Пути ознакомления со сказками А.С. Пушкина в начальной школе.
Надо помнить, что все эти сказки предназначались взрослым, что написаны они в пору творческого расцвета А.С.Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьёзными его произведениями, - а это значит, что содержание сказок столь же глубоко и серьёзно. В 30-х годах его занимала тема Дома: вопросы природы, общества, истории освещались им с позиций «домашнего» человека. Под таким углом зрения легко было отделять добро от зла, правду от лжи. Поэт использовал особую жанровую форму стихотворной «простонародной» сказки, чтобы включить и народную точку зрения на эти вопросы. «…Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего «Салтана», «Золотого петушка» и «Царевну», ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской», - писал К. И. Чуковский. Произведения А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы, вскрыли пустоту и надуманность моралистических книжек многих детских писателей. Пушкинские сказки, вошедшие в круг чтения детей, делятся на сказки-поэмы («О царевне Лебеди», «О мёртвой царевне и семи богатырях») и сказки-новеллы («о попе и работнике его Балде», «О золотой рыбке», «О золотом петушке»). Сказки-поэмы заканчиваются счастливо, сказки-новеллы – справедливо, но несчастливо. Добро и зло в сказках-поэмах однозначно, положительные и отрицательные персонажи не вызывают сомнений; а в сказках-новеллах отрицательные герои побеждаются силами, несущими то ли добро, то ли зло. Различие этих качеств в человеке – важный компонент в воспитании младших школьников. Ребёнок с детства должен усвоить, что хорошо, что плохо, как человек должен поступать и как не должен, как вести себя в трудной ситуации. В сказках-поэмах внимание сосредоточено на семье, на «домашних» чувствах героев, социальный статус героев не играет никакой роли. Царь Салтан, князь Гвидон, царица-мать изображаются как обыкновенные люди с «чувствами добрыми»; например, царь Салтан грустит в одиночестве без семьи, а князь Гвидон несчастлив из-за тоски по отцу, и все чудеса мира не могут утешить его. В сказках-новеллах герои сталкиваются с непобедимыми законами мира – законами, что выше, сильнее суетных человеческих желаний. Поп, старуха, царь Дадон изображены с социальной стороны (как это принято в народных бытовых сказках), но вместе с тем подчёркнута их личная слабость. Так, поп – жалкий старик с «толоконным лбом», старуха – сварливая жена с безмерной жадностью, царь Дадон – глупец с грузом страшных грехов на совести. Конечное поражение героев объясняется их неразумным стремлением возвыситься над другими людьми, подчинить себе чью-то силу. В современной начальной школе, сказки начинают изучаться уже в первом классе. Зачастую, уроков чтения не хватает, для полного проникновения в мир сказок, их осознанного восприятия. Именно по этому, процесс изучения сказок дополняется внеклассными занятиями, домашним чтением, различными экскурсиями, посещением театров и музеев, а так же имеет место межпредметная связь в ознакомлении со сказками А.С. Пушкина. В нашем исследовании мы разработали собственный путь ознакомления со сказками А.С. Пушкина на внеклассных занятиях или по средством включения сказок в другие уроки, то есть осуществления межпредметной связи. Первым этапом является первичная диагностика знаний детей о сказках А.С. Пушкина. На этом этапе, мы можем выяснить, на сколько хорошо дети знают сказки А.С. Пушкина. Вторым этапом работы является само ознакомление со сказками А.С. Пушкина. На этом этапе, в зависимости от уже имеющихся знаний детей, мы проводим ряд занятий, на которых обобщаем и систематизируем знания о сказках и их понимание младшими школьниками. И заключительным этапом является анализ результатов проведённой работы, посредством игры – викторины. Таким образом, изучив теоретические аспекты данного вопроса, мы сделали следующие выводы: что сказка имеет особое значение в воспитании ребёнка и развитии у него психических функций, необходимых для обучения, способствует обогащению внутреннего мира, что помогает младшему школьнику находить гармонию в себе и мире вокруг. Влияние сказок А.С. Пушкина на нравственное воспитание детей, на развитие их воображения огромно. С этой целью, мы имеем возможность широко использовать их во внеклассной работе с детьми младшего школьного возраста.
