретические основы социально-психологических методов управления 1.1. Сущность и содержание социально-психологических методов, их роль в управлении Методы управления – это способы воздействия на персонал для достижения целей управления организации в целом. Различают административные, экономические, социально-психологические методы управления, которые различаются способами воздействия на людей[16]. Социально-психологические методы управления - способы воздействия на процесс формирования и развития групп индивидов и социальные процессы, протекающие внутри организации. Цель социально-психологических методов управления - познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. В этом состоит единство, тесная связь и взаимообусловленность социальных и психологических методов управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами; при помощи психологических - управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе[8]. Цель социологических методов- управление формированием и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения единства интересов, развития инициативы и т. п. В основе социологических методов лежат потребности, интересы, мотивы, цели. 1. Методы управления отдельными групповыми явлениями и процессами включают: - методы повышения социальной активности, которые призваны повышать инициативу и творческое отношение членов коллектива к исполнению служебных и общественных обязанностей; - методы социального регулирования - для упорядочения общественных отношений в коллективах на основе выявления общих целей, интересов; - методы управления нормативным поведением - упорядочение социальных отношений путем нормирования поведения. 2. Методы управления индивидуально-личностным поведением призваны обеспечить необходимое производственное поведение персонала в соответствии с поставленными целями: - внушение - непосредственное воздействие на волю индивида в сложных, критических ситуациях; - методы личного примера рассчитаны на эффект подражания; - методы ориентирующих условий используются для изменения отношения персонала к труду. Для этого необходимо информирование о ходе выполнения заданий, о доходности и рентабельности, о заработной плате и других показателях деятельности предприятия и индивида. Цель психологических методов - создание морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности индивида и повышения степени удовлетворенности процессом труда в коллективе, на предприятии. Психология управления анализирует аспекты поведения людей в трудовом коллективе, отношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации и психологического климата. Объектом данных методов на уровне предприятия является индивид, субъектом - руководитель. К психологическим методам относятся: 1. методы формирования и развития трудового коллектива с учетом психологической и социально-психологической совместимости; 2. методы гуманизации отношений между работниками и руководителями, соответствующие принципам социальной справедливости: стиль руководства, этика и культура управления; 3. методы психологического побуждения (мотивации), формирующие у работников инициативу, предприимчивость, стремление к высокопроизводительному труду; 4. методы профессионального отбора и обучения ориентированы на соответствие психологических характеристик человека выполняемой работе[21]. Отрасли психологии и знание их методов исследования позволяют сделать правильный анализ душевного состояния людей, построить их психологические портреты, разработать способы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климат коллектива. Очевидно, что социально-психологические методы базируются преимущественно на неформальных факторах, интересах личности и коллектива в процессе управления. Сущность данных конкретных методов основывается на следующей общепринятой классификации: - моральное поощрение; - социальное планирование (установление и развитие социальных норм поведения); - убеждение; - внушение; - личный пример; - регулирование межличностных и межгрупповых отношений; - создание и поддержание морального климата в коллективе. [16] - удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей. [14] Кроме того, существуют методики для выявления факторов, влияющих на эффективность производства и качества труда: анкетирование, применение специальных тестов, хронометраж, опросы, специальные социологические исследования, тренинги[23]. При определении социально-психологических методов воздействия на работоспособность персонала необходимо учитывать следующие факторы: - размер группы: с возрастанием числа членов группы межличностные отношения усложняются, поэтому становится более трудным достижение согласия по вопросам, связанным с ее деятельностью; - состав группы: исследования показывают, что в группах, состоящих из непохожих людей, вырабатываются больше качественных решений; - сплоченность: ее степень возрастает благодаря периодическому проведению встреч, собраний для обсуждения актуальных проблем; - степень информированности: свободный обмен информацией между членами группы и ее руководителями; - степень ответственности каждого члена группы за решение возложенных на него задач; - использование различных поощрений[22]. Названные факторы, а точнее степень их использования в конкретной организации, позволят сделать анализ социально-психологического климата группы (отдел, бригада и др.), обнаружить проблемы, существующие в группе, определить задачи по их ликвидации с использованием социально-психологических методов управления.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |