Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути ознакомления со сказками А.С. Пушкина в начальной школе.



2019-12-29 286 Обсуждений (0)
Пути ознакомления со сказками А.С. Пушкина в начальной школе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Надо помнить, что все эти сказки предназначались взрослым, что написаны они в пору творческого расцвета А.С.Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьёзными его произведениями, - а это значит, что содержание сказок столь же глубоко и серьёзно. В 30-х годах его занимала тема Дома: вопросы природы, общества, истории освещались им с позиций «домашнего» человека. Под таким углом зрения легко было отделять добро от зла, правду от лжи. Поэт использовал особую жанровую форму стихотворной «простонародной» сказки, чтобы включить и народную точку зрения на эти вопросы.

«…Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего «Салтана», «Золотого петушка» и «Царевну», ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской», - писал К. И. Чуковский.

Произведения А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы, вскрыли пустоту и надуманность моралистических книжек многих детских писателей.

Пушкинские сказки, вошедшие в круг чтения детей, делятся на сказки-поэмы («О царевне Лебеди», «О мёртвой царевне и семи богатырях») и сказки-новеллы («о попе и работнике его Балде», «О золотой рыбке», «О золотом петушке»). Сказки-поэмы заканчиваются счастливо, сказки-новеллы – справедливо, но несчастливо. Добро и зло в сказках-поэмах однозначно, положительные и отрицательные персонажи не вызывают сомнений; а в сказках-новеллах отрицательные герои побеждаются силами, несущими то ли добро, то ли зло. Различие этих качеств в человеке – важный компонент в воспитании младших школьников. Ребёнок с детства должен усвоить, что хорошо, что плохо, как человек должен поступать и как не должен, как вести себя в трудной ситуации.

В сказках-поэмах внимание сосредоточено на семье, на «домашних» чувствах героев, социальный статус героев не играет никакой роли. Царь Салтан, князь Гвидон, царица-мать изображаются как обыкновенные люди с «чувствами добрыми»; например, царь Салтан грустит в одиночестве без семьи, а князь Гвидон несчастлив из-за тоски по отцу, и все чудеса мира не могут утешить его. В сказках-новеллах герои сталкиваются с непобедимыми законами мира – законами, что выше, сильнее суетных человеческих желаний. Поп, старуха, царь Дадон изображены с социальной стороны (как это принято в народных бытовых сказках), но вместе с тем подчёркнута их личная слабость. Так, поп – жалкий старик с «толоконным лбом», старуха – сварливая жена с безмерной жадностью, царь Дадон – глупец с грузом страшных грехов на совести. Конечное поражение героев объясняется их неразумным стремлением возвыситься над другими людьми, подчинить себе чью-то силу.

В современной начальной школе, сказки начинают изучаться уже в первом классе. Зачастую, уроков чтения не хватает, для полного проникновения в мир сказок, их осознанного восприятия. Именно по этому, процесс изучения сказок дополняется внеклассными занятиями, домашним чтением, различными экскурсиями, посещением театров и музеев, а так же имеет место межпредметная связь в ознакомлении со сказками А.С. Пушкина.

В нашем исследовании мы разработали собственный путь ознакомления со сказками А.С. Пушкина на внеклассных занятиях или по средством включения сказок в другие уроки, то есть осуществления межпредметной связи. Первым этапом является первичная диагностика знаний детей о сказках А.С. Пушкина. На этом этапе, мы можем выяснить, на сколько хорошо дети знают сказки А.С. Пушкина.

Вторым этапом работы является само ознакомление со сказками А.С. Пушкина. На этом этапе, в зависимости от уже имеющихся знаний детей, мы проводим ряд занятий, на которых обобщаем и систематизируем знания о сказках и их понимание младшими школьниками.

И заключительным этапом является анализ результатов проведённой работы, посредством игры – викторины.

Таким образом, изучив теоретические аспекты данного вопроса, мы сделали следующие выводы: что сказка имеет особое значение в воспитании ребёнка и развитии у него психических функций, необходимых для обучения, способствует обогащению внутреннего мира, что помогает младшему школьнику находить гармонию в себе и мире вокруг. Влияние сказок А.С. Пушкина на нравственное воспитание детей, на развитие их воображения огромно. С этой целью, мы имеем возможность широко использовать их во внеклассной работе с детьми младшего школьного возраста.

 

Глава II . Организация работы по ознакомлению со сказками А.С. Пушкина младших школьников во 2 классе.

Изучить уровень представлений о сказках у детей 8 лет.

    Первичная диагностика знаний детей о сказках А.С. Пушкина заключается в проведении тестового задания и анализе результатов.

Занятие первое.

Тема: Как мы знаем сказки А.С. Пушкина?

Цель: Выяснить уровень уже имеющихся знаний детей о сказках А.С. Пушкина.

Оборудование: Портрет А.С. Пушкина, индивидуальные карточки с тестовыми заданиями.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вводная часть.

    - Ребята, чей портрет вы видите на доске? (Александра Сергеевича Пушкина.) (приложение 1).

    - Все вы знаете сказки А.С. Пушкина: вам их читали родители, вы их читали сами, смотрели мультфильмы, возможно посещали спектакли по сказкам А.С. Пушкина. Сегодня мы с вами выполним некоторые тестовые задания, чтобы выяснить насколько хорошо вы помните героев сказок А.С. Пушкина и происходившие в них события.

III. Основная часть.

    - У вас на столах лежат карточки с этими тестами, вы должны внимательно прочитать вопросы и обвести правильный, по вашему мнению, вариант ответа. (приложение 2).

IV. Подведение итогов.

    - Внимательно проверьте свои работы и передайте на 1 парту.

К следующему разу, вам необходимо дома прочитать «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».

 

Анализируя полученные результаты, мы можем видеть в целом, довольно хорошее знание детьми сказок А.С. Пушкина. Из 20 работ, 8 работ выполнены на отлично, 4 работы – с одной ошибкой, 7 работ – с двумя допущенными ошибками и всего 1 работа с пятью неправильными ответами. Таким образом, в дальнейшей работе мы можем лишь помогать детям обобщать и систематизировать уже имеющиеся знания и в незначительной степени знакомить детей с ещё неизвестными аспектами сказок А.С. Пушкина. Важно, чтобы каждое разработанное занятие несло увеличение познавательного интереса детей изучать сказки А.С.Пушкина.

В этих целях, мы также оформили стенд, посвящённый сказкам А.С.Пушкина.

 

Содержание работы по ознакомлению со сказками А.С. Пушкина на различных уроках и на внеклассных занятиях.

Занятие второе.

Тема: Смотрим «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Цель: Ознакомление детей со сказкой А.С.Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Так же проводится беседа по прочитанной дома «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».

Оборудование: Портрет А.С. Пушкина, стенд, посвящённый сказкам А.С. Пушкина, видеокассета с записью мультфильма по «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Ход урока:

I. Организационный момент.

    II. Вводная часть.

    - Ребята, сегодня на занятии, мы продолжим знакомство со сказками А.С. Пушкина. Какую сказку вы читали дома? («Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»).

    - Давайте, кратко вспомним сюжет сказки и главных героев. (Дети рассказывают о сюжете сказки и вспоминают главных героев). Помощником нам может послужить стенд, посвященный сказкам А.С. Пушкина, обратите на него внимание. (Приложение 3).

- Хорошо, а теперь, мы познакомимся, а скорее вспомним ещё одну сказку А.С. Пушкина - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Иллюстрацию к этой сказке, мы тоже можем наблюдать на стенде. (Приложение 4).

 

III. Основная часть.

Просмотр мультфильма по «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

IV. Подведение итогов.

-Ребята, о каких сказках мы сегодня говорили? (О «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и о «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»).

- Давайте, ещё раз обратимся к стенду. Посмотрите, иллюстрации к каким сказкам на нём присутствуют? (Приложение 5). («Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о рыбаке и рыбке».)

- С какой сказкой нам ещё необходимо познакомиться? («Сказкой о рыбаке и рыбке»). (Приложение 6).

- Эту сказку, вы должны прочитать дома самостоятельно.

 

Занятие третье.

Третьим шагом к освоению сказок А.С. Пушкина является проведение межпредметной связи, в виде включения сказок А.С. Пушкина в урок русского языка.

Тема: Части речи. Общее значение частей речи.

Цель: Повторить понятие частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), используя задания, основанные на сказках А.С. Пушкина.

Оборудование: Распечатки со стихотворениями, с таблицей, стенд, посвящённый сказкам А.С. Пушкина, схемы частей речи.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вводная часть.

- Запишите число, классная работа. (Записывают число, классная работа.)

 

Словарная работа:

На доске написаны слова с пропущенными клетками. Нужно вставить правильную букву.

 

аллея  трамвай      праздник

бульон       ребята           вокзал

жёлудь коллекция   дрожжи

лестница хоккей           бидон

                  диван             цирк

пожалуйста              рюкзак

(Дети по цепочке называют нужную букву. Записывают слова в тетрадях в строчку, через запятую. Буквы вставляют зелёной ручкой.)

 

Получается предложение: Льёт мелкий дождик.

 

III. Основная часть.

Постановка цели урока.

№1. Читаем текст, вставляем название той части речи, о которой говорится в тексте.

(Проговариваем: (№2) Имя существительное – это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? И т.д. и т.п.)

В предложении записанном ранее проставляем части речи.

 

 Гл.  им.прил. им.сущ.

Льёт мелкий дождик.

 

Затем, берём распечатки, на которых напечатаны 3 стихотворения и таблички.

Заполняем таблички, выписываем примеры из текстов.

 

1. Выпиши имена существительные.

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

 

Из какой сказки А.С.Пушкина эти строки?__________________________

________________________________________________________________

2. Выпиши имена прилагательные.

В дорогой собольей душегрейке,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

 

Из какой сказки А.С.Пушкина эти строки?__________________________

________________________________________________________________

3. Выпиши глаголы.

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

 

Из какой сказки А.С.Пушкина эти строки?__________________________

________________________________________________________________

 

 

Части речи. Что обозначают На какие вопросы отвечают Примеры
Имя существ.   ______________________     _______________ ________________ ________________  
Имя прилаг.   _______________________   _______________ ________________ ________________  
Глагол   _______________________     _______________ ________________ ________________  

 

Физ. минутка. Гимнастика для глаз.

 

№ 3. Объясняем смысл пословицы:

Весенний день год кормит.

Дети запоминают её, пишут по памяти.

 

Самостоятельно проставляют части речи над словами в пословице.

 

Совместная проверка.

 

    IV. Подведение итогов.

Рабочая тетрадь. С. 27 № 1.

(Выполняют задание, проговаривая с учителем значения частей речи.)

 

Выполненные работы в таблицах проверяются учителем, выставляются отметки. (Приложение 7).

 

 

Занятие четвёртое.

Тема: Рисуем сказки А.С. Пушкина.

Цель: Повышение интереса к сказкам А.С. Пушкина, формирование у детей навыков рисования, развитие творческого мышления, памяти и восприятия.

Оборудование: Иллюстрации с изображениями героев, стенд, посвящённый сказкам А.С. Пушкина, листы белой бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Вводная часть.

- Ребята, сегодня, мы с вами снова окунёмся в сказочный мир А.С. Пушкина. Для начала, мы должны вспомнить, с какими сказками А.С. Пушкина мы уже познакомились на занятиях? («Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о рыбаке и рыбке»).

- Для сегодняшней работы, нам необходимо вспомнить героев этих сказок. Опять же, нам сможет помочь стенд. (Приложение 5). (Дети вместе с учителем вспоминают героев уже изученных сказок.)

- На доске, вы можете видеть некоторых из этих героев. ( Приложения 8, 9, 10).

III. Основная часть.

Дети самостоятельно выбирают наиболее интересного для них героя и рисуют с помощью цветных карандашей.

IV. Подведение итогов.

Собираются работы детей.

 

В ходе этого занятия интерес детей к работе со сказками А.С. Пушкина значительно увеличивался. Дети могли реализовывать на бумаге свои фантазии.

 



2019-12-29 286 Обсуждений (0)
Пути ознакомления со сказками А.С. Пушкина в начальной школе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути ознакомления со сказками А.С. Пушкина в начальной школе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)