Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-психологическое понятие «карьера». Основные стадии и этапы карьеры



2019-12-29 268 Обсуждений (0)
Социально-психологическое понятие «карьера». Основные стадии и этапы карьеры 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

Закрепленное в конституции нашей страны много десятилетий назад равноправие женщин кардинально изменило их положение в обществе. Например, в 1989 году в бывшем СССР 61% людей с высшим образованием были женщины. Однако оно также стало барьером для исследования социально-психологических проблем, связанных с самореализацией женщин. Официально эти проблемы перестали существовать, разрешились, то есть как бы исчез предмет исследований и помощи. Последнее десятилетие развеяло иллюзию и выявило истинное положение женщин в России, которое и до этого не являлось секретом, но не было предметом исследований в психологии.

В современном мире возрастает роль женщины в профессиональной деятельности. Статистические данные показывают, что возрастает число женщин, занимающих руководящие должности. В тоже время психология женской карьеры, факторы, влияющие на становление карьеры женщины, гендерные особенности трудовой мотивации, изучаются пока недостаточно.

    Среди отечественных и зарубежных психологов, занимавшихся исследованием данной проблемы, можно отметить Д. Сьюпера, М.В. Сафонову, С.Н. Паркинсона, Д. Осгуда, М. Палуди, Д. Невила, Л.Хоффмамна, Б. Берга, К. Хорни.

Актуальность данной темы заключается в том, что  в современном мире недостаточно внимания уделяется проблеме развития женской карьеры. Американские психологи Н. Бец и Л. Фитцжеральд считают, что такое пренебрежение к психологии карьеры женщин – результат широко распространенных убеждений. Одно из них – представление о материнской обязанности, то есть о том, что главная цель в карьере женщины – это ее домашние заботы и воспитание детей.

    Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения факторов, влияющих на профессиональное определение женщины.  

Цель исследования – анализ психологических  особенностей женской карьеры.

Объект – специфика построения женской карьеры.

Предмет –  факторы способствующие и препятствующие построению женской карьеры.

 Задачи исследования:

    1.Осуществить теоретический анализ психологических аспектов карьеры.

2. Изучить факторы, влияющие на психологию женской карьеры и способствующие ее развитию

3.Рассмотреть чувство вины у работающей женщины, как один из показателей ролевого конфликта.

Метод исследования -  теоретический анализ современной психолого-педагогической литературы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОЙ КАРЬЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Социально-психологическое понятие «карьера». Основные стадии и этапы карьеры

Изменение социальной ситуации в нашей стране предъявляют особые требования к уровню профессионализма. Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, ее саморазвития является сознательное планирование карьеры.

В отечественной психологии до недавнего времени понятие «карьера» в положительном аспекте практически не использовалось. В основном употреблялись такие термины, как профессиональный жизненный путь, профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение. Сейчас же позитивный смысл этого понятия активно входит в общественное сознание[12; 87].

Слово «карьера» означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности, род занятий, профессию [22; 124].

Карьера – это один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и соответствующего ему уровня жизни, а также достижение известности и славы. Успешно построенная карьера позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.

К сожалению, в нашей стране практически нет работ непосредственно по социально-психологическим аспектам карьеры. Поэтому обратимся к зарубежным исследованиям на эту тему.

Понятие успешной карьеры связывается ,прежде всего, с успешным профессиональным самоопределением. Одной из популярных в психологии является теория Д. Сьюпера. В ней утверждается, что важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности – так называемая «профессиональная Я-концепция», которую каждый человек в жизни воплощает в серию карьерных решений.

Д.Сьюпер выделил 4 типа карьеры. Основанием его классификации является показатель стабильности карьеры.

1. Стабильная карьера – характеризуется продвижением, обучением, тренировкой в постоянной профессиональной деятельности.

2. Обычная карьера – совпадает с нормативными стадиями жизненного пути человека.

3. Нестабильная карьера – характеризуется двумя или несколькими пробами.

4. Карьера с множественными пробами – изменение профессиональных ориентаций в течение всей жизни.

При характеристике типа карьеры принимаются во внимание как последовательность, частота и длительность избираемой профессиональной деятельности, так и достигнутый уровень профессионального мастерства. Большое индивидуальное своеобразие внутри типов профессиональных карьер во многом определяется личностными особенностями [20; 195].

Исследователи обращают внимание на две группы факторов, определяющих формирование карьеры. Во-первых, факторы связанные непосредственно с человеком. Это способности и интересы человека, мотивация, особенности специализации и т.д. Во-вторых, факторы, связанные с взаимодействием личности окружающих людей и организации. Это влияние других людей на профессиональную карьеру человека.

В последнее время в социально-психологических исследованиях особое внимание уделяется гендерным аспектам построения карьеры. Основные гендерные стереотипы, касающиеся построения карьеры, связаны с поло-ролевой социализацией, социальными стереотипами, устройством социума.

Социально-психологические исследования показали, что женщины не меньше мужчин заинтересованы в продвижении по службе и повышению своего образовательного уровня, ориентированы на престиж, заработную плату [1; 24]. Осуществлению женской карьеры объективно мешает единственная биологическая роль женщины, связанная с необходимостью совмещения служебных, супружеских и родительских функций. Поэтому женщины, которым удается сделать карьеру, как правило, испытывают чувство вины, сильное физическое и эмоциональное напряжение, могут остаться одинокими.

Отмечаются следующие социально-психологические факторы, сдерживающие карьерный рост женщин:

1) гендерное разделение в профессиональной ориентации и сферах карьеры;

2) чрезвычайно высокая мотивация;

3) повышенная эмоциональность, ранимость, обостренное переживание промахов и неудач;

4) боязнь успеха и неуверенность в себе.

Большинство факторов, сдерживающих карьерный рост женщины, касается организационного профессионального поведения: женщины более пассивны в планировании карьеры, менее ориентированы на состязание и конкуренцию, что обусловлено характером социализации.

Специфика женской карьеры заключается в том, что женщина сочетает карьеру в активном выполнении ролей матери, жены, домохозяйки, что служит источником ролевого напряжения, стресса, т.к. профессиональная и семейные роли являются одинаково значимыми [16; 23].

Построение карьеры часто сопровождается негативными эмоциональными ,переживаниями женщины, которые связанны с недостаточным ее вниманием   к близким и особенно к детям.

Исследование М.В.Сафоновой показало, что важным фактором успешной карьеры женщин является практика семейного воспитания родительской семьи. В подавляющем большинстве карьерно-успешные женщины являются старшими детьми в полных одно-двухдетных семьях, где родители имеют высокий образовательный и социо-профессиональный статус. Сформированные в родительской семье высокие жизненные стандарты, стремление к достижению и независимости связаны с успешным построением карьеры. При этом особо важны «нетрадиционные» установки матери относительно роли женщины в обществе, а также поддерживающее поведение отца.

Интересен тот факт, что существуют различия в личностных особенностях и характере поведения женщин, занятых в традиционно «женских» и традиционно «мужских» сферах, т.е. сфера профессиональной занятости и характер организационной культуры актуализирует определенные личностные черты и особенности поведения женщин, успешных в карьере.

В этом же исследовании выделено пять наиболее часто встречающихся типов карьерно-успешных женщин:

- «кандидаты в мастера», т.е. молодые женщины, начинающие карьеру и стремящиеся сделать ее как можно быстрее;

- «успешные управляющие», т.е. женщины зрелого возраста, поднявшиеся на самые высокие ступени служебной лестницы;

- «свободные художники», т.е. женщины склонные к творчеству, вызову, предпринимательству;

- «сестры милосердия», т.е. женщины с ориентацией на служение;

- «жрецы науки», т.е. женщины, реализующие себя в академической сфере [24; 101].

Большую значимость имеет понятие стадий карьеры. Они определяются как периоды, отмеченные различными задачами развития и карьерными интересами. Возникновение и смена этих периодов связаны с понятием «плато» карьеры, которое может быть двух видов: организационное – личность имеет потенциал, но достижение более высоких позиций в организации невозможно в силу объективных причин, личностное – отражает нехватку потенциала или желания работать на более высоком уровне [19; 173].

Интересный подход к проблеме стадий карьеры встречается в работах С.Н.Паркинсона. По его мнению, организационное плато может переходить в личностное. Но существуют способы, с помощью которых можно дать толчок развитию работника, находящегося на плато. Во-первых, это могут быть спонсорство и  рекомендации, а во-вторых, психологическое консультирование,

Как правило, выделяют два критерия успешной карьеры: объективный и субъективный. Объективно процесс карьерного роста можно оценить по двум базовым параметрам: движение внутри организации и движение внутри профессии. Чаще всего в качестве основного параметра объективного успеха рассматривают продвижение по служебной лестнице.

Критерием личностной, субъективной успешности может быть собственно мнение человека о том, достиг ли он того успеха, к которому стремился. Важным субъективным моментом является зависимость успеха от референтной группы, к которой человек себя относит. В то же время субъективная оценка успеха связана и с внешними параметрами – престиж, признание, заработная плата [15; 120].

В процессе профессиональной деятельности человек проходит определенные этапы развития карьеры. Эти этапы различаются по своему внутреннему содержанию.

В работе А.Н.Толстой выделяются девять этапов в эволюции индивидуальной карьеры:

1. Обдумывание будущего рода занятий.

На этом этапе представления о карьере ограничено профессиональными стереотипами, а критерии успеха еще размыты, личность пока еще готовится начать соответствующий данной профессии процесс обучения.

2. Образование и тренировка.

Этот этап во многом зависит от требований конкретной профессии.

3. Вхождение личности в мир профессии.

Для большинства людей, независимо от подготовки, возникает момент «шока от реальности». Главная психологическая проблема на этом этапе – проблема адаптации.

4. Профессиональное научение и дальнейшая специализация индивида в условиях конкретной организации.

Длительность этого этапа зависит от профессии, организации, сложности работы.

5. Достижение членства в организации.

Человек осознает значимый образ себя как члена организации, как профессионала. Возникает ощущение своего таланта, происходит осознание сил и слабостей.

6. Принятие решения о своем членстве в организации в случае неудовлетворенности ею ,или больших возможностей профессионального роста в другой организации.

Обычно это происходит в первые 5-10 лет карьеры.

7. Кризис.

Большинство людей к середине карьеры проходят через период переоценки самого себя. Возникают вопросы о правильности выбора профессии, об уровне достижений, о будущем пути развития, оцениваются масштаб достигнутого, степень затраченных усилий, перспективы продолжения или смены рода деятельности. Такая переоценка создает базу для принятия решения о дальнейшем пути личности в сфере карьеры.

8. Снижение вовлеченности в профессию и приготовление к уходу на пенсию.

Для некоторых людей это приготовление принимает форму отрицания: напряжение, возникающее в связи с перспективой возможного прекращения профессиональных знаний, выражается в агрессивном продолжении деятельности.

9. Уход на пенсию.

Небольшой интерес представляет трансформация профессионального образа «Я», когда человек расстается с профессиональной ролью.

Длительность каждого этапа различна и не всегда связана с возрастом и профессией. Степень связи с возрастом зависит от конкретной карьеры. Если человек меняет профессию, этапы могут повторяться [18; 123].

Американский исследователь Д.Осгуд выделяет семь этапов трансформации индивидуальных карьерных ориентаций и установок.

1. Идеализация действительности. Для этого начального этапа характерны большие надежды, ожидания.

2. Крушение надежд. Происходит осознание реальности. Появляется чувство тревоги и беспокойства.

3. Вызов всему и неповиновение. Пережив этап крушения надежд, человек приходит к заключению, что дела не пойдут так, как хотелось бы, если он не предпримет каких-либо действий.

4. Уход от дел. Этот этап наступает, когда человек начинает чувствовать, что больше не имеет смысла даже пытаться как-то изменить ход событий.

5. Осознание. Этот этап характеризуется чувством ответственности и желанием изменить что-то в себе.

6. Решительность. Волевое усилие позволяет на этом этапе перейти к реальным действиям.

7. Убежденность. Основная характеристика этого этапа – активное, постоянное желание улучшить положение дел.

Последовательность, в которой эти этапы объективируются у разных людей, не является постоянной. Некоторые из них могут выпадать, некоторые – повторяться.

Стремление сделать карьеру является неотъемлемым желанием человека, ориентированного на реализацию своего личностного потенциала.

Итак, мы рассмотрели социально-психологическое понятие карьеры, ее основные стадии и этапы. Так же мы дали краткий обзор специфики женской карьеры,  кратко проанализировали социально-психологические факторы сдерживающие карьеру. Для более глубокого теоретического анализа карьеры женщины нам необходимо рассмотреть факторы, тем или иным образом влияющие на психологию карьеры женщины [23; 183].

 

 



2019-12-29 268 Обсуждений (0)
Социально-психологическое понятие «карьера». Основные стадии и этапы карьеры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-психологическое понятие «карьера». Основные стадии и этапы карьеры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)