Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и динамика формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения



2019-12-29 327 Обсуждений (0)
Методы и динамика формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Из основной цели внеклассного чтения вытекает ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка – читателя:

× обеспечить полноценное восприятие произведения, понимание учащимися текста и специфики его литературной формы (жанра), выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя;

× работать над навыком чтения;

× формировать литературоведческие представления и понятия, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;

× включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развивать речь;

× расширять круг чтения младших школьников.

В ходе формирующего эксперимента, направленного на формирование читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения ведущим методом обучения выступил метод чтения-рассматривания. По мнению Е.Бугрименко [4], основой проявления данного метода является аксиома деятельности любого квалифицированного читателя: книгу читают и смотрят. Смотрят:

1) до того, как приступят к чтению, чтобы не ошибиться в выборе и настроиться на предстоящее чтение;

2) в процессе чтения, чтобы, ориентируясь на шрифт, рисунки и т.п., выделить главное, а с помощью сносок и иллюстраций не пройти мимо нового, непонятного, неизвестного и т.п.;

3) после прочтения, чтобы уточнить и перепроверить объективность, правильность общей оценки прочитанного, выводов, к которым читатель пришёл сам.

В этих трёх ступенях познания заложена логика деятельности читателя при самостоятельном чтении книг. Как считает Г.Боразнова [3], данная логика определяет путь познания содержания, а точнее опыта, заключённого в книге, т.е. ведущий метод восприятия книги.

Так, например при чтении сказок о дружбе настоящей и мнимой в 1 классе для решения задач по ориентировке в детских книгах, была организована работа с выставкой книг у доски (Маршак «Сказка о глупом мышонке»; Л.Толстой «Три медведя»; Чуковский «Тараканище»; «Лисичка-сестричка и волк», рус. нар. сказка). Во время выставки детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

- Что мы будем сегодня читать? (сказки)

- Почему вы так думаете? (в книжках на обложке выделяется слово сказка, сказочная иллюстрация).

- Вы будете читать ту книгу, в которой несколько сказок. Какая это книга? («Лисичка-сестричка и волк»)

При выявлении и оценке качества самостоятельного чтения- рассматривания книги мы интересовались:

- Как называется книга, которую вы читали и рассматривали?

- Сколько в ней сказок?

- Какую сказку вы прочитали?

- Кто написал эту сказку? О чём она?

- Что в сказке непонятного?

- Что вы думаете про волка? А про лису?

- Какие ещё сказки про лису вы знаете?

Беседа на уроках внеклассного чтения, как считает С.Костромина [18] – это методическое средство, позволяющее учителю, во-первых, слить воедино все части занятия, подчинив их общей цели, и, во-вторых, придать каждой части занятия избирательный характер, предельно соответствующий задаче, которая решается.

Для увеличения темпа чтения первоклассников были использованы следующие упражнения.

1. Многократное прочтение:

а) учителем;

б) учеником.

2. Молния (чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния»).

3. Чтение «Слоговичков» (с помощью линейки строчки и столбики читаются коллективно, группами, выборочно).

Проводились упражнения, направленные на улучшение артикуляции:

1. Чтение чистоговорок

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа

Ло-ло-ло - на улице тепло

Чи-чи-чи - у дома кирпичи

2. Скороговорки (например: «Утром, присев на пригорке, учат сороки

скороговорки» и т.д.).

3. Чтение скороговорок в темпе (четкая артикуляция, высокий темп).

С заданиями, направленными на улучшение артикуляции, полностью справились Ира Т., Никита О. и Настя Я. У них отмечен высокий уровень развития навыка чтения. У Аси Ф. и Алены В. (средний уровень) данные задания вызывали значительные трудности. Остальные дети справились с заданиями, опираясь на помощь педагога.

Особую роль в формировании читательской самостоятельности у школьников первого класса мы придавали способам, использования методов.

Метод - словесное рисование избранной картины и дословное воспроизведение текста.

- Я прочитала вам стихотворение А.Блока «Зайчик», Жалко вам зайчика?

Давайте попробуем нарисовать такую картину к стихотворению, чтобы сразу было видно, что нам этого зайчика очень жалко. Только рисовать будем словами, а не карандашом. Данный метод способствовал развитию воображения.

Также мы использовали метод - пересказ услышанного рассказа на уроке своим близким дома или ребятам во дворе. Использовался рассказ М.Зощенко «Самое главное». Первоклассникам предлагалось найти ответ на вопрос («Что может случиться, если малыши не будут слушаться старших?») в книгах К.Чуковского. Данный метод помогал первоклассникам увеличить словарный запас.

Кроме того мы использовали следующие задания - учащимся предлагалось узнать, кто как весну встречает. Ответ нужно было искать в следующих стихах и сказках: С.Погореловский «Ветер с юга»; Г.Ладонщиков «Весна»; А.Барто «Верёвочка»; Благинина «Весна»; В.Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Весна»; Э.Шим «Чем встречают весну?».

Нарисовать картинки к прочитанным произведениям, например, С. Я.Маршака.

- Отгадайте загадку:

Дом – стеклянный пузырёк.

А живёт в нём –

Огонёк!

Днём он спит , а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся.

Ответ искать в книге: Кононов «Поездка в Кашино»

Мы предлагали детям подготовить после чтения произведения интересный вопрос для загадывания его на уроке товарищам (например, по сказкам–не сказкам В.Бианки и Э.Шима) или плакат – викторину, или картинки – загадки. Данные задания позволяли учащимся развивать коммуникационные способности, речь, мышление.

 

Разгадывание кроссворда «По страницам изученных произведений».

 

1. Автор «Сказки о царе Салтане...».

2. Заголовок рассказа В. Чаплиной о собачке.

3. Заголовок рассказа Н. Носова о мальчиках-выдумщиках Мишутке и

Стасике.

4. Автор сказки о Стойком оловянном солдатике.

5. Задание: Узнайте кто автор стихотворения «Весенняя гроза» («Черемуха, черемуха...»).

Ответы: 1. Пушкин. 2. «Мушка». 3. «Фантазеры». 4. Андерсен. 5. Барто.

Данные задания помогали шестилетним ученикам развивать интерес и любознательность, благодаря которым у детей формируется читательская самостоятельность. Далее вместе с детьми мы оформляли книжки-самоделки. При этом использовался метод – пересказ по плану.

Детям предлагалось рассказывать о книге по плану:

- Какое название своей книге вы дали? Почему?

- Что хотели подчеркнуть оформлением?

- Какой и откуда взят материал?

- Далее предлагалось задание:

- Что вы нам загадаете, перескажите, прочитайте из этой книги?

Мы учим детей с помощью данных заданий находить и зачитывать отрывки из сказок в заглавии которых есть вопрос (подсказка для учителя: Б. Заходер «От чего рыбы молчат», «У кого дом лучше» Чукотская сказка, Р.Киплинг «Откуда у носорога шкура», «Кто больше» киргизская сказка и другие.

Кроме того, мы проводили на уроках следующие задания - работу с иллюстрациями: узнайте по рисункам, найдите, прочитайте, кто мы и откуда? (по поэзии С.Маршака) (Приложение Г)

Использование литературных игр. На плакате в столбик записаны слова-названия, характерные для русских сказок и зарубежных. Справа и слева соответственно размещены иллюстрации, изображающие типичного сказочного героя, пейзаж или жилище, предметы быта или одежды из русских и, допустим, немецких сказок (Приложение Д).

В послебукварный период детям было предложено использовать читательский дневник. Читательский дневник используется для оказания помощи каждому ребёнку в достижении успеха по овладению чтением. Образец читательского дневника представлен в (Приложении Е).

После проведения серии занятий, направленных на формирование читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения с детьми экспериментальной группы, была проведена повторная диагностика учащихся.

На заключительном этапе исследования был проведен контрольный эксперимент, позволяющий определить уровень сформированности читательской самостоятельности первоклассников.

Проведение эксперимента было направлено на установление уровня сформированности у учеников навыков самостоятельной работы с книгой (в частности, выполнение ими таких приемов, как работа с содержанием в конце книжки, сжатый пересказ, нахождение книги по внешним и внутренним признакам и др.).

Проводилась проверка навыка чтения первоклассников вслух. Учащимся обеих групп предлагался для чтения отрывок из произведения М. Пришвина «Лисичкин хлеб».

А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:

- Откуда же это в лесу взялся хлеб?

– Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

– Заячья...

– А хлеб – лисичкин. Отведай.

Осторожно попробовала и начала есть:

– Хороший лисичкин хлеб!

И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

– Лисичкин хлеб куда лучше нашего!(85 слов)

После прочтения текста детям предлагались следующие вопросы и задания.

- Какой ты представляешь девочку? Расскажи. Чему она удивилась? Прочитай.

- Как автор относится к девочке? Как ее называет? Найди ответ в тексте.

- Объясни смысл слова «обомлела».

Результаты проверки навыка чтения представлены (Приложении Ж).

Анализируя результаты исследования по проверке навыка чтения у первоклассников, отразим полученные данные в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 Данные диагностики навыка чтения у первоклассников

 

уровень

контрольная группа

экспериментальная группа

человек % человек %
высокий 2 8,3% 6 25%
достаточный 4 16,7% 6 25%
средний 10 41,6% 12 50%
низкий 8 33,4% -  

 

Отразим результаты проверки навыка чтения в круговых диаграммах, представленных ниже.

 

Рис. 2.5 Процентное соотношение результатов проверки навыков чтения у учащихся контрольной группы.


 

Рис. 2.6 Процентное соотношение результатов проверки навыков чтения у учащихся экспериментальной группы.

 

Как видно из рисунков 2.5 и 2.6, результаты проверки учащихся контрольной группы остались практически без изменений, в то время как в экспериментальной группе скорость чтения значительно возросла. Так, у 25% учащихся наблюдается высокий уровень навыка чтения, у такого же количества детей – уровень выше среднего. Средний уровень отмечен у 50% первоклассников экспериментальной группы, низкого уровня не зафиксировано. На рисунке 7 показана динамика изменения скорости чтения у учащихся экспериментальной группы.

 

Рис. 2.7 Динамика изменения скорости чтения у учащихся экспериментальной группы


Также проводилась итоговая проверка сформированности читательской деятельности. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы.

1. Кто написал рассказ «Фантазеры»? Отметь ответ.

С. Маршак, В. Драгунский, Н. Носов

2. Кто автор рассказа «Мушка»? Отметь ответ.

М. Пришвин, В. Чаплина, В. Сутеев

3. Выбери ответ и допиши предложение.

С. Маршак писал сказки, а С. Есенин писал ____. (Рассказы, стихи, шутки)

4. Выбери ответ и допиши предложение.

Н. Носов писал рассказы ________________. (о животных, о природе, о детях)

5. Что это? Допиши предложение, выбрав ответ.

Произведение А. Блока «Зайчик» – это (рассказ, сказка, стихотворение)

6. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки...

С. Дрожжин. «Привет» А. Блок. «Зайчик» А. Барто. «Весенняя гроза»

7. Прочитай фамилии авторов. Выбери лишнюю. Объясни выбор.

Братья Гримм,Ш. Перро,Х.К. Андерсен,К. Чуковский,Дж. Харрис

8. Отметь лишнее слово. Объясни выбор.

рассказ, сказка, стихотворение, книга, пословица

9. Допиши предложение, выбрав нужное слово.

Ивашечка, Братец Лис, Терешечка, Муха-Цокотуха, Красная Шапочка – это герои ________. (Рассказов ,стихов ,сказок)

10. Укажи название рассказа, в котором говорится о детях.

В. Сутеев. «Дядя Миша» Л. Пантелеев. «Буква «ты» Г. Скребицкий. «Пушок»

Ответы:

Н.Носов В.Чаплина стихи о детях, стихотворение А.Блок «Зайчик», К.Чуковский «Книга сказок» Л.Пантелеев «Буква «ты»

Результаты исследования показаны в (Приложении З).

Анализируя результаты исследования по проверке начитанности первоклассников, отразим полученные данные в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 Данные диагностики начитанности первоклассников

уровень

контрольная группа

экспериментальная группа

человек % человек %
высокий - - 10 41,7%
средний 18 75% 14 58,3%
низкий 6 25% -  

 

Отразим процентное соотношение результатов проверки начитанности учащихся первого класса в рисунках.

 

Рис. 2.8 Процентное соотношение результатов проверки начитанности учащихся контрольной группы.


 

Рис. 2.9 Процентное соотношение результатов проверки начитанности учащихся экспериментальной группы.

 

Как видно из рисунков 2.8 и 2.9, 75% учащихся контрольной группы имеют средний уровень сформированности читательской деятельности, 25% - низкий уровень. В экспериментальной группе эти показатели значительно выше. Низкий уровень у учащихся экспериментальной группы не зафиксирован. Средний уровень наблюдается у 58,3% детей, 41,7% имеют высокий уровень сформированности читательской самостоятельности.

Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование позволяет сделать вывод о том, что специально подобранные методы по формированию читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения способствуют росту уровня читательской самостоятельности детей, развивают их интерес к чтению, позволяют детям значительно лучше адаптироваться в учебном процессе и знакомить их с миром книг.

Апробируя пути повышения уровня развития читательской самостоятельности учеников, мы не имели целью отказ от существующей в настоящее время организационно-методической системы учебы школьников - читателей. Решение проблемы мы видели прежде всего в оптимизации учебно-воспитательного процесса на уроках внеклассного чтения. Это требовало осознанного выбора таких методов учебы, которые при данных условиях обеспечивали бы максимально возможную эффективность развития читательской самостоятельности при рациональных затратах времени.

 

Выводы к главе II

 

1. В ходе экспериментального исследования с целью выяснения состояния развития читательской самостоятельности первоклассников были проведены наблюдения за деятельностью школьников на уроках внеклассного чтения, наиболее оптимальными методами будут выступать: беседа, чтение (самостоятельное) вслух, обмен мнением о прочитанном, чтение-рассматривание, умение работать с книгой.

В ходе работы с учащимися проводились беседы, а также осуществлен констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности читательской самостоятельности первоклассников.

Анализируя результаты констатирующего эксперимента нами было выявлено четыре уровня по которым можно судить о сформированности у учащихся первого класса читательской самостоятельности. В контрольной группе с высоким уровнем 8,3%,средний 66,7%, а с низким 25%. В экспериментальной группе с высоким 50%, средний 25%, низкий 25%. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что уровень развития читательской самостоятельности младших школьников не отвечает требованиям. В итоге смогли самостоятельно применить такие самые распространенные приемы, как пользование содержанием в конце книги, 8,3% учеников; нахождение книги по внешним и внутренним признакам -16,7% .составление плана прочитанного-16,7%, оформление карточки на прочитанную книгу-8,3% школьников.

Таким образом, определение уровня сформированности читательской самостоятельности первоклассников в ходе констатирующего эксперимента позволила сделать вывод о необходимости внедрения методов, направленных на формирование читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения.

2. В ходе формирующего эксперимента для решения задачи обеспечения полноценного восприятия произведения, понимания учащимися текста и специфики его литературной формы (жанра), формирования позиции читателя использовался ведущий метод обучения, чтение - рассматривание. Основой проявления данного метода это логика восприятия книги.

3. После внедрения методов, направленных на формирование читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения с детьми экспериментальной группы, была проведена повторная диагностика учащихся. На заключительном этапе исследования был проведен контрольный эксперимент, позволяющий определить уровень сформированности читательской самостоятельности первоклассников. Проведение эксперимента было направлено на установление уровня сформированности у первоклассников навыков самостоятельной работы с книгой. Проводилась проверка навыка чтения вслух. Учащимся обеих групп предлагался для чтения отрывок из произведения М.Пришвина «Лисичкин хлеб».

После прочтения текста детям предлагались вопросы и задания Результаты проверки учащихся контрольной группы остались практически без изменений, в то время как в эксперементальной группе скорость чтения значительно возросла. Так, у 25% учащихся наблюдается высокий уровень навыка чтения, у такого же количества детей- уровень выше среднего. Средний уровень отмечен у 50% первоклассников эксперементальной группы, низкого уровня не зафиксировано.Также проводилась итоговая проверка сформированности читательской деятельности. В результате высокого уровня нет, достаточного тоже, 75% учащихся контрольной группы имеют средний уровень сформированности читательской деятельности, 25% - низкий уровень. В экспериментальной группе эти показатели значительно выше. Достаточный и низкий уровень у учащихся экспериментальной группы не зафиксирован. Средний уровень наблюдается у 58,3% детей, 41,7% имеют высокий уровень сформированности читательской самостоятельности.

Апробируя пути повышения уровня развития читательской самостоятельности учеников, мы придерживались существующей в настоящее время организационно-методической системы учебы школьников – читателей, но для решения проблемы мы дополнительно проводили оптимизацию учебно-воспитательного процесса на уроках внеклассного чтения. Это требовало осознанного выбора таких методов учебы, которые при данных условиях обеспечивали бы максимально возможную эффективность развития читательской самостоятельности при рациональных затратах времени.

Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование позволяет сделать вывод о том, что специально подобранные методы по формированию читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения способствуют росту уровня читательской самостоятельности детей, развивают их интерес к чтению, позволяют детям значительно лучше адаптироваться в учебном процессе и знакомить их с миром книг.


Выводы

Развитие читательской самостоятельности является одной из важнейших задач современного учебно-воспитательного процесса, существует множество причин по которым дети не получают навык чтения в достаточном уровне. В связи с этим мое исследование посвящено актуальной проблеме «Формирование читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения в первом классе».

1. Вслед за Н. Светловской под «читательской самостоятельностью» мы будем понимать личностное свойство, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению. Читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.

2. Процесс формирования читательской самостоятельности первоклассников будет эффективным, если на уроке внеклассного чтения будут использованы следующие методы обучения: беседа, чтение «самостоятельное» вслух, обмен мнением о прочитанном, чтение-рассматривание.

3. Критериями, по которым можно судить об уровне сформированности читательской самостоятельности младших школьников, в

том числе и первоклассников:

× умение работать с книгой;

× начитанность (знание содержания прочитанных произведений определенных программой);

× знание библиографических сведений

4. Анализируя результаты констатирующего эксперимента нами было выявлено четыре уровня по которым можно судить о сформированности у учащихся первого класса читательской самостоятельности. В контрольной группе с высоким уровнем 8,3%,средний 66,7%, а с низким 25%. В экспериментальной группе с высоким 50%, средний 25%, низкий 25%. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что уровень развития читательской самостоятельности младших школьников не отвечает требованиям. В итоге смогли самостоятельно применить такие самые распространенные приемы, как пользование содержанием в конце книги, 8,3% учеников; нахождение книги по внешним и внутренним признакам -16,7% .составление плана прочитанного-16,7%, оформление карточки на прочитанную книгу-8,3% школьников.

5. В ходе экспериментального исследования с целью развития читательской самостоятельности первоклассников были использованы следующие методы: специальные упражнения, направленные на формирование читательской самостоятельности; пересказ прочитанного; передача прочитанного по ролям; иллюстрирование прочитанного; творческая деятельность детей, направленная на использование и подбор рифмы, собственное сочинение сказок и историй; литературные игры. Для решения задачи повышения читательской самостоятельности использовалось многократное прочтение текста, чередование обычного чтения с очень быстрым, чтение «Слоговичков», чтение чистоговорок, скороговорок, словесное рисование. Использовались литературные игры, работа с иллюстрациями, ведение читательского дневника.

6. После внедрения методов, направленных на формирование читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения с детьми экспериментальной группы, была проведена повторная диагностика учащихся. На заключительном этапе исследования был проведен контрольный эксперимент, позволяющий определить уровень сформированности читательской самостоятельности первоклассников.

В результате высокого уровня нет, достаточного тоже, 75% учащихся контрольной группы имеют средний уровень сформированности читательской деятельности, 25% - низкий уровень. В экспериментальной группе эти показатели значительно выше. Достаточный и низкий уровень у учащихся экспериментальной группы не зафиксирован. Средний уровень наблюдается у 58,3% детей, 41,7% имеют высокий уровень сформированности читательской самостоятельности.

7. Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование позволяет сделать вывод о том, что специально подобранные методы по формированию читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения способствуют росту уровня читательской самостоятельности детей, развивают их интерес к чтению, позволяют детям значительно лучше адаптироваться в учебном процессе и знакомить их с миром книг.

8. Результаты выделения особенностей процесса работы над формированием читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения позволили нам сформулировать следующие рекомендации.

