Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ



2019-12-29 252 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью выявления особенностей коммуникативной деятельности было организованно эмпирическое исследование, которое проводилось в детском образовательном учреждении № 3 города Калач-на-Дону Волгоградской области . В нем принимали участие 10 испытуемых дошкольного возраста с нарушениями зрения. Для достижения поставленной цели и решения, намеченных в исследовании задач были подобраны следующие методики:

1) Методика "Два домика";

2) Методика " Рисунок семьи".

Методика " Два домика".

Цель: изучить характер отношений со сверстниками и их симпатии и антипатии к членам группы.

В качестве стимульного материала я использовала лист бумаги, на котором нарисованы два небольших стандартных домика. Один из них, что побольше - красного цвета, а другой - черного цвета.

Инструкция: Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь пригласить к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого бы в черный домик.

Интерпретация: Симпатии и антипатии ребенка, в ходе этой методики связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве, или окружая себя взрослыми. Такие дети закрытые, необщительные, либо конфликтные.

 

Методика " Рисунок семьи".

Цель: изучить особенности общения детей со взрослыми.

Инструкция: нарисуй свою семью.

Интерпретация: Прежде всего необходимо обратить внимание на размер фигур и их расположение на бумаге. Самая большая фигура принадлежит тому члену семьи, кого ребенок считает самым главным.

Себя дети рисуют рядом с тем из членов семьи, к кому испытывают наибольшею привязанность.

В отдалении располагается персонаж, наиболее симпатичный ребенку, вызывающий у него страх или ревность. Отрицательное отношение к семье может проявляться в том, что ребенок исключает себя из семьи. Он забывает себя нарисовать, может написать себя в отдалении от всех членов семьи, либо спиной к ним. О нарушении контактом между членами семьи, эмоциональной холодности, отсутствии тепла и защиты говорят и рисунки, в которых нарисовано много вещей, отгораживающих членов семьи друг от друга. Это могут быть стулья, столы и другие предметы, стены комнат.

По завершению рисунка выделяют, какого члена семьи изображает каждый из нарисованных персонажей. При этом обследуемый не должен высказывать собственных предположений. Так, указывая на какой либо из персонажей, не следует спрашивать: " это кто, папа?". Вопросы должны звучать нейтрально: "кто это?" "а это?". Могут быть дополнительные вопросы: "где все это происходит?", "что вы тут делаете?", или "что делает каждый из них, кого ты нарисовал?". Беседу проводят в свободной форме.

 

Список детей группы:

Ф.И.О Возраст Острота зрения
1 Петр А. 6,3 0,2
2 Алина К. 6,6 0,1
3 Степан Б. 7 0,07
4 Мария О. 6,5 0,13
5 Андрей П. 6,8 0,15
6 Костя Ю. 7 0,2
7 Настя В. 6,2 0,05
8 Арина Г. 7 0,15
9 Кирилл С. 6,4 0,2
10 Варвара Ч. 6,6 0,2

 

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

В предыдущем параграфе были описаны методики, предназначенные для исследования особенностей коммуникативных навыков детей с нарушениями зрения.

Исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими зрительные нарушения (миопия, косоглазие, амблиопия, нистагм).

В ходе контактирующего эксперимента по каждой методике были проанализированы полученные данные.

Методика "Два домика".

Данная методика позволяет выявить симпатии и антипатии ребенка к сверстникам, которые прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках (таблица 2).

Таблица 2

Сводная таблица ответов испытуемых (по методике "Два домика")

Кол-во «заселёных» сверстников Ф.И Красный домик Черный домик
Петр А. 8 3
Алина К. 1 1
Степан Б. 6 2
Мария О. 4 5
Андрей П. 3 2
Костя Ю. 2 3
Настя В. 3 1
Арина Г. 3 4
Кирилл С. 4 3
Варвара Ч. 4 3

Анализ данных позволил выявить количество детей проявляющих симпатии или антипатии к сверстникам.

Как видно из таблицы, большинство дошкольников с нарушением зрения разместили себя и сверстников в красном домике, что свидетельствует о симпатии к сверстникам, и незначительное число сверстников в черный домик. Двое испытуемых разместили в двух домиках по одинаковому числу испытуемых. И двое дошкольников проявили симпатии к сверстникам через большое количество сверстников поселенных в черном домике.

Методика "Рисунок семьи".

Данная методика позволяет определить особенности отношение детей со взрослыми. Испытуемым предлагалось нарисовать свою семью.

Петр А.

На рисунке изображены все члены семьи. Первой нарисована мама, которая по-видимому наиболее значима для испытуемого, затем сестра испытуемого, папа, лишь в самом конце бабушка и дедушка.

Рисунок выполнен простым карандашом, достаточно подробно подписаны все члены семьи.

Алина К.

На рисунке изображены все члены семьи. Самым главным нарисован папа. Настроение у всех радостное. Благополучная система отношений представлена на рисунке, все члены семьи расположены рядом и держатся за руки.

Степан Б.

На рисунке изображена вся семья. Доминирующей фигурой нарисована мама, затем папа и испытуемый.

Рисунок выполнен цветными карандашами: основные цвета: красный, коричневый. Члены семьи расположены отдельно друг от друга - это свидетельствует о том, что в семье напряженные или конфликтные отношения.

Мария О.

Главным членом семьи на рисунке изображены папа, затем мама, испытуемая, бабушка и дедушка.

Рисунок выполнен зеленым карандашом. Члены семьи расположены вплотную друг к другу. Рисунок выполнен не по центру, а в левом углу. Это сверхтесные контакты. У большинства членов семьи не нарисованы кисти рук, это говорит о том, что не смотря на очень тесное общение в семье, оно по-видимому мало эмоционально насыщено.

Андрей П.

На рисунке изображена вся семья, но рисунок выполнен слегка небрежно, нарисован простым карандашом.

Небрежность рисунка, его увеличенный размер, непопадание линий в крупную точку, асимметрия и отклонение по вертикали говорят о высокой импульсивности.

Костя Ю.

На рисунке изображены все члены семьи. Доминирующее место в семье занимает мама. Тесное общение в семье отражается в пространственной близости персонажами и в контакте рук. Опираясь на эти критерии можно полагать, что у испытуемого наиболее тесный контакт с мамой и папой. Весь рисунок выполнен простым карандашом и нарисован крупным планом.

 

Настя В.

На рисунке изображены все члены семьи. Главным нарисован папа. Рисунок выполнен разными цветами. У всех членов семьи не нарисованы кисти рук, что сигнализирует об отсутствии или недостаточности содержательности общения.

Арина Г.

На рисунке нарисована вся семья. Главенствующей фигурой нарисована мама. Рисунок выполнен по центру, фигуры родителей изображены крупным планом. Весь рисунок выполнен простым карандашом.

 

Кирилл С.

Семья состоит из четырех человек. Доминирующей фигурой нарисован папа. Сестра нарисована на руках у мамы, по видимому она еще маленькая. Все члены семьи достаточно подробно нарисованы и подписаны. Весь рисунок выполнен простым карандашом.

Варвара Ч.

На данном рисунке указаны все члены семьи. Главенствующей фигурой нарисован папа. Не у всех членов семьи нарисованы кисти рук. Рисунок выполнен красным карандашом и расположен в правой части листа, что может свидетельствовать о недостаточности общения с ребенком.

 


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2

Развитие коммуникативных навыков- одна из важнейших задач дошкольного образования, где формируются основы будущей личности, так как коммуникативные навыки являются основой всякой умственной и практической деятельности, взаимодействия с окружающими. Такие навыки сопровождают и совершенствуют познавательную деятельность детей, обогащают игры, способствуют проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности, вербальные и невербальные средства выразительности. Результаты констатирующего эксперимента показал, что большинство детей с нарушением зрения имеют низкий и средний уровень коммуникативных навыков. Для более успешного развития коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения необходима специальная организованная работа по развитию внеситуативно-личностной формы общения со сверстниками и взрослыми.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе теоретико-эмпирического исследования мы пришли к следующим обобщениям: в отечественной психологии учеными выделяется несколько подходов к пониманию общения.

Общение определяется как процесс взаимодействия, направленный на взаимное познание, установление взаимоотношений, оказание взаимовлияния на регуляцию совместной деятельности.

В общение как в процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий (как вербальных так и не вербальных) происходит обмен информации, ее интерпретация, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.

Одним из методологических принципов при изучении общения является положение единства общения и деятельности.

В общение осуществляется взаимный обмен представлениями, идеями, и чувствами. Общение является многоуровневым социальным явлением, отражающим различные стороны бытия человека.

Выделение видов общения и их классификация зависит от того как разные исследователи понимают сущность общения (прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное, вербальное и невербальное, межличностное и массовое, межперсональрое и ролевое общение).

Общение выполняет различные функции: прогматическая, функция подтверждения, формирующая функция, функция организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная функция.

Общие закономерности психического развития нормальных и аномальных детей: - соотнесение биологических и социальных факторов в процессе речевого развития.

Специфические особенности для детей с отклонениями в развитии: - трудность словесного опосредования;

Специфические особенности для детей с нарушениями зрения: - зрительные нарушения у детей и подростков отражается на общении как непосредственном ток и опосредованном; - нарушение зрения провоцирует неадекватное развитие неречевых средств общения, воздействует на объем и качество общения, а так же затрудняет ребенку и подростку вхождение в социальную среду, в которой он живет и формируется как личность; - дети с нарушениями зрения отличаются в ходе общения неадекватной жестикуляцией, которая в норме призвана точнее и полнее передать отношения к собеседнику; - нарушения общения приводит к тяжелым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребенка, развитии социально значимых качеств личности.

Наличие не специфических особенностей у детей с нарушениями зрения указывает на целесообразность осуществления коррекционной работы по развитию коммуникативной сферы у данной категории детей.

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М., 2004.

2. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьников и его воспитание. - М., 1979.

3. Горянина В.А. Психология общения. - М., 2002.

4. Ермаков В.П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения: медицина, психология, педагогика. - М., 2002.

5. Ермаков В.П., Якунии Г.А. Основы тифлопедагогики. - М., 2002.

6. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. - М., 2005.

7. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению. - М., 1996.

8. Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитие общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра: драматизация. - М., 2004.

9. Кузницова Л.В. Основы специальной психологии. - М., 2003.

10. Кэрон Флэйк - Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношение с окружащими. - М., 1992.

11. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. - М., 2004.

12. Маллаева Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. - М., 2002.

13. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб., 2001.

14. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1998.

15. Машков В.Н. Введение в психологию человека. - СПб., 2003.

 



2019-12-29 252 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)