Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе природоведческих экскурсий



2019-12-29 271 Обсуждений (0)
Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе природоведческих экскурсий 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса по повышению уровня бережного отношения к природе у старших дошкольников. Для определения эффективности проделанной работы, мною был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным явлениям и объектам

Задание 1. Выявление наиболее значимых для ребенка понятий природы и общества(проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень значимости экологических понятий для ребенка.

Оборудование. Карточки с картинками, объединенные в пять категорий: природа, окружающие предметы, труд, наука и искусство, я сам.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку выложить картинки в порядке от наиболее важного к менее значимому.

«Посмотри какие картинки лежат на столе. Выложи их одну за другой. На первое место положи ту картинку, на которой изображено самое близкое для тебя. Дальше выкладывай то, что менее важно, последнюю положи ту, которая изображает самое незначительное. Почему ты положил эти предметы именно так? Почему последний предмет тебя совсем не привлекает? Почему именно первый предмет для тебя наиболее важен?»

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

* Ребенок осознанно на первое место кладет картинки с изображением природных явлений. Полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес к изображению растений и животных. Ставит значимость природы на первое место.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

* Ребенок отвечает на поставленные вопросы. Картинки с изображением природы ставит в середину выложенной линии. Проявляет интерес к природе, но больше интересуется игрушками, самим собой.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

* Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Карточки выкладывает не объясняя причину такой последовательности. Не интересуется изображением природы и животных.

 

ФИО Оценка в баллах Уровень
Валя А. 14 Высокий
Илюша Д. 9 Средний
Андрей Б. 11 Средний
Андрей К. 8 Средний
Милена У. 12 Средний
Ульяна С. 13 Высокий
Денис Б. 10 Средний
Аня Я. 9 Средний
Саша С. 14 Высокий
Данила Н. 9 Средний

Задание 2. Методика «Альтернатива»(проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить тип мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа.

- Для нашего аквариума ты бы хотел завести новых рыбок:

А) с красивой окраской?

Б) С интересным поведением?

- Гуляя в лесу с родителями ты пойдешь:

А) Проложишь новую дорожку, зато нарвешь красивый букет?

Б) По хорошей тропинке, не вредя растениям?

- После отдыха с родными в лесу ты:

А) Оставишь мусор там, ведь и так его много вокруг?

Б) Попытаешься собрать мусор и вместе с родителями выбросишь его потом в урну?

- Какие цветы ты выбрал бы для посадки на клумбу:

А) Яркие красивые растения, которые не требуют особого ухода?

Б) Растения, за которыми необходимо постоянно следить и ухаживать?

- Как ты думаешь, что ты можешь сделать для охраны природы:

А) Ничего, я еще маленький.

Б) Не сорить, не обижать животных, вешать кормушки, собирать мусор в лесу.

Оценка результатов деятельности

За каждый ответ А – 1 балл, за ответ Б – 2 балла.

Высокий уровень (9 - 10 баллов)

* Ребенок осознанно на первое место ставит интересы природы. Полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес к вопросам. Интересуется охраной природы и бережным отношением к ней.

Средний уровень (7 - 8 баллов)

* Ребенок отвечает на поставленные вопросы. Не проявляет особого интереса к бережному отношению, природой больше интересуется с эстетической точки зрения.

Низкий уровень (5 - 6 баллов)

* Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Больше занимают свои интересы, а не вопросы охраны природы. Интересуется красотой природы, а не чистотой.

 

ФИО Оценка в баллах Уровень
Валя А. 10 Высокий
Илюша Д. 7 средний
Андрей Б. 9 Высокий
Андрей К. 9 Высокий
Милена У. 8 Средний
Ульяна С. 10 Высокий
Денис Б. 8 Средний
Аня Я. 8 Средний
Саша С. 10 Высокий
Данила Н. 7 Низкий

 

Задание 3. Наблюдение за поведением и эмоциями детей на природе.

Цель. Выявить уровень взаимодействия детей с природными объектами.

См. приложение №5.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

* Ребенок старается не вредить растениям во время игр. Увлеченно наблюдает за растениями и животными, интересуется способами ухаживания за ними. Самостоятельно ухаживает за растениями в уголке природы. Выполняет простейшие функции по уходу за растениями. Проявляет инициативу.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

* Ребенок не причиняет вреда растениям, но не проявляет к ним особого интереса. Животные ребенка привлекают, но очень быстро интерес к ним пропадает. В совместной деятельности с педагогом выполняет необходимые функции по уходу за природными объектами, но старается поскорее закончить свою деятельность.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

* Ребенок в ходе прогулок не обращает внимание на растения. Может повредить их, не придав этому значения. Не прислушивается к советам педагога в отношении охраны растений. Декоративные растения интереса не вызывают. Животные привлекают только в качестве объекта, с которым можно поиграть. Природные явления не интересны.

 

ФИО Оценка в баллах Уровень
Валя А. 14 высокий
Илюша Д. 9 средний
Андрей Б. 14 высокий
Андрей К. 10 средний
Милена У. 12 Средний
Ульяна С. 15 Высокий
Денис Б. 9 Средний
Аня Я. 10 Средний
Саша С. 15 Высокий
Данила Н. 9 средний

Задание 4. Опросник(проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень развития личностного отношения к природе.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку вопрос, требующий однозначного ответа:

- Тебе на день рождения подарили котенка, хомячка или другое домашнее животное. Ты обрадуешься?

