Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Джейн Остен – родоначальница классического дамского романа



2019-12-29 303 Обсуждений (0)
Джейн Остен – родоначальница классического дамского романа 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

В силу сложившейся литературной традиции большинство авторов – мужчины. И «женской» литературе для того, чтобы занять свою нишу, необходимо позиционировать себя как своеобразное и независимое культурное явление. Необходимо найти иной, отличный от «мужского», подход к литературной деятельности. Женщина-автор, описывая свою модель видения и понимания мира, делает акцент на личных наблюдениях и переживаниях, она ищет особые способы восприятия и оценки действительности, пытаясь не потеряться в сложившихся стандартах мужской литературной традиции. Именно это и сделало романы Джейн Остен такими популярными.

Джейн Остен по праву считают «первой леди» английской литературы, критик-позитивист Льюис ставит ее в пример Шарлотте Бронте, ее «образцовый реализм» становится основой для последователей этого жанра. Позже Дж. Элиот обнаруживает связь своих эстетических принципов с практикой «несравненной» (по определению В.Скотта) Джейн. [22, c.185]

Несмотря на малую известность и популярность этого имени в XIX веке, изучение литературного наследия Остен началось еще при ее жизни. Обстоятельную статью начинающему автору посвятил В.Скотт, который стал одним из первых критиков и рецензентов Джейн Остен. Писатель отметил возникновение принципиально нового «стиля романа», изображающего повседневную жизнь человека, в чем он увидел зарождение реалистического изображения. В.Скотт в своих высказываниях о творческой манере автора выразил мысль о том, что Остен «творчески подходит к романтическому наследию и во многом обгоняет своих предшественников». [6, c.220]

Джейн Остен дала основу английскому реализму, который развивали ее последователи. Ее не раз ставили и продолжают ставить в пример. Ведь, говоря по правде, сегодня мало писателей, чьи книги можно перечитать хотя бы дважды. А романы Остен, читая в разном возрасте, открываешь каждый раз по-новому, черпая истины и делая выводы для себя, определяя, что смешно и глупо, а чему действительно следует поучиться. Например, кротости и терпению, умению пренебречь своими принципами и гордостью, предубеждением и высокомерностью.

Трудно не согласиться с У.Литцем, писавшем в своей монографии об Остен: «Мы называем ее первым «современным» английским романистом, потому что она была первым прозаиком, который синтезировал достигнутое Филдингом и Ричардсоном, тем самым предвосхищая классические образы XIX века, тот метод его, который позволил художникам отразить как ход внешних событий, так и всю сложность индивидуальных впечатлений и восприятий личности». [28, c.19 ]

Все то, что написала она сама, было, воспринято и переработано ее последователями. «В истории романа она стоит на пе­рекрестке, предугадывая в некоторых отношениях большую озабоченность моральными проблемами викторианцев и сохраняя в то же время объективность, скепсис и отрешенность XVIII века. Хотя ее соци­альный диапазон был ограничен... в некоторых отно­шениях она знала больше и воспринимала жизнь ши­ре, чем многие из тех более опытных и ученых писа­телей, которые пришли после нее». [11, c.56]

М.Бредбери подчеркивает актуальность и злободневность творчества писательницы. По мнению исследователя, уделяя в романах основное внимание «моральному» миру, Остен, тем не менее, делает акцент на том, что является разумным и желательным в социальных отношениях (брак, материальная обеспеченность). С точки зрения М.Бредбери, романы Остен отличает тип повествовательной манеры, прогрессивной по сравнению с предшествующей литературой: всезнающего рассказчика сменяют размышления героев о происходящем. Сопоставление разных точек зрения углубляет психологизм повествования, а их явная полярность порождает комический эффект. Перечисленные обстоятельства, с точки зрения исследователя, свидетельствуют, как об определенной зависимости творчества Остен от эстетики просветителей, так и о зарождении черт реалистического сознания автора. [17, c.146]

Джейн Остен явилась провозвестницей реализма в британской литературе, основоположницей семейного, «дамского романа». Она совершила революцию в повествовательном искусстве, утвердив за романом его главенствующую роль и доказав, что женщина имеет право на творчество. В свое время  Джейн Остен взялась за перо, когда женщину-писательницу порицали и не принимали всерьез. [13, c.320]

История создания ее наиболее популярного и известного романа «Гордость и предубеждение» начинается с далекого 1796 года. Закончила Остен его к августу следующего года; ей тогда было двадцать один. Немного известно об этой ранней версии книги из ее первоначального названия «Первые Впечатления». Никакой копии того оригинала, насколько известно, не существует. Спустя три месяца после того, как мисс Остен закончила работу над книгой, ее отец предложил рукопись издателю в надежде, что она будет напечатана. Издатель отказался, даже не видя рукописи.

К счастью для всех ее поклонников, первый отказ не помешал мисс Остен, она продолжила писать; хотя, только зимой 1811 года, четырнадцать лет спустя после окончания «Первых Впечатлений», она взялась за рукопись и начала пересматривать ее, переделав в ту книгу, которую мы знаем сегодня как «Гордость и предубеждение».  Произведение было гораздо более удачно, чем его более раннее воплощение; оно было принято для публикации и представлено миру 28 января 1813.

Имя Джейн Остен никогда не было приложено ни к какому из ее изданных романов в течение ее жизни, и титульный лист «Гордости и предубеждения» выглядел так: «От Автора «Чувство и Чувствительность».

Так почему романы Джейн Остен так популярны сегодня? Почему, несмотря на то, что манеры и эпоха, породившие их, давно ушли в прошлое, они продолжают трогать и волновать читателей? Ответ на этот вопрос прост. Джейн Остен была большим художником, обладавшим умением «жить жизнью своих героев и передавать это чувство читателям». «Ее интересовало обыкновенное, а не то, что зовется необыкновенным, - отмечал С.Моэм. - Однако благодаря остроте зрения, иронии и остроумию, все, что она писала, было необыкновенно». [10, c.15]

Причина вечной молодости Остин - в ее тонкой иронии и веселом смехе. Непреложные истины, внешне с почтением принимаемые ею, подвергаются ироническому осмеянию; смех ее не только веселит, но и будит мысль и подтачивает самые основы ложных общественных принципов. В этом непреходящее значение иронии Остин, ее гуманность и этическая ценность.

 

 



2019-12-29 303 Обсуждений (0)
Джейн Остен – родоначальница классического дамского романа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Джейн Остен – родоначальница классического дамского романа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)