Сущность издержек предприятия.
Количество товара, которое предприятие может предложить на рынке, зависит от цены товара и уровня затрат (издержек) на его производство и реализацию. Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности. Они могут быть представлены в показателях себестоимости продукции, которая представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Понятие себестоимость продукции (услуг). Себестоимость – один из важнейших показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. От себестоимости продукции зависят прибыль, рентабельность предприятий, их экономическая эффективность. По себестоимости продукции можно судить об эффективности использования техники и технологии, трудовых ресурсов. Себестоимость – база для установления цен. Группировка затрат по экономическим элементам нужна для определения потребностей предприятия в производственных ресурсах. Особенностью поэлементной группировки является то, что в ней не учитывается, где и на какие цели осуществлены затраты, причем последние объединяют качественно однородные расходы, именуемые элементами. Расчет себестоимости по экономическим элементам затрат (смета затрат). Номенклатура затрат по элементам: 1) сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов; 2) вспомогательные материалы; 3) топливо; 4) энергия; 5) заработная плата; 6) отчисления от заработной платы; 7) амортизация основных фондов; 8) прочие затраты – все затраты, не вошедшие в ранее перечисленные элементы (налоги, проценты за кредит, командировочные и представительские расходы, услуги связи и другие). Смета затрат необходима для определения общей потребности предприятия в материальных и денежных ресурсах; для увязки плана по материально-техническому снабжению, новой технике, труду и заработной плате, с финансовым планом; для определения структуры себестоимости и установления основных направлений ее снижения. Однако при этом нельзя точно определить, где возникли затраты, какие конкретно причины привели к повышению или снижению себестоимости. Невозможно исчислить себестоимость единицы продукции (кроме того случая, когда предприятие выпускает один вид продукции). Для этого используется группировка затрат по калькуляционным статьям расходов. Сущность и методы калькулирования себестоимости продукции. Калькулирование представляет собой систему расчетов, с помощью которых определяются затраты на единицу продукции и на всю продукцию как по всем статьям расходов в целом, так и по отдельным статьям. Метод определения себестоимости единицы отдельных видов продукции называется калькуляцией. Калькуляции разрабатываются на единицу каждого вида продукции. Калькуляция является важным средством осуществления хозяйственного расчета во всех его звеньях, с помощью калькуляций выявляется рентабельность отдельных видов продукции и изыскиваются пути ее повышения. Сравнение калькуляций по отдельным видам продукции, выпускаемым на разных предприятиях, используется при анализе и оценке их работы. Калькуляция – основной исходный документ при разработке научно обоснованных цен. Калькуляционная группировка затрат дает возможность увидеть направления расходования средств. Затраты объединяют качественно разнородные расходы, именуемые статьями затрат. Калькуляция – исчисление себестоимости единицы продукции (работ, услуг) каждого вида. Калькуляционные статьи затрат: 1. Сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов). 2. Тара и тарные материалы. 3. Износ и ремонт орудий лова. 4. Топливо и энергия на технологические цели. 5. Основная заработная плата производственных рабочих. 6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих. 7. Отчисления на социальные нужды с основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих. 8. Расходы на подготовку и освоение производства. 9. Транспортные расходы. 10. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. 11. Цеховые расходы. Цеховая себестоимость. 12. Общезаводские расходы. 13. Потери от брака. 14. Прочие производственные расходы. Производственная себестоимость. 15. Внепроизводственные расходы. Полная себестоимость. В зависимости от назначения, времени, способа составления различаются плановые, сметные, проектные, нормативные и отчетные калькуляции. Существуют следующие методы калькулирования себестоимости продукции: нормативный, попередельный и позаказный.
Лекция 8. Цена. Ценовая политика предприятия
Виды цен Цена – это экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена – есть денежное выражение стоимости. С помощью цен соизмеряются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновываются наиболее выгодные капитальные вложения, стимулируются производство и потребление, а также качество товара. В зависимости от ряда экономических признаков все цены классифицируются по следующим видам и подвидам: I. По признаку степени свободы от воздействия государства цены делятся на: 1) Свободные – складываются под воздействием спроса и предложения на рынке независимо от прямого влияния государственных органов. Государство может лишь косвенно воздействовать на эти цены: путём влияния на конъюнктуру рынка; ограничивая недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: запрет на ценовую дискриминацию, на демпинг, на недобросовестную ценовую рекламу и т.д.) 2)Регулируемые цены – спрос и предложение оказывает на них определённое влияние, но большее влияние принадлежит государственным органам, применяющим методы прямого ограничения роста или снижения этих цен, регламентацию уровня рентабельности, заложенного в цену, установления предельных значений элементов цены. 3) Фиксированные цены – устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления. Такие цены (прейскурантные, фиксированные монопольные, «замороженные» рыночные свободные цены) устанавливаются только в экстремальных условиях (войны, стихийные бедствия, кризис в экономике, дефицит товара и т.д.) В нормально же функционирующей рыночной экономике преимущественно действуют свободные и регулируемые. II. По характеру обслуживаемого оборота выделяют: 1)оптовые цены на продукцию промышленности; 2) розничные цены; Оптовые цены на продукцию промышленности – это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, организаций промышленности, независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Оптовые цены на промышленную продукцию формируются на основе текущих издержек производства, прибыли и налога на добавленную стоимость. Оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на 2 подвида: - оптовая цена предприятия (отпускная цена); - оптовая цена промышленности. Оптовая цена предприятия – это цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведённую продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. Цоптюпр-я = Сп + Пед,, где Сп – себестоимость единицы продукции; Пед – прибыль, приходящаяся на единицу продукции Эту же формулу можно записать по-другому. Так как П = Rпр-я*С , где П – прибыль предприятия; Rпр-я – рентабельность, рассчитанная по себестоимости; С – себестоимость единицы продукции, отсюда Цопт.пр-я = С +R * С = С(1+R), Государственная розничная цена – цена, по которой товары народного потребления и некоторые орудия и предметы труда реализуются через торговую сеть и которая отражает процесс нарастания общественно-необходимых затрат по всем последовательным стадиям производства товара. Она представляет собой сумму оптовой цены промышленности, издержек торговых организаций и их плановой прибыли: Цроз. = Цопт.пр-ти + Прроз. + Тзроз. Разновидностью розничной цены является аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе. Данная цена может быть многократно выше рыночной, так как отражает уникальные свойства товаров и зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион. Закупочные цены – свободные цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения. Их отличие от других видов цен заключается в том, что в состав закупочной цены не включаются НДС и акцизы. III. В зависимости от степени новизны товара различают цены на: 1) Проектируемые товары; 2) Абсолютно новые товары; 3) Реализуемые на рынке относительно долгое время. На стадии проектирования новых изделий цены могут быть: - лимитные (предельно – допустимые) цены – являются исходными при определении оптовых цен на эти изделия; - проектные и ориентировочные цены – используемые в период разработки изделий, когда ещё нет утверждённой (согласованной) цены; При выпуске на рынок абсолютно нового товара выделяют следующие подвиды цен: 1.Цена «снятия сливок» - максимально высокая цена в расчёте на потребителя, готового купить этот товар по такой цене. Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворённым. 2. Цена «проникновения на рынок» - это значительно более низкая цена по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Использование такой цены направлено на привлечение максимального числа потребителей и увеличение доли рынка. 3. «Психологическая» цена» – учитывает психологию восприятия цены покупателем. Она обычно чуть ниже круглой суммы. Маркетологи уверены, что цена на товар должна обязательно выражаться нечётным числом. Например, 99, а не 100 руб., 599, а не 600 руб. и т.