Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогическая справедливость



2019-12-29 2544 Обсуждений (0)
Педагогическая справедливость 4.67 из 5.00 3 оценки




Справедливость — одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из самых важных катего­рий этики. В общей теории морали категория справедливости связана в основном с идеей равенства.

Педагогическая справедливость – это мера объективности оценок и отношений педагога к личностным качествам, поведению, поступкам и действиям воспитуемых

Педагогическая справедливость - беспристрастное, объективное отношение педагога к ученикам, основанное на любви и уважении к воспитанникам, абстрагированное от личностных симпатий и антипатий.

ü В педагогической этике понятие справедливости, по­мимо общих черт, имеет специфические. Справедливость в педагогической морали представляет собой своеобраз­ное мерило объективности учителя, уровня его нравст­венной воспитанности (доброты, принципиальности, че­ловечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т. д. Следовательно, справедливость, с одной стороны, воспринимается как нравственное каче­ство учителя, с другой — как оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Категорией справедливости оцениваются такие дейст­вия и поступки учителя, такое отношение к учащимся и всем членам педагогического коллектива, которые ис­ключают предвзятость, волюнтаризм, неоправданное и незаслуженное предпочтение одних лиц другим.

ü В педагогической этике понятие справедливости име­ет свою специфику. Если в общей теории морали оно связано в основном с идеей равенства, то в педагогиче­ской морали это равенство не выступает в чистом виде. «Справедливость — это основа доверия ребенка к вос­питателю. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка»,— писал В. А. Сухомлинский

Категорией справедливости оцениваются социально значимые и общественно необходимые дидактико-воспитательные действия учителя, определяется соответствие его заслуг уважению и признанию, которые воздают ему педагогический и детский коллективы.«Справедливый человек» — это лучшая похвала лю­бому гражданину. «Справедливый педагог» — это боль­ше, чем похвала. Это оценка моральных и деловых качеств человека. Это уважение и признание ума и чело­вечности, принципиальности и бескомпромиссности.

Справедливость тесно связана с понятием добра. Нет добра без справедливости. Но добро шире справедливо­сти. Справедливость можно считать миниму­мом добра в том смысле, что она тоже добро. В моральном сознании учителя справедливость играет роль оценки достоинств и заслуг человека, вы­ступает своеобразным мерилом объективности этой оцен­ки, ее соответствия конкретным делам.

Представленное выше поле смыслов принципа справедливости и следствий из него позволяет сформулировать совокупность соответствующих критериев. Эта совокупность неоднородна, она содержит следующие пять групп критериев.

1. Критерии качества условий образовательной деятельности.

  • Условия образовательной деятельности, формирующие одинаковые возможности для всех участников образовательной деятельности.
  • Условия образовательной деятельности, обеспечивающие одинаково уважительные взаимоотношения всех участников.
  • Условия образовательной деятельности, направленные на сохранение личного достоинства всех участников.
  1. . Критерии оценивания хода и результатов деятельности.
  • Равенство подходов к оценке деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса.
  • Стабильность принципов оценивания хода и результатов образовательной деятельности.
  • Открытость системы критериев, используемых для оценивания хода и результатов образовательной деятельности.
  • Независимость оценки деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса от его пола, расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, происхождения и т.п.
  • Независимость оценки деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса от личного отношения к участнику и от его личных качеств.
  1.  Критерии безопасности участников.
  • Защищенность всех участников образовательного процесса от публичных унижений, оскорблений, угроз и недоброжелательного отношения.
  1.  Критерии качества участников.
  • Способность признать заслуги другого как объективное основание для оценивания деятельности и достижений.
  • Готовность в равной мере уважать собственные оценки и оценки других участников образовательного процесса.
  • Способность уважать права и достоинства других участников образовательного процесса.
  • Владение умениями оценить качество собственной деятельности и достижений.
  • Владение умениями соотнести качество собственной деятельности и достижений с качеством деятельности и достижений других участников образовательного процесса.
Учителю важно помнить, что: Ø Справедливость учителя важна как при оценке зна­ний, так и поступков учащихся. Оценку, не учитываю­щую мотивов совершенного поступка, дети воспринима­ют как несправедливую. Ø «Парадоксальность дидактогений,— подчеркивал В, А. Сухомлинский,— заключается в том, что они быва­ют только в школе — в том священном месте, где гуман­ность должна стать важнейшей чертой, определяющей взаимоотношения между детьми и учителем... Дидактогений — детище несправедливости. Неспра­ведливое отношение родителей или учителя к ребенку имеет множество оттенков. Это прежде всего равноду­шие. Нет ничего опаснее для становления нравственных и волевых сил ребенка, чем безразличие учителя к его успеваемости. Затем — окрик, угроза, раздраженность, а у людей, не обладающих педагогической культурой,— даже злорадство: вот ты не знаешь, давай сюда дневник, я тебе поставлю двойку, пусть родители полюбуются, ка­кой у них сын...» (Сухомлинский). Ø В. А. Сухомлинский настоятельно подчеркивал, что предупреждение дидактогений зависит от нравственной и педагогической культуры учителей и родителей. Глав­ной чертой ее должно быть понимание духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, что его горе, его обиды и страдания готовы разделить. Ø Если учитель, поставив несправедливую, по глубоко­му убеждению ученика, оценку, сообщает об этом роди­телям с соответствующими комментариями, ребенок оже­сточается и против учителя, и против школы, охладевает к учению. «Трудно представить что-либо другое, в боль­шей мере уродующее душу ребенка, чем эмоциональная толстокожесть, порожденная несправедливостью. Испы­тывая безразличное к себе отношение, ребенок теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих его людях доброе и что злое. В его сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это — самый главный источник озлобленности» (Сухомлинский). Ø Ни в одном виде деятельности несправедливость не наносит такого вреда и морального ущерба, как в педа­гогической. Несправедливость учителя в большом и ма­лом не просто оставляет глубокую рану в душе ребенка. В конечном итоге она подрывает авторитет школы, по­рождает недоверие у детей к старшему поколению. По­этому учитель всегда должен быть образцом справедли­вости во всех делах и поступках.


2019-12-29 2544 Обсуждений (0)
Педагогическая справедливость 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Педагогическая справедливость

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2544)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)