Глава II . Организация работы по ознакомлению со сказками А.С. Пушкина младших школьников во 2 классе. Изучить уровень представлений о сказках у детей 8 лет. Первичная диагностика знаний детей о сказках А.С. Пушкина заключается в проведении тестового задания и анализе результатов. Занятие первое. Тема: Как мы знаем сказки А.С. Пушкина? Цель: Выяснить уровень уже имеющихся знаний детей о сказках А.С. Пушкина. Оборудование: Портрет А.С. Пушкина, индивидуальные карточки с тестовыми заданиями. Ход урока: I. Организационный момент. II. Вводная часть. - Ребята, чей портрет вы видите на доске? (Александра Сергеевича Пушкина.) (приложение 1). - Все вы знаете сказки А.С. Пушкина: вам их читали родители, вы их читали сами, смотрели мультфильмы, возможно посещали спектакли по сказкам А.С. Пушкина. Сегодня мы с вами выполним некоторые тестовые задания, чтобы выяснить насколько хорошо вы помните героев сказок А.С. Пушкина и происходившие в них события. III. Основная часть. - У вас на столах лежат карточки с этими тестами, вы должны внимательно прочитать вопросы и обвести правильный, по вашему мнению, вариант ответа. (приложение 2). IV. Подведение итогов. - Внимательно проверьте свои работы и передайте на 1 парту. К следующему разу, вам необходимо дома прочитать «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».
Анализируя полученные результаты, мы можем видеть в целом, довольно хорошее знание детьми сказок А.С. Пушкина. Из 20 работ, 8 работ выполнены на отлично, 4 работы – с одной ошибкой, 7 работ – с двумя допущенными ошибками и всего 1 работа с пятью неправильными ответами. Таким образом, в дальнейшей работе мы можем лишь помогать детям обобщать и систематизировать уже имеющиеся знания и в незначительной степени знакомить детей с ещё неизвестными аспектами сказок А.С. Пушкина. Важно, чтобы каждое разработанное занятие несло увеличение познавательного интереса детей изучать сказки А.С.Пушкина. В этих целях, мы также оформили стенд, посвящённый сказкам А.С.Пушкина.
Содержание работы по ознакомлению со сказками А.С. Пушкина на различных уроках и на внеклассных занятиях. Занятие второе. Тема: Смотрим «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Цель: Ознакомление детей со сказкой А.С.Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Так же проводится беседа по прочитанной дома «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». Оборудование: Портрет А.С. Пушкина, стенд, посвящённый сказкам А.С. Пушкина, видеокассета с записью мультфильма по «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Ход урока: I. Организационный момент. II. Вводная часть. - Ребята, сегодня на занятии, мы продолжим знакомство со сказками А.С. Пушкина. Какую сказку вы читали дома? («Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»). - Давайте, кратко вспомним сюжет сказки и главных героев. (Дети рассказывают о сюжете сказки и вспоминают главных героев). Помощником нам может послужить стенд, посвященный сказкам А.С. Пушкина, обратите на него внимание. (Приложение 3). - Хорошо, а теперь, мы познакомимся, а скорее вспомним ещё одну сказку А.С. Пушкина - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Иллюстрацию к этой сказке, мы тоже можем наблюдать на стенде. (Приложение 4).
III. Основная часть. Просмотр мультфильма по «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». IV. Подведение итогов. -Ребята, о каких сказках мы сегодня говорили? (О «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и о «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»). - Давайте, ещё раз обратимся к стенду. Посмотрите, иллюстрации к каким сказкам на нём присутствуют? (Приложение 5). («Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о рыбаке и рыбке».) - С какой сказкой нам ещё необходимо познакомиться? («Сказкой о рыбаке и рыбке»). (Приложение 6). - Эту сказку, вы должны прочитать дома самостоятельно.
Занятие третье. Третьим шагом к освоению сказок А.С. Пушкина является проведение межпредметной связи, в виде включения сказок А.С. Пушкина в урок русского языка. Тема: Части речи. Общее значение частей речи. Цель: Повторить понятие частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), используя задания, основанные на сказках А.С. Пушкина. Оборудование: Распечатки со стихотворениями, с таблицей, стенд, посвящённый сказкам А.С. Пушкина, схемы частей речи. Ход урока: I. Организационный момент. II. Вводная часть. - Запишите число, классная работа. (Записывают число, классная работа.)
Словарная работа: На доске написаны слова с пропущенными клетками. Нужно вставить правильную букву.
аллея трамвай праздник бульон ребята вокзал жёлудь коллекция дрожжи лестница хоккей бидон диван цирк пожалуйста рюкзак (Дети по цепочке называют нужную букву. Записывают слова в тетрадях в строчку, через запятую. Буквы вставляют зелёной ручкой.)
Получается предложение: Льёт мелкий дождик.
III. Основная часть. Постановка цели урока. №1. Читаем текст, вставляем название той части речи, о которой говорится в тексте. (Проговариваем: (№2) Имя существительное – это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? И т.д. и т.п.) В предложении записанном ранее проставляем части речи.
Гл. им.прил. им.сущ. Льёт мелкий дождик.
Затем, берём распечатки, на которых напечатаны 3 стихотворения и таблички. Заполняем таблички, выписываем примеры из текстов.
1. Выпиши имена существительные. И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой.
Из какой сказки А.С.Пушкина эти строки?__________________________ ________________________________________________________________ 2. Выпиши имена прилагательные. В дорогой собольей душегрейке, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки.
Из какой сказки А.С.Пушкина эти строки?__________________________ ________________________________________________________________ 3. Выпиши глаголы. В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт.
Из какой сказки А.С.Пушкина эти строки?__________________________ ________________________________________________________________
Физ. минутка. Гимнастика для глаз.
№ 3. Объясняем смысл пословицы: Весенний день год кормит. Дети запоминают её, пишут по памяти.
Самостоятельно проставляют части речи над словами в пословице.
Совместная проверка.
IV. Подведение итогов. Рабочая тетрадь. С. 27 № 1. (Выполняют задание, проговаривая с учителем значения частей речи.)
Выполненные работы в таблицах проверяются учителем, выставляются отметки. (Приложение 7).
Занятие четвёртое. Тема: Рисуем сказки А.С. Пушкина. Цель: Повышение интереса к сказкам А.С. Пушкина, формирование у детей навыков рисования, развитие творческого мышления, памяти и восприятия. Оборудование: Иллюстрации с изображениями героев, стенд, посвящённый сказкам А.С. Пушкина, листы белой бумаги, цветные карандаши. Ход занятия: I. Организационный момент. II. Вводная часть. - Ребята, сегодня, мы с вами снова окунёмся в сказочный мир А.С. Пушкина. Для начала, мы должны вспомнить, с какими сказками А.С. Пушкина мы уже познакомились на занятиях? («Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о рыбаке и рыбке»). - Для сегодняшней работы, нам необходимо вспомнить героев этих сказок. Опять же, нам сможет помочь стенд. (Приложение 5). (Дети вместе с учителем вспоминают героев уже изученных сказок.) - На доске, вы можете видеть некоторых из этих героев. ( Приложения 8, 9, 10). III. Основная часть. Дети самостоятельно выбирают наиболее интересного для них героя и рисуют с помощью цветных карандашей. IV. Подведение итогов. Собираются работы детей.
В ходе этого занятия интерес детей к работе со сказками А.С. Пушкина значительно увеличивался. Дети могли реализовывать на бумаге свои фантазии.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |