Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности переживаний и представлений о прошлом, настоящем и будущем во время беременности



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Особенности переживаний и представлений о прошлом, настоящем и будущем во время беременности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Период беременности является важным этапом психологической адаптации женщины к материнской роли, содержание которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку.

В.И. Брушан дает следующую трактовку основным этапам беременности:

1. Фаза преднастройки. До беременности - формирование матрицы материнского отношения в онтогенезе, на которое влияют опыт взаимодействия с матерью, семейные традиции, культурные ценности, существующие в обществе. В начале беременности (с момента узнавания и до момента шевеления) начинается формирование Я – концепции матери и концепции ребенка, до конца еще не наделенного качествами «родного».

2. Фаза первичного телесного опыта: интрацептивный опыт во время шевеления, результатом которого будет разделение «Я» и «не Я», являющееся ростком будущей амбивалентности отношения к ребенку,и формирование нового смысла «родной», «свой», «мой (частичка меня)». В период после родов происходит достройка смысла «родного» за счет экстрацептивной стимуляции. В дальнейшем происходит отделение витального смысла «родной» от социального смысла ребенка, при этом последний постепенно нарастает, а первый, наоборот, становится менее сильным и значимым.

В. Франкл, рассматривая проблемы экзистенциального вакуума и возникновения нусогенных неврозов, отмечал, что для большинства женщин наступление беременности является приобретением потерянного смысла жизни.

Беременность, в особенности первая, - «кризисная точка в поиске своей женской идентичности, так как это точка, из которой нет возврата, независимо от того, рождается ли в должный срок ребенок, случается выкидыш или делают аборт»,- считает Д. Пайнз. Беременность, с ее точки зрения, подразумевает конец существованию женщины как независимого отдельного существа и начало непременных и бесповоротных отношений мать-дитя. Одна из обязательных внутрипсихических задач первобеременной включает внутреннее, физическое и ментальное приятие того, что можно назвать ее образом своего сексуального партнера. Это влечет за собой слияние новых либидонозных и агрессивных чувств с теми, которые уже заложены в женщине с опытом детства, в особенности ее отношениями с родителями и сиблингами и отношением к своему собственному телу. Беременность - не статичное состояние, а прерывный физиологический и эмоциональный процесс. Этот процесс включает в себя либидинозное заполнение образа (катексис) развивающегося и изменяющегося плода, который сперва является невидимой частью материнского тела и продолжением ее Собственного Я. Этот катексис плода должен позднее быть переведен на реального живого младенца, когда тот родится и станет отдельной частью объективного мира и продолжением, как самой матери, так и сексуального партнера. Таким образом, от молодой матери требуется не только достичь этой ступени, но и доказать свою способность делить подобные эмоционально нагруженные отношения с отцом ребенка.

Немалая роль в научной литературе отводится моделям пренатальной общности матери и ребенка, вопросам неоднородности периода беременности, на основании которых С. Фанти предложил интегративную модель беременности. В интегративной психологической модели беременности С. Фанти выделяет ступень воплощения, которая структурно включает в себя два критических и два стабильных периода. Первым критическим периодом он называет «кризис инобытия» (0-13 недель беременности), связанный с оплодотворением-зачатием. Механизмом развития в этот период является обособление оплодотворенной клетки от организма матери. С. Фанти описывает этот период как "внутриутробную войну", которая схожа по биологическим механизмам с «развитием опухоли». Для этого периода адекватны противоположные меры – организация сообщества беременных с пренатальным специалистом на единых ценностно-смысловых основаниях.

Первый стабильный период – «период совместимости» (8-16 недель беременности), который включает стадию принятия эмбрионом совместности (плод). Механизмом развития является отождествление эмбриона с организмом матери. В этот период наблюдается оккупация материнского тела и сознания, что проявляется в первом триместре беременности. Это можно назвать адекватной моделью неограниченной коммуникации и "обособление" материнского опыта через отреагирование и осознание. Второй критический период - «кризис фетальности» (15-22 недели беременности). Здесь механизмом развития служит обособление плода через движение, которое делает его видимым и доступным для непосредственного контакта. Психологический смысл этого кризиса в том, что мать получает возможность придать смысл этим движениям, отвечать на них, вызывать их, практически придавая человеческий смысл активности плода. Второй стабильный период - «стадия освоения» (20-28 недель беременности) Происходит отождествление, максимальное приближение тела плода к стенкам матки, уподобление его тела границам пространства. На этой стадии устанавливается регулярность движений и их соответствие материнским посланиям, устанавливается диалог.

В рамках кросскультурной психологии изучению психологии беременных женщин посвящены работы И.Л. Стальковой. Она рассматривает репродуктивное поведение как социальное явление. Автор пытается доказать, что репродуктивное поведение и установки каждой беременной женщины производны от соционормативной культуры общества и зависят от социальной культуры и образа жизни. И. Сталькова утверждает, что репродуктивная культура зависит от культуры разных человеческих ценностей, является весьма разнообразной и исторически изменчивой.

Особый интерес представляет исследование психологического содержания беременности, предложенное Е. Дойч. Она исследовала связь детских переживаний и фантазий беременности у матери с самочувствием, эмоциональной жизнью и практическим поведением беременной, то есть то, как «присутствие» проявляется в жизни и пренатальной общности.

Е. Дойч подробно описала и природу, и содержание конкретных форм «присутствия» детского опыта матери в текущей беременности. Она попыталась увязать «присутствие» матери и «присутствие» плода. Как уже упоминалось, такой единицей совместного «присутствия» в докоммуникативном периоде может быть симптом. В некоторых симптомах заметно присутствие эмбриона, например, в телесных (тошнота, отеки и т.п.), в других, например, органических отражается переход «присутствия» ребенка в «присутствие» матери, т.е. их появление, предшествует ощущению со стороны матери. Такие симптомы как эмоциональные страхи, возбуждение, угнетенность и т.п. - отражают обратный переход, поскольку вначале возникают как некое диффузное переживание, общее эмоциональное беспокойство.

В. Брутман выделяет центральным в формировании привязанности к ребенку возникновение первичного интрацептивного ощущения в ходе беременности, совпадающее обычно с началом шевеления, которое вызывает у будущей матери чувство «сродненности» с собственным ребенком.

Г. Филиппова считает, что переживание женщиной шевеления ребенка характеризует стиль переживания беременности и может служить диагностическим показателем для выявления отклонений от адекватной модели материнства и проектирования индивидуально-ориентированного психологического вмешательства. Используя методы наблюдения, феноменологического описания поведения, полуструктурированного интервью, проективных методик, она описала варианты стилей переживания беременности: адекватный, тревожный, эйфорический, игнорирующий, амбивалентный, отвергающий.

Основой перинатальной психологии является теория перинатальных матриц. Особенно много для их изучения сделано американским психиатром С. Грофом. По С. Грофу перинатальные матрицы - это стойкие функциональные структуры («клише»), которые являются базовыми для многих (если не для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека.

С. Гроф описывает импринты в виде четырех базовых перинатальных матриц, представляющих собой комплексы ощущений, чувств и образов, которые возникают у плода во время его пребывания в утробе матери, начиная с появления зародыша и вплоть до рождения ребенка. Границы каждой из перинатальных матриц соответствуют определённому физиологическому периоду беременности. Комплексы ощущений беременных во время изменённого состояния сознания, достигаемого при помощи специальных техник тренинга, а иногда и спонтанно, могут с поразительной точностью соответствовать реальному физическому состоянию плода в тот или иной период беременности и начавшегося процесса родов.

Ощущения первой перинатальной матрицы длятся от возникновения зародыша до первой стадии биологического рождения, то есть начала схваток. В условиях физиологичной беременности спокойное развитие плода это когда плод плавает в амниотической жидкости. Все это сопровождается ощущением «космического единства, безграничности, расслабленности, защищенности, и образно ассоциируется с «пребыванием в раю».

Вторая матрица, по С. Грофу, связана с первой стадией рождения (период между началом схваток, когда матка начинает активно сокращаться, и раскрытием родового канала). В этот момент возникает часто чувство тревоги, страха, страдания, безвыходности, опасности для жизни.

Психические и физические страдания могут отмечаться и в третьей перинатальной матрице, но уже на фоне открывающихся родовых каналов и постепенного продвижения плода по ним. Третья классическая стадия родов «переживание смерти и воскресения» - когда плод выходит из лона матери, соответствует, по С. Грофу, четвертой перинатальной матрице. Напряженная борьба продвижения по родовым путям сменяется чувством очищения, искупления и мистического прорыва.

Примерно в одно время С. Гроф и С. Фанти поставили вопрос о том, какой конкретный механизм связывает пренатальный опыт с прижизненным. С. Гроф считал, что во время рождения закладывались системы конденсированного опыта, то есть «травматические воздействия более поздних ситуаций возникают в результате реактивации определенных сторон, психологического воспоминания процесса рождения».

Внутренняя картина беременности – это комплекс ощущений, переживаний и представлений женщины, связанных с её беременностью, на основе которого она формирует образ беременности. Женщина строит свое поведение, направленное на приспособление к беременности или устранение ее.

Рассматривая структуру внутренней картины беременности, мы руководствовались психосоматическим подходом М. Энкина и М. Кейрса, основанном на представлениях А.Н. Леонтьева о структуре сознания.

Согласно этому подходу, внутренняя картина мира состоит из чувственной ткани, первичного значения, вторичного значения и личностного смысла. Пристального изучения требует содержание каждой составляющей, их взаимодействий, специфика этих составляющих у разных типов личности и т.д.

Чувственная ткань внутренней картины беременности - это первичный уровень внутренней картины беременности. Она включает смутные ощущения, испытываемые женщиной, связанные как с беременностью, так и с ребенком.

Первичное ее значение - следующий уровень внутренней картины беременности. Он заключается в том, что ощущения начинают выражаться в словах и становятся симптомами. Вторичное значение связано с формированием концепции беременности, то есть с тем, какие представления о беременности есть в на шей культуре. Последний уровень - уровень личностного смысла - отражает значимость беременности для самой беременной.

В научной литературе более изученным является вопрос об изучении взаимоотношений личностного смысла и чувственной ткани беременности. Так, известно, что если женщина воспринимает беременность с радостью, если это желанный ребенок, то и ощущения от беременности у нее более приятные, чем у женщины, для которой беременность означает крах всех надежд, преграду для достижения жизненных целей. Например, при желанной беременности вероятность сильного токсикоза намного меньше, чем при нежелательной беременности. Неприятные ощущения, которые считаются типичными, особенно для первого триместра (например, тошнота, слабость, позывы к рвоте и т.д.), женщинами с желательной беременностью переносятся легче, а иногда и вовсе не замечаются. В третьем триместре неприятных ощущений от токсикоза женщина с истинно желанной беременностью не испытывает никогда. Необходимо также учитывать связь физиологического состояния беременных женщин с психосоматическим.

Взрыв эмоций принято объяснять дополнительным выбросом гормонов во время беременности. Но большинство специалистов считают, что, хотя гормоны могут повлиять на интенсивность переживаний, они не могут вызвать сами переживания. Беременность – это время больших психологических изменений, смены одного представления о себе на другое, и почти все во время беременности испытывают чувство тревоги. Для большинства женщин это плодотворные чувства. Они готовят женщину к материнству.

В беременности можно выделить три стадии, отличающиеся разной эмоциональной окраской, которые соответствуют медицинскому делению на триместры. Почти все женщины переживают один или несколько эмоциональных сдвигов, которые можно ожидать заранее и которые готовят ее к материнству. Ни одна беременность не похоже на другую, существует ряд общих эмоций и физических ощущений, которые испытывает женщина в этот уникальный период своей жизни.

В начале беременности (I триместр) наиболее заметными в переживаниях и поведении женщины являются эмоциональные проявления, спектр которых весьма широк и зависит от ее физического самочувствия и психологической ситуации. Одни женщины испытывают счастье от предстоящего материнства, они довольны своим состоянием, чувствуют подъем настроения и жизненных сил. У других - эмоциональное состояние характеризуется неустойчивостью с повышенной капризностью, обидчивостью, желанием получать больше заботы и внимания. Также возможны тревожные расстройства, причиной которых могут стать ситуации, которые ранее казались безобидными.

Переживания будущей матери, прежде всего, связаны с будущим ребенком, анализом факторов, способных оказывать неблагоприятное влияние (предшествующие аборты и выкидыши, перенесенные заболевания, принимаемые по необходимости лекарства, различные производственные вредности и т.д.). Особенно характерны подобные переживания для тревожных и впечатлительных натур. Такие женщины могут прислушиваться к разговорам других женщин, с тревогой выслушивают их рассказы о "страшных наследственных болезнях", опасаются уродств ребенка, часто с этими тревогами обращаются к врачу женской консультации, читают популярную и специальную медицинскую литературу. Успокоившись по одному поводу, они начинают тревожиться - по другому. Для некоторых женщин становятся актуальными опасения потери женственности и привлекательности, что, по их мнению, может сказаться на взаимоотношениях с мужем. Крайним выражением аффективных нарушений у беременных являются депрессивные проявления, возникающие чаще всего в случае неблагоприятной семейной ситуации или под влиянием других психотравмирующих обстоятельств.

Аффективные нарушения, в том числе депрессивного характера, обычно проходят к 4-5-му месяцу беременности, даже если ситуация остается неразрешенной. Однако при наличии выраженных аномальных черт характера, препятствующих адаптации, или в случае повторных психогений депрессия может приобрести затяжной характер и продолжаться до конца беременности. В таких случаях женщинам необходима психотерапевтическая помощь, а при выраженных депрессивных проявлениях - и помощь психиатра. При этом следует помнить, что прием большинства психотропных препаратов, включая и антидепрессанты, не показан в течение всей беременности из-за их возможного неблагоприятного влияния на плод, поэтому к лечению психических нарушений у беременных необходимо подходить крайне осторожно.

Помимо аффективных расстройств в первом триместре беременности также часто встречаются явления токсикоза, или гестоза. У женщины при этом повышается чувствительность к различным запахам, появляются тошнота, рвота, сонливость и утомляемость. Тошнота и рвота при беременности объясняются сложными этиопатогенетическими механизмами, но, несомненно, что одним из наиболее значимых следует считать психогенный механизм. Роль психогенного фактора подтверждается уже тем, что из большого арсенала терапевтических средств наиболее эффективным при токсикозе беременных часто оказывается психотерапевтическое воздействие.

Середина беременности (II триместр) считается наиболее спокойным периодом в отношении психических нарушений. При отсутствии у женщины соматической или психической патологии, способной оказывать неблагоприятное влияние на течение беременности, и отсутствии патологии самой беременности женщина, как правило, чувствует себя достаточно спокойно и уверенно, готовясь к предстоящему материнству.

К концу беременности (III триместр) психологические напряжение у беременной обычно нарастает, и вновь учащаются психические нарушения. Это связано как с физическим самочувствием (значительное увеличение веса, затруднения передвижения, нарушения мочеиспускания и др.), так и с тем, что приближающиеся роды все больше заставляют женщину погружаться в свои ощущения, ожидая возможных признаков начала родов. Опасения и возможная тревога, беспокойство касаются прежде всего благополучного исхода родов (преждевременные роды, неправильное положение плода и т.п.).

В этот период у некоторых беременных в связи с тревожным состоянием отмечается гиперактивность, вызванная желанием ускорить события. Подавляющее большинство женщин опасается за свою жизнь во время родов, а также за жизнь будущего ребенка и его здоровье. Появляется боязнь "родить урода" или неполноценного ребенка.

Поскольку роды требуют большого напряжения духовных и физических сил, женщины много думают о "муках и страданиях", связанных с родовым процессом.

Переживание беременности может быть адекватным, тревожным, эйфорическим, игнорирующим, амбивалентным, отвергающим.

1. Адекватный. Идентификация беременности без сильных отрицательных эмоций, женщина чувствует изменения, которые происходят в ее организме. В первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессии, во втором – благополучное, счастливое настроение, в третьем – слегка повышенная тревожность, со снижением к последним неделям перед родами. Такие женщины посещают курсы подготовки к родам, материнству. Первое шевеление ощущается между 16 – 20 неделей. Шевеления очень приятны таким женщинам, они четко знают, когда крохе хорошо, когда плохо. Это самый оптимальный тип. В этом случае мне нужно лишь сказать: «Так держать!»

2. Тревожный. Идентификация беременности очень тревожная. Страх и беспокойство периодически повторяются. Женщина болезненно переживает начало беременности. Первый и второй триместры можно охарактеризовать как депрессивные (подавленность, уныние, слезы и т.д.). В третьем все усиливается. Шевеление ощущается очень рано, женщина все время прислушивается, если нет ответа – что-то с ребенком не то. Такие мамы все время ходят на любые не нужные диагностические исследования. К психологу обращаются с вопросом рассказать возможные психологические последствия у малыша, если…: и подбирают целый ряд того, чего у них нет и в помине. Но сама депрессия ведет к изменению гормонального фона, что само по себе вредно для малыша. Будущей маме следует, как можно больше гулять на свежем воздухе и совершать отвлекающие прогулки в прекрасные места природы: парки, берег реки и т.д. Стараться не читать медицинской литературы строить себе экзаменов типа: «если у него заболит голова, что мне делать? ». Очень полезно рисовать красками.

3. Эйфорический. Для меня, как психолога, это один из серьезных типов, который тяжело поддается психокоррекции. Женщина выстраивает нереальные фантазии по поводу беременности, течения родов и в особенности не видит реалии послеродового периода. На вид такая мама выглядит как адекватная, лишь психолог может увидеть проблему. Мама не характеризует шевеления. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Практика показывает, что если не было проведено психокоррекционной работы до родов, то послеродовый период неблагополучный в отношениях мамы к младенцу. Таким беременным просто необходимо пройти подготовку к материнству у квалифицированного пренатального психолога.

4. Игнорирующий. Идентификация слишком поздняя, постоянное чувство досады. Физически, такие женщины либо слегка ощущают изменения, либо чувствуют себя лучше, чем до беременности. Адекватного изменения психо-эмоционального настроя не происходит. Шевеления ощущаются слишком поздно, к 30 неделям.

5. Амбивалентный. Очень похож на тревожный. Особенностью являются резко противоположные физические и эмоциональные переживания шевеления. Мама вроде бы боится за здоровье ребенка и исход родов, но виноваты во всем только окружающие. Что можно посоветовать такому типу мам, конечно же, научиться контролировать свое настроение, уметь во время «выпустить пар», очень хорошо таким мамам поможет фитнесс для беременных.

6. Отвергающий. Идентификация сопровождается резкими отрицательными эмоциями. Переживание всей беременности как кара, помеха и т.д. Шевеление переживается как физически неприятное. К концу может появиться депрессия, или аффектное состояние.

Так же в этом триместре беременности у женщины может появиться желание, чтобы муж разделил с ней радость чувства близости с ребенком. Может быть, она будет прикладывать его ладонь к животу, чтобы он почувствовал толчки. И если реакция мужа будет не такой, какую ожидала женщина, это обеспокоит ее. Ряд исследований обнаружил, что в период беременности стресс может усиливаться и отношения между супругами могут ухудшиться, другие исследования позволяют сделать вывод, что супруги, чей брак удачен, в это время становятся еще, более близки друг другу.

Третий триместр. В какой – то момент тело женщины, которое, может быть, приносило ей много радости в предшествующие месяцы беременности, становится неуклюжим и грузным. Размеры ее тела и положение ребенка очень осложняют жизнь в последние месяцы беременности. Движения ребенка, ранее мягкие, теперь могут вызывать боль, потому что он вырос.

У женщины может появиться одышка, ей бывает трудно встать с кресла или завязать шнурки на туфлях, не отрывая ногу от пола. У нее может побаливать сердце, появляются другие самые разнообразные боли и недомогания.

В эмоциональном плане у женщины может быть состояние «сенсорной перегрузки». В последние месяцы беременности страхи, мучавшие ее в первом триместре, возвращаются с новой силой. Она тревожится за свое здоровье, за здоровье ребенка, ее страшат предстоящие роды, волнует, что она набрала большой вес, не обвиснет ли грудь и не останутся ли растяжки на животе. Ее снова тревожит, справится ли она с ролью матери. Если раньше об этом думалось как о будущем, то теперь срок превращения в маму неотвратимо приближается. Последний триместр не только время страхов и уныния. Он также наполнен надеждами и предвкушениями.

Таким образом, беременность – это качественно новое состояние организма и психики женщины, которое является переходом к одному из самых важных периодов в жизни женщины — материнству. Период беременности является важным этапом психологической адаптации женщины к материнской роли, содержание, которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку. Особенности состояния беременности – это время больших психологических изменений, смены одного представления о себе на другое, и почти все во время беременности испытывают чувство тревоги. Для большинства женщин это плодотворные чувства. Они готовят женщину к материнству. Психологическая специфика периода беременности рассматривается в психоэмоциональных переменах и изменениях в отношении женщины к себе и окружающим, которые связаны с трансформациями тела женщины и необходимостью установления новых для нее отношений «мать-дитя». Теоретическая постановка проблемы временной перспективы беременной женщины в психологическом аспекте свидетельствует о том, что вся совокупность отношений личности находит специфическое выражение во временной организации и качественных временных изменениях. Во время беременности у женщин складывается внутренняя картина беременности – комплекс ощущений, переживаний и представлений женщины, связанных с её беременностью, на основе которого она формирует образ беременности. Женщина строит свое поведение, направленное на приспособление к беременности. Беременность – это время больших психологических изменений, смены одного представления о себе на другое, и почти все во время беременности испытывают чувство тревоги.

 


 



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Особенности переживаний и представлений о прошлом, настоящем и будущем во время беременности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности переживаний и представлений о прошлом, настоящем и будущем во время беременности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)