Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолого-педагогическая характеристика младших школьников



2019-12-29 287 Обсуждений (0)
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Границы младшего школьного возраста с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста всё большее значение для ребёнка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учёбе и с тем, что у ребёнка уже есть завоёванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребёнка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Психолог А.И. Липкина, исследовавшая особенности устного пересказа у младших школьников, заметила, что краткий пересказ даётся детям труднее, чем подробный. Рассказать кратко - это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно это дети не умеют. Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определённой части учащихся. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приёмы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями». К их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Ребёнок становиться самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определённых ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребёнок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определённым правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою позицию в группе сверстников. У детей появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребёнок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет, соответствовать определённым нормам или не приведёт к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребёнка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребёнка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах. Ребёнок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребёнок не такой, как внутренне. Именно поэтому эти изменения в личности ребёнка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. «Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения.

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка взрослыми. Ребёнок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». В младшем школьном возрасте происходит рост, стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребёнка в этом возрасте является мотив достижения успеха. В этом возрасте ребёнок переживает свою уникальность, он осознаёт себя личностью, стремится к совершенству. Это находит своё отражение во всех сферах жизни ребёнка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как это принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться и верить в свои силы.

Характеристика

Стрельников Александр 08 мая 2001 года рождения. Мальчику 8 лет. Посещал детский сад 6 лет. Родители уделяют внимание воспитанию и обучению ребенка, его внешнему виду. Родители часто общаются с классным руководителем, интересуются жизнью класса. В семье гиперопека. Родители обеспокоены состоянием развития ребенка.

Ребенок упрям, не сразу воспринимает требования классного руководителя; неуверен, двигательная и речевая расторможенность; нуждается в контроле и многократном повторении требований взрослого. Мальчик часто конфликтует с детьми класса. В контакт со взрослыми входит хорошо. Речь внятная, разборчивая, хорошо рассуждает, логически мыслит. Словарный запас соответствует возрастной норме. Иногда допускает ошибки в грамматическом построении фраз. Имеются трудности при пересказе. На занятиях способен контролировать свою деятельность, доводит начатое дело до конца. Темп работы на занятии равномерный, работает продуктивно в течение всего занятия.

Достаточно развит физически. У ребенка хорошо развита моторика рук: хорошо рисует, обводит по контуру, раскрашивает. Ведущая рука правая. Ребенок общительный. В классном коллективе принятый, может организовать детей. Самооценка завышенная, преобладают черты сангвиника. Мальчик способен к музыке и актерству. Ребенок ласковый, общительный, добрый.

Характеристика

Ученицы МОУ СШ №14 Ирины Меньшиковой, 7лет, 8 месяцев.

Уровень физического развития средний, П группа здоровья (дизартрический синдром), крупная и мелкая моторика сформирована по возрасту.

Перенесённые заболевания: ППЦНС, ОРВи, ОРЗ, бронхит.

Девочка капризна, плаксива, избегает общения со взрослыми.

Ирина имеет достаточно игр и игрушек, сама их прибирает; есть комната и место для игр, также оборудован школьный уголок. Ирина предпочитает дидактические, сюжетно-ролевые игры, в совместных играх не претендует на главные роли, но очень обижается, когда дети не берут её в игру. Игра может быть и длительной, и краткой, в зависимости от интереса, желания и настроения. Любит выполнять трудовые поручения, дежурить.

Познавательное и личностное развитие: низкий уровень мотивационной готовности: желания идти в школу нет, неадекватные представления о школьной жизни, воспринимает школу, как нечто неизбежное, эмоциональной привлекательности школа для неё не содержит. Познавательные интересы, стремление к овладению знаниями недостаточно сформированы.

Средний уровень объёма зрительной памяти и опосредованного запоминания. Средний уровень обобщённости мышления, умеет дифференцировать существенные признаки предметов от несущественных, средний уровень интеллектуальных способностей. Кругозор достаточный для данного возраста. Уровень работоспособности и переключения внимания ниже среднего по классу. Средний уровень объёма и устойчивости произвольного внимания. Самооценка завышенная неадекватная (по возрасту). Уровень учебной и межличностной тревожности высокий. Повышенный уровень страхов, нарушения в сфере общения, демонстративность. Эмоциональный фон неустойчивый, саморегуляция недостаточна, поведение недостаточно организованное. В целом уровень актуального развития познавательной сферы соответствует возрастной норме.

Речевое развитие: словарный запас по возрасту, речь грамматически верная, звукопроизношение не нарушено, речь связная.

В повседневной жизни спокойная, малоинициативная, сделает то, что попросят. Играет чаще с девочками, с мальчиками часто ссорится, может и подраться. Не любит, когда на неё обращают излишнее внимание, избегает тактильного контакта.

Рекомендации:

родителям: наладить эмоционально тёплые взаимоотношения с ребёнком, не провоцировать страхи;

педагогам: формировать интерес к учебной деятельности; использовать специальные приемы для повышения уверенности в себе и своих силах у ребёнка, для развития произвольной сферы, навыков саморегуляции; быть более внимательными и тактичными;

занятия с педагогом-психологом с целью коррекции уровня страхов, снижения уровня тревожности.

 

3.7 Годовой план работы психолога

 

Методическая тема: Формирование психосоциальной компетентности учащихся с интеллектуальными нарушениями в современных условиях.

Цель: создание условий, способствующих развитию и формированию психосоциальнй компетентности учащихся с интеллектуальными недостатками.