д. В результате у покупателя создаётся впечатление, во-первых, очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана, во-вторых, более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него. 4. Цена следования за лидером – цены устанавливаются примерно на уровне цены главного конкурента – как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т.е. главным конкурентом. На товары, реализуемые относительно длительное время устанавливаются следующие виды цен: - скользящая или падающая цена – устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается; - долговременная цена – устанавливается на товары массового спроса и не подвержена изменениям на протяжении длительного промежутка времени. - гибкая цена – используется при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки, например в течение дня при продаже отдельных скоропортящихся продуктов (овощей, свежей рыбы, молочных продуктов, цветов и т.д.). Применение этой цены даёт эффект, когда право по принятию решения по ценам дано самому нижнему уровню управления (непосредственно продавцу). 2. Ценовая политика предприятия и выбор метода ценообразования В зависимости от типа рынка и занимаемой позиции, все фирмы можно разбить на 2 группы: 1) фирмы, формирующие цены (ценоискатели) – обладают рыночной силой, достаточной для того, чтобы установить на свои товары цены, отличные от цен конкурентов; 2) фирмы, следующие рыночным ценам (ценополучатели) – обладают слишком малой властью над рынком, чтобы проводить собственную ценовую политику, а потому им не остаётся ничего иного, как продавать свои товары по цене, уже сложившейся на рынке. Соответственно фирмы первого типа могут и должны разрабатывать собственную ценовую политику, тогда как для фирм второго типа эта задача не актуальна – в основе их коммерческой политики лежит управление объёмами производства, качеством продукции и затратами. 1) Моделирование ценовой политики осуществляется поэтапно. Основные методы ценообразования: 1.Метод полных (средних) издержек – предприятие на рынке запрашивает цену товара, способную возместить затраты и обеспечить максимально возможную прибыль на основе стандартной наценки, в зависимости от вида товара. Сущность данного метода - в суммировании постоянных и переменных затрат и надбавки в размере нормативной прибыли. Преимущества: обеспечивается полное возмещение всех затрат, независимо от характера их происхождения. Недостатками же выступает то, что затратный механизм ценообразования обуславливает слабую заинтересованность в снижении издержек, при этом снижается конкурентоспособность товара (так как затруднён учёт факторов, влияющих на цену); наблюдаются крайне слабые связи с уровнем спроса. 2. Метод предельных затрат (метод учёта затрат и определения цены на основе сокращённых затрат) – впервые был применён в американских фирмах и получил название «direct - costing » или калькулирование по прямым затратам. При ценообразовании учитываются только фактические переменные издержки на единицу продукции. Косвенные же затраты согласно этому методу, списывались на финансовые результаты и уменьшали валовую прибыль фирмы. В основе двух методов лежит затратный механизм ценообразования. 3.Метод определения цены на основе ощущаемой ценности товара – один из самых оригинальных, в основе его лежит рыночный механизм. Основным фактором выступают не издержки предприятия, а восприятие потребителя, т.е. цены призваны соответствовать ощущаемой ценности товара. Производитель исходит из того, что потребитель определяет соотношение между ценностью товара и его ценой, и сравнивает его с аналогичными показателями конкурентов. 4.Метод безубыточности или целевой прибыли – фирма стремится установить цену на свой товар, обеспечивающую ей прежде всего желаемый объём прибыли. Строятся специальные графики общих издержек (постоянных и переменных), ожидаемой выручки при различных объёмах продаж. Кривая выручки зависит от цены товара. Подбирается такое сочетание объёма выпуска и цены, которое и обеспечивает нужную прибыль. Такой метод требует от фирмы рассмотрения различных вариантов цен, их влияния на объём сбыта, необходимый для обеспечения безубыточности (объёма производства, при котором у фирмы нет ни прибыли, ни убытка) и обеспечения целевой прибыли. Лекция 9. . Прибыль и рентабельность 1. Понятие эффекта и эффективности деятельности предприятия. 2. Прибыль как экономическая категория. Виды прибыли предприятия. 3. Экономическая сущность и виды рентабельности, методика их расчета.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |