Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сказки: их особенности и место в работе с младшими школьниками



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Сказки: их особенности и место в работе с младшими школьниками 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».

Фольклорная традиция – тот самый фактор, который изначально формирует зарождение нового жанра в литературе. Можно сказать, что первые писатели, обратившиеся к жанру сказки, пересказали, обработали, перевели на литературный язык произведения устной народной словесности, дав им вторую – книжную жизнь.

Воспитание ребёнка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Сегодня устная народная словесность приходит к малышу иным путём, чем столетия назад: ребёнок получает её посредством взрослых, в основном из книг, собравших произведения самых разнообразных фольклорных жанров. Каждый ребёнок обязательно проживает дочитательский, домисьменный период, когда воспринимает художественный текст на слух – в чтении старших.

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.

Подход к рассмотрению устной народной словесности в курсе детской литературы, конечно, по объективным причинам отличается от систематического курса фольклора. Делается акцент на тех жанрах, которые более частотны в детском художественном образовании.

Детский фольклор включает в себя жанры, которые создаются для детей и часто самими детьми и бытуют в детской среде. Фольклористы (В.Я. Пропп, Э.В.Померанцева) расценивают детский фольклор как родовое понятие, разделяя всё многообразие жанров на две группы:

1) малые жанры, связанные с игровыми действиями;

2) самостоятельные устные жанры.

В русском фольклоре существует три жанра фольклора:

· Малые фольклорные жанры (колыбельная, пестушки-потешки, календарный фольклор, считалки, дразнилки, мирилки, пословицы, поговорки и загадки)

· Былина — фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — "старина", "старинушка", подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин "былина" в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым

· Сказка – один из основных жанров устного народного творчества. Она представляет собой чаще всего прозаический устный рассказ фантастического, авантюрного либо бытового плана с установкой на вымысел. Сказкой называют разные прозаические произведения: рассказы о животных, волшебные истории, авантюрные повести, сатирические анекдоты.

Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели “одну забаву”, достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей. Приблизительно в это же время в среде русских литературоведов зреет интерес именно к подлинным русским сказкам – как к произведениям, могущим стать фундаментом для изучения т.н. “настоящего” русского народа, его поэтического творчества, а значит и могущим способствовать формированию русского литературоведения.

Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а кончаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Да и самое рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Однако сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро, берёт верх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в сказке, - выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с жизненным злом, мечтали о справедливой жизни. В сказках всегда побеждают гонимые, обижаемые, всегда торжествует справедливость.

Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия – удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека.

Таким образом, сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.

Сказки вызывают у ребёнка напряжённое внимание к зачаровывающим описанием чудес, необычных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребёнок спрашивает себя: кто я? Откуда произошёл? Как возник мир? В чём смысл жизни? Эти важные вопросы осмысливаются ребёнком не абстрактно.

Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”).

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовала сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.

С течением веков, с развитием литературы появляется литературная сказка.

Литературная сказка – это авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, служит основной отправной точкой характеристики персонажей.

Следует заметить, что под литературной сказкой мы подразумеваем произведения трёх типов конструкций:

1) прозаическая сказка,

2) стихотворная сказка,

3) драматическая сказка.

Литературная сказка выросла из сказки фольклорной, унаследовав её черты, проявляющиеся в разной степени. Здесь можно говорить о жанровой эволюции.

Первые литературные сказки имели очевидную эпическую доминанту, но с течением времени, с наступлением эпох барокко, сентиментализма, романтизма лирический компонент начал более явно заявлять о себе.

Литературная сказка, будучи наследницей сказки фольклорной, обретает новую жизнь в печатном слове. Однако, как и в устной народной словесности, будучи жанром синтетическим, соединяющим в себе не только слово как смысл, но и как мелодию, и как актёрский, исполнительский фактор, как звуковой образ, мелодию; сказка в книжном печатном исполнении нуждается в животно-зрительном начале. В устной народной словесности рисует рассказчик, в книге – иллюстрация.

Само слово сказка появилось только в XVI в., ранее такие произведения устной народной словесности называли «байками» или «басенью», а рассказчика именовали «бахарем». Следовательно, в сказке соединяются два характеризующих принципа:

1) жанровые черты (отмеченные В.Я. Проппом, Л.Ю. Брауде),

2) невероятная история, рассказанная с назидательной целью.

Как письменный литературный жанр, сказка появилась в русской литературе лишь в XIX веке. В отличие от фольклорной, литературная сказка – творение авторское. Но она учитывает законы устной художественной словесности. Фантастика в ней – сюжетообразующий фактор, важный критерий характеристики персонажей.

Из всей литературы, сказки первыми проникают к людям разных сословий, и проникают рано, когда душа открыта всему высокому. В России исстари любили сказки. Русская художественная литература XIX—XX вв. очень обильно насыщена сказками, хотя с этой стороны она еще совсем не изучена. Обработки сказок у В. Жуковского («Мальчик с пальчик», «Сказка о царе Берендее», «Сказка об Иване царевиче и сером волке», «Кот и в сапогах» и др.) укрепляют литературный жанр стихотворной сказкой. Прозаическая сказка Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки») включает элементы романтической сказки. Другая линия развития русской художественной сказки — морализирующая сказка, частью использующая сюжеты легенды. Таковы направления сказок для детей у В. Гаршина («Сказка о жабе и розе», «Лягушка-путешественница»), Г. Данилевского («Живая свирель», «Смоляной бычок», «Лесная хатка», «Ивашко», «Каратышка»), Ершова («Конек-Горбунок»), В. Одоевского («Бедный Гнедко», «Мороз Иванович»).

Ребёнка сказка способна завлечь в свой волшебный мир переживаний. Читая сказку, ребёнок проникается душой к герою сказки, становится с ним одним целым и готов переживать с ним все непредсказуемые и тревожные, необычайные события.

Кроме ожидания чудесного, волшебного, детскому возрасту присуща ещё одна потребность. Ребёнок хочет подражать окружающим его сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удаётся. В сказке всё это возможно. Маленькая девочка или мальчик, смелый, находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Большие и малые мечты ребёнка осуществляются в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает свой собственный вариант её. Иными словами, ребёнок как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.

Для педагогов же особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия – эстетический. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьёзная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребёнка к литературе. Знакомство ребёнка со сказкой начинается с выразительного чтения её взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.

Итак, сказка имеет особое значение в воспитании ребёнка и развитии у него психических функций, необходимых для обучения, способствует обогащению внутреннего мира, что помогает младшему школьнику находить гармонию в себе и мире вокруг.

 



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Сказки: их особенности и место в работе с младшими школьниками 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сказки: их особенности и место в работе с младшими школьниками

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)