Педагогическая совесть
Совесть — это, образно говоря, общественный представитель в сознании учителя, строго контролирующий соблюдение им нравственных предписаний, вытекающих из профессионального педагогического долга.
Совесть — это внутренний регулятор поведения человека. Ее основой является веление глубоко осознанного общественного долга. Педагогическая совесть побуждает учителя учить, воспитывать и просвещать людей, используя свои знания, опыт и способности. Учитель делает все от него зависящее, предписанное и непредписанное педагогическими инструкциями, чтобы результат образования и воспитания был максимально высоким. Совесть— это саморегулятор педагогической ориентации учителя. По ней сверяется соответствие поступков учителя педагогическому идеалу. У учителя, который не имеет педагогического призвания, который не может дать того, чего ожидают от него ученики, общество, который работает ради обеспечения своего существования, совесть нечистая. Педагогическая совесть велит учителю забывать о мелких обидах, причиненных воспитанниками, и самым строгим судом судить себя за те изъяны в обучении и воспитании, которые обнаруживаются в знаниях и поведении учеников. Если добросовестность токаря может проверить ОТК, то добросовестность учителя, как правило, под его собственным контролем. Учитель может провести в присутствии инспектора районо заранее отрепетированный с детьми урок, и инспектор этого не обнаружит. Вот почему предельная честность и порядочность — мерило педагогической совести. Педагогическая совесть многообразна в своем конкретном проявлении: Ø она удерживает от антипедагогических действий, Ø не дает покоя, если, несмотря на все старания, ребенок плохо учится или его поведение противоречит общественным нормам, Ø заставляет бросить личные дела и идти во внеурочное время к нему домой. Педагогическая совесть стимулирует развитие особой педагогической интуиции. Учителю важно не только разумом постичь, но и сердцем прочувствовать свои промахи и ошибки. ü Собственная оплошность или промах товарища по работе порой вызывает у учителя чувство стыда. Стыд, как говорил К. Маркс,— это гнев, обращенный внутрь себя. Специфика этого чувства в педагогической морали в том, что оно имеет активный характер. Настоящий учитель всегда переживает стыд по поводу бестактности, допущенной его воспитанниками и коллегами. Этот внутренний гнев, освещенный желанием поднять выше, сделать чище человека, совершившего недобрый поступок, оказывает большое эмоциональное воздействие на учащихся. Стыд — это нравственный барометр совести. У воспитанного человека он всегда реагирует на отступление от моральных норм. ü Совесть учителя является выражением его внутренней этической культуры. Как отражение личного отношения к собственным поступкам она носит действенный характер и активно влияет на формирование представлений детей о трудовой совести и чести. Поэтому совесть учителя должна быть чистой и неподкупной, чтобы он имел моральное право пресекать недостойное поведение других. Специфика педагогического труда побуждает учителя быть под постоянным личным контролем, смотреть на себя со стороны глазами учащихся, их родителей. Обостренное чувство ответственности учителя за свои поступки порождено тем, что он проектирует личность, которой принадлежит будущее. Любая сделка учителя с совестью — опасное явление не только для тех, кто его окружает, но и для всего общества. ü Педагогическая совесть — это сознание учителем ответственности не только за свои поступки, поведение, но также за поступки, поведение и будущую деятельность тех, кого он призван подготовить к честному жизненному пути. Педагогический авторитет Педагогическая деятельность учителя может быть успешной, если он пользуется высоким авторитетом среди учащихся, своих коллег и родителей. Авторитет учителя— это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Авторитет следует рассматривать и как форму проявления нравственно-психологических связей учителя с педагогическим коллективом и родительской общественностью. Он зависит от всего комплекса личных и профессиональных качеств педагога и отношения его к общественным ценностям. Слово «авторитет» в переводе с латинского языка — достоинство, сила, власть, влияние. В этике это понятие означает силу, власть, влияние, которые основаны не на принуждении, а на общественном признании моральных достоинств личности или коллектива. В системе образования авторитет школы не может автоматически обеспечивать формирование и поддержание авторитета учителя, который зависит от деловых и моральных качеств человека, нравственных отношений в школьном коллективе, деятельности органов народного образования, местных советских, партийных и других общественных организаций, поддерживающих престиж педагогической профессии. Моральный авторитет — это сила воздействия человека на других, опирающаяся на нравственные достоинства, которые приобретены человеком в процессе общественной практики. Моральный же авторитет учителя заключается в общепризнанном влиянии его личности на других людей, в первую очередь на учащихся и коллег. Педагогический авторитет основан на наличии высоких моральных качеств, на действиях, отвечающих нормам и требованиям педагогической морали. В процессе социологических исследований, высокую оценку получили такие нравственные качества учителя, как справедливость и честность, любовь к детям и понимание социальной ценности своей профессии, уважение личности ребенка, сочетающееся с требовательностью к нему, трудолюбие и высокая общественная активность, самокритичность и добросовестное выполнение своего профессионального долга, готовность помочь ребенку стать лучше, постоянный поиск и творческое вдохновение, а также чувство ответственности за воспитание подрастающего поколения. У каждого учителя, пользующегося заслуженным авторитетом у ребят, коллег, руководителей, есть особые заслуги, но объединяет этих учителей одно — высокая моральная ответственность за судьбу тех, кому принадлежит будущее, кого им доверили учить и воспитывать. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе, политической и общеобразовательной подготовкой, общественной активностью учителя, методами работы с родителями, поведением в быту, умением доброжелательно указать на ошибки товарищам по работе и своим воспитанникам, педагогическим тактом и т. д. При этом следует подчеркнуть, что достаточно отсутствия одного из названных компонентов, и над авторитетом учителя нависнет угроза разрушения. Моральный авторитет учителя в настоящее время зависит не только от глубокого знания своего предмета. Так, для учащихся младших классов учитель — это человек, который знает не только язык и математику, это человек, который знает все. А пытливые, задиристые подростки нередко устраивают «экзамен» не только новичкам-педагогам, но и тем, у кого за плечами немалый жизненный путь и стаж педагогической работы. И не выдержи учитель этого «экзамена» — авторитет его подорван. Следовательно, важное слагаемое высокого авторитета учителя — эрудиция, умение в каждом явлении, в каждом факте показать детям стройную картину мироздания, открыть им сложный мир человеческих отношений. Наряду с глубиной знаний важным условием педагогического авторитета является методическое мастерство учителя, его умение интересно, глубоко и доступно излагать материал на уроках, эффективно и целенаправленно проводить воспитательные мероприятия. Вместе с тем известно, что некоторые учителя могут виртуозно проводить уроки, прекрасно владеть программным материалом, быть эрудированными, но не пользоваться авторитетом у ребят. В чем дело? Инспектора и руководители школы в восторге от учителя, а ученики его недолюбливают. Дело в том, что такой учитель нередко всецело поглощен сознанием своего превосходства и не замечает, как своей эрудицией, тоном объяснения подавляет ребят. Такому учителю, как правило, ученики не задают вопросов, потому что могут услышать от него реплику, не лишенную снисходительности, а то и презрения: «Вы и этого не знаете? Так что же вы знаете вообще?» А иногда учитель ответит на вопрос, но в голосе его ученики почувствуют либо безысходную тоску (из-за того, что достались ему непонятливые дети), либо превосходство над ними. Важнейшей особенностью педагогического авторитета является любовь учителя к своему делу. Влюбленный в свой предмет учитель часто заражает этим чувством и ребят, и по окончании школы многие из них идут по его стопам: становятся учителями, выбирают профессию, связанную с предметом, который вел любимый учитель. Это авторитет подражания в лучшем смысле слова. Авторитет подражания может быть и ложным. Он проявляется у ребят уже в младшем школьном возрасте, особенно у активистов. Иногда староста класса проводит собрание и старается держаться на нем так же, как учитель, задает вопросы ученикам с таким видом, как будто ранее с ними не встречался, не играл час тому назад на школьном дворе. Завоевать авторитет на всю жизнь невозможно. Он должен постоянно укрепляться. Поиски путей укрепления педагогического авторитета приводят исследователей к выяснению причин его падения. Назовем основные из них. ü Консерватизм во взглядах, стереотипность мышления — самый мощный из факторов, способствующих падению авторитета учителя. Привычка становится сильнее здравого смысла и педагогического этикета учителя, которому бы хотелось, чтобы во всем, в том числе и в моде, была раз и навсегда принятая норма. ü В педагогической практике можно встретиться и с таким уродливым с точки зрения морали явлением, как конфликт авторитетов. Конфликт авторитетов — это своеобразный могильщик деловых отношений. В основе его лежит зависть к успехам другого человека. В неправой борьбе не укрепляются, а разрушаются авторитеты, разрушаются, по существу, педагогические коллективы. ü Как показали наши исследования, основными причинами зарождения и развития конфликтов чаще всего являются слабая морально-этическая подготовка учителей. ü Низкий авторитет педагогического коллектива в целом. Любой педагогический коллектив должен вести решительную борьбу и за моральный авторитет коллектива, и за авторитет каждого педагога. Это одно из основных требований педагогической морали. И чем принципиальнее эта борьба, тем здоровее коллектив, тем лучше настроение каждого работающего в нем. ü Нередко учитель, стремясь завоевать авторитет среди учащихся, идет у них на поводу, снижает требования к ним, завышает оценки. Такие действия не укрепляют его авторитет ни в учительском, ни в ученическом коллективе. ü Наиболее распространенной причиной гибели морального авторитета учителя является нарушение им педагогического такта. Неуважение личности ученика может проявляться не только в грубой форме обращения, окрике, оскорблении, но и в невнимательном отношении к мнению детского коллектива, к нуждам и запросам подростков, в неуважительном отношении к их дружбе. ü Нельзя завоевать подлинного авторитета, возвышая свои достоинства и унижая достоинства окружающих. Это аксиома. Однако в педагогической деятельности необходимо большее: уметь оценивать успехи коллег и критически относиться к своим поступкам и действиям, признавать свои ошибки и быть готовым исправить их! ü Некоторые учителя недооценивают необходимости признания своих ошибок. А между тем именно признание ошибок поднимает авторитет учителя. Он может чего-то не знать, может ошибиться. Но нет ничего более пагубного, чем пытаться оправдать ошибку или упорствовать, отстаивая ее.
Современные учащиеся предъявляют высокие требования к личности учителя, к уровню его гражданского самосознания и педагогической культуры, к его профессиональной подготовленности и деловитости. Поэтому учителю следует помнить, что его авторитет держит пожизненный экзамен .
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1286)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |