Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы педагогической этики.



2019-12-29 813 Обсуждений (0)
Принципы педагогической этики. 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛЕКЦИЯ

 

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОРАЛИ И КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

План:

Принципы педагогической этики.

Категории педагогической морали.

Принципы педагогической этики.

Принцип гуманизм

 

Гуманизм — общий принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание и глубокое уважение прав, свободы и достоинств человека. Нормы, вытекающие из принципа гуманизма, обязывают учителя любить детей, уважать их достоинство, быть великодушным к их ошиб­кам и нетерпимым ко всему тому, что может искалечить их физически и нравственно. Гуманизм учителя — в за­боте о будущем детей, в стремлении подготовить их к трудовой и общественной деятельности.

Терпимое отношение к неумению детей сдерживать свои эмоции, уважение их человеческого достоинства вытекают из закона возрастной невменяемости, т. е. снятия с ребенка ответственности за те поступки, ре­зультаты которых он не мог предусмотреть из-за отсут­ствия жизненного опыта и знаний. Я. Корчак подчер­кивал, что воспитатель должен уметь подняться (а не снизойти) до уровня детского незнания.

В процессе реализации принципа гуманизма в педа­гогической деятельности есть опасность проявления лжегуманизма, источником которого становятся невер­но понимаемая доброта, игра в любовь к детям.

Из принципа гуманизма вытекает требование вза­имного уважения между учителем и учащимися. Ува­жение учителя укрепляет чувство собственного досто­инства ученика . Неуважение и недоверие причиняют ему много душевных страданий. Ребенок с тонким эмоцио­нальным миром от постоянной подозрительности и со­мнений в его добросовестности может стать грубым и несдержанным, а менее впечатлительный — равнодуш­ным к оценке и окрику, похвале и осуждению.

Требование взаимного доверия между учителем и учащимися диктует определенные нормы взаимоотно­шений: учитель должен строить работу с учащимися так, чтобы они не чувствовали себя под постоянным ужесточенным контролем. Выслушивая замечание по поводу недостойного поступка, ребенок должен чув­ствовать, что учитель верит в него, в то, что он может быть лучше; учитель должен доверять мнению коллек­тива учащихся, изучать это мнение, не подменять его своим, не обременять детей мелочной опекой.

Из общеметодологического принципа гуманизма в педагогической этике вытекает принцип, сформулиро­ванный А. С. Макаренко: как можно больше требова­тельности к человеку и как можно больше уважения к нему. Его реализация, на наш взгляд, предусматри­вает выполнение определенных требований. Так, учи­тель обязан:

1) терпимо относиться к мыслям и высказываниям де­тей даже тогда, когда их мнение не совпадает с обще­принятой точкой зрения или мнением учителя; не обры­вать ученика, а терпеливо, опираясь на факты, доказы­вать, в чем ошибочность его суждений;

2) пресекать попытки унижения человеческого досто­инства ученика;

3) не злоупотреблять доверием ребенка. Не использо­вать его в качестве информатора о поведении одно­классников;

4) не вынуждать ученика просить прощения у старших тогда, когда причиной возникновения конфликта был не он. Не угрожать ребенку, если он упрямо отказывается признать свою неправоту;

5) не допускать насмешек или выпадов по адресу уча­щихся, интимная тайна которых стала известна учителю;

6) тактично и последовательно вести борьбу не только с отдельными лентяями и нарушителями дисциплины, но и с ленью как следствием спячки ума, с разболтан­ностью как следствием пробелов в нравственном воспи­тании учащихся;

7) не превращать оценку в средство запугивания и не применять ее для наказания за плохое поведение на уроке;

8) не обращаться к родителям с просьбой наказать уче­ника за плохое поведение непедагогическими мерами;

9) учить детей чувствовать чужое горе, переживать не­удачи товарища как свои собственные, развивать способ­ность откликаться на чужое несчастье;

10) чутко относиться к учащимся, которые перенесли ду­шевную травму, сочувствовать детскому горю;

11) не напоминать ребенку о физических недостатках, о недостатках его родителей.

