Методы и приёмы развития психомоторных функций
В классическом массаже используются четыре основных приёма: поглаживание, разминание, растирание, постукивание. В гимнастике и массаже пальцев важно сочетать приёмы сжатия, растягивания и расслабления. По этим принципам построена программа пальчикового тренинга М.С. Рузиной (Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг). В её основе лежат пальчиковые игры различных времён и народов. В работе с детьми можно применять такие массажи пальцев рук как: «Моем руки», «Массаж подушечек пальцев», «Массаж фаланг пальцев», «Массаж прижимающий», «Щелчки», «Потягивание за кончики пальцев», «Цепочки», и т.д. В дошкольном учреждении массаж полезно проводить перед каждым занятием рисования, после занятий, требующих напряжённой работы мелкой мускулатуры пальцев (вышивание, работа с мелкими предметами, лепка). Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрительного анализатора, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений. Кинестетический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (штриховка, обводка, рисование) – эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков. А повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, являющихся основой подготовки рук ребёнка к обучению письму, развивает компенсаторные возможности мышечного чувства, учит детей рациональному использованию зрительного восприятия (тифлопедагог Т.В. Мельникова). Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как не ведущая рука оказывается ущербной. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой рукой. Так в упражнениях типа «Собери монетки» ребенок по заданию педагога действует сначала правой рукой, а затем левой, что способствует развитию функций захвата и скоординированности работы пальцев рук. В процессе наблюдения педагог может определить ведущую руку ребенка, а также скорость выполнения задания каждой рукой. Упражнения по перебиранию чёток или бус (лучше использовать природный материал – дерево, жёлуди, орехи и т.д.) позволяют сосредоточить внимание на форме перебираемых чёток, постепенно снижая (для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличивая темп (для детей с замедленным темпом деятельности). Перебирание чёток нормализует ритм дыхания, успокаивает. Полезно перебирать чётки или бусы, сопровождая движение рук речью – чтением стихотворения либо скороговорками [6]. Выкладывая всевозможные дорожки из семечек, бусин, косточек и другого материала, можно использовать порядковый счет, сочинять рифмованные строки, которые помогают выработать у ребенка размеренность, ритмичность движений, а также закрепить навыки прямого и обратного счета. В процессе работы с природным и бросовым материалом особый интерес у детей вызывают задания творческого характера. Например, выложить на пластилиновой дощечке снежинку, используя бусины или стеклярус одного цвета, чередуя предметы по цвету, величине, форме в определенной последовательности, ориентируясь на схему; выполнить сюжетную картину по замыслу, используя крупы, выкрашенные в разный цвет и др. подобные задания. Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения: расстегивание и застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж. Приёмы могут быть разными, важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приёмов направлен на развитие ребёнка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции. Введение в подобные задания элементы соревнования значительно повышает интерес детей к заданию, служит дополнительным стимулом выполнения задания качественно и быстро. Например, в конкурсе «Длинная коса» мальчикам предложить заплести косы куклам, а девочкам оценить качество выполнения задания. Для девочек тоже задание можно дать с установкой выполнения на скорость. Хороший эффект дают задания на прорисовывание пальцами на различных поверхностях: шероховатых, гладких, бархатистых; рисование по мокрому; рисование на подносе, засыпанном мелкой крупой (манной) и др. Оптимальным оказалось использование физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением или продолжительным нахождением в статическом положении. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Помимо включения речи, в пальчиковую гимнастику полезно включать и общие движения, ритмично сочетая их со словом и движениями пальцев рук, например, упражнения типа «Веселый зоопарк», в котором дети по речевой инструкции пальцами и движениями тела передают образ заданного животного. Традиционно на физкультминутках движения сопровождаются речью детей. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Это изображения зайцев, собак, кошек, деревьев и т.п. Такая необычная игровая деятельность вызывает у ребят ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой, это позволяет предельно мобилизировать детское внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.
Заключение Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики и физкультминуток воспитателем на занятиях играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Такой подход позволяет: 1. Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей. 2. Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью. 3. Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма. 4. Научить различным способам снятия мышечного напряжения и разминки. Популярность пальчиковых игр в последние годы совершенно оправданна по целому ряду причин. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие заняты на работе. Да и дети сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают теле – аудио – видео… и т.д. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезывания и т.д.). Именно поэтому целесообразно использовать данный вид детской деятельности как можно чаще, применяя для этого всевозможные средства и материалы, совмещая тренинг со словом, музыкой, движением. Творческий подход педагога к использованию игр для пальцев, просвещение и обучение родителей дошкольников помогут ребенку в овладении необходимых навыков мелкомоторной координации и чувствительности, будут способствовать развитию графических навыков. Список литературы 1. Аверина И.В. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006. 2. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006. 3. Вёльфль А., Уффельман П. Теоретические основы и практика поведения коррекционного курса для детей с отклонениями в поведении. – М.: Академия, 2004. 4. Ганичева И.В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004. 5. Круглова Н.Ф. Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения – М.: Вербум – 2004. 6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007. 7. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 8. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004
Приложение 1
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |