Принципы педагогической этики.
ЛЕКЦИЯ
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОРАЛИ И КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ План: Принципы педагогической этики. Категории педагогической морали. Принципы педагогической этики. Принцип гуманизм
Гуманизм — общий принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание и глубокое уважение прав, свободы и достоинств человека. Нормы, вытекающие из принципа гуманизма, обязывают учителя любить детей, уважать их достоинство, быть великодушным к их ошибкам и нетерпимым ко всему тому, что может искалечить их физически и нравственно. Гуманизм учителя — в заботе о будущем детей, в стремлении подготовить их к трудовой и общественной деятельности. Терпимое отношение к неумению детей сдерживать свои эмоции, уважение их человеческого достоинства вытекают из закона возрастной невменяемости, т. е. снятия с ребенка ответственности за те поступки, результаты которых он не мог предусмотреть из-за отсутствия жизненного опыта и знаний. Я. Корчак подчеркивал, что воспитатель должен уметь подняться (а не снизойти) до уровня детского незнания. В процессе реализации принципа гуманизма в педагогической деятельности есть опасность проявления лжегуманизма, источником которого становятся неверно понимаемая доброта, игра в любовь к детям. Из принципа гуманизма вытекает требование взаимного уважения между учителем и учащимися. Уважение учителя укрепляет чувство собственного достоинства ученика . Неуважение и недоверие причиняют ему много душевных страданий. Ребенок с тонким эмоциональным миром от постоянной подозрительности и сомнений в его добросовестности может стать грубым и несдержанным, а менее впечатлительный — равнодушным к оценке и окрику, похвале и осуждению. Требование взаимного доверия между учителем и учащимися диктует определенные нормы взаимоотношений: учитель должен строить работу с учащимися так, чтобы они не чувствовали себя под постоянным ужесточенным контролем. Выслушивая замечание по поводу недостойного поступка, ребенок должен чувствовать, что учитель верит в него, в то, что он может быть лучше; учитель должен доверять мнению коллектива учащихся, изучать это мнение, не подменять его своим, не обременять детей мелочной опекой. Из общеметодологического принципа гуманизма в педагогической этике вытекает принцип, сформулированный А. С. Макаренко: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему. Его реализация, на наш взгляд, предусматривает выполнение определенных требований. Так, учитель обязан: 1) терпимо относиться к мыслям и высказываниям детей даже тогда, когда их мнение не совпадает с общепринятой точкой зрения или мнением учителя; не обрывать ученика, а терпеливо, опираясь на факты, доказывать, в чем ошибочность его суждений; 2) пресекать попытки унижения человеческого достоинства ученика; 3) не злоупотреблять доверием ребенка. Не использовать его в качестве информатора о поведении одноклассников; 4) не вынуждать ученика просить прощения у старших тогда, когда причиной возникновения конфликта был не он. Не угрожать ребенку, если он упрямо отказывается признать свою неправоту; 5) не допускать насмешек или выпадов по адресу учащихся, интимная тайна которых стала известна учителю; 6) тактично и последовательно вести борьбу не только с отдельными лентяями и нарушителями дисциплины, но и с ленью как следствием спячки ума, с разболтанностью как следствием пробелов в нравственном воспитании учащихся; 7) не превращать оценку в средство запугивания и не применять ее для наказания за плохое поведение на уроке; 8) не обращаться к родителям с просьбой наказать ученика за плохое поведение непедагогическими мерами; 9) учить детей чувствовать чужое горе, переживать неудачи товарища как свои собственные, развивать способность откликаться на чужое несчастье; 10) чутко относиться к учащимся, которые перенесли душевную травму, сочувствовать детскому горю; 11) не напоминать ребенку о физических недостатках, о недостатках его родителей. Соблюдение принципа гуманизма способствует росту авторитета учителя и обеспечивает успех его педагогической деятельности.
Педагогическая солидарность и коллективизм
Принцип солидарности коллективизма регулирует взаимоотношения людей в процессе целенаправленной социально значимой трудовой и иной деятельности. Все учителя призваны решать одну и ту же задачу, и предметом их влияния является человеческая личность. Принцип коллективизма требует слияния индивидуальных усилий всех педагогов в единое русло. Коллективизм в педагогической морали предполагает глубокое осознание каждым учителем роли коллектива в нравственном развитии личности. Необходимость соблюдать единство педагогических требований и воздействий, поддерживать друг друга в решении сложных проблем воспитания породила особый принцип педагогической морали — принцип педагогической солидарности. Педагогическая солидарность и коллективизм формируются на основе единомыслия учителей, единства их нравственно-педагогических воззрений. Педагогическая деятельность немыслима без профессионального сотрудничества, готовности прийти на помощь коллеге. Учительству свойствен дух самоуважения и взаимоуважения, дух морально-психологического единства, активного сопереживания за достижение общих целей. Педагогическая солидарность предполагает стремление учителя слаженно работать в коллективе, поддерживать деловые и доброжелательные отношения в нем, нетерпимо относиться к лжеколлективизму, групповщине и индивидуализму. Если учитель своими действиями порочит коллектив, то коллеги имеют право привлечь его к ответственности за такое поведение. Из принципа коллективизма вытекают специфические нормы, которые регулируют нравственные отношения в педагогическом коллективе. Основные из этих норм сформулированы В. Н. Чернокозовой и И. И. Чернокозовым: «а) согласовывать свою педагогическую деятельность с деятельностью всего коллектива, б) стремиться к их единству на основе общности целей и задач; в) осуждать равнодушие учителя к педагогическому коллективу и его стремление работать в одиночку; г) заботиться об укреплении коллектива и хороших взаимоотношений в нем; д) непримиримо относиться ко всем действиям, которые подрывают товарищеские отношения в коллективе, поощряют поклепы, сплетни, подозрительность; е) выступать против псевдоколлективизма во всех его проявлениях». На наш взгляд, этот перечень норм можно дополнить следующими: o внимательно прислушиваться к мнению коллектива, учитывать замечания товарищей по работе; o делиться опытом работы с коллегами, проявляя особое внимание к молодым учителям; o осуждать всякое действие, которое направлено на подрыв авторитета коллектива и чести школы. Укрепление и развитие педагогической солидарности в настоящее время приобретает все большее значение, т. к. педагогический процесс усложняется и требует согласованных усилий всех его участников; успешно решать ответственные задачи обучения, воспитания, развития может лишь коллектив единомышленников. Педагогический оптимизм Оптимизм — одна из важнейших черт активного морально-психологического состояния человека, противоположного пессимизму, упадку духа. «Оптимизм — воззрение на общий ход исторических изменений, согласно которому всегда существует возможность приблизить действительность к идеалу добра; убеждение в достижении в конце концов его торжества над злом, а справедливости — над несправедливостью, в способности человека к безграничному социальному развитию и моральному совершенствованию». Оптимизм — это и определенное состояние человека и его практическая ориентация на благоприятное будущее, на достижение желаемых результатов, это светлая вера в торжество добра, в благополучный исход задуманного, ожидаемого. Одной из целей педагогической деятельности является формирование у подрастающего поколения именно такого воззрения, такой практической и ценностной ориентации. Естественно, для того чтобы сформировать убеждение в торжестве добра над злом, веру в способность человека к моральному совершенствованию, педагог сам должен искренне верить в лучшее будущее, в торжество человеческого разума, добра и справедливости, верить в ребенка, в его способности. Педагогический оптимизм — один из специфических принципов педагогической морали, тесно связанный с педагогическим гуманизмом,— регулирует отношение учителя к учащимся, к своему труду и к себе как представителю педагогической профессии. Он обусловлен особенностями учительского труда, нацеленного на будущее. Одним из важнейших стимулов деятельности учителя является его вера в то, что усилия не пропадут даром, что они прорастут добрыми всходами в сознании, характерах и поступках его учеников. Чтобы учитель смог заглянуть в завтрашний день своих непоседливых, ершистых, подчас непослушных питомцев, ему надо быть великим оптимистом, способным верить в неисчерпаемые творческие возможности человека. Эта вера нужна учителю не только для того, чтобы его нелегкий труд приносил ему радость и удовлетворение. Она нужна и детям, т. к. вера учителя в их способности, интеллектуальные возможности — важнейший источник веры в себя, веры окрыляющей, вдохновляющей на учебу, труд, самовоспитание. Таким образом, принцип педагогического оптимизма можно рассматривать как нравственное требование, как способ практической деятельности учителя и как один из критериев оценки результатов своего труда. Принцип педагогического оптимизма обстоятельно охарактеризовал А. С. Макаренко: «Если ты чувствуешь себя несчастным, первая твоя нравственная обязанность — никто об этом не должен знать... Найди в себе силы улыбаться, найди силы презирать несчастье... Найди в себе силы думать о завтрашнем дне, о будущем. А как только ты встанешь на этот путь, ты встанешь на путь предупреждения несчастий». Макаренко обосновал стройную теорию педагогического оптимизма, являющуюся одной из основных частей его «Методики организации воспитательного процесса» и названную им воспитанием перспективы. «Истинным стимулом человеческой жизни,— писал Антон Семенович,— является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. ...Завтрашний день должен казаться обязательно лучше сегодняшнего в детском коллективе, состоящем из людей, еще неспособных надолго вперед располагать свои стремления и интересы» Очень важно, чтобы в педагогическом коллективе, где работают молодые учителя, царила такая атмосфера, в которой бы они ощущали оптимистическую устремленность коллег, веру в возможности решить поставленные перед коллективом задачи. Особенно велика роль в этом опытных, заслуженных учителей. Их опыт, профессиональные знания и уверенность цементируют идейно-нравственную атмосферу коллектива. Они никогда не останавливаются на достигнутом, не стареют духовно, потому что имеют оптимистическую перспективу, которую как эстафету несут вступающим в жизнь поколениям. Педагогическая деятельность по своему духу несовместима с пессимизмом — могильщиком прогрессивной творческой мысли, вечно живого педагогического дела. Поэтому борьба с пессимизмом, которым в силу тех или иных обстоятельств может оказаться зараженной некоторая часть педагогического коллектива,— благородная задача каждого руководителя, каждого профессионального педагога. Ее успешное решение — одна из основ нравственно-педагогического прогресса.
Профессиональная самоотверженность Самоотверженность – это жертвование своими интересами ради общего блага. (С.И. Ожегов) Педагогический труд — сложный, творческий, потому что процесс обучения и воспитания не терпит шаблона, вынуждает учителя, каждый раз заново оценивая педагогическую ситуацию. Не считаясь со временем, он постоянно работает над повышением своей квалификации. Не случайно, как показали социологические исследования, объем свободного времени учителя сокращается при неуклонном его росте у представителей многих других профессиональных групп. Ярким образцом профессиональной самоотверженности является жизнь и смерть Януша Корчака, который отказался от предложения гитлеровцев покинуть обреченных на смерть воспитанников и остаться в живых. Время, которое затрачивали А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский на бесчисленные начинания и эксперименты, на воспитательную работу, не укладывалось в рамки времени, отведенного трудовым законодательством. Это, конечно, исключительные примеры педагогической самоотверженности. Но и среди рядовых учителей нередко встречаются подвижники святого и благородного дела обучения и воспитания детей. Профессиональная самоотверженность учителя проявляется: 1) в энтузиазме, 2) душевной щедрости по отношению к детям 3) заботе и сочувствии. Также к проявлениям профессиональной самоотверженности можно отнести 4) осмысление своих неудач и срывов, 5) помощь трудным детям требуют от него напряжения умственных сил, душевной энергии, предельной самоотдачи. В этом находит выражение одна из особенностей педагогической морали и, в частности, ее принципа профессиональной самоотверженности. Очень много времени отнимают у учителя послеурочные мероприятия: посещение детей на дому, родительские собрания, дополнительные занятия отстающими ит. п. Никакими уставами и инструкциями не предусмотрены душевная щедрость, сочувствие и забота, которыми учитель окружает ребенка, как не предусмотрены инструкциями повседневные родительские заботы. Педагогическая самоотверженность — это не единичное, исключительное явление, это жизненный принцип учителя, его нравственная позиция по отношению к своему труду, а через него и к обществу.
Патриотизм, толерантность и гражданственность Принцип патриотизма органически сочетает в себе любовь к Отечеству. Характер реализации этого принципа в педагогической среде подчиняется особому требованию — быть активно воспитывающим. Учитель, словесными и другими методами воспитывая детей, всей своей деятельностью олицетворяет патриота. Ему должно быть присуще, как писал В. А. Сухомлинский, патриотическое видение окружающего мира. Патриотизм учителя проявляется в его добросовестном труде, общественной активности, в сознательном отборе таких воспитательных средств, которые с наибольшей силой способны возбудить в сердцах детей гордость за свою великую Родину. Патриотизм должен носит толерантный характер. В этом его деятельная, активная и преобразующая сила. Учитель школы воспитывает учащихся в духе толерантности, отбрасывая все дикие и глупые национальные предрассудки. Огромная работа учительства, по воспитанию учащихся в духе солидарности, принятия, терпимости свидетельствует об толерантном характере воспитания подрастающего поколения в советской школе. Принцип патриотизма определяет содержание и политическую направленность нравственных идеалов, смысла жизни, нравственной свободы, долга, чести учителя. Принцип патриотизма имеют специфическое проявление в групповом сознании российских учителей, определяют требования к их деятельности и моральным качествам, необходимым для успешной работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Одно из важнейших требований к учителю — требование высокой гражданственности, которое в условиях педагогического труда перерастает в принцип педагогической морали. Основными слагаемыми гражданственности российского, учителя можно считать политическую грамотность; стремление нести знания детям; нетерпимое отношение к недостаткам и нравственным порокам, унижающим достоинство человеческой личности; обостренное чувство долга; стремление к повышению своей педагогической компетентности; активное участие в общественно-политической деятельности. Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь неразрывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает. Подобно врачу учитель не имеет морального права отказать в помощи любому, кто в ней нуждается. Он должен учить и воспитывать всех — сильных и слабых, прилежных и нерадивых, благополучных и трудных. Более того, учитель больше времени и сил тратит на тех, кто отстал в учении или оказался, как говорят, «педагогически запущенным». В том и заключается особенность морали учительства, что она предъявляет людям, посвятившим себя педагогическому труду, требование видеть в каждом ребенке, подростке, юноше или девушке достойного гражданина своей Родины.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (813)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |