Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение уровня сформированности читательской самостоятельности у первоклассников на уроках внеклассного чтения



2019-12-29 361 Обсуждений (0)
Определение уровня сформированности читательской самостоятельности у первоклассников на уроках внеклассного чтения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На основе критериальной характеристики был проведен констатирующий эксперимент, который предусматривал определение уровня читательской самостоятельности у первоклассников на уроках внеклассного чтения.

Эксперимент проводился на базе школы № 23 г.Севастополя. В эксперименте приняли участие 48 учащихся: первого класса «А» (24 человека) и «Б» (24 человека).

С целью выяснения сформированности читательской самостоятельности учеников непосредственно на занятиях, были использованы следующие методы исследования: наблюдение за деятельностью школьников на уроках внеклассного чтения, беседы с учениками, тестовые задания, эксперимент, математическая обработка данных.

Проведение эксперимента было направлено на установление уровня сформированности у учеников навыков самостоятельной работы с книгой.

Проводилась проверка навыка чтения первоклассников вслух. Учащимся обеих групп предлагался для чтения отрывок из произведения В.Осеевой «Трудная задача».

Светлана решала задачу, но задача не выходила.

– Давай я решу тебе задачу, – сказал брат.

– Нет, я сама решу, – ответила Светлана.

– Дай я тебе помогу, – сказала мама.

– Нет, я сама справлюсь!

Девочка думала, считала, писала – и задача у нее вышла (41 слово).

После прочтения учащиеся должны были ответить на следующие вопросы и задания:

1. Расскажи, какой ты представляешь девочку?

2. Как ты понимаешь слова: «...и задача у нее вышла»?

3. Найди и прочитай фамилию автора.

Подведение итогов исследования проводилось на основании критериальной характеристики, рассмотренной в пункте 3.3 главы I.

Результаты проверки навыка чтения представлены в (Приложении А)

Анализируя результаты исследования по проверке навыка чтения у первоклассников, отразим полученные данные в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 Данные диагностики навыка чтения у первоклассников

уровень

контрольная группа

экспериментальная группа

человек % человек %
высокий 2 8,3% - -
достаточный 2 8,3% 6 25%
средний 12 50% 12 50%
низкий 8 33,4% 6 25%

 

На основе данных диагностики мы видим что высокий уровень имеют дети только в контрольной группе, для этого отразим процентное соотношение результатов проверки навыка чтения учащихся первых классов в рисунках.

 

Рис. 2.1 Процентное соотношение результатов проверки навыков чтения у учащихся контрольной группы.


Рис. 2.2 Процентное соотношение результатов проверки навыков чтения у учащихся экспериментальной группы.

 

Как видно из рисунков 2.1 и 2.2, большая часть первоклассников в обеих группах (по 50%) имеет средний уровень развития навыка чтения, при котором скорость чтения превышает 15 слов в минуту; 8,3% учащихся в контрольной группе имеют высокий уровень навыка чтения (более 30 слов в минуту); 8,3% учащихся в контрольной группе и 25% в экспериментальной имеют достаточный уровень развития навыка чтения выше среднего, при котором дети читают со скоростью свыше 25 слов в минуту; 33,4% первоклассников контрольной группы и 25% экспериментальной имеют низкий уровень (чтение со скоростью ниже 15 слов в минуту).

Также проводилась проверка уровня начитанности первоклассников.

На данном этапе дети выполняли последовательно следующие задания.

1. Вспомни героев сказки В. Сутеева «Мешок яблок». Заполни схему.

 

 

2. Укажи стрелочкой из каких произведений взяты эти отрывки?

1) «Гуси мои, лебедята!

Возьмите меня на крылья,

Унесите к батюшке, к матушке!»

2) «Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?»

В. Сутеев. «Мешок яблок»

Русская сказка «Привередница»

Русская сказка «Терешечка»

3. Прочитай фамилии писателей. Подчеркни фамилии зарубежных сказочников.

В. Бианки; Дж. Харрис; Н. Носов; С. Маршак; Х..Андерсен

4. Прочитай фамилии авторов и заголовки произведений. Укажи стрелочкой, кто что написал.

Н.Некрасов «Мушка».

В.Чаплина «Весенняя гроза».

А.Барто «Дедушка Мазай и зайцы».

5. Укажи стрелочкой из каких произведений эти герои?

 

Братец Лис Мишка Люда В. Чаплина. «Мушка» В. Драгунский. «Что любит Мишка» Дж. Харрис. «Сказка про лошадь Братца Кролика»

 

5. Реши кроссворд «Заголовки сказок».

 

 

1. Русская сказка про мальчика из колодочки.

2. Сказка В. Сутеева про Снеговика-почтовика.

3. Сказка В. Белова.

Данным заданиям соответствуют следующие ответы.

1. Заяц, Зайчиха, Еж, Медведь, бельчата, Крот, Коза, Ворона, Волк.

2. 1. Русская народная сказка «Терешечка»; 2. «Мешок яблок» В. Сутеева.

3. Дж. Харрис, Х.К. Андерсен.

4. Н. Некрасов – «Дедушка Мазай и зайцы»; В. Чаплина – «Мушка»; А. Барто – «Весенняя гроза».

5. Мишка – из рассказа В. Драгунского «Что любит Мишка»; Братец Лис – из сказки Дж. Харриса «Сказка про лошадь Братца Кролика»; Люда – из рассказа В. Чаплиной «Мушка».

6. Кроссворд: 1. «Елка». 2. «Терешечка». 3. «Родничок».

Результаты исследования показаны в (Приложении Б)

Анализируя результаты исследования по проверке начитанности первоклассников, отразим полученные данные в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 Данные диагностики начитанности первоклассников

уровень

контрольная группа

экспериментальная группа

человек % человек %
высокий 2 8,3% 6 25%
средний 16 66,7% 6 25%
низкий 6 25% 12 50%

 

Отразим процентное соотношение результатов проверки начитанности учащихся первых классов в рисунках.


Рис. 2.3 Процентное соотношение результатов проверки начитанности учащихся контрольной группы.

 

Рис. 2.4 Процентное соотношение результатов проверки начитанности учащихся экспериментальной группы.

 

Как видно из рис.2.3- 2.4 66,7% учащихся контрольной группы имеют средний уровень начитанности, 8,3% - высокий и 25% - низкий уровень начитанности. В экспериментальной группе средний уровень наблюдается у 50% детей, 25% имеют высокий уровень начитанности и 25% - низкий.

На заключительном этапе исследования была проведена беседа с учениками, направленная на выявление читательского интереса учащихся, их читательской самостоятельности. В приложении В представлены вопросы беседы, составленной на основе материалов О.Джежелей и Н.Светловской [9].

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что уровень развития читательской самостоятельности младших школьников не отвечает требованиям. Основными показателями этого являются: отсутствие в большинстве школьников (66,7%) интереса к чтению как к одному из средств познания окружающего мира, самоусовершенствования и источника эстетичного наслаждения; недостаточный уровень знаний, умений и навыков, которые дают ученикам возможность с наименьшей затратой сил и времени пользоваться книгой (и учебной, и неучебной) по осознанному выбору. В итоге смогли самостоятельно применить такие самые распространенные приемы, как пользоваться библиотечными сведениями, 8,3% учеников; нахождение книги по внешним и внутренним признакам – 16,7%; составление плана прочитанного – 16,7%; сжатый пересказ – 16,7%; оформление карточки на прочитанную книгу – 8,3% школьников.

Таким образом, определение уровня сформированности читательской самостоятельности первоклассников в ходе констатирующего эксперимента позволила сделать вывод о необходимости проведения методов , направленных на формирование читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения.

 



2019-12-29 361 Обсуждений (0)
Определение уровня сформированности читательской самостоятельности у первоклассников на уроках внеклассного чтения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение уровня сформированности читательской самостоятельности у первоклассников на уроках внеклассного чтения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (361)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)