Специфика деятельности педагога-психолога в учреждении образования
ДНЕВНИК СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА ПО УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ факультета социально-педагогических технологий учреждения образования "БГПУ им.М. Танка" Сроки прохождения с 2.04.07 по 16.04.07
Руководитель практики Громова Ирина Алексеевна
Минск, 2007 График:
Цель и задачи практики
Цель практики: изучение специфики работы психологических служб в учреждениях разного типа Задачи: 1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные при изучении следующих курсов: "Введение в психологию" и "Общая психология"; научиться применять эти знания на практике. 2. Познакомить студентов со спецификой работы психолога в учреждениях разного типа. 3. Определение основных характеристик и качеств, необходимых для работы педагогом-психологом. 4. Воспитывать интерес к психологической профессии, стимулировать стремление к саморазвитию студента. 5. Формировать положительное отношение к профессии психолога. В процессе психологической практики студенту необходимоовладеть следующими умениями: - Умение проводить наблюдение за работой психолога, - Умение выявлять составлять специфические характеристики, необходимые для работы психологом. - Проводить анализ документации педагога-психолога. - Анализировать и обобщать передовой психологический опыт и личный практический опыт.
Основные сведения об учреждении, направлениях его работы и специфике
Учебное заведение, в котором я проходила практику называется средняя школа, которая находится в Учреждение обеспечивает получение базового и среднего образования по типовым и индивидуальным программам, здесь работают разнообразные кружки и клубы по интересам, а также организованы факультативные занятия по многим дисциплинам. В 2006-2007 учебном году здесь обучается 438 детей. Как и во всех школах, здесь есть дети, нуждающиеся в помощи социального педагога и психолога: 4 состоят на внутришкольном учете (ВШУ), 7 учащихся под патронажем органов опеки и попечительства, 9 детей находятся в социальной опасности - дети из неблагополучных семей, есть и дети из группы риска (18). Отдел психолого-педагогической помощи школы осуществляет диагностику психического развития, отклонений в развитии детей и подростков, выявляет причины, трудности адаптации учащихся к школе, отклоняющегося поведения детей и подростков; консультации, касающиеся выбора типа школы или учебных классов, формы индивидуального обучения и воспитания, отношений родителей и детей в семье, различных проблем личной жизни несовершеннолетних; проводит индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию поведения и психических процессов несовершеннолетних, психотерапевтическую работу при начальных стадиях психических отклонений у детей и подростков, при травмировании психики несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, правонарушений, социальных, технологических и природных катастроф и других травмирующих событий, оказывает помощь в реадаптации и ресоциализации несовершеннолетних. Специфика деятельности педагога-психолога в учреждении образования Должностные обязанности специалистаСвою деятельность осуществляет в учебно-воспитательных учреждениях системы образования: детских дошкольных учреждениях, домах ребенка, детских домах, школах, школах-интернатах, внешкольных учреждениях, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, лицеях, гимназиях, учреждениях специального типа (для особо одаренных детей, для малолетних правонарушителей), специальных детских учреждениях для детей с особенностями умственного и физического развития, диагностико-реабилитационных центрах, детских оздоровительных комплексах, органах управления образованием и т.д.Заботится о психическом здоровье личности, участвует в создании для нее развивающей психологически комфортной среды. Проводит регулярные массовые обследования с целью контроля за ходом психического развития, процессами обучения и воспитания. Определяет лиц, нуждающихся в психологической помощи, осуществляет их учет и контроль. Проводит необходимые психолого-педагогические измерения, обработку результатов, подготовку психологических заключений и рекомендаций.Ведет просветительскую работу среди детей, учащейся молодежи, родителей, преподавателей. Участвует в семинарах для психологов.Ведет консультационную работу. Планирует и организует профориентационные исследования и профконсультации. Обеспечивает психопрофилактическую работу, выявляет лиц, находящихся в зоне психологического риска. Оказывает помощь семье в налаживании микроклимата, в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов. Проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений.Осуществляет работу по развитию способностей детей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным взаимоотношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях. Принимает участие в создании благоприятного психологического климата в группах Ии коллективах.Проводит психодиагностическую работу, участвует в углубленном изучении детей, подростков и учащейся молодежи с привлечением дефектологов, врачей, юристов и других специалистов.