Справедливость — одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из самых важных категорий этики. В общей теории морали категория справедливости связана в основном с идеей равенства.
Педагогическая справедливость – это мера объективности оценок и отношений педагога к личностным качествам, поведению, поступкам и действиям воспитуемых
|
Педагогическая справедливость - беспристрастное, объективное отношение педагога к ученикам, основанное на любви и уважении к воспитанникам, абстрагированное от личностных симпатий и антипатий.
ü В педагогической этике понятие справедливости, помимо общих черт, имеет специфические. Справедливость в педагогической морали представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т. д. Следовательно, справедливость, с одной стороны, воспринимается как нравственное качество учителя, с другой — как оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Категорией справедливости оцениваются такие действия и поступки учителя, такое отношение к учащимся и всем членам педагогического коллектива, которые исключают предвзятость, волюнтаризм, неоправданное и незаслуженное предпочтение одних лиц другим.
ü В педагогической этике понятие справедливости имеет свою специфику. Если в общей теории морали оно связано в основном с идеей равенства, то в педагогической морали это равенство не выступает в чистом виде. «Справедливость — это основа доверия ребенка к воспитателю. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка»,— писал В. А. Сухомлинский
Категорией справедливости оцениваются социально значимые и общественно необходимые дидактико-воспитательные действия учителя, определяется соответствие его заслуг уважению и признанию, которые воздают ему педагогический и детский коллективы.«Справедливый человек» — это лучшая похвала любому гражданину. «Справедливый педагог» — это больше, чем похвала. Это оценка моральных и деловых качеств человека. Это уважение и признание ума и человечности, принципиальности и бескомпромиссности.
Справедливость тесно связана с понятием добра. Нет добра без справедливости. Но добро шире справедливости. Справедливость можно считать минимумом добра в том смысле, что она тоже добро. В моральном сознании учителя справедливость играет роль оценки достоинств и заслуг человека, выступает своеобразным мерилом объективности этой оценки, ее соответствия конкретным делам.
Представленное выше поле смыслов принципа справедливости и следствий из него позволяет сформулировать совокупность соответствующих критериев. Эта совокупность неоднородна, она содержит следующие пять групп критериев.
1. Критерии качества условий образовательной деятельности.
- Условия образовательной деятельности, формирующие одинаковые возможности для всех участников образовательной деятельности.
- Условия образовательной деятельности, обеспечивающие одинаково уважительные взаимоотношения всех участников.
- Условия образовательной деятельности, направленные на сохранение личного достоинства всех участников.
- . Критерии оценивания хода и результатов деятельности.
- Равенство подходов к оценке деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса.
- Стабильность принципов оценивания хода и результатов образовательной деятельности.
- Открытость системы критериев, используемых для оценивания хода и результатов образовательной деятельности.
- Независимость оценки деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса от его пола, расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, происхождения и т.п.
- Независимость оценки деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса от личного отношения к участнику и от его личных качеств.
- Критерии безопасности участников.
- Защищенность всех участников образовательного процесса от публичных унижений, оскорблений, угроз и недоброжелательного отношения.
- Критерии качества участников.
- Способность признать заслуги другого как объективное основание для оценивания деятельности и достижений.
- Готовность в равной мере уважать собственные оценки и оценки других участников образовательного процесса.
- Способность уважать права и достоинства других участников образовательного процесса.
- Владение умениями оценить качество собственной деятельности и достижений.
- Владение умениями соотнести качество собственной деятельности и достижений с качеством деятельности и достижений других участников образовательного процесса.
Учителю важно помнить, что:
Ø Справедливость учителя важна как при оценке знаний, так и поступков учащихся. Оценку, не учитывающую мотивов совершенного поступка, дети воспринимают как несправедливую.
Ø «Парадоксальность дидактогений,— подчеркивал В, А. Сухомлинский,— заключается в том, что они бывают только в школе — в том священном месте, где гуманность должна стать важнейшей чертой, определяющей взаимоотношения между детьми и учителем... Дидактогений — детище несправедливости. Несправедливое отношение родителей или учителя к ребенку имеет множество оттенков. Это прежде всего равнодушие. Нет ничего опаснее для становления нравственных и волевых сил ребенка, чем безразличие учителя к его успеваемости. Затем — окрик, угроза, раздраженность, а у людей, не обладающих педагогической культурой,— даже злорадство: вот ты не знаешь, давай сюда дневник, я тебе поставлю двойку, пусть родители полюбуются, какой у них сын...» (Сухомлинский).
Ø В. А. Сухомлинский настоятельно подчеркивал, что предупреждение дидактогений зависит от нравственной и педагогической культуры учителей и родителей. Главной чертой ее должно быть понимание духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, что его горе, его обиды и страдания готовы разделить.
Ø Если учитель, поставив несправедливую, по глубокому убеждению ученика, оценку, сообщает об этом родителям с соответствующими комментариями, ребенок ожесточается и против учителя, и против школы, охладевает к учению. «Трудно представить что-либо другое, в большей мере уродующее душу ребенка, чем эмоциональная толстокожесть, порожденная несправедливостью. Испытывая безразличное к себе отношение, ребенок теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих его людях доброе и что злое. В его сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это — самый главный источник озлобленности» (Сухомлинский).
Ø Ни в одном виде деятельности несправедливость не наносит такого вреда и морального ущерба, как в педагогической. Несправедливость учителя в большом и малом не просто оставляет глубокую рану в душе ребенка. В конечном итоге она подрывает авторитет школы, порождает недоверие у детей к старшему поколению. Поэтому учитель всегда должен быть образцом справедливости во всех делах и поступках.
|