Соблюдение принципа гуманизма способствует росту авторитета учителя и обеспечивает успех его педагоги­ческой деятельности.

 

Педагогическая солидарность и коллективизм

 

Принцип солидарности коллективизма регулирует взаимоотноше­ния людей в процессе целенаправленной социально зна­чимой трудовой и иной деятельности.

Все учителя призваны решать одну и ту же задачу, и предметом их влияния является чело­веческая личность. Принцип коллективизма требует слияния индивидуальных усилий всех педагогов в единое русло. Коллективизм в педагогической морали пред­полагает глубокое осознание каждым учителем роли коллектива в нравственном развитии личности. Необхо­димость соблюдать единство педагогических требований и воздействий, поддерживать друг друга в решении сложных проблем воспитания породила особый прин­цип педагогической морали — принцип педагогической солидарности.

Педагогическая солидарность и коллективизм фор­мируются на основе единомыслия учителей, единства их нравственно-педагогических воззрений. Педагогиче­ская деятельность немыслима без профессионального сотрудничества, готовности прийти на помощь коллеге. Учительству свойствен дух самоува­жения и взаимоуважения, дух морально-психологическо­го единства, активного сопереживания за достижение общих целей.

Педагогическая солидарность предполагает стремле­ние учителя слаженно работать в коллективе, поддержи­вать деловые и доброжелательные отношения в нем, не­терпимо относиться к лжеколлективизму, групповщине и индивидуализму.

Если учитель своими действиями порочит коллектив, то коллеги имеют право привлечь его к ответственности за такое поведение.

Из принципа коллективизма вытекают специфиче­ские нормы, которые регулируют нравственные отноше­ния в педагогическом коллективе. Основные из этих норм сформулированы В. Н. Чернокозовой и И. И. Чернокозовым: «а) согласовывать свою педагогическую деятельность с деятельностью всего коллектива, б) стре­миться к их единству на основе общности целей и задач; в) осуждать равнодушие учителя к педагогическому коллективу и его стремление работать в одиночку; г) заботиться об укреплении коллектива и хороших взаимоотношений в нем; д) непримиримо относиться ко всем действиям, которые подрывают товарищеские отношения в коллективе, поощряют поклепы, сплетни, подозрительность; е) выступать против псевдоколлективизма во всех его проявлениях».

На наш взгляд, этот перечень норм можно допол­нить следующими:

o внимательно прислушиваться к мнению коллекти­ва, учитывать замечания товарищей по работе;

o делиться опытом работы с коллегами, проявляя осо­бое внимание к молодым учителям;

o осуждать всякое действие, которое направлено на подрыв авторитета коллектива и чести школы.

Укрепление и развитие педагогической солидарности в настоящее время приобретает все большее значение, т. к. педагогический процесс усложняется и требует со­гласованных усилий всех его участников; успешно решать ответственные задачи обучения, воспитания, развития может лишь коллектив единомышленников.

Педагогический оптимизм

Оптимизм — одна из важнейших черт активного мо­рально-психологического состояния человека, противо­положного пессимизму, упадку духа. «Оптимизм — воз­зрение на общий ход исторических изменений, согласно которому всегда существует возможность приблизить действительность к идеалу добра; убеждение в достиже­нии в конце концов его торжества над злом, а справед­ливости — над несправедливостью, в способности чело­века к безграничному социальному развитию и мораль­ному совершенствованию».

Оптимизм — это и определенное состояние человека и его практическая ориентация на благоприятное буду­щее, на достижение желаемых результатов, это светлая вера в торжество добра, в благополучный исход заду­манного, ожидаемого.

Одной из целей педагогической деятельности явля­ется формирование у подрастающего поколения именно такого воззрения, такой практической и ценностной ори­ентации. Естественно, для того чтобы сформировать убеждение в торжестве добра над злом, веру в способ­ность человека к моральному совершенствованию, педа­гог сам должен искренне верить в лучшее будущее, в торжество человеческого разума, добра и справедливо­сти, верить в ребенка, в его способности. Педагогический оптимизм — один из специфических принципов педагогической морали, тесно связанный с педагогическим гуманизмом,— регулирует отношение учителя к учащим­ся, к своему труду и к себе как представителю педаго­гической профессии. Он обусловлен особенностями учи­тельского труда, нацеленного на будущее.

Одним из важнейших стимулов деятельности учителя является его вера в то, что усилия не пропадут даром, что они прорастут добрыми всходами в сознании, характерах и поступках его учеников. Чтобы учитель смог заглянуть в завтрашний день своих непоседливых, ершистых, подчас непослушных питомцев, ему надо быть великим оптими­стом, способным верить в неисчерпаемые творческие воз­можности человека. Эта вера нужна учителю не только для того, чтобы его нелегкий труд приносил ему радость и удовлетворение. Она нужна и детям, т. к. вера учителя в их способности, интеллектуальные возможности — важ­нейший источник веры в себя, веры окрыляющей, вдох­новляющей на учебу, труд, самовоспитание. Таким образом, принцип педагогического оптимизма можно рассматривать как нравственное требование, как способ практической деятельности учителя и как один из крите­риев оценки результатов своего труда.

Принцип педагогического оптимизма обстоятельно охарактеризовал А. С. Макаренко: «Если ты чувству­ешь себя несчастным, первая твоя нравственная обязан­ность — никто об этом не должен знать... Найди в се­бе силы улыбаться, найди силы презирать несчастье... Найди в себе силы думать о завтрашнем дне, о будущем. А как только ты встанешь на этот путь, ты встанешь на путь предупреждения несчастий». Макаренко обосно­вал стройную теорию педагогического оптимизма, яв­ляющуюся одной из основных частей его «Методики организации воспитательного процесса» и названную им воспитанием перспективы.

«Истинным стимулом человеческой жизни,— писал Антон Семенович,— является завтрашняя радость. В пе­дагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и по­ставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные.

...Завтрашний день должен казаться обязательно луч­ше сегодняшнего в детском коллективе, состоящем из людей, еще неспособных надолго вперед располагать свои стремления и интересы»

Очень важно, чтобы в педагогическом коллективе, где работают молодые учителя, царила такая атмосфера, в которой бы они ощущали оптимистическую устремлен­ность коллег, веру в возможности решить поставленные перед коллективом задачи. Особенно велика роль в этом опытных, заслуженных учителей. Их опыт, профессио­нальные знания и уверенность цементируют идейно-нравственную атмосферу коллектива. Они никогда не останавливаются на достигнутом, не стареют духовно, потому что имеют оптимистическую перспективу, кото­рую как эстафету несут вступающим в жизнь поколе­ниям.

Педагогическая деятельность по своему духу несов­местима с пессимизмом — могильщиком прогрессивной творческой мысли, вечно живого педагогического дела. Поэтому борьба с пессимизмом, которым в силу тех или иных обстоятельств может оказаться зараженной неко­торая часть педагогического коллектива,— благородная задача каждого руководителя, каждого профессионального педагога. Ее успешное решение — одна из основ нравственно-педагогического прогресса.

 

Профессиональная самоотверженность

Самоотверженность – это жертвование своими интересами ради общего блага. (С.И. Ожегов)

Педа­гогический труд — сложный, творческий, потому что процесс обучения и воспитания не терпит шаблона, вы­нуждает учителя, каждый раз заново оценивая педаго­гическую ситуацию. Не считаясь со временем, он постоянно работает над повышением своей квалификации. Не случайно, как показали социологические исследования, объем свобод­ного времени учителя сокращается при неуклонном его росте у представителей многих других профессиональ­ных групп.

Ярким образцом профессиональной самоотверженно­сти является жизнь и смерть Януша Корчака, который отказался от предложения гитлеровцев покинуть обре­ченных на смерть воспитанников и остаться в живых. Время, которое затрачивали А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский на бесчисленные начинания и эксперимен­ты, на воспитательную работу, не укладывалось в рам­ки времени, отведенного трудовым законодательством. Это, конечно, исключительные примеры педагогической самоотверженности. Но и среди рядовых учителей не­редко встречаются подвижники святого и благородного дела обучения и воспитания детей.

Профессиональная самоотверженность учителя про­является: 1) в энтузиазме, 2) душевной щедрости по отношению к детям 3) заботе и сочувствии. Также к проявлениям профессиональной самоотверженности можно отнести 4) осмысление своих неудач и срывов, 5) помощь трудным детям требуют от него напряжения умственных сил, ду­шевной энергии, предельной самоотдачи. В этом нахо­дит выражение одна из особенностей педагогической морали и, в частности, ее принципа профессиональной самоотверженности. Очень много времени отнимают у учителя послеурочные мероприятия: посещение детей на дому, роди­тельские собрания, дополнительные занятия отстаю­щими ит. п.

Никакими уставами и ин­струкциями не предусмотрены душевная щедрость, со­чувствие и забота, которыми учитель окружает ребенка, как не предусмотрены инструкциями повседневные родительские заботы.

Педагогическая самоотверженность — это не единич­ное, исключительное явление, это жизненный принцип учителя, его нравственная позиция по отно­шению к своему труду, а через него и к обществу.

 

Патриотизм, толерантность и гражданственность

Принцип патриотизма органически соче­тает в себе любовь к Отечеству.

Характер реализации этого принципа в педагогической среде под­чиняется особому требованию — быть активно воспи­тывающим. Учитель, словесными и другими методами воспитывая детей, всей своей деятельностью олицетво­ряет патриота.

Ему должно быть присуще, как писал В. А. Сухом­линский, патриотическое видение окружающего мира. Патриотизм учителя проявляется в его добросовестном труде, общественной активности, в сознательном отбо­ре таких воспитательных средств, которые с наибольшей силой способны возбудить в сердцах детей гордость за свою великую Родину. Патриотизм должен носит толерантный характер. В этом его дея­тельная, активная и преобразующая сила.

Учитель школы воспитывает учащихся в духе толерантности, отбрасы­вая все дикие и глупые национальные предрассудки.

Огромная работа учительства, по воспитанию учащихся в духе солидарности, принятия, терпимости сви­детельствует об толерантном характере вос­питания подрастающего поколения в советской школе.

Принцип патриотизма определяет содержание и политическую направленность нравственных идеалов, смысла жизни, нравственной свободы, долга, чести учителя.

Принцип патриотизма имеют специфическое проявление в групповом сознании российских учителей, определяют требования к их деятельности и моральным качествам, необходимым для успешной работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи.

Одно из важнейших требований к учителю — требование высокой гражданственности, которое в условиях педагогического труда перерастает в прин­цип педагогической морали. Основными слагаемыми гражданственности российского, учителя можно считать политическую грамотность; стре­мление нести знания детям; нетерпимое отношение к недостаткам и нравственным порокам, унижающим достоинство человеческой лично­сти; обостренное чувство долга; стремление к повыше­нию своей педагогической компетентности; активное участие в общественно-политической деятельности. Учи­тель-гражданин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь неразрывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает.

Подобно врачу учитель не имеет морального права отказать в помощи любому, кто в ней нуждается. Он должен учить и воспитывать всех — сильных и слабых, прилежных и нерадивых, благополучных и трудных. Более того, учитель больше времени и сил тратит на тех, кто отстал в учении или оказался, как говорят, «педагогически запущенным». В том и заклю­чается особенность морали учительства, что она предъявляет людям, посвятившим себя педагогиче­скому труду, требование видеть в каждом ребенке, под­ростке, юноше или девушке достойного гражданина своей Родины.



2019-12-29 813 Обсуждений (0)
Принципы педагогической этики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы педагогической этики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (813)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)