Социально-психологические методики и их анализ
Социально-психологические исследования различаются по своим условиям. Они могут быть лабораторными (контролируемая ситуация) или полевыми (повседневные ситуации в реальных жизненных условиях. Также они различаются по методу – корреляционные (выявляющие естественные связи между двумя факторами) или экспериментальные (манипулирование каким-либо фактором с целью выяснения, как он влияет на другой)[12]. При выборе корреляционного методы у исследователей возникает следующий вопрос: каким образом измерить переменные, типа статуса, здоровья и др.? Один из возможных способов – опрос репрезентативной выборки, которую исследователи получают, рассматривая случайную выборку (выборку с равной вероятностью попадания любого человека из группы). Согласно этой методике, любая подгруппа людей будет представлена в опросе в той же мере, в какой она представлена в общей группе. Опросы в действительности не прогнозируют голосование; они только описывают общественное мнение на момент процедуры. Общественное мнение может меняться[12]. Чтобы оценить опросы, следует помнить о четырех компонентах, которые, возможно, оказывают влияние на результаты: - нерепрезентативные выборки; - последовательность вопросов; - право выбора ответов; - формулировка вопросов[12,23]. При корреляционных исследованиях часто возникает проблема различия причин и следствий между естественно взаимосвязанными событиями, которая навела большинство социальных психологов на мысль создать, когда это возможно и этично, лабораторную имитацию повседневных процессов. В данной имитации экспериментатор контролируют один-два фактора – называемые независимыми переменными, и выясняет, как их изменения влияет на группу. Каждый эксперимент предлагает возможное причинно-следственное объяснение коррелирующих данных, вследствие чего может быть выявленная зависимая переменная – измеряемая переменная, зависящая от манипуляций независимой переменной. Социально-психологический эксперимент имеет два обязательных компонента: контроль и случайное распределение. Случайное распределение – процесс распределения участников в соответствии с условиями эксперимента, при котором все испытуемые имеют одинаковую вероятность оказаться в данных условиях; помогает выявить причину и следствие, нежели случайная выборка, которая помогает делать только обобщение применительно ко всей группе[17]. Необходимо отметить, что любой эксперимент должен содержать в себе так называемую нравственную сторону – этику исследования, так как созданные ситуации затрагивают эмоции людей. Этические принципы, разработанные Американской психологической ассоциацией (1981, 1992) и Британским психологическим обществом (1991), настоятельно советуют исследователям следующее: - достаточно полно информировать потенциальных участников эксперименты, чтобы получить согласие осведомленного испытуемого; - быть правдивым, использовать обман только в том случае, если он оправдан значимой целью и если нет альтернативы; - защищать людей от возможных травм и значительного дискомфорта; - использовать информацию о каждом из участников конфиденциально; - после завершения эксперимента полностью рассказывать о его целях и структуре, не исключая использованных обманных слов и действий. Единственное исключение из этого правила – случаи, когда обратная связь расстроит людей, например, если люди осознают, что были глупы или жестоки. Экспериментатор должен быть достаточно информативен и тактичен, чтобы мнение людей о себе оставалось, по крайней мере, столь же хорошим, как и од участия в эксперименте. Еще лучше, если участников отблагодарят, рассказав им что-нибудь о природе психологического исследования. Университетские комитеты по морали и нравственности в настоящее время пересматривают кодекс социально-психологических исследований, чтобы гарантировать гуманное отношение к испытуемым[12]. Для измерения какого-либо психологического качества, свойства, функции личности социальные исследователи проводят тестирование – методики психологической диагностики, в которой используют рационально-стандартизированные вопросы и задачи – тесты, имеющие дифференциально-фиксированную шкалу значений. Существуют такие базальные сферы тестирования: - профподготовка, с целью подготовить производственно-научные кадры; - образование, с целью эффективного усвоения учебных программ; - психоконсультирование, с целью рационально-прогрессивного ускорения социальных процессов. Тесты применяются с целью овладения субъектами-испытуемыми различными знаниями, умениями, навыками, приемами, способами. Существуют следующие тесты: тест достижений, тест интеллекта, тест креативности, продуктивные тесты и др.[23]. Рассмотренные социально-психологические аспекты управления промышленной организацией в нынешних условиях рыночных отношений направлены преимущественно на психологические знания от теории к решению практических социально-производственных задач[16]. Анализ и психологически обоснованное управление производственной организацией возможны лишь с позиции системного подхода при применении комплексного метода работы с ней, как объектом управления[3]. Деятельность же современных промышленных предприятий с их широким спектром экономических и социальных задач уже не может быть успешной без применения психологических знаний вообще, и элементов психологического управления, в частности. Целенаправленное использование всех приведенных факторов делает процесс развития коллектива управляемым, что повышает производительность конкретного предприятия, способствует его эффективной деятельности.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |