Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения



2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Научить ребенка читать – эта задача осуществляется на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Техника, темп чтения, осознание прочитанного – основные составляющие продвижения младшего школьника к образованию вообще, литературному образованию и развитию читательской самостоятельности.

Развитию читательской самостоятельности способствуют различные упражнения, направленные на развитие техники чтения вообще, способности первоклассника воспринимать и пересказывать материал. Поэтому в работе с первоклассниками могут использоваться различные методы, которые помогут сформировать в ребенке навыки читательской самостоятельности.

Дети лучше усваивают учебный материал, готовы к различным творческим заданиям, когда имеют навыки правильного, беглого, выразительного чтения. В.Сухомлинский писал: «Книга играет большую роль в духовной жизни детей, но только тогда, когда ребенок умеет хорошо читать. Что значит «хорошо читать»? Это, прежде всего владение элементарным умением – техникой чтения» [39, 199].

Г.Боразнова [3] пишет о том, что учащиеся, читающие к концу начальной школы 130-150 слов в минуту, могут в старших классах стать отличниками; читающие 110-120 слов – хорошистами; те, кто читает 80-100 слов в минуту, обычно успевают удовлетворительно. Исследователь обращает внимание на тот факт, что именно первые два года обучения являются решающими в становлении техники чтения. И если после двух лет обучения, ребенок читает только 30-40 слов в минуту, то в старших классах у него будут серьезные проблемы с учебой.

Другой точки зрения придерживается Н.Колганова [17]. Она отмечает, что чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Ребенок может читать бегло, безошибочно, но книга – это часто бывает – не стала для него той тропинкой, которая ведет к вершине умственного, нравственного и эстетического развития. Уметь читать – это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружающего мира. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением одновременно с ним и даже ранее чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна отхватывать все сферы активной деятельности, духовной жизни детей – труд, игру, общение с природой, музыку, творчество. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение, как одну из сфер духовной жизни ребенка.

Для повышения эффективности уроков внеклассного чтения и формирования читательской самостоятельности, по мнению Н.Светловской [36], могут быть использованы следующие творческие виды работ:

× краткий пересказ, где ребенок должен отобрать главное, отсеять второстепенное: он выбирает из текста основное содержание, передает его связно, последовательно, без пропусков, а для этого учащемуся придется прочитать текст несколько раз;

× пересказ с изменением лица рассказчика;

× пересказ от одного из персонажей, чтобы успешно справиться с

таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, взглянуть на события его глазами, а это опять же требует неоднократного прочтения;

× передача прочитанного по ролям;

× инсценировка (фотографии);

× иллюстрирование прочитанного (словесное, графическое).

М.Оморокова [28] указывает на то, что иллюстрирование проводится с разными целями: и при составлении плана, и при подготовке к пересказу, и для уточнения какого-то эпизода. Например, детям может быть предложено нарисовать словесную картину к наиболее понравившемуся отрывку и подобрать к ней слова автора. Этой работой любят заниматься все без исключения дети. С большим удовольствием и интересом дети на уроках литературного чтения занимаются экранизацией, т.е. составлением диафильмов – это работа, сочетающая в себе рисунок с текстом. Она требует от учащихся знания содержания текста. В процессе работы над экранизацией желательно вместе с педагогом определять кадры, подбирать подписи к ним, иногда и музыкальное сопровождение. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельность творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи, а для этого необходимо много читать, общаться с книгами.

Еще одним способом развития читательской самостоятельности учащихся начальных классов, по мнению Е.Никоновича [27], может стать творческая деятельность детей, направленная на использование и подбор рифмы, а также собственное сочинение сказок и историй. Данные задания способствуют развитию детского литературного творчества, приобщению к литературе, а это способствуют развитию навыков читательской самостоятельности, т.к. ученик, который может сочинить, то у него и появляется необходимость записать придуманное, а затем и прочитать произведения других авторов.

Как считает Н.Лифинцева [22], с целью повышения интереса у младших школьников к урокам внеклассного чтения помогают методы самостоятельной проверки домашнего задания. Дети на этапе проверки домашнего задания работают в парах постоянного состава. При этом, если задано выразительное чтение текста, то первую часть читает один ученик, а другую – второй, аналогично и с заданием отвечать на вопросы к тексту. Дети задают их друг другу по очереди и отвечают по очереди. Тем самым можно избегнуть лишних повторов и детям не становится скучно. Используя этот метод работы при изучении произведений, можно прочитать по ролям. Предварительно выяснив у учащихся, сколько в рассказе действующих героев, их имена выписываются на доске. Затем дети образуют группы, часть учащихся встают, разворачивают стульчики и образуют группы по 4-6 человек. Дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный учащийся, а остальные роли распределяют по степени трудности. Также на уроках литературного чтения может быть использована методика «Мозаика» - обучение детей в группе, где каждый учащийся что-то усваивает сам, а затем передает свои знания другим.

С первого класса важно не просто познакомить своих детей с книгой, научить читать, а сделать, чтобы чтение стало их неотъемлемой частью жизни, а книга источником познания мира. Поэтому Г.Первова [29] отмечает, что при проведении уроков внеклассного чтения важно:

× использовать яркие книги с яркими иллюстрациями, которые точно соответствуют содержанию книги;

× на каждое занятие использовать новую книгу с целью расширения читательского кругозора;

× проводить простейшие литературные игры, например «Назови героя по описанию», «Найти ошибки в последовательности сказки», «Догадайся по иллюстрации, о чем пойдет речь в книге» и т.д.;

× стремиться, чтобы на каждой парте была книга, с которой дети знакомились на уроке (в этом оказывали помощь родители), для того, чтобы каждый ребенок имел возможность лично «пообщаться» с книгой.

Педагог Е.Мороз [25], делясь своим опытом развития читательской самостоятельности первоклассников, рекомендует с целью привития любви к чтению, предлагать ученикам помочь «распуститься дереву познания». Для этого педагог предлагает использовать плакат, на котором нарисовано сказочное дерево, где цветы - это лепестки, на которых написано название книг (сказки), которые дети прочитали дома. В оформлении лепестков участвуют родители. Утром, придя в класс, ребенок вешает лепесток, затем перед началом занятий дети вместе с учителем подходят к дереву и учащиеся называют сказки или рассказы, которые они прочитали.

На уроке чтения пять минут отводится тому, чтобы дети обменялись мнением о прочитанном, поделились своими переживаниями, тем самым ребята, не подозревают о том, что рекламируют книги. А это способствует развитию интереса к чтению. Ребята обмениваются не только мнениями, впечатлениями, но и книгами..

Традиционны игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, «хитрые» вопросы по прочитанным книгам (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов, отгадывание героев и книг по описанию.

Среди многообразных литературных игр, удобных для использования на уроках внеклассного чтения, наиболее распространены всевозможные загадки. В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется их кругозор.

Литературные игры – это игры-состязания, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает книги. Они являются занимательными, оживленными и даже веселыми, литературные игры в то же время очень содержательны. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, радость узнавания знакомых книг и их героев доставляют ребятам настоящее удовольствие.

Таким образом, для развития читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения наиболее оптимальными методами будут выступать: беседа о прочитанном, обмен мнением, чтение - рассматривание, специальные упражнения направленные на формирование читательской самостоятельности; пересказ прочитанного; передача прочитанного по ролям; иллюстрирование прочитанного; творческая деятельность детей, направленная на использование и подбор рифмы, собственное сочинение сказок и историй; литературные игры, учет прочитанного.

 



2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)