§ Для систематизации работы над формированием читательской самостоятельности необходимо учитывать следующие требования к урокам внеклассного чтения:

- На каждом уроке проводить учет того, что дети читали самостоятельно

- На каждом уроке организуется рекомендация новых книг

- На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг).

- На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения.

§ Для повышения эффективности уроков внеклассного чтения и формирования читательской самостоятельности следует использовать следующие методы:

беседа, чтение «самостоятельное» вслух, обмен мнением о прочитанном, чтение-рассматривание.

А также рекомендуется использовать следующие творческие виды работ:

- краткий пересказ;

- пересказ с изменением лица рассказчика;

- пересказ от одного из персонажей;

- передача прочитанного по ролям;

- инсценировка (фотографии);

- иллюстрирование прочитанного (словесное, графическое).

§ С целью проверки уровня сформированности читательской самостоятельности использовать предложенную в работе критериальную характеристику.


Список используемой литературы

 

1. Абдуллина А.А. Обучение младших школьников воссозданию образов художественных произведений: Научно-методические материалы. Часть 1 / А.А. Абдуллина. - М., 1997. – 256 с.

2. Берестнева А. Я. О внеклассном чтении в I-IV классах / А. Я. Берестнева. - М.: АПН РСФСР, 1962. – 156 с.

3. Береснева Л. О роли чтения / Домашнее воспитание. – 2002. - № 6. – С.15-17.

4. Богданова О.Ю,, Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 400с.

5. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтении. / Початкова школа. – 2002. - № 10. – С.36-38.

6. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения / Е.А.Бугрименко. – М.: ИНТОР, 1998. – 72с.

7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чтение и начальное литературное образование. Программа // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В.Игнатьева. - М.: Дрофа, 2000.

8. Вилмане Я.Я. Роль внеклассной работы по литературе в системе нравственного воспитания школьников [Электронный ресурс] http://www.voppsy.ru/issues/1984/844/844080.htm

9. Гобова Е.С. Понимать детей – дело интересное / Е.С.Гобова. – М.: Аграф, 1997. – 240с.

10. Джежелей О.В. Чтение и литература. Программа // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В.Игнатьева. - М.: Дрофа, 2000.

11. Джежелей О.В., Ємець А.А. Позакласне читання. 1-4 класи: методичні поради, розробки уроків / О.В. Джежелей. – Харків: Основа, 2007. – 176с.

12. Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учим читать книгу. Пособие для учителя / О.В. Джежелей. – М.: Просвещение, 1983. – 208с.

13. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005. – 96с.

14. Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков / Начальная школа. – 1998. - № 9. – С.11-16.

15. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Я читаю. 1 класс. Учебное пособие / Л.А.Ефросинина. – М.: Сфера, 2005. – 64с.

16. Іванова Л., Коваль Г., Суржик Т. Методика читання: Навч. Посібник / Л. Коваль. – К.: Вища школа, 2008. – 280с.

17. Калечич Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н.Калечич. – М.: Просвещение, 1980. – 213с.

18. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. Методика преподавания литературы / М.Г. Качурин. – М.: Просвещение, 1985. – 327с.

19. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя / М.Г.Качурин. – М.: Просвещение, 1998.

20. Кириллова С.В. Коллективные способы обучения на занятии внеклассным чтением в 1 классе / Начальная школа. - 1995.- №2. с 23-27.

21. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения / Л.Ф.Климанова. – М.: Просвещение, 2004. – 64с.

22. Колганова Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы / Начальная школа. – 2005. - № 6. – С.56-65.

23. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности а обучении чтению / С.Н.Костромина. – М.: Ось-89, 2006. – 240с.

24. Кочетова П.Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать / Начальная школа. – 2003. - № 1. – С. 19-24.

25. Кубасова О.В. Хрестоматия для начальной школы с методическими рекомендациями. 1-3 классы / О.В.Кубасова. - М.: Изд. ACT-ЛТД, Издательская фирма "КубК-а", 1997. – 131 с.

26. Куприянова К.Н. Внеклассное чтение в начальной школе / К.Н.Куприянова. - М., 1965. – 177 с.

27. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем: Введение в методику начального литературного образования / В.А.Левин. - М.: Лайда, 1994.