Задачи:

разработка методических рекомендаций по созданию условий для формирования психосоциальной компетентности учащихся;

помощь в создании благоприятного психологического климата в классных коллективах и в школе в целом;

оказание своевременной психологической помощи всем участникам образовательного процесса;

обеспечение сохранности психического и социального благополучия учащихся.

Психодиагностическая работа

 

Содержание деятельности Сроки проведения Участники Ответственный
Диагностика причин отклонений в личностном развитии и поведении учащихся, склонных к бродяжничеству. Октябрь Учащиеся 8-9 класса Психолог Кл. руковод. Воспитатель
Изучение уровня социальной компетентности учащихся 9-х классов Ноябрь Учащиеся 9 класса Психолог Кл. руковод. Воспитатель
Диагностика уровня интеллектуального и личностного развития прибывших детей. Диагностика межличностных отношений в новых классах. В течение года Декабрь Февраль Март Вновь прибывшие дети: 6-б класс, 3-б класс, 1 класс Психолог
Изучение особенностей готовности учащихся к новым условиям обучения. Январь 5 класс Психолог Кл. руковод. Воспитатель
Изучение уровня готовности учащихся к переходу в среднее звено Апрель 4 классы Психолог, кл. руководитель, воспитатель
Определение уровня социальной компетентности и профессионального самоопределения учащихся 9-х и 11-х классов Май 9классы и 11 классы Психолог Кл. руковод. Воспитатель
Групповая и индивидуальная диагностика по запросу, по решению ПМПК. В течение года   Психолог

 

Психокоррекционная и развивающая работа

 

Содержание деятельности Сроки проведения Участники Ответственный
Индивидуальная работа с учащимися, стоящими на учёте в ПДН В течении года Учащиеся, стоящие на учёте в ПДН Психолог Кл. руковод. Воспитатель
Индивидуальная работа с детьми «группы риска» В течении года Учащиеся «группы риска» Психолог Кл. руковод. Воспитатель
Групповые занятия, направленные на успешную адаптацию учащихся к новым условиям обучения (в среднем звене) Октябрь-январь 5 класс Психолог
Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, направленные на успешную адаптацию учащихся к новым условиям обучения, создание благоприятного психологического климата в классе. Октябрь- апрель Вновь прибывшие дети 6-б класс 3-б класс 1 класс Психолог
Групповые коррекционно-развивающие занятия по формированию социальной компетентности у учащихся Октябрь- май 8 класс Психолог
Групповые коррекционно-развивающие занятия по профориентации пи профилактике экзаменационного стресса Октябрь- май 9классы 11классы Психолог
Групповые коррекционно-развивающие занятия по обучению учащихся жизненно-важным навыкам Октябрь- апрель 7 класс  
Индивидуальная и групповая коррекционная работа по запросу, по решению ПМПК В течение года   Психолог
Групповые коррекционно-развивающие занятия по подготовке учащихся к обучению в среднем звене Январь-май 4 класс Психолог

 

Психологическое консультирование и просвещение

 

Содержание деятельности Сроки проведени Участники Ответственный
Спец. семинар: «Психологические особенности детей группы риска и методы пед. воздействия» В течение года Педагоги школы Психолог, психиатр, педагоги, завуч
М.О. учителей трудового обучения «Конфликты, выходы из конфликтных ситуаций», «способы снятия нервно-психического напряжения» Январь Учителя трудового обучения Психолог, Руковод. М.О.
М.О. воспитателей старших классов «Влияние условий проживания в школе интернате на личностное развитие подростка» Март Воспитатели Психолог, руковод. М.О.
ПМПК: Психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение подростков 8 классов, склонных к бродяжничеству» Уровень социальной компетентности учащихся 9-х классов Результаты адаптационного периода учащихся 6-Б класса Преемственность в обучении учащихся 5 классов Адаптация к новым условиям учащихся 3-Б класса Особенности адаптационного периода в 1 классе Уровень готовности учащихся 4 класса к переходу в среднее звено Психосоциальная компетентность, профессиональное самоопределение учащихся 9-х 11-х классов. Октябрь Ноябрь     Декабрь   Январь Февраль Март   Апрель   Май Участники ПМПК Психолог, участники ПМПК
Консультирование педагогов, родителей и учащихся по запросу В течении года   Психолог
Оформление стендов «В помощь педагогу», «В помощь выпускнику» В течении года   Психолог
Неделя психологии 3 четверть   Психолог

Методическая работа, самообразование

 

Содержание деятельности Сроки проведения Ответственный
Участие в работе ГМО, семинарах, тренингах, учёба на курсах В течение года Психолог
Знакомство с новой методической литературой В течении года Психолог

 

3.8 Дифференцированный план работы на месяц

 

Цель Вид деятельности сроки
11 Выявить умственное и эмоционально- личностное развитие ребёнка Диагностика ребёнка: определение интеллектуального и эмоционально - личностного развития. 1 раз в неделю
2 2 Развивать умственные способности детей. Коррекционно-развивающие занятия в классе. 1 раз в неделю
4 3 Развивать умственные способности ребёнка, понизить агрессию, приучать ребёнка к усидчивости. Коррекционно-развивающие занятия индивидуально. 1 раз в неделю
5 4 Психологическое просвещение родителей по проблемам обучения и личностного развития мальчика. Беседа с родителями мальчика. Рекомендации по повышению умственных способностей и по снижению агрессии. 1 раз в неделю
6 5 Понизить уровень агрессии у ребёнка, обидчивости. Беседа с ребёнком, проведение тренинга на снижение агрессии. 1 раз в неделю



2019-12-29 287 Обсуждений (0)
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психолого-педагогическая характеристика младших школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)