Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предложения по улучшению эффективности работы Сбербанка



2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Предложения по улучшению эффективности работы Сбербанка 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучив стратегию развития Группы, положение в банковской системе, риск-менеджмент и увидев, что Сбербанк входит в 20 крупнейших европейских банков по рыночной капитализации, у него самая развитая филиальная сеть, он является крупнейшим банком в СНГ по размеру активов, я все-таки хотела бы предложить, применение бенчмаркинга для повышения качества и эффективности работы банка.

Бенчмаркинг[25] - это методика изучения, сравнительного анализа и внедрения лучших методов ведения бизнеса. Бенчмаркинг применяется в различных отраслях экономики (в том числе и в банковской отрасли) и областях менеджмента (управление персоналом, бизнес-процессы, маркетинг и т.д.).

Название метода происходит от английских слов bench (уровень, высота) и mark (отметка). Это словосочетание можно трактовать как «опорная отметка», «отметка высоты», «эталонное сравнение» и т.п.

Проводить бенчмаркинг - это значит:

- быть достаточно умным, чтобы признавать: всегда есть конкурент, который в чем-то лучше вас;

- быть достаточно мудрым, чтобы учиться у конкурента его достижениям, а затем догнать и перегнать его.

Бенчмаркинг помогает относительно быстро и с небольшими затратами совершенствовать деятельность банка, понять, как работают передовые банки, и добиться таких же, а возможно, даже более высоких результатов.

В настоящее время бенчмаркинг входит в перечень самых распространенных методик управления, используемых в крупных банках.

Ценность бенчмаркинга не только в том, что банку не надо изобретать то, что давно изобретено. Внимательно изучая достижения и ошибки других, можно разработать собственную модель (технологию или что-то другое), которая будет максимально эффективна именно для вашего банка.

В бенчмаркинге действует правило: если один банк что-то придумает и добьется успеха, а конкурент это повторит, то вероятность получения такого же результата очень высока.

Родоначальниками бенчмаркинга считают специалистов из Японии, которые научились идеально копировать чужие достижения. Они тщательно исследовали европейские и американские товары и услуги, чтобы выявить их сильные и слабые стороны, а затем выпускали нечто подобное по более низкой цене. При этом японцы успешно переносили технологии и ноу-хау из одной сферы бизнеса в другую.

В развитых странах программы бенчмаркинга поддерживаются на государственном уровне, и считается, что благодаря этому выигрывает экономика страны в целом. Создаются специальные бенчмаркинговые объединения, торгово-промышленные палаты, ассоциации банков, одной из целей которых является обмен бизнес-информацией и распространение успешного опыта.

Бенчмаркинг приобретает глобальный статус и становится одним из инструментов международного обмена бизнес-информацией.

В коммерческом банке бенчмаркинговые программы могут затрагивать различные подразделения. Наиболее активное участие в них принимают: подразделение маркетинга, клиентские подразделения, подразделения бизнес-процессов и качества.

Методика бенчмаркинг:

- выбор объекта для сравнения и улучшения;

- определение показателей/параметров для сравнения;

- выбор успешной компании/сферы для сравнения;

- сбор и анализ информации;

- внедрение успешных решений и опыта.

В качестве объектов для сравнения и улучшения в банке могут выступать: бизнес-процесс (например, инкассация); структурное подразделение (например, управление по работе с VIP-клиентами); информационная система (например, отдельный модуль автоматизированной банковской системы); методика или технология (например, методика оценки кредитоспособности клиентов); технические средства и системы (например, система безопасности).

Среди наиболее часто сравниваемых бизнес-процессов в банках можно выделить следующие: обслуживание клиентов и продажи; кредитование; разработка продуктов/услуг; управление финансами; информационные технологии; развитие и стратегическое управление; управление персоналом.

Список наиболее часто используемых показателей и параметров: финансовые показатели; удовлетворенность клиентов; качество продуктов/услуг; инновации и использование современных технологий; уровень и средства безопасности при реализации продуктов/услуг.

Показатели/параметры для сравнения должны быть максимально формализованными и конкретными. Например, количество операционных сотрудников, банкоматов, среднее время обслуживания, квалификация персонала, уровень технологий. Но они не обязательно должны отвечать на вопрос «Сколько?», а могут отвечать на вопрос «Как?». Например: как банк привлекает клиентов, как и с помощью чего банк описывает бизнес-процессы, как в банке встречают и консультируют клиентов?

Изучение конкурентов в рамках бенчмаркинга - это довольно сложная задача. Даже зная показатели, по которым банк-конкурент добился успеха, довольно трудно определить, что же привело его к успеху. Именно поэтому разработаны специальные методы сбора информации для проведения бенчмаркинга.

Подходящий вариант для бенчмаркинга - партнеры, дилеры и поставщики банка, поскольку они реально заинтересованы в успехе банка и развитии деловых отношений. Партнерство на взаимовыгодной основе. Стажировка сотрудников банков друг у друга.

Распространенный и доступный способ - изучение профессиональной литературы, публикаций в газетах и журналах по банковской тематике. Также важно изучение маркетинговых материалов банков-конкурентов, тарифов, буклетов, веб-сайтов и т.д.

Эффективный и в то же время сложный вариант для бенчмаркинга - получение данных из первых рук, например на основе личных связей.

Технология Mystery Shopper. Данная технология основана на имитировании обращения потенциального клиента в банк. При этом в лице клиента выступают маркетологи, которые собирают всю необходимую информацию в процессе получения необходимых продукта/услуги и общения с сотрудниками банка.

Получение информации в рамках конференций, через профессиональные объединения, ассоциации. Например, через Ассоциацию российских банков (АРБ) можно получить стандарты качества банковской деятельности (СКБД), которые рекомендованы к внедрению в банках как успешные практики.

Экспертный опыт. Очень полезными могут быть специалисты, которые работали в нескольких банках и имеют большой многосторонний опыт.

Деловая разведка. Специализированные технологии по поиску необходимой информации любыми возможными законными способами. В качестве одного из основных способов выступают специализированные поисковые запросы в сети Интернет.

Возникает вопрос: какой смысл передовым банкам раскрывать информацию о себе? Мотивы могут быть разные. Многие считают престижным выступать в качестве банков-эталонов или банков-лидеров. Например, банки, имеющие сертификаты ISO 9000, или банки, побеждающие в различных отраслевых номинациях и профессиональных конкурсах. К тому же это повышает инвестиционную привлекательность банка и позволяет на разных уровнях лоббировать его интересы.

Неважно, каким путем вы добудете информацию, главное - насколько она будет актуальной и полной для дальнейшего анализа и использования в работе.

После того как информация собрана, необходимо ее проанализировать, отобрать наиболее подходящие решения, сделать выводы, как ликвидировать разрыв между банком и банком-эталоном.

Бенчмаркинг - это не просто методика изучения и внедрения успешных решений. Это практика ведения и развития бизнеса, требующая непрерывного выполнения и взаимосвязи с другими подходами к управлению.

На разных этапах бенчмаркинга могут использоваться различные классы программных продуктов: CRM-системы (Customer Relationship Management), системы статистического анализа и обработки/хранения данных, системы поддержки принятия решений (СППР), системы бизнес-моделирования и др.

Системы бизнес-моделирования играют ведущую роль как для процесса бенчмаркинга, так и для формализации/оптимизации деятельности банка в целом.

Некоторые банковские специалисты и клиенты видят следующий образ эталонного банка будущего. Это банк, который позволяет клиенту выполнить практически любую банковскую операцию самостоятельно, моментально и из любой точки мира. При этом специалисты банка играют роль консультантов по широкому кругу финансово-экономических вопросов. Все это возможно только при условии высокого развития информационных и банковских технологий, средств безопасности, а также при условии повышения уровня деловой культуры и компетенций клиентов в финансово-экономической области.

Считаю, так же, что Сбербанку нужно активно внедрять инновационные технологии, так как они в настоящее время играют важнейшую роль.

Инновационной технологией, которая уже сегодня проходит испытания, можно назвать беспроводную технологию NFC (Near Field Communication). NFC может быть дословно переведено как "связь в ближнем поле"), в основе которой лежит использование идеологии передачи данных по радиоканалу на принципах взаимной индукции на короткие расстояния в диапазоне частот 13,56 МГц. NFC и RFID действуют по аналогии с WI-FI и Bluetooth, но имеют принципиальные отличия[26].

В России первым примером использования технологии NFC стала демонстрация использования NFC-телефона для оплаты проезда на Московском метрополитене при открытии станции метро «Трубная». Бесконтактная трансакция с использованием NFC-телефона была осуществлена начальником метрополитена Дмитрием Гаевым в присутствии мэра Москвы Юрия Лужкова. То есть повсеместное использование такой технологии заменило бы бумажные деньги.

В этой связи хотелось бы рассмотреть инновационные технологии подробнее

Технология коммуникации в ближней зоне (NFC) - это технологический стандарт для микросхем, позволяющий установить соединение на очень близком расстоянии и дающий возможность потребителю инициировать и осуществлять бесконтактные трансакции, а также получать доступ к цифровой информации, например к рингтонам или файлам для скачивания на мобильные телефоны

Технология радиочастотной идентификации (RFID) - это метод идентификации с помощью кремниевых микросхем, расположенных на ярлыке, которые позволяют получать запросы устройства радиочастотного считывания/записи и отвечать на них; многие полагают, что радиочастотная идентификация придет на смену штрих-кодам и магнитным полоскам.

Такие инновации в способах коммуникаций, передачи данных, технологических и технических возможностях даже в несвязанных областях не должны оставаться без внимания руководства коммерческих банков.

Учитывая развитие всех перечисленных технологий, пользователь через Интернет снова может встретиться со служащим банка лицом к лицу по видеовызову. Это можно будет сделать из любой точки мира со своего компьютера, телевизора или мобильного телефона с высокой четкостью изображения. Это инновационная услуга будет называться видеобанкингом как следующая эволюция мобильного и Интернет-банка. Подобная услуга будет доступна в режиме 24-часового обслуживания. То есть у клиента появится "свой" менеджер, с которым он будет лично знаком и который будет знать все индивидуальные особенности обслуживания данного клиента. Если банк предоставляет услуги видеосвязи, то встает вопрос о количестве и рабочем графике сотрудников, которые могут быть одновременно доступны для клиентов в режиме видеосвязи. Такая проблема может быть решена посредством использования реалистичного видеоробота-аватара. Действия робота будет регулировать диалоговая система кнопочного управления с помощью тонального набора в мобильном телефоне, интерактивного сенсорного экран HD телевизора, touchscreen компьютера. С развитием связи следующего поколения системы управления будут строиться уже на сенсорных технологиях и механизмах распознавания голосовых команд. То есть единожды записанные видеоответы персонального менеджера на возможные стандартные запросы клиента, такие как баланс-счета, последних трансакциях и т.д., позволят клиенту "встречаться" со своим менеджером 24 часа в сутки. Банки, которые смогут идти в ногу с технологическим прогрессом: своевременно разрабатывать бизнес-процессы, обновлять программное обеспечение, делать его адаптированным к виртуальным сервисам, получают неоспоримое преимущество перед остальными участниками рынка. Аппаратнонезависимый высокоскоростной Интернет позволяет пользователю, используя любое устройство беспроводной или мобильной связи, получить доступ к услугам в режиме on-line круглосуточно 365 дней в году. Только банки, которые будут готовы вести непрерывное онлайновое обслуживание, смогут выжить в период технологической революции. Поэтому основным аспектом в конкурентной борьбе станут размеры инвестиций в развитие и внедрение информационных технологий, отвечающих требованиям времени и рынка.

Для успешного участия в конкурентной борьбе, на мой взгляд, нужно решить следующие задачи:

- - повысить гибкость и адаптивность к рынку, внедрять не только принципиально новые технологии, но и развивать «кайзен-подход» (философию, которая фокусируется на непрерывном улучшении всех аспектов жизни;

- перейти на новые компьютерные технологии самообслуживания, дистанционное обслуживание, виртуальные банковские и финансовые технологии;

- разработать и внедрить новые кредитные продукты на базе новых технологий; удовлетворять потребности клиентов следующим образом: ожидаемые - за счет необходимых характеристик; желаемые - за счет одномерных; восхищающие - благодаря привлекательным качествам продукта;

- комплексно использовать новые информационные и коммуникационные технологии для электронного маркетинга;

- - внедрять инновации в области форм и методов управления, изменения в квалификации работников; в рамках управления инновациями за рубежом была разработана модель удовлетворения потребностей клиентов, названная моделью Кано.

Для совершенствования кредитной политики предприятия и банка, предлагаю в большинстве случаев осуществлять выдачу ссуды путем передачи заемщику оформленных на него векселей. Вексельное кредитование является одним из способов решения проблемы высокой стоимости и соответственно недоступности обычных банковских кредитов для ряда перспективных заемщиков. Это важно в плане того, что векселя сочетают в себе свойства как деловой ценной бумаги, так средства платежа. Поэтому получение заемщиком обеспеченных банком векселей, которые он сможет использовать как платежный документ, решает его проблему периодически возникающих дефицитов финансовых средств для расчетов с кредиторами. Вексельное кредитование более предпочтительно для заемщиков в силу существенно более низкой процентной ставки за кредит векселями по сравнению с обычным коммерческим кредитом.

Рисунок 3.1 Структура суммы процентного дохода по ссудным операциям

Величина процентной ставки по обычным коммерческим кредитам удельный вес стоимости привлеченных средств (например: проценты, выплачиваемые по депозитам и др.) составляет примерно 60 %. То есть в процентах по обычным кредитным договорам необходимо вернуть те средства, которые мы должны выплатить вкладчикам за их вложенные в банк деньги, выдавая затем в качестве кредита. На рисунке представлена структура суммы процентного дохода по ссудным операциям для заемщиков II - категории кредитного риска.

В случае же, когда кредит выдается векселями, банк не перечисляет с корреспондентского счета никаких средств. По сути, банк выдает лишь обязательство, обеспеченное именем и репутацией банка, уплатить через какое-то время определенную сумму. Привлеченные средства не используются, а значит, самая весомая составляющая в издержках банка отсутствует. Поэтому процент по вексельному кредитованию в 5-6 раз меньше, чем по обычным.

Смысл расчетов векселями, полученными в кредит, заключается в том, что заемщик пожелав рассчитаться, совершает передаточную надпись на векселе в пользу своего кредитора и передает ему вексель по факту поставки товара (работ, услуг). До этого заемщик имел вексель, содержанием которого было обязательство банка уплатить ему определенную сумму через определенный срок. Передаточная надпись (индоссамент) совершается на обратной стороне векселя.

Особенности операции по вексельному кредитованию обусловлены правовой спецификой векселя как ценной бумаги и средства платежа. Предоставляя обыкновенный коммерческий кредит, банк заключает с заемщиком договор, предмет которого в том, что банк перечисляет заемщику на его счет денежные средства на определенных в этом самом договоре условиях. Обязательство по обычному кредитному договору в своем содержании имеет много прав банками много обязанностей заемщика и может быть дополнено в зависимости от кредитного риска или каких-либо иных обстоятельств[27].

То есть все основания, по которым недобросовестного заемщика можно привлечь к ответственности, содержаться в самих условиях кредитного договора. Это, собственно, его условия, которые заемщик не выполнил. Для защиты своих интересов в суде банку-кредитору этого правового обеспечения вполне достаточно. Залог и поручительство, материализуя обеспечение, лишь повышают его качество. В том случае, когда в кредит дается вексель банка, а не «живые» деньги, просто условия договора банк не защитят в силу того, что обязательство по векселю, безусловно. В векселе содержится обязательство заплатить в определенном месте, в определенном месте, определенную сумму, определенному лицу и все. Дополнить содержание векселя никто не вправе. Не существует также правовых способов предусмотреть помимо векселя санкций в случае недобросовестного распоряжения векселем. Если даже составлено какое-то соглашение, то просто считается, что его нет. Значит заемщик, получив вексель, в коем первоначально банк обязуется заплатить ему, может этот вексель предъявить банку к платежу, и никакие договора, в которых написано, что вексель был дан в кредит, во внимание суд не примет.

Поэтому для обеспечения своих интересов банк должен принять такую схему финансовой операции, которая объединила бы в себе:

а) достоинства обычного кредита с возможностью детально расписать условия его предоставления;

б) достоинства вексельного кредита с возможностью не отвлекать с корреспондентского счета реальные деньги.

Как это сделать?

Используется следующая схема:

1) банк заключает с заемщиком обычный кредитный договор, где предусмотрены необходимые условия и обеспечение. При этом подход в плане оценки кредитных рисков один и тот же.

2) однако, в этот договор включено принципиальное условие; заемщик на полученные деньги обязуется тут же купить векселя банка на соответствующую сумму.

Таким образом, деньги с корреспондентского счета банк не перечисляет, а в случае недобросовестности заемщика и предъявления им векселя банку через определенный срок, банк их оплатит, но тут же обратно взыщет по кредитному договору с процентами.

Общий алгоритм осуществления операций следующий:

1. предварительные переговоры (консультирование) клиента - потенциального заемщика в управлении (отделе), ответственном за проведение операций с векселями. По итогам предварительного консультирования ответственный работник банка составляет заключение, которое передается в управление (отдел) кредитования;

2. переговоры кредитного работника с клиентом - потенциальным заемщиком, по итогам которой работник кредитного отдела составляет заключение и передает его вместе с иными затребованными документами в подразделения юридической службы и службы экономической безопасности;

3. заключение юридической службы и службы экономической безопасности кредитной заявки о целесообразности проведения операции по вексельному кредитованию. Визирование заключения кредитного работника и возвращение ему документов;

4. кредитный работник передает заключение с преложенными документами начальнику кредитного подразделения для решения вопроса о выносе дела на рассмотрение кредитного комитета. Начальник кредитного подразделения визирует заключение кредитного работника;

5. рассмотрение вопроса на кредитном комитете и принятие решения о проведении (не проведении) операции по вексельному кредитованию;

6. оформление кредитных и вексельных правоотношений (кредитного договора, договора о приобретении векселей банка и иных необходимых документов). Кредитный работник обеспечивает подписание договоров с клиентом - заемщиком;

7. в управлении (отделе), ответственном за проведение операции с векселями, оформляются и передаются в распоряжение клиента - заемщика векселя;

8. контроль за выполнением условий договора, своевременным его погашением и выплатой процентов, обслуживания векселей на вторичном рынке;

9. погашение векселей банком по истечении сроков платежа по ним. Принцип определения процентной ставки по вексельному кредиту определяется исходя из системы распределения.

 

Заключение

 

Для разработки комплексной методики, позволяющей с достаточной степенью достоверности и учетом наибольшего количества показателей оценивать эффективность функционирования российских банков необходимо проведение аналитической работы по изучению характерных черт деятельности банков, закономерностей их развития, а также опыта зарубежных коммерческих банков.

В работе проведен внутренний анализ деятельности Банка следующей схеме:

1. анализ объемов операций банка;

2. анализ активов и пассивов банка и их согласованности;

3. анализ банковских рисков необходим для снижения опасностей потерь банком части своих доходов или осуществления дополнительных расходов в результате проведения определенных финансовых операций;

4. анализ капитала банка и его достаточности;

5. анализ эффективности деятельности банка осуществляется с целью поиска путей дальнейшего развития организации, которые оптимизировали бы ее прибыль и позволили избежать лишних потерь.

Так же проведен коэффициентный анализ, который позволяет определить место банка на финансовом рынке, основные направления его деятельности (специализацию) и оценить финансовое положение кредитной организации. Показатели, характеризующие финансовое состояние банка, включают в себя коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости, прибыльности, качества размещения средств.

Банки создают основу рыночного механизма, с помощью которого функционирует экономика страны, но в то же время в сфере банковского бизнеса работают: Министерство экономического развития, Центральный Банк России, Министерство финансов России , Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, Роспотребнадзор, Росфинмониторинг, Государственная Дума ФС РФ, Совет Федерации ФС РФ, Национальный банковский совет, банковские ассоциации и другие общественные организации. Финансовый кризис способствовал переосмыслению многих считавшихся ранее бесспорными представлений и подходов к банковской деятельности, ее регулированию и надзору, а также механизмам защиты потребителей банковских услуг. Сегодня ведется активная работа по устранению пробелов и выстраиванию стратегии укрепления банковской системы страны, совершенствованию на основе передовых подходов и мирового опыта как национальных систем поддержания финансовой стабильности, так и глобальной финансовой системы в целом. Надеюсь, что предложенная мной анкета (см. Приложение 1) поможет развитию Российской банковской системы.

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 июня 2010 г.). По данным журнала The Banker (1 июля 2010 г.), Сбербанк занимал 43 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2010 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 49%, а его кредитный портфель включал в себя около трети всех выданных в стране кредитов (33% розничных и 30% корпоративных кредитов).

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и более 19 100 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Белоруссии. Сбербанк нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие, выйдя на рынки Китая и Индии. В целом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г.

Рассматривая международный вектор как важнейшую составляющую стратегии своего развития, Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского сообщества. Активная позиция и международный авторитет позволяют Сбербанку России наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические запросы своих клиентов, привлекать на выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых рынков и соответствовать лучшей практике, принятой в международном банковском сообществе.

Акции Сбербанка России котируются на российских биржевых площадках ММВБ и РТС с 1996 г. В марте 2007 г. Банк разместил дополнительный выпуск обыкновенных акций, в результате чего, уставный капитал увеличился на 12%, и было привлечено 230,2 млрд. рублей. Средний дневной объем торгов акциями Сбербанка составляет 35% объема торгов на ММВБ.

Учредитель и основной акционер Банка - Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 16 апреля 2010 г., ему принадлежит 60,3 % голосующих акций и 57,6% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 263 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 32%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.

Надежность и безупречная репутация Сбербанка России подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых агентств. Агентством Fitch Ratings Сбербанку России присвоен долгосрочный рейтинг дефолта в иностранной валюте “BBB”, агентством Moody’s Investors Service - долгосрочный рейтинг депозитов в иностранной валюте “Baa1”. Кроме того, агентство Moody’s присвоило Банку наивысший рейтинг по национальной шкале.

21 октября 2008 года Наблюдательный совет Сбербанка России единогласно одобрил Стратегию развития Сбербанка до 2014 года Основные направления преобразований.

Полная и достоверная информация о Банке предоставляется акционерам и инвесторам в соответствии с законодательными актами на принципах регулярности, оперативности и достоверности. В целях повышения капитализации и снижения инвестиционного риска Сбербанк работает над улучшением своей информационной прозрачности. В отчетном году Банку удалось существенно повысить детализацию раскрываемой информации, сроки ее подготовки и публикации. Так, отчетность за 2009 год по международным стандартам была подготовлена в рекордный для Сбербанка срок - в течение 75 дней после отчетной даты. Сроки подготовки квартальной отчетности также сократились и со II квартала 2009 года не превышают 60 дней. В 2009 году на корпоративном сайте Банка был запущен обновленный раздел «Акционерам и инвесторам», структура и навигация которого стали более удобными и информативными для целевой аудитории. Помимо обязательной к раскрытию информации, на веб-ресурсе имеются интерактивные инструменты для оперативного анализа операционных показателей и динамики котировок акций Банка. С целью обеспечения недискриминационного доступа к информации основные блоки раздела «Акционерам и инвесторам» представлены также и в английской версии сайта. Сбербанк формирует систему взаимоотношений с различными группами акционеров и аналитиками инвестиционных банков с целью эффективного управления ожиданиями рынка в отношении текущего состояния и перспектив развития Банка. В 2009 году Банком проведено более 200 встреч и 120 конференц-звонков для инвесторов и аналитиков. В практику работы Банка входит регулярное участие в конференциях для инвесторов в России и за рубежом. Результатом планомерной работы с инвестиционным сообществом стало увеличение числа инвестиционных домов, анализирующих акции Сбербанка, с 23 до 28. По итогам ежегодного Исследования информационной прозрачности российских компаний, проводимого рейтинговым агентством S&P, в 2009 году Сбербанк России занял 30-е место и был признан компанией с наибольшим прогрессом (в 2008 году - 70-е место). Также Сбербанк признан победителем в номинациях «Лучший корпоративный сайт - 2009» и «Лучшее представление образа компании в Годовом отчете за 2008 год» конкурса, организованного компанией Euroland Investors AB. Служба внутреннего контроля осуществляет проверку системы внутреннего контроля по всем направлениям деятельности Банка, оценивая адекватность и эффективность действующих процедур внутреннего контроля и процессов управления рисками.

Проведенный анализ финансовой деятельности Группы позволил определить улучшение финансового положения предприятия. Доля Сбербанка в активах банковского сектора по итогам года возросла с 24,7 до 26,2%. Доля просроченной задолженности в кредитном портфеле юридических лиц по банковской системе за 2009 год возросла с 2,1 до 5,9%, в портфеле физических лиц - с 3,7 до 6,8%. Отношение объема созданных резервов к кредитному портфелю возросло в 2 раза — с 5,1 до 10,3%. Увеличение расходов на формирование резервов стало главным фактором существенного снижения прибыльности банковской системы по итогам 2009 года. Прибыль до уплаты налогов из прибыли банковского сектора уменьшилась в 2 раза по сравнению с 2008 годом, при этом из тридцати крупнейших российских и иностранных банков восемь зафиксировали убыток. В результате проведения достаточно консервативной политики по обеспечению покрытия кредитных рисков прибыль Сбербанка составила только около 20% суммарной прибыли банковского сектора. Обязательства Группы увеличились в 2009 году на 5,7% и составили 6326,1 млрд. руб. Рост обязательств связан с ростом привлеченных средств физических лиц на 21,7% - до 3787,3 млрд. руб. Совокупный кредитный портфель Группы увеличился на 3,1% и составил 5443,8 млрд. руб. За 2009 год коэффициент достаточности основного капитала снизился на 0,6 п.п. и составил 11,5%. Это обусловлено значительным ростом активов, взвешенных с учетом риска (в основном за счет портфеля инвестиционных ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи), при меньшем относительном росте капитала первого уровня. Падение коэффициента достаточности общего капитала в 2009 году на 0,8 п.п. - до 18,1% - также связано с ростом портфеля инвестиционных ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи. Тем не менее, данный показатель значительно превышает минимальное значение, установленное Базельским комитетом на уровне 8%.

Группа уделяет пристальное внимание контролю уровня концентрации крупных кредитных рисков, который в настоящее время оценивается как приемлемый. Доля кредитов десяти крупнейшим заемщикам (группам связанных заемщиков) на 31 декабря 2009 года составила 16,9% кредитного портфеля. Среди крупнейших заемщиков Группы - предприятия различных отраслей экономики. Таким образом, кредитный риск Группы в достаточной степени диверсифицирован.

2009 год охарактеризовался рисками физической, а не нормативной ликвидности. Избыток иностранной валюты в первых трех кварталах 2009 года в совокупности с избытком рублей в последних двух кварталах объясняют высокий уровень норматива краткосрочной ликвидности Н3 в течение всего года - более 70% (при минимально допустимом значении 50%). А отсутствие роста долгосрочных активов объясняет значительный запас по нормативу Н4 в течение всего года.

Изучив стратегию развития Группы, положение в банковской системе, риск-менеджмент и увидев, что Сбербанк входит в 20 крупнейших европейских банков по рыночной капитализации, у него самая развитая филиальная сеть, он является крупнейшим банком в СНГ по размеру активов, мной были сделаны следующие предложения по улучшению эффективности работы Банка:

1. применение в работе Банка бенчмаркинга;

2. активно внедрять инновационные технологии, так как они в настоящее время играют важнейшую роль (беспроводную технологию NFC (Near Field Communication), повсеместное использование которой заменило бы бумажные деньги, технологию радиочастотной идентификации (RFID). Учитывая развитие всех перечисленных технологий, пользователь через Интернет снова может встретиться со служащим банка лицом к лицу по видеовызову. Это можно будет сделать из любой точки мира со своего компьютера, телевизора или мобильного телефона с высокой четкостью изображения. Это инновационная услуга будет называться видеобанкингом как следующая эволюция мобильного и Интернет-банка.

3. в большинстве случаев осуществлять выдачу ссуды путем передачи заемщику оформленных на него векселей.

 

 

Список использованной литературы

Нормативные акты

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.10.1994, ред. от 07.02.2011.

2. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изменениями от 31 декабря 2004 г., 18 сентября 2006 г., 8 ноября 2010 г.).

3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденная приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н.

4. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

5. Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (с изменениями и дополнениями).

6. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями и дополнениями).

7. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями и дополнениями).

8. Письмо ЦРБ №9-Т от 22.01.2003.

Однотомное издание

9. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроль: Учебник для вузов. М.: Омега-Л, 2003.

10. Олюнин Д.Ю. Экономическое содержание устойчивости коммерческого банка // Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сб. научн. тр. Вып. 12. – СПб.: СПбГИЭУ, 2009.

11. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2002.- 176 с.

12. Белоглазова Г.Н. и др. Банковское дело: учебник/ Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - М: Финансы и статистика, 2005.

13. Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой - М.: Финансы и статистика, 2004.

14. Федотова М.А. Сколько стоит бизнес? Методы оценки. - М.: Перспектива, 2002.

15. Забродская Н.Г. Прогнозирование и планирование экономики: Учебно-методический комплекс. Мн.: МИУ, 2004.

 



2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Предложения по улучшению эффективности работы Сбербанка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предложения по улучшению эффективности работы Сбербанка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)