Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика психофизических особенностей детей с речевой патологией



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Характеристика психофизических особенностей детей с речевой патологией 0.00 из 5.00 0 оценок




Воспитателя спец. группы

Первая категория

МДОУ «Улыбка», г. Нерюнгри

Ул. Сосновая 6/1, т. 6-95-07

Реферат на тему «Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи»

 

           

Содержание

 I. Введение

1.1. Актуальность темы                                                                         3

1.2. Характеристика психофизических особенностей детей

с речевой патологией                                                                                     5

1.3. Теоретическое обоснование                                                           6

II. Основная часть

2.1. Методы и приёмы развития психомоторных функций               8

 III. Заключение                                                                                               11

Список литературы                                                                                          13

Приложение

Введение

 

Актуальность темы

В современном обществе заметно повышается значение речи в интеллектуальном и духовном развитии человека. Речь является важнейшим средством овладения знаниями, предпосылкой обучения и развития ребёнка, а также непременным условием и компонентом любой деятельности – теоретической и практической, коллективной и индивидуальной.

Особенно остро проблема развития речи стоит перед педагогами логопедических групп детского сада, в которые входят дети с различными речевыми отклонениями.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаза ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

В.А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Процесс овладения речью долгий и трудный, требующий значительных усилий педагогов и самого ребёнка. Практика показывает, что для достижения положительного результата недостаточно усилий одного специалиста. Необходимо взаимодействие всех педагогов – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя (где логопед выступает в роли организатора и координатора всего коррекционно-развивающего процесса).

Учитывая важность задачи, перед нами встала проблема: найти такие формы и методы взаимодействия и воздействия, которые бы способствовали развитию речевых умений детей с учётом особенностей их развития, а также всестороннему гармоническому развитию дошкольников.            

 

Характеристика психофизических особенностей детей с речевой патологией

Обычно дети с недоразвитием речи отстают в своих возможностях от собственных потребностей, которые недостаточно стимулируют развитие речи. Желание ребёнка замаскировать свой дефект, боязнь трудных звуков, страх перед непониманием и насмешками окружающих приводят к тому, что он старается упростить или ограничить свою речевую практику. Следствием является не только задержка развития коммуникативных навыков, но и нарушения в общем психоэмоциональном развитии.

Для детей с речевыми нарушениями характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

· нарушены внимание, память, восприятие;

· нарушена артикуляционная и пальцевая моторика;

· недостаточно сформировано словесно-логическое мышление;

· наблюдается дискоординация, слабость движений, а также повышенная утомляемость;

· недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера.

Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырёх предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках – шутках; не всегда выделяют предметы или слова по данному признаку. Им трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объёме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции. Это и приводит к нарушениям звукопроизношения.

Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков АПНРФ (А.В. Антакова - Фомина, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина). У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отмечаются неточностью и несогласованностью.

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков, при отгадывании несложных загадок.

Наиболее важными для детей логопедической группы являются: тренировка наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазий, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки, способности сдерживать аффекты, развитие общей и тонкой пальцевой и артикуляционной моторики.

 



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Характеристика психофизических особенностей детей с речевой патологией 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика психофизических особенностей детей с речевой патологией

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)