Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Материальная культура и архитектура эпохи классики




Начало эпохи классики – греко-персидские войны, объединение городов-государств, подъем национального самосознания. Период высшего расцвета полиса и начало кризиса.

Архитектура – совершенствование строительной техники, появление великолепных архитектурных сооружений в разных городах Греции. В строительстве применяется эуритмия и энтазис для достижения максимальной выразительности форм. Композиции ансамблей – уравновешенные, асимметричные. Храм – идея гражданственности. Стиль – синтез дорического и ионического ордера.

Сложение единого общегреческого стиля – панэллинского:

1 вариант панэллинского стиля – совмещение элементов одном сооружении.

2 вариант – изменение пропорций дорического ордера (легкость пропорций), добавление элементов декора, типичных для ионического ордера.

Храм Зевса в Олимпии, дорический периптер, 6х13 колонн, архитектор Либон – высшее достижение дорического периптера. Храм Гефеста в Афинах (Гефестейон) – дорический гексастильный периптер (6х13). Храм Аполлона в Бассах (архитектор Иктин) – дорический гексастильный периптер (6х18), асимметричный: первый храм с применением трех основных стилей древнегреческого зодчества (дорический, ионический и коринфский).



447-407гг. до н.э. реконструкция Афинского акрополя. Автор проекта – Фидий. Композиция афинского акрополя – уравновешенно асимметричная.

Пропилеи (входные ворота) – асимметричные, выполняли функцию общественного здания: левое крыло – пинакотека, правое – архив, библиотека. Сочетание ионического (колонны) и дорического ордера. Автор – Мнесикл.

Храм Нике Аптерос – ионический ордер, форма – амфипростиль. Размеры целлы: 4,19х3,78м, высота колонн – 4,19м. Автор – Калликрат.

Парфенон – главный храм акрополя и одновременно казнохранилище, посвящен Афине Парфенос (Афине-деве). Октастильный периптер построен из пентелийскиого мрамора. 2 вариант панэллинского стиля. Главный фасад – восточный (дальний от Пропилей).

Эрехтейон – посвящен Афине Полиаде и Посейдону. Небольшой, в плане 23,5х11,6м, построен из мрамора. Асимметричный, состоит из четырех частей, расположенных на разных уровнях:  целла Афины, целла Посейдона, большой северный портик, малый южный портик кариатид. Принцип постепенного развертывания композиции. Авторы Архилох и Филокл.

 

Материальная культура и архитектура эпохи эллинизма

Эпоха кризиса античного полиса, междоусобные войны, имущественное расслоение общества, упадок демократии, ослабление экономической основы полиса, потеря политической самостоятельности:

386г. до н.э. – все малоазийское побережье становилось колонией Персии, запрет на объединение греческих государств.

338г. до н.э. – битва при Херонее: завоевание Греции Филиппом 11 Македонским.

334-324гг. до н.э. - поход Александра Македонского на Восток (по пути Диониса). Результат похода – создание огромной империи (с запада на восток – от Дуная до Инда; с юга на север – от Нубии до Александрии Эсхаты (Крайней) на территории современного Таджикистана).

Соединение культурных традиций – греческих и восточных. Экстенсивное распространение завоеваний греческой культуры. Угасание основной идеи греческого искусства – величие полиса, гражданственность, величие и красота свободного гражданина полиса.

Искусство 4 в. до н. э.

Центр культуры – Афины.

Архитектура – более декоративная, пышная и эффектная. Основной ордер – коринфский: самый сложный и изысканный ордер греческой архитектуры. Изящество общих пропорций храма, стройные пропорции колонн, капитель украшена сложным растительным узором – акантом. Появляется ротонда – сооружение круглой формы. Строительство масштабных зрелищных сооружений из камня – театров. Органичность сооружения и ландшафта - Театр в Эпидавре на 25 тыс. человек (автор – Поликлет Младший). Театр Диониса в Афинах на 17 тыс. человек (сохранились каменные кресла первых рядов).

Строительство мемориальных сооружений. Мавзолей в Галикарнасе – большие размеры 35,6х26,8; высота 50м. Новое композиционное решение: сочетание черт восточной и греческой традиции архитектуры. Идея – восточная (возвеличивание правителя), архитектурно-пластические формы мавзолея – греческие. Высокое призматическое сооружение, расчлененное на два яруса, увенчанное пирамидой. Первый ярус (подиум ионической колоннады) – гробница; второй – заупокойный храм, Пирамидальное покрытие – ложный свод.

 

Искусство 3-2 в. до н.э.

Распад империи Александра Македонского привел к созданию ряда эллинистических государств (Птолемидов в Египте, Селевкидов в Передней Азии, государств в Малой Азии – Пергама, Вифинии, Понтийского царства, Бактрии). Органическое сочетание восточных и греческих форм. Монархия сочетается с демократией (глава государства – царь; центр товарного производства – полис). Крупнейшие центры эллинистической культуры: Александрия Египетская, Пергам, Селевкия, Антиохия, Родос. Кризис полиса – кризис идеалов полиса. Возникают идеи, уводящие от злободневности, лишенные пафоса. Искусство отвечает частным запросам, приобретает с одной стороны – репрезентативный, с другой – камерный характер.

АрхитектураРазвитие теории; канонизация ордерных систем (дорической, ионической, коринфской)

строительство новых городов, реконструкция старых восточных городов. Применение в городской застройке четкой геометрической планировки: гипподамова система (опоясывание города массивными стенами, в пределах города улицы делят застройку на квадраты-кварталы).

Планировка Александрии Египетской – основана Александром Македонским в 332-331 гг. до н. э. Автор плана – Дейнократ (Родос). Периметр – 24км. Имела регулярный план, связь с портом. Одно из семи чудес света - Фаросский Маяк (высота 140м, три призматических объема, нанизанных на одну ось, уменьшающихся вверх).

Храмовое строительство. Форма храмов – периптер с более развитыми передними портиками. Распространен тип небольшого храма – простиль. Основной композиционный прием – прием перистильного двора. Перистиль – внутренний открытый двор в центре сооружения, ограниченный по периметру колоннами.

Развитие гражданского строительства – здания народных собраний, городских советов, базилики – судебные здания и биржи, гимнасии – школы, палестры – спортивные школы, стадионы, театры, библиотеки, бани. Строительство дворцов правителей.

Пергам – наиболее знаменит алтарь Зевса (180г. до н.э.). Тип - перистиль. Три яруса - подиум высотой 9м, на западной стороне – широкая лестница во второй ярус – к жертвеннику в центре; верхняя площадка ограничивалась ионической колоннадой.

 

Задание:

1. Прочитать текст лекции по теме «Греческая архитектура».

2. Выучить терминологию и хронологию из глоссария для решения аналитических тестовых заданий (тесты на соответствие) – срок сдачи тестовых заданий до 18.10.2019

3. Составить ассоциограмму по теме – «Развитие Греческой архитектуры» на листе формата А4

4. Срок сдачи ассоциограмм – до 18.10.2019

Древний Рим

Хронологическая таблица

1. Период разложения родовых отношений - 8-6 вв. до н. э.

2. Римская аристократическая рабовладельческая республика - конец 6 в. до н. э.- 2 в до н. э.

3. Становление Рима как мощной средиземноморской державы - середина 2 в. до н.э.

4. Кризис Римской республики - 30гг. 2 в. до н.э.- конец 1 в. до н.э.

5. Падение республики, оформление принципата (наследственная диктатура, прикрытая оболочкой республики)                                                               - конец 1 в. до н.э.

6. Период империи - 1 в. до н.э. – 5 в. н.э.

 

Влияние – этрусская культура (Апеннинский п-ов), греческая культура (колонии на территории Южной Италии).

Этрурия

 

Союз 12 городов. Центры культуры – Вейи (недалеко от Рима), Цере, Тарквинии, Ветулония, Вульчи, Клузиум, Перузия, Аретинум. Период наибольшего могущества – 6 в. до н. э. С 5 в. до н. э. – борьба с Римом. В 1 в. до н. э. – Этрурия стала колонией Рима, культура ассимилировалась с римской и исчезла.

Архитектура – масштабное строительство, высокий технический уровень. Городская архитектура – оборонные комплексы, храмы, гражданская застройка. Своды – от простейших ложных, до полуциркульных (ворота в Перудже, 3 в. до н. э.) Храмы – имеют сходство с греческими, но с более тяжелыми пропорциями.

Погребальная архитектура – тумулосы. Конструкция – камера и дромос-коридор. Своды камер – ложные. В тумулусах – кувшины-канопы, украшенные изображением умершего; утварь; украшения.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (120)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7