Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


На пути к построению нового инновационного государства: проблемы и решения



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
На пути к построению нового инновационного государства: проблемы и решения 0.00 из 5.00 0 оценок




На Всекитайском научно-техническом собрании Председатель КНР Ху Цзиньтао заявил научно-технической элите следующее: «Цель научно-технического развития у нас в стране в течение следующих 15 лет – к 2020 г. построить страну инновационного типа».

В своей вступительной речи Ху Цзиньтао отметил, что решающим фактором научно-технического развития страны являются выдающиеся ученые и собственный контингент научно-технических специалистов. Замминистра науки и техники, академик АН КНР, генеральный секретарь Государственного поощрительного комитета Чэн Цзиньпэй прежде этого говорил, что китайское правительство интенсивно вводит порядок премирования с тем, чтобы научно-техническая инновация проводилась, и уважение к науке и специалистам вошло в общественные нравы.

В течение «11-ой пятилетки» центральный бюджет будет складываться из четырех сторон и поддерживать предприятия в самостоятельной инновации.

Представитель Министерства финансов заявил, что повышение возможности предприятий в области самостоятельной инновации является ключом к поднятию научно-технического уровня и конкурентоспособности страны, основным звеном упорядочения производственной структуры и превращения способа экономического развития, а также неминуемым путем к ровному и относительно быстрому развитию экономики, наращиванию бюджетных доходов и продолжительному с точки зрения финансов развитию. В течение «11-ой пятилетки» центральный бюджет будет поддерживать предприятия в самостоятельной инновации, культивировать и укреплять субъекты рынка со следующих четырех сторон:

Во-первых, формировать и совершенствовать механизм поощрения и сдерживания в плане финансовой и налоговой политики, усиливать движущую силу самостоятельной инновации из самих предприятий. Во всей стране осуществлять переход от налога на добавленную производственную стоимость к налогу на добавленную потребительскую стоимость; приводить налоговые законодательства для предприятий разных категорий в единую систему, по мере возможности приближать номинальную налоговую ставку к реальной налоговой нагрузке, стимулировать справедливую конкуренцию; совершенствовать и рационально пользоваться установкой уменьшения налога и освобождения от него, в частности капиталовложения на приобретение оборудования в рамки освобождения от налога, а также установкой ускорения амортизации, поощрять предприятия усиливать динамику научно-технического исследования и профессионально-технической подготовки, а также технического вооружения и преобразования; осуществлять ограничение или карательную налоговую установку для предприятий, которые пользуются отсталыми технологией и оборудованием, отличаются большим расходом ресурсов, серьезно загрязняют окружающую среду.

Во-вторых, выявлять ориентирующую роль финансовых средств, поощрять предприятия на увеличение вложений в научно-техническую инновацию.

Интенсивно поддерживать развитие средних и малых предприятий научно-технического типа, полностью активизировать жизненную силу средних и малых предприятий на научно-техническую инновацию; расширять поддерживающую функцию правительства через закупочную установку, поддерживать производство важных видов технического оборудования, являющихся самостоятельной интеллектуальной собственностью, и важных видов продукции с применением высоких и новых технологий.

В-третьих, совершенствовать финансовую и распределительную систему предприятий, создавать среду, благоприятную для предприятий в области самостоятельной инновации.

Ускорять реформу финансовой системы предприятий, устанавливать систему финансового управления, соответствующую современным предприятиям и благоприятствующую самостоятельной научно-технической инновации для предприятий; реформировать и совершенствовать распределительную систему предприятий, поощрять предприятия, предоставлять им право на пай в научно-техническом костяке, внесшему выдающийся вклад с целью их пробуждать.

В-четвертых, увеличивать финансовые вложения на нужды науки и техники, способствовать научно-техническому прогрессу и повышению качеству рабочей силы.

Постепенно формировать механизм ровного увеличения финансовых вложений на нужды науки и техники, практически обеспечивать превышение темпа прироста финансовых вложений на нужды науки и техники над темпом прироста государственного перманентного дохода, гарантировать обеспечение финансовых нужд для осуществления «Средне- и долгосрочной государственной программы научно-технического развития» (программа, согласно которой будет сформирована система технических инноваций государственного значения с целью развития различных отраслей) и «Государственной программы научно-технического развития в течение 11-ой пятилетки»; оптимизировать структуру финансовых вложений на нужды науки и техники, рационально размещать научно-технические ресурсы; претворять в жизнь стратегию усиления мощи страны за счет кадров, акцентировать на поддержку всеобщего и обязательного образования, оказывать энергичную поддержку профессиональному образованию, повышать качество высшего образования, повышать качество труда, подготовить высококвалифицированные кадры; ужесточить финансовый контроль и повысить эффективность пользования денежными средствами на нужды науки, техники и образования.

В докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) было сказано, что несмотря на успехи Китая, достигнутые в продвижении научных и технологических инноваций, ему стоит предпринять дополнительные усилия для достижения успешного построения современной и технически развитой экономики. Не смотря на бурное развития инновационного процесса в Китае, наблюдается ряд вопросов, требующих решения такие как:

1. Защита патентов и интеллектуальной собственности

2. Развитие взаимодействия правительства и частного сектора

3. Создание конкурентной рыночной среды

4. Увеличение технологичности производства

5. Развитие образования

6. Развитие финансовой системы

7. Улучшение корпоративного управления

 

 «Китай в значительной степени покрывал свои технологические потребности за счет импорта технологий из других стран, а развитие собственной технологической базы значительно отставало от экономического роста, – подчеркивается в докладе. – Развитие инновационного потенциала страны является предпосылкой решения проблемы чрезмерного использования ручного труда, природных ресурсов и неэффективных технологий».

Уже сейчас у Китая имеется опыт создания собственных новых и высоких технологий и на их основе производства качественных и конкурентоспособных товаров. Примерами здесь могут служить компьютерная компания Lenovo, телекоммуникационная компания Huawei, чьи продукты имеют спрос как внутри страны, так и за рубежом. Темп развития собственных технологий, используемых в собственном производстве раз за разом увеличивается.

В докладе отмечается, что за прошедшее десятилетие Китай добился значительных успехов в области мобилизации ресурсов для науки и технологий в самом широком смысле и поразительной скоростью, став одним из лидеров в области разработок и развития технических знаний. Высокие технологии прочно занимают лидирующие позиции в китайском экспорте, хотя и основываются на импортируемых компонентах.

Отсутствие системы защиты патентов и интеллектуальной собственности является огромным недостатком, который останавливает иностранные компании от предоставления технологической информации, поскольку они обеспокоены ее дальнейшим пиратским использованием. Это также является сдерживающим фактором китайских компаний в сфере распространения своей продукции. «Усиление законодательной базы, в особенности на местном уровне, нуждается в серьезной доработке», - подчеркивается в докладе.

ОЭСР также полагает, что нарушение авторских прав на интеллектуальную собственность вместе с низкими стандартами качества могут самым негативным образом сказаться на китайском экспорте, серьезно повредив имиджу страны.

Рассуждая об интеллектуальной собственности и ее защите, а также о производстве Китаем собственных технологий, следует привести данные Государственного ведомства КНР по интеллектуальной собственности (SIPO):

 

Всего

Университеты и колледжи

Научно-исследовательские институты

Промышленные предприятия

Организации

Общее количество патентов (2000-2006) 7770905 78835 47186 634662 10222
Среднегодовой прирост производства патентов (%) 25.00% 41.00% 15.70% 24.00% 42.20%

 

Для наглядности изобразим это графически:

 

По тем же данным SIPO (2000 – 2006) можно понять кто играет наиболее важную роль в производстве новых технологий:

 

Год

Университеты и колледжи

Научно-исследовательские институты

Промышленные предприятия

Организации

2000

2924 4122 45862 467
65.30% 35.20% 40.50% -7.20%

2001

3810 4360 51302 632
30.30% 5.80% 11.90% 35.30%

2002

5981 5373 68962 926
57.00% 23.20% 34.40% 46.50%

2003

10252 6998 84117 1089
71.40% 30.20% 22.00% 17.60%

2004

12997 6709 90148 1426
26.80% -4.10% 7.20% 30.90%

2005

19921 9746 127397 1818
53.30% 45.30% 41.30% 27.50%
2006 22950 9878 166874 3864

 

 

Объем ПИИ Китая с каждым годом растет, об этом говорят следующие данные:

 

Приведенные данные говорят о том, что Китай не только потребляет чужие технологии, но и производит собственные. О качестве данных продуктов могут рассказать лишь реальные примеры.

К сожалению, конкурентоспособность китайских компаний до сих пор основывается в большинстве случаев на преимуществе низких цен и в меньшей степени на качественных характеристиках, наличие которых само по себе должно доказывать наличие и использование новых и высоких технологий в производстве. В силу этого Китай все же отстает от передовых стран. Но, мало-помалу Китай двигается в сторону прогресса и модернизации своих предприятий.

Несмотря на отставание в технологичности производства китайских товаров по сравнению с развитыми странами, это понятие все равно остается дифференцированным.

В Китае уже сейчас есть многие отрасли, в которых его можно считать достойным соперником, в частности это ИТ-отрасль, автомобилестроение.

Китай сделал мудрый шаг, разрешив иностранным компаниям размещать свое производство у себя.

По китайскому законодательству иностранные компании, участвовавшие в реализации государственного заказа на территории Китая, должны осуществлять следующие обязательства:

1) являться субподрядчиком местных (китайских) производителей;

2) предоставлять подрядчику (китайской стороне) ноу-хау.

 

В силу этого использование опыта и технологий иностранных компаний Китай спокойно перешел сначала к их копированию, а потом созданию собственных опытных образцов. Также ради доступа к новым технологиям наблюдается частая практика покупки иностранных компаний ради ноу-хау, примером тому может служить знаменитый IBM, купленный китайской компьютерной компанией Lenovo .

Несмотря на то, что частные инвестиции в НИОКР составляют две трети от всех выделяемых средств, ощущается значительный дефицит финансирования новых предприятий, которые являются основой инновационной политики в любой экономике.

В Китае динамично развивается автомобилестроение, несмотря на многочисленные сентенции о копировании зарубежных марок и создании на их базе гибридных аналогов. Разумеется, в Китае производят свои автомобили множество известных марок Европы, США и Японии, такие как Toyota , Audi , Volkswagen и многие другие. В соответствии с законодательством КНР, есть возможность использования чужого опыта себе во благо, ничего при этом не нарушая. Результаты этого мы сейчас наблюдаем. Китайские автомобили год за годом покоряют российский рынок. Несмотря на противоречивые замечания о качестве и безопасности автомобилей, по оценкам специалистов довольно скоро мы увидим по-настоящему качественный продукт, отвечающий всем мировым стандартам.

В автомобилестроении Китай также рвется к использованию самых передовых технологий. Например, шанхайский университет Тонгджи и пекинский университет Синьхуа уже демонстрировали действующие образцы электромобилей с бортовым электрохимическим генератором, который с помощью специальных протонообменных мембран синтезирует воду из водорода и кислорода, вырабатывая при этом электроэнергию. Генераторы для этих машин выпущены частной шанхайской компанией Shen-Li, но оба проекта – государственные, с казенным финансированием. Электрохимические генераторы Shen-Li не намного уступают американским – покрытые каталитическим слоем графитовые электроды в пакетах топливных элементов, китайцы делают по немецкой лицензии. Протонообменные мембраны же, в виде тонкой и прозрачной полимерной пленки, разработали самостоятельно. Преимущество китайских аналогов налицо: практически одинаковые образцы по качеству с американскими, но намного дешевле.

В сфере информационных технологий (ИТ) надежды Китая связаны с успехами компании Foton, крупнейшей компании в Китае, а также Huawei и ZTE. Уже сейчас телекоммуникационное оборудование компании Huawei – системы коммутации типа C&C08 – работают в Италии, Испании, Франции, Великобритании, Нидерландах и отвечают самому современному мировому уровню. В 2005 году компания получила около 3000 патентов на технологические новшества в сфере коммуникационного оборудования. Huawei входит в десятку мировых лидеров, среди которых Nokia Corp., Ericsson, Motorola, Cisco и Alcatel. Что касается другой китайской IT компании ZTE, то она является крупнейшим национальным разработчиком и производителем цифровой, сотовой и телекоммуникационной техники, поставщиком услуг в области интернет-телефонии и видеосвязи. На сегодняшний день только в области технологий CDMA ZTE обеспечила во всем мире более чем 12 миллионов линий в более чем 20 странах.

На долю компании Huawei Technologies Co., Ltd, мирового лидера в области решений для сетей связи следующего поколения, приходится сегодня около 40% оптических решений, установленных китайскими операторами связи. В 2008 году компания Huawei заключила соглашение с компанией China Netcom о поставке оборудования оптического доступа серии MA5600T SmartAX в связи с предстоящей Олимпиадой (оператор China Netcom является партнером Олимпийских игр 2008 года в Пекине), возможности которого позволяют обеспечить терабитовый полнооптический доступ.

ИТ-отрасль Китая сегодня получает довольно значительную поддержку на государственном уровне. Планируется, что к 2010 году страна станет ведущим экспортером аппаратного обеспечения, а также будет мировым лидером по предложению услуг аутсорсинга и разработки приложений. По применению информационных технологий в различных областях жизни общества, китайцы планируют в самое ближайшее время выйти на уровень развитых стран мира.

Для Китая наступило время, когда на смену ручному труду и «кустарному производству» пришло использование новых и высоких технологий, создание качественных товаров, не уступающих западным.

На сегодняшний день в Китае насчитывается не один десяток техноцентров, например, в пригороде Пекина – известный и отнюдь не образцово-показательный центр компании CapitalBio. А ведь эта компания совсем молодая и начинала она с нуля, теперь же из 400 сотрудников центра 30% – это профессура и выпускники европейских и американских университетов. Продукция этой фирмы, например, сканеры для анализа вирусов, востребованна и в Европе и в США.

Высокие темпы инновационного развития вызывают не только восторг, но и большую озабоченность у США и в Европе. По мнению исследовательского комиссара ЕС Янеца Петокника, через 5 лет доля расходов на исследовательские программы в общем объеме ВНП в Китае будет гораздо выше, чем в ЕС. Среднегодовые темпы роста расходов на науку уже измеряются двузначным числом. «Если такая тенденция сохранится», - говорит Петокник, - «то в ближайшее время в технологическом плане Китай может оставить Европу далеко позади себя».

В Китае многое идет очень быстро. С примерно 380 млн. пользователей Китай является уже теперь самым большим рынком карманных компьютеров. В Китае уже почти как два года действует магистральная сеть, работающая по Интернет-протоколу нового поколения – IPv6. Китайская образовательная и исследовательская сеть CERNET2 (China Education and Research Network) к настоящему моменту объединила 35 университетов в 30 городах, став крупнейшей в мире в своем классе. Это было решением проблемы дефицита адресного пространства. Теперь есть возможности выделить отдельный IP-адрес не только каждому китайцу, но и любому жителю Земли. Скорость в новой сети достигает 40 ГБ/с, что в 4-20 раз больше среднего показателя для существующих сетей в мире. Причем оборудование для сети было произведено в КНР уже упоминавшимися национальными компаниями Huawei Technologies и Tsinghua Bit-Way.

На рынке производителей персональных компьютеров в Китае также лидируют национальные компании. Первая среди них – Lenovo Group, которой принадлежат 34,5% объема продаж, а если учитывать сравнительно недавнее приобретение бизнеса IBM, доля компании на рынке составляет 40%. Второе и третье места занимают Founder с долей в 10,4%, и Tongfang, который располагает 6,2% рынка. И только четвертое и пятое места принадлежат иностранным производителям – американский Dell, - 5,8% и HP,- 3,2%.

Реформирование и стимулирование системы образования дает ежегодно 450 000 инженеров, которые по своим навыкам и качеству не хуже иностранных, а стоимость значительно ниже. Это не странно, так как китайские университеты тесно сотрудничают с иностранными, среди преподавательского состава китайских университетов много профессоров из стран Европы и США.

«Финансовая система Китая не отвечает потребностям финансирования частного сектора, в особенности малых и средних предприятий, - считают в ОЭСР. – Рынок капитала слабо развит, что создает сложности для малых и средних предприятий в получении кредитов, поскольку банки отдают предпочтение крупным компаниям, в особенности государственным».

Старая финансовая система, действительно оказалась неэффективной, поэтому в 2007 году была учреждена отраслевая ассоциация, которая в свою очередь должна была взять на себя часть полномочий Народного банка Китая. По мнению директора Национального банка Китая это должно решить вопрос медленного внедрения новых финансовых инструментов и торможения реформ. Одним из наиболее важных опасений является то, что недостаток финансовых инструментов для хеджирования рисков неблагоприятно скажется на возможностях китайских банков.

В докладе директора Национального банка Китая Чжоу Сяочуань от 3 сентября 2007 года сказано, что банк откажется от некоторых своих полномочий, которые возьмет на себя специально созданная ассоциация. В эту Национальную ассоциацию институциональных инвесторов вошли все учреждения, являющиеся участникам межбанковского рынка. Теперь эта ассоциация будет принимать решения по поводу внедрения новых финансовых инструментов. «С этого момента не будет требоваться разрешения или надзора правительства» – сказал Чжоу. Таким образом, была реконструирована финансовая система, сняты административные барьеры и ограничения, которые мешали повышению эффективности финансовой системы.

Новую созданную ассоциацию возглавляет Ли Лихуэй, президент Bank of China, а за Национальным банком Китая остается функция надзора за деятельностью ассоциации.

До этого момента Национальный банк Китая был контроллером внедрения новых финансовых продуктов коммерческими китайскими банками, в силу этого многие запущенные инструменты попросту были неэффективны и не нужными. Но теперь в силу либерализации финансовой системы новые финансовые инструменты вводятся по мере необходимости, а не в директивном порядке.