- Твой друг наступил на цветок. Ты укажешь на его неправильное действие?

- Воспитатель выбирает помощника для уборки на участке. Ты попросишь взять тебя в помощники?

- Ты любишь смотреть по телевизору передачи о животных или о природе?

- Тебе нравится слушать рассказы о природе и животных?

- Воспитатель предлагает тебе убираться в уголке природы или быть дежурным. Ты выберешь уборку в уголке природы?

- Ты считаешь неправильным бросать мусор там, где хочется?

- Тебе жалко бездомных собак и кошек?

- Ты хотел бы взять одного из таких животных себе домой?

Оценка результатов деятельности

За каждый ответ ДА – 2 балла, за ответ НЕТ – 1 балл.

Высокий уровень (16 -18 баллов)

* Ребенок осознанно отвечает на поставленные вопросы, на большинство из них отвечает положительно. Отношение к природе у ребенка исключительно положительное, объекты природы вызывают познавательную потребность. У ребенка есть стремление к взаимодействию с природой, не ставящее цели получить от природы что то «полезное».

Средний уровень (13 – 15 баллов)

* Ребенок не проявляет особого интереса к природе, восприимчив к чувственно - выразительным элементам природы. У ребенка нет потребности в действиях, связанных с уходом за природными объектами, не испытывает особой «любви» к животным и растениям.

Низкий уровень (9 - 12 баллов)

* Ребенка мало интересует происходящие перемены в природе, его больше занимают игровая, самостоятельная деятельность. Большее предпочтение отдает бытовой деятельности, а не природоохранной. На большинство вопросов ответил отрицательно.

 

ФИО Оценка в баллах Уровень
Валя А. 17 Высокий
Илюша Д. 15 Средний
Андрей Б. 16 высокий
Андрей К. 14 Средний
Милена У. 16 Высокий
Ульяна С. 16 высокий
Денис Б. 15 средний
Аня Я. 15 Средний
Саша С. 18 Высокий
Данила Н. 15 средний

 

Результаты диагностики уровня экологического отношения дошкольников экспериментальной группы.

 

ФИО Оценка в баллах Уровень развития
Валя А. 13, 7 Высокий
Илюша Д. 10 Средний
Андрей Б. 12,5 Высокий
Андрей К. 10,2 Средний
Милена У. 12 Высокий
Ульяна С. 13,5 Высокий
Денис Б. 10,5 Средний
Аня Я. 10,5 Средний
Саша С. 14,2 Высокий
Данила Н. 10 Средний

Высокий уровень (12 - 15 баллов)

* Ребенок осознанно на первое место ставит интересы природы. Проявляет интерес к природе, к животным. Полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Осознает влияние человека на развитие живых организмов.

Средний уровень (9 -11 баллов)

* Ребенок отвечает на поставленные вопросы. Не проявляет особого интереса к бережному отношению, к природе в целом. Больший интерес представляет предметное окружение.

Низкий уровень (5 - 8 баллов)

* Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Вопросы бережного отношения ребенка не занимают. Природа интереса не вызывает (рис. 1).

Рис. 1 - Сравнительный анализ исходного и итогового уровня развития бережного отношения у детей экспериментальной группы

 

Анализ результатов диагностики экологического отношения старших школьников к природе показывает:

1. Уровень сформированности экологически правильного отношения к миру природы повысился.

2. Заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

3. Особую заботу дети стали проявлять за обитателями уголка природы. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за животными не только во время своего дежурства в уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. После наблюдения дети с интересом и восторгом рассказывают воспитателю и остальным детям об увиденном.

4. На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Вывод: разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня развития бережного отношения к природе старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.


Заключение

 

Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе, настоятельно требует скорейшей перестройке мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В результате анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами было установлено, что на экологическое воспитание детей дошкольного возраста, влияют следующие факторы: четкая постановка задачи педагогом во время проведения мероприятия, развитие наблюдательности каждого ребенка, использование индивидуального подхода к детям с разным уровнем развития бережного отношения к природе.

Нами было доказано, что выбранная тема работы остается актуальной и в настоящее время.

Система экскурсий, проведенных во время эксперимента, позволяет создать благоприятные условия для формирования бережного отношения к природе средствами экологического воспитания детей. В результате проведения эксперимента мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что бережное отношение к природе будет формироваться успешнее, если при проведении экскурсий особое внимание будет уделяться редким и уязвимым растениям, если в ходе экскурсии будут реализованы простейшие природоохранные мероприятия, если внимание детей на экскурсии будет привлечено к антропогенным нарушениям в экосистеме и возможностях их устранения, если в процессе проведения экскурсии воспитатель будет использовать потенциал природы для формирования положительных эмоций у детей.

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы: экология наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу.

Методическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания, развития. Критерием сформированности ценностного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.

В результате проведенного эксперимента были сделаны выводы: проведенная работа способствовала развитию у дошкольников экологического сознания; в ходе данной работы ребята участвовали в рассмотрении экологических проблем, на доступном им уровне, что способствует развитию самостоятельности, умению высказывать свое мнение, формированию оценочных суждений; ребята внимательнее стали относиться к уголку природы, к растениям на участке детского сада и за его пределами, к животным и насекомым, их заинтересовали и взаимосвязи природы. Опытно – экспериментальным путем мы проверили эффективность методов и приемов, способствующие развитию бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий. Тем самым мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу.


Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. 1. 232 с.; Т. 2. 288 с.

2. Ашиков, В. И. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. - М, 1997.

3.  Ашиков В. Природа, Творчество и Красота / В. Ашиков, С. Ашикова // Дошкольное воспитание. - 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54.

4. Базарнов В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования. – Томск, 1997.

5. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей /Л. Балаценко // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 5. - с. 80-82.

6. Белоусов Л.С. Редкие растения мира/Л.С.Белоусов, Л.В.Денисова. – М.: Лесная промышленность, 1983. – 344с.

7. Бобылева Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников/Л.Бобылева, О.Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.

8. Божович Л.И. Познавательный интерес. – М.: Просвещение, 1994. – 308с.

9. Большакова М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе/М.Большакова, Н.Морева // Дошкольное воспитание.- 2000.- N 7.- С. 12-20.

10. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-8 лет. / Прак-ое пособие для учителей нач. кл. – Воронеж: Учитель, 2002. – 184с.

11. Бровкина К.С. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение / К.С. Бровкина, Н.В. Кореова. – М., 2001.

12. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. – 114 с.

13. Буре,Р.С. Воспитание дошкольников в труде. М., 1971. 64 с.

14. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980.

15. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания /ред.-сост. С.Г. Якобсон, Ф.Т. Михайлов. - М., 1976.

16. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд. - М., 1982

17. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб., 2003. – 336с.

18. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению/ Под ред. Л.Ф. Мельчакова. - М.: Просвещение, 1981.

19. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн.для воспитателя дет.сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989. – 96с.

20. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2. 504 с.; Т. 3. 368 с.

21. Голубев И.Р. Окружающая среда и ее охрана / И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение, 1992. – 192с.

22. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – М.:ВАКО, 2008.-240с.

23. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / Д.С. Дерябо, В.А. Ясвин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 480 с.

24. Жестова Н.С. Проведение экскурсии в лес /Н.С. Жестова //Начальная школа. – 1991, №7, с.30-34.

25. Жукова О.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника/ О.С. Жукова, А.С. Герасимова, В.Г. Кузнецова. – СПб.: Нева, 2005. – 352с.

26. Запартович Б.Б. С любовью к природе / Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворученко, Л.М. Соловьева. – М.: Педагогика, 1993. – 232с.

27. Захлебный А.Н. На экологической тропе. - М.: Знание, 1986.

28. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников/ В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 2004. - №7. – с.45-49.

29. Зенина Т.Н. Наблюдаем, познаем, любим/ Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. - с. 31-34.

30. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 64с.

31. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

32. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию/ Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - с. 10-12.

33. Как знакомить дошкольников с природой./ Л.А. Каменева, А.К.Матвеева, Л.М. Маневцова и др.; Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. – 207с.

34. Клепина З.А. Природоведение / З.А. Клепина, Л.Ф. Мельчаков. – М.: Просвещение, 2006. – 438с.

35. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

36. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

37. Королева А. Земля - наш дом/А.Королева // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 10. - с. 34-36.

38. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. – М.: Просвещение, 2006. – 176с.

39. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. -М., Просвещение,1985.

40. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 1983. Т. I. 392 с.

41. Листок на ладони / Под ред. Л.М. Маневцовой:- СПб.: Детство-Пресс, 2005г. -112 с.

42. Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы/ В.Л. Лола // Начальная школа. - 1988, N1, C.25-27.

43. Лучич М.В. Детям о природе.- М., 1989.

44. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.

45. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.

46. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.

47. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.

48. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 184 с.

49. Николаева С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей/С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 9. - с. 52-64.

50. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

51. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

52. Педагогический словарь: [учеб. пособие для студентов вузов] /под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2008. – 344 с.

53. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца Я.З. Неверович. - М., 1986, 176 с.

54. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.

55. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 5. - с. 26-34.

56. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников/О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 2 - с. 21 - 27.

57. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения на природе./ Л.М. Хафизова// Начальная школа. – 2000, №4.

58. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 144с.

59. Шишкина В.А. Прогулки в природу. / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – М., 2003.

60. Шпотова Т.В. Цвет природы: Пособие для восп. и родителей по формированию основ эколог. культуры у детей 5-ти лет/ Т.В. Шпотова, Е.П. Кочеткова. – М.: Просвещение, 2009.

61. Экологическое и эстетическое воспитание дошкольников / под ред. Л.П. Печко. - М., 1984.

62. Экологический энциклопедический словарь. М.: Ноосфера, 2000.

63. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1998.


Приложение 1



2019-12-29 271 Обсуждений (0)
Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе природоведческих экскурсий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе природоведческих экскурсий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)