Занимается научно-методической работой, формирует банк данных о достижениях научной и практической психологии, психологических обследованиях педагогов, детей, учащихся и студентов, новых методиках диагностики. Разрабатывает и апробирует новые диагностические и коррекционные методики и программы. Принимает участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, решений, предложений, учебников и обучающих программ, тестовых методик и др. Принимает участие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических кадров.Взаимодействует с диагностико-реабилитационными центрами, региональными психологическими службами, учреждениями подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов.Отвечает за правильность ведения документации. Осуществляет учет результатов работы в соответствии с установленными формами.Педагог-психолог должен знать:естественно-научные основы психологии;общую, педагогическую, социальную, сравнительную, дифференциальную, клиническую психологию, психофизиологию и психологию труда, психологию развития личности;методологию психологии, методы психологии и математической обработки результатов исследований, экспериментальную психологию;психодиагностику, тестовые методики, диагностику и коррекцию эмоциональных состояний, диагностику и коррекцию познавательных процессов, диагностику и коррекцию межличностных отношений, диагностику и коррекцию психического развития, диагностику и коррекцию личности, индивидуальную и групповую психотерапию;положение о психологической службе, этический кодекс психолога, нормативные документы об образовании;юридическую документацию, относящуюся к правам ребенка, родителей и педагогов. Педагог-психолог обязан: - обеспечивать и поддерживать психологическое здоровье и развитие личности учащихся; - по мере необходимости проводить психологическую диагностику, выявлять индивидуально-психологические особенности учащихся на протяжении всего периода обучения; - оказывать помощь учащимся в процессе адаптации; - выявлять и предупреждать возможные нарушения в становлении и развитии личности учащихся посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации; - оказывать психологическую помощь и поддержку учащимся, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем; - участвовать в психологической поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - содействовать формированию благоприятного социально - психологического климата в студенческих и педагогических коллективах; - оказывать психологическую помощь и поддержку преподавателям, мастерам производственного обучения и учащимся, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания; - участвовать в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в студенческой среде; - содействовать развитию профессионально-значимых качеств и социальной зрелости учащихся; - содействовать предупреждению возможных асоциальных действий учащихся, осуществлять коррекцию асоциального поведения учащихся; психолог психологическая служба - повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, учащихся и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний; - участвовать в планировании и разработке развивающих и психокоррекционных программ учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности учащихся; - содействовать творческому развитию одаренных учащихся; - консультировать администрацию, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития учащихся; - консультировать учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; - осуществлять консультирование администрации и сотрудников образовательного учреждения по вопросам использования достижений психологии в управлении персоналом среднего специального учебного заведения; - осуществлять профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессии с учетом их ценностных ориентации, способностей, а также жизненных планов; - систематически повышать собственную профессиональную компетентность и квалификацию. Права педагога-психолога Педагог-психолог имеет право: - знакомиться с документацией образовательного учреждения; - участвовать в работе педагогического и методического советов учебного заведения, а также предметных (цикловых) комиссий, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации учащихся, созданию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и детском коллективах, подготовке конкурентоспособных специалистов на рынке труда; - участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и др. комиссий по вопросам обучения и воспитания учащихся; - сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, с субъектами социального партнерства в вопросах воспитания и развития учащихся, обращаться с запросами в медицинские дефектологические и научные психологические учреждения, а также в учреждения городской, районной, областной психологической службы за помощью и содействием; - самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и развития учебного заведения; - самостоятельно формировать конкретные задачи работы с учащимися и взрослыми, выбирать формы и методы работы, принимать решения по вопросам очередности проведения различных видов работ; - повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы; - проводить групповые и индивидуальные социально - психологические обследования; - участвовать в преобразовании образовательной среды с учетом особенностей учащихся и педагогического коллектива; - участвовать в формировании корпоративной культуры; - вести пропаганду