28. Леонова П.И. Развитие читательской самостоятельности учащихся. Проблема методов обучения в современной общеобразовательной школе / П.И. Леонова. – М.: Просвещение, 1980. – 126с.

29. Леонтьев А.А. Проблемы социологии психологии чтения / А.А.Леонтьев. – М.: Просвещение, 1975. – 95с.

30. Лифинцева Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Начальное образование. – 2004. - № 3. – С.10-15.

31. Мальцева К.В., Борисова М.Н. Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе / К.В.Мальцева. – М.: Просвещение, 1982. – 185с.

32. Маранцман В.Г Методика преподавания литературы / В.Г. Маранцман. - М.: Просвещение, 1995 . – 216 с.

33. Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум / Сост. Б.А.Ланин. – М.: Академия, 2003. – 380с.

34. Михалков С.В., Полозова Т.Д. Воспитание творчества читателя (проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе) / С.В. Михалков. – М.: Просвещение, 1981. – 240с.

35. Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятель-ной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wpcontent/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm

36. Неборская Т.А. Учимся читать вслух и молча / Т.А.Неборская. – М.: Академия, 2006. – 85с.

37. Никонович Е.В. Развитие творческих способностей на уроках внеклассного чтения / Начальная школа. – 2005. - № 6. – С.35-37.

38. Оморокова М.Н. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.Н.Оморокова. – М.: Аркти, 1999. – 160с.

39. Первова Г.М. Формирование круга детского чтения учителем / Начальная школа. – 1999. - № 12. – С.33-38.

40. Підлужна Г.В. Розвиток читацької самостійності молодших школярів / Г.В. Підлужна. – К., Курс. 1999.-170с.

41. Пичерол Т.С. Практические советы учителю, овладевающему современной методикой обучения чтению / Начальная школа. – 2005. - № 2. – С.15-17.

42. Программы для средней общеобразовательной школы. 1-2 классы. – К.: Початкова школа, 2002. – 296с. .

43. Светловская H.H. Введение в науку о читателе / Н.Н.Светловская. -М.: Мегатрон, 1997.

44. Светловская Н.Н., Пичерол Т.С. Внеклассное чтение на начальном этапе формирования читательской самостоятельности / Н.Н.Светловская. – М.: Академия, 1999. – 160с.

45. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое / Начальная школа – 2005. - № 2. – С.9-14.

46. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. – 2003. - № 1. – С.11-18.

47. Светловская Н.Н., Пичерол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: Учебное пособие / Н.Н.Светловская. – М.: Академия, 1999. – 248с.

48. Светловская Н.Н., Пичерол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. Учебная практика / Н.Н.Светловская. – М.: Академия, 2001. – 282с.

49. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико-экспериментальное исследование / Н.Н.Светловская. – М.: Педагогика, 1980. – 160с.

50. Соколова В.В. О внеклассном чтении / Начальная школа. - 1995. - №3.

51. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Минск: Народна Асвета, 1981. – 288с.

52. Тихомирова И.И. Чудо чтения / Начальная школа: – 1999. - № 6. – С.61-65.

53. Урман Ф.И. Формирование осознанного чтения в начальной школе / Школа. – 2003. - № 3. – С.41-42.

54. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov

55. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Избранные педагогические сочинения / К.Д.Ушинский. – М.: Учпедгиз, 1954. – 825с.

56. Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках / И.М.Чередов. – Омск, 1993. – 120с.

57. Чиндилова О. Размышление после урока, или что нужно помнить учителю при подготовке урока чтения / Начальная школа: – 2002 - № 5. – С.21.

58. Щербинина И.В., Сухорукова Т.В., Попова Г.П. Развернутое тематическое планирование уроков чтения по учебнику «Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. 1-4 классы / И.В.Щербинина. – М.: Учитель, 2005. – 191с.

59. Ясюкова Л.Ф. Психологическая профилактика проблем в развитии и обучении школьников / Л.Ф.Ясюкова. – М.: Речь, 2003. – 384с.

60. Яцента Б.Л. Позакласне читання / Початкова школа. – 2003. – № 2. – С.79-82

 



2019-12-29 327 Обсуждений (0)
Методы и динамика формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и динамика формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)