Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обзор факторов, влияющих на психологию карьеры женщины



2019-12-29 439 Обсуждений (0)
Обзор факторов, влияющих на психологию карьеры женщины 0.00 из 5.00 0 оценок




Становление женской карьеры основывается на двух решениях:

- стремлении женщин сделать карьеру,

- выборе определенной сферы деятельности и профессии [25;30].

Ученые, занимающиеся психологией профессиональной деятельности, признают, что нужна специальная теория и исследования, посвященные женской карьере. Такие исследования должны уделять внимание выбору карьеры. В целом, научные работы по этой теме М.Палуди предлагает разделить на исследования социально-психологических факторов и структурных, оказывающих различное влияние на карьеру, которую выбирают женщины. Социально-психологические факторы, уже изучившиеся психологами, - это боязнь успеха и неудачи, мотивация достижения, каузальные атрибуции успеха и неудачи, роль работающих матерей и удовлетворенность самой работой. Структурные факторы, которые были рассмотрены, включают оценки успехов женщин, дискриминацию, доступность ролевых людей и наставников.

Рассмотрим социально-психологические факторы.  

1) Мотивация достижения.

Как ее сформулировали Дэвид Мак Клелланд и Джон Аткинсон, определялась как «соревнование со стандартом мастерства», когда человека прежде всего интересует победа над кем-то и возможность сделать что-то хорошо или лучше, чем кто-то еще.

Другие исследователи женской мотивации достижения исходили из предпосылки о том, что успех женщин ограничивает только их гендерная роль в культуре. Поэтому они не учитывали данные, на основании которых можно было сделать вывод о том, что женщины не возбуждаются при помощи традиционных манипуляций, направленных достижение успеха. Многочисленные данные показывают, что женщины стремятся преуспеть в самых разных сферах. Более того, женская потребность быть хорошим партнером или матерью может рассматриваться как осуществление потребностей женщин в присоединении, но вместе с тем же ее можно рассматривать как осуществление потребности в успехе в той сфере, которая традиционно считается женской.

Грейвенкемпер и Палуди делают вывод о том, что когда женщины и мужчины просят дать субъективные определения области успеха, то гендерные различия исчезают[17; 126].

Другие исследователи – Д.Липман-Блюмен и его коллеги описали разные стили достижения успеха. Стиль прямого пути достижения используется людьми, которые очень прямо подходят к решению задачи и достижения успеха. Стиль достижения успеха через отношения характерен для людей, стремящихся к успеху в процессе взаимоотношений с другими людьми. В поведении женщин варьируются разные стили и пути достижения успеха.

2) Мотив избежания успеха.

Мотина Хорнер ввела конструктивный «мотив избежания успеха» для того, чтобы «заполнить пробел» в понимании женского пути к достижению успеха. Она считала, что в ситуациях соперничества у женщин проявлялось ощущение тревоги, что они добьются успеха. По ее мнению, этот мотив присутствовал из-за ожидания негативных последствий в результате успеха.

Это понятие подхватили психологи и исследователи, занимающиеся мотивацией достижения и назвали его «боязнью успеха».

Например, Хорнер обнаружила, что те женщины, которые имели высокие показатели боязни успеха, чаще меняли карьеру.

3) Каузальные атрибуции успеха и неудачи.

Бернард Вейнер для объяснения различий между людьми, достигшими каких-либо успехов, преложил теорию когнитивной атрибуции мотивации достижения. Его теория касается дифференцированного постоянства, которое проявляют люди с высокой или низкой успешностью в зависимости от атрибуций, которые они делают относительно причин успеха или неудачи.

По Вейнеру люди, ориентированные на успешность, берут на себя ответственность за собственные достижения. А вот люди со слабой ориентацией на успех приписывают свои успехи внешним причинам, а неудачи – внутренним (недостатку способностей).

В каузальные атрибуции успеха и неудачи включались гендерные и этические отличия. Женщины чаще приписывают успех внешним факторам, а неудачу – внутренним. Бец приводит данные о том, что женщины чаще приписывают свои успехи везению, а неудачи – недостатку способностей. Успехи мужчин и неудачи женщин приписывались личной предрасположенности; неудачи мужчин и успехи женщин чаще приписывались факторам окружающей среды.

Метаанализ исследований в данной области показал, что мужчины немного чаще приписывают успехи своим способностям, чем женщины, а женщины чуть чаще приписывают успех удаче.

Эти результаты показывают, что женщины чаще испытывают потребность самим давать определения своего успеха [17; 47].

Теперь рассмотрим структурные факторы, влияющие на психологию профессиональной ориентации женщин.

1) Оценка деятельности.

Филипп Голдберг в своем исследовании выразил предвзятое мнение об общем мужском превосходстве, когда писал про оценку деятельности. Результаты показали, что женщины оценивали статью более благосклонно, когда автором был мужчина, а не женщина. Данные Голдберга о том, что женщины могут плохо относится к другим женщинам и подвергать их дискриминации, оказало существенное влияние на ученых.

За исследованием Голдберга последовало несколько других. Петерсон, Кислер и Голдберг, например, обнаружили, что мужчины слишком низко оценивали деятельность женщин. Подростки и даже маленькие дети с предубеждением оценивают деятельность женщин.

Део и Эмсуиллер заметили, что одинаковые результаты работы мужчины и женщин не объясняются с точки зрения одних и тех же атрибуций. Результаты деятельности мужчины, работавшего над «мужским заданием», как правило, приписываются навыкам, а точно такие же результаты женщин считаются следствием везения.

Когда мужчины чаще приписывают успех женщин удаче, а не навыкам, то у женщин сохраняется низкий уровень устремлений. Поэтому многие женщины никогда не составляют профессиональный план жизни и не готовятся к карьере.

Успех совершенно иначе действует на женщин, чем на мужчин. Неудачи женщины и мужчины можно объяснить так: достижение мужчин и неудачи женщин приписываются их личностным качествам; а неудачи мужчин и достижения женщин приписываются факторам окружающей среды.

2) Дискриминация по признаку пола тоже является структурным фактором, который оказывает влияние на карьеру женщины.

Как показывают исследования по этой проблеме, дискриминация по признаку пола давно служит помехой на пути продвижения женщин в области высшего образования и в профессиональной деятельности [4; 256].

Все большее число женщин в наши дни работает, и большая часть этих женщин несет финансовую ответственность перед семьей. Если говорить о зарплате, то выделяется один факт: женщины зарабатывают значительно меньше мужчин. Кроме того, к женщинам – кандидатам на работу предъявляется значительно больше требований, чем к мужчинам, вводятся квоты для женщин, наблюдается дискриминация в сфере финансового вознаграждения и ограничение по возрасту [7; 45].

Мы дали краткий обзор факторов, которые тем или иным образом воздействуют на женскую карьеру. А теперь рассмотрим факторы, способствующие развитию карьеры женщин. Начнем с такого фактора, как занятость матери. Это мощный фактор, облегчающий женщине карьерный рост. Дочери занятых матерей чаще ориентируются на карьеру, чем дочери домохозяек. Исследования также показали, что работающие матери придают большое значение воспитанию у ребенка независимости. Кроме занятости матери, для развития ребенка крайне важны отношение матери к работе, качеству и характеру воспитания ребенка.

У женщин, как правило, выбор ролей и карьеры, работы, не связанной с карьерой, или домашнего хозяйства не повторяет в точности выбор их матери, но связан с той информацией, которую они усваивают от матери. Работающие матери не только способствуют успеху дочерей, но и не оказывают давление на них, вынуждая их оправдывать культурные ожидания, связанные с женственностью. Матери, которые оказывают менее существенное давление на дочерей, не побуждая их встречаться с мужчинами, выходить замуж и заводить детей, чаще имеют дочерей, ориентированных на карьеру. Матери, которых не удовлетворяет род работы, могут стимулировать дочерей достичь более значительных успехов, чем они сами.

Занятость матери, как правило, приносит пользу самой матери. Исследование Хоффмана показывает, что занятость матери поддерживает их морально и защищает от возникновения тревоги.

Не менее важный фактор, способствующий развитию женской карьеры – это поддержка отцов.

Исследователи предполагают, что отцы играют существенную роль в школьном образовании девочек и в выборе карьеры в дальнейшем. Мнение и поддержка отцов имеет важное значение, когда девушки и женщины работают в нетрадиционной для женщин сфере и когда они выбирают карьеру.

Другой фактор – это наставники и руководители.

В пользу женщин-руководителей при работе с женщинами выдвигаются следующие аргументы: подчеркивается большое значение того, что у женщин появляется возможность идентифицировать себя с женщинами, так как поведение руководителя и преподавателя представляет женщинам важную информацию, а кроме того, дает позитивный стимул на примере успехе [17; 64].

Таким образом, на своем профессиональном пути женщина сталкивается с рядом трудностей. Причиной этого могут служить следующие факторы:

- Социально-психологические. К ним можно отнести мотивацию достижения, мотив избежания успеха, каузальные атрибуции успеха и неудачи.

-   Структурные – это оценка деятельности и дискриминация по признаку пола.

Так же существуют факторы способствующие развитию карьеры женщин. К ним относят занятость матери, поддержка отцов, наставники и руководители.

 



2019-12-29 439 Обсуждений (0)
Обзор факторов, влияющих на психологию карьеры женщины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обзор факторов, влияющих на психологию карьеры женщины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (439)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)