Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические основы социально-психологических методов управления



2019-12-29 256 Обсуждений (0)
Теоретические основы социально-психологических методов управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа

По дисциплине «Управление персоналом»

по теме:

«Рекомендации по использованию социально-психологических методов управления на предприятии»

 

вариант №10

 

Научный руководитель:___________________ ________________  ______    

Ф.И.О.              (оценка, подпись)   (дата)

                     

                                                                                           

Исполнитель: студентка ______ курса ______ группы       

______________________ _____________ __________                              (фамилия)               (подпись)      (дата)

Тольятти 2008г.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

1. Теоретические основы социально-психологических методов управления………………………………………………………………………..6

 

1.1. Сущность и содержание социально-психологических методов, их роль в управлении предприятием………………………………………………………6

 

1.2. Проблемы использования социально-психологических методов управления на предприятии в современных условиях………………...............9

 

1.3. Социально-психологические методики и их анализ…………………….13

 

2. Проектно-расчетная часть………………………………………………..17

 

Заключение……………………………………………………………………..28

 

Перечень использованной литературы………………………………………29

 

Введение

 В рыночных условиях хозяйствования совершенствование управления предприятием приобретает все большую актуальность. Основной целью фирмы является удовлетворение потребностей потребителей. А сегодня потребитель рассматривается в двух аспектах:

- внешний потребитель, для которого производятся продукция и услуги. Его удовлетворенность связана с теми выгодами, которые он получает в процессе приобретения и потребления продукции;

- внутренний потребитель - это персонал организации, который также ищет выгоды от потребления "продукции", но в качестве продукции выступает процесс и результат труда. В соответствии с тем, как организован его труд и каков уровень достижения цели, зависит степень удовлетворенности персонала (внутреннего потребителя) [14].

Желание завоевать большую долю рынка, рост конкурентной борьбы, обеспечение эффективности деятельности организации выдвинули на первый план в качестве ключевого фактора успеха предприятия человеческий фактор. Возникает проблема руководителей и кадровых служб о повышении качества трудовой жизни работников для развития их чувства удовлетворенности и повышения производительности. Главная задача управления организацией - объединение интересов всех членов организации для достижения общих целей фирмы. Взаимодействие индивидуального и общего характерно для всех организационных отношений и предопределяет другие, более частные проблемы (А.И.Пригожин)[8]. В формальной организации складываются социально-психологический феномены, обусловленные такими отношениями, как индивид-должность, коллектив подразделение, лидерство-руководство и др. Противоречивость этих отношений проявляется в развитии организации в динамике функций управления и исполнения. В рамках формальной организации может возникнуть неформальная, с целью удовлетворения выходящих за их пределы потребностей ее членов, или независимо от нее на основе внеслужебных, внепрофессинальных интересов. При данных условиях, с целью эффективного управления персоналом предприятия и фирмы в целом необходим анализ социально-психологических феноменов (межличностных отношений, мотивации, лидерства, конфликтов и др.), рассматриваемых с учетом их «встроенности» в структуру организационных отношений[2].

Проблема разработки и использования социально-психологических методов управления персоналом является актуальной на протяжении всей «жизни» организации. На российских предприятиях решения данной проблемы не находят всеобщего практического применения, нуждаются в корректировке и непосредственному внедрению в «атмосферу» организаций.

Целью выполнения курсовой работы является закрепление и углубление теоретических знаний по теме «Рекомендации по использованию социально-психологических методов управления на предприятии», полученных на аудиторных занятиях и самостоятельно в процессе их практического использования; а также приобретение навыков изучения, анализа и проектирования системы и процесса управления предприятием.

Задачи курсовой работы:

- теоретическое исследование рассматриваемой проблемы;

- приобретение навыков самостоятельной работы с литературными источниками, грамотного использования исходных данных, справочных нормативных материалов;

- Приобретение навыков экономического анализа состояния работы с персоналом на машиностроительных предприятиях;

- Знакомство и овладение методикой оценки результатов деятельнос­ти персонала;

- Овладение методикой и техникой выполнения расчетов по определе­нию экономической эффективности проектов совершенствования систе­мы управления персоналом;

- Приобретение навыков в правильном оформлении пояснительных записок;

- Формирования научного мировоззрения.

 

Теоретические основы социально-психологических методов управления

1.1. Сущность и содержание социально-психологических методов, их роль в управлении

Методы управления – это способы воздействия на персонал для достижения целей управления организации в целом. Различают административные, экономические, социально-психологические методы управления, которые различаются способами воздействия на людей[16].

Социально-психологические методы управления - способы воздействия на процесс формирования и развития групп индивидов и социальные процессы, протекающие внутри организации.

Цель социально-психологических методов управления - познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. В этом состоит единство, тесная связь и взаимообусловленность социальных и психологических методов управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами; при помощи психологических - управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе[8].

Цель социологических методов- управление формированием и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения единства интересов, развития инициативы и т. п. В основе социологических методов лежат потребности, интересы, мотивы, цели.

1. Методы управления отдельными групповыми явлениями и процессами включают:

- методы повышения социальной активности, которые призваны повышать инициативу и творческое отношение членов коллектива к исполнению служебных и общественных обязанностей;

- методы социального регулирования - для упорядочения общественных отношений в коллективах на основе выявления общих целей, интересов;

- методы управления нормативным поведением - упорядочение социальных отношений путем нормирования поведения.

2. Методы управления индивидуально-личностным поведением призваны обеспечить необходимое производственное поведение персонала в соответствии с поставленными целями:

- внушение - непосредственное воздействие на волю индивида в сложных, критических ситуациях;

- методы личного примера рассчитаны на эффект подражания;

- методы ориентирующих условий используются для изменения отношения персонала к труду. Для этого необходимо информирование о ходе выполнения заданий, о доходности и рентабельности, о заработной плате и других показателях деятельности предприятия и индивида.

Цель психологических методов - создание морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности индивида и повышения степени удовлетворенности процессом труда в коллективе, на предприятии. Психология управления анализирует аспекты поведения людей в трудовом коллективе, отношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации и психологического климата. Объектом данных методов на уровне предприятия является индивид, субъектом - руководитель. К психологическим методам относятся:

1. методы формирования и развития трудового коллектива с учетом психологической и социально-психологической совместимости;

2. методы гуманизации отношений между работниками и руководителями, соответствующие принципам социальной справедливости: стиль руководства, этика и культура управления;

3. методы психологического побуждения (мотивации), формирующие у работников инициативу, предприимчивость, стремление к высокопроизводительному труду;

4. методы профессионального отбора и обучения ориентированы на соответствие психологических характеристик человека выполняемой работе[21].

Отрасли психологии и знание их методов исследования позволяют сделать правильный анализ душевного состояния людей, построить их психологические портреты, разработать способы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климат коллектива.

Очевидно, что социально-психологические методы базируются преимущественно на неформальных факторах, интересах личности и коллектива в процессе управления. Сущность данных конкретных методов основывается на следующей общепринятой классификации:

- моральное поощрение;

- социальное планирование (установление и развитие социальных норм поведения);

- убеждение;

- внушение;

- личный пример;

- регулирование межличностных и межгрупповых отношений;

- создание и поддержание морального климата в коллективе. [16]

- удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей. [14]

Кроме того, существуют методики для выявления факторов, влияющих на эффективность производства и качества труда: анкетирование, применение специальных тестов, хронометраж, опросы, специальные социологические исследования, тренинги[23].

При определении социально-психологических методов воздействия на работоспособность персонала необходимо учитывать следующие факторы:

- размер группы: с возрастанием числа членов группы межличностные отношения усложняются, поэтому становится более трудным достижение согласия по вопросам, связанным с ее деятельностью;

- состав группы: исследования показывают, что в группах, состоящих из непохожих людей, вырабатываются больше качественных решений;

- сплоченность: ее степень возрастает благодаря периодическому проведению встреч, собраний для обсуждения актуальных проблем;

- степень информированности: свободный обмен информацией между членами группы и ее руководителями;

- степень ответственности каждого члена группы за решение возложенных на него задач;

- использование различных поощрений[22].

Названные факторы, а точнее степень их использования в конкретной организации, позволят сделать анализ социально-психологического климата группы (отдел, бригада и др.), обнаружить проблемы, существующие в группе, определить задачи по их ликвидации с использованием социально-психологических методов управления.

 



2019-12-29 256 Обсуждений (0)
Теоретические основы социально-психологических методов управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические основы социально-психологических методов управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)