Подъем экономики Китая во многом обусловлен тем, что рынок капитала стал достаточно эффективным механизмом для помещения средств в перспективные компании. Во всем цивилизованном мире таким образом поддерживается конкуренция и формируются новые отрасли. Реальные процентные ставки в Китае ниже, чем в большинстве экономически развитых стран. Подчиняясь здравому смыслу, правительство Китая проводит политику искусственного замедления слишком быстрого роста национальной экономики, вводя ограничения на кредитование и инвестиции. Повышение процентной ставки китайским Центробанком стало ключевым моментом в переходе от административных к рыночным методам регулирования в Китае.

Коммерциализация процентных ставок способствовала укреплению косвенного регулирования и контроля за финансами в Китае, а также совершенствованию механизма самостоятельного хозяйствования финансовых организаций и повышения их конкурентоспособности.

Технологические парки

Для того, чтобы преодолеть сильное научно-технологическое отставание от развитых стран Китай в 1982 году была принята программа инноваций в социально-экономической сфере, основой которой стало строительство технопарков.

К 1985 году, после пяти лет крутого роста, обрабатывающая промышленность Шэньчженя прекратила свое развитие. Правительство увидело, что наступил момент для использования науки и технологии в качестве главного инструмента укрепления и дальнейшего развития экономики. Но для этого совершенно необходимо наличие высококвалифицированной рабочей силы. Одним из лучших решений проблемы оказалась концепция научного парка.

Начало данной практики положило строительство научно-промышленного парка Шэньчженя в 1985 году. Данный проект был осуществлен при непосредственной поддержке местного университета и всех научных центров страны.

Особенностями создания данного технопарка явилось то, что для его строительства не было необходимой инфраструктуры, сферы услуг для поддержки инновационной деятельности, адекватных источников венчурного капитала и высокообразованной рабочей силы.

Несмотря на все недостатки, которыми обладала территория Шэньдженя, именно она была выбрана для строительства технопарка, в силу благоприятных условий для бизнеса специальной экономической зоны с ее завидными политическим условиями.

Но, несмотря на все эти противоречия и мнение критиков, технопарку Шэньчженя удалось поразить всех своими результатами. Таким образом, к 1991 году в сфере коммерциализации результатов научных исследований научный парк превратился в одну из ведущих национальных организаций и был аккредитован Госсоветом КНР в качестве одной из национальных зон развития высоких технологий.

Основываясь на мировой практике создания технологически парков, одним из основных критериев выбора места размещения парка является наличие поблизости от него университета. Но технопарк Шэньдженя отличается тем, что не имел поблизости сколько-нибудь заметного исследовательского университета. Местный университет был открыт лишь в 1984 году и не мог в полной мере обеспечить нужды данного проекта.

Однако Академия наук Китая один из учредителей научного парка и сильнейших центр научно-технической мощи страны, располагающий более 100 региональными отделениями пообещала оказать парку мощную технологическую поддержку. Были также разработаны программы укрепления связей с университетами и научными организациями внутренних районов Китая

Основной причиной размещения первого технологического парка Китая в Шэньджене состояла в географической близости последнего к Гонгконгу, который служил источником информации, критически важной для выживания промышленных предприятий и прогресса технологических инноваций.

Услуги поддержки

Большинство организаторов научных парков полагают само собой разумеющимся, что научные парки следует располагать там, где уже имеются услуги поддержки инновационной деятельности. Семь лет назад Шэньчжень был всего лишь экспериментальной промышленной зоной, в которой крепкие руки ценились выше умной головы. В Шэньчжене практически отсутствовала сфера услуг, а большая часть местной продукции вывозилась за его пределы. Но в данном случае предполагалось, что услуги поддержки возникнут через несколько лет, в ходе реализации промышленной политики местных органов власти и управления.

 

Венчурный капитал

 

Одним из основных факторов, влияющих на принятие решения о создании парка является наличие венчурного капитала. В развитых странах профессиональные венчурные капиталисты существуют вот уже несколько десятилетий, но для Китая венчурный капитал все еще чуждое явление. Централизованная экономика, которая превалировала семь лет назад, оставляла мало шансов на возникновение индустрии венчурного капитала, хотя существовал избыток финансовых средств из-за дефицита инвестиционных возможностей. Оставалось надеяться на быстрое развитие Специальной зоны Шэньчженя, рост ее авторитета и богатства, что способствовало бы привлечению капиталов из внутренних районов Китая и из-за рубежа. Лишь немногие научно-технические организации, финансируемые из государственного бюджета могли быть на деле использованы в качестве “заменителей” источников венчурного капитала.

 



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
На пути к построению нового инновационного государства: проблемы и решения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: На пути к построению нового инновационного государства: проблемы и решения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)