психолого-педагогических знаний (лекции, беседы, выступления); - консультировать администрацию учебного заведения по психологическому сопровождению управленческой деятельности; - выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и других средствах массовой информации; - участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности; - участвовать в работе молодежных общественных объединений, советов студенческого самоуправления; - обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением учащихся. Педагог-психолог несет ответственность за: - качество используемых методических материалов для психодиагностики, обработку результатов психодиагностики, их анализ и соответствующее использование; - качество и конфиденциальность собранной информации об индивидуально-психологических особенностях учащихся и педагогов; - создание условий для полноценного развития и самоопределения учащихся, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности; - своевременное и правильное оформление, ведение и хранение документации; - за соблюдение и защиту прав и свобод учащихся, строгое соблюдение правил этического кодекса практического психолога Правила поведения специалиста 1. Думать о своих отношениях с детьми, выстраивать их. 2. При организации педагогического общения исходить не только из педагогических целей и задач, не исключать интересы ребенка. 3. Свою речь акцентуировать на конкретного ребенка или группу ребят. 4. Не ограничиваться только собственной информацией, необходимо и организовать отношения, изучить ребенка, оказывать и определенное воздействие. 5. Не стройте отношения "сверху вниз", ведь даже малыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях. 6. Постараться понять психологическую атмосферу в детском коллективе 7. Уметь слушать детей. 8. Стремиться ощущать их настроение в процессе общения. 9. Не забывать, что у детей могут быть конфликты и что можно спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью. 10. Убеждая ребенка в его ошибках, стараться быть тактичным. 11. Быть инициативным в общении. 12. Избегать штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану). 13. Преодолевать отрицательное отношение к некоторым детям. 14. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна. 15. Чаще улыбаться детям. 16. Стараться, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения. 17. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка их поведения определяет их отношение к вам. 18. Запоминать отношения с каждым ребенком, изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка. 19. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывать стратегию разговора. 20. Помнить, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым. 21. Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, воспитателем и группой. Здесь следует учитывать социально-психологическую обстановку в группе, отношения в классе, между ребятами. 22. Педагогу-психологу следует обратить внимание на культуру и технику речи. 23. Педагог-психолог должен владеть организаторскими способностями. 24. Опыт актерского влияния может пригодиться педагогу-психологу. Основные направления деятельности психолога в средней школе I. Работа с учащимися школы 1. Психолого-педагогическая диагностика 2. Коррекционно-развивающая и консультативная работа 3. Диспетчерская работа II. Работа с родителями 1. Консультирование по вопросам воспитания и психологического развития детей 2. Информирование по итогам проведения психологической диагностики (индивидуальное и групповое) 3. Психологическое просвещение родителей III. Сотрудничество с педагогами предметниками и классными руководителями 1. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, психологическим развитием школьников 2. Психологическое просвещение педагогов IV. Работа с администрацией 1. Консультации по вопросам деятельности психолога 2. Информирование по психологическим вопросам 3. Совместное планирование деятельности V. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы 1. Разработка нового и адаптация существующего инструментария деятельности психолога 2. Осуществление совместной методической и практической работы, профессиональная супервизия сотрудников Содержание работы школьной психологической службы 1. Психологическая работа Изучение учащихся с целью обеспечения индивидуального подхода к ним, предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии 2. Диагностическая работа Выявление причин нарушений в обучении и воспитании учащихся. Профориентация старшеклассников 3. Коррекционная работа Устранение отклонений в воспитании и обучении учащихся 4. Консультативная работа Консультации для администрации школы, учителей, родителей, учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного определения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, самовоспитания. 5. Вспомогательные задачи 6. Организация педагогических семинаров для психологического анализа поведения и успеваемости учащихся, с целью раскрытия индивидуальных особенностей личности и способностей учащихся 7. Участие в работе педагогического совета школы 8. Комплектация библиотеки психолого-педагогической литературой на базе психологического кабинета и библиотеки школы
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (412)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |