Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проектирующие методики



2019-12-29 265 Обсуждений (0)
Проектирующие методики 0.00 из 5.00 0 оценок




1. С целью выявления учебных интересов младших школьников, наличия или отсутствия познавательных мотивов у детей мы предложили учащимся методику «Составь расписание».

Ученикам было предложено составить расписание на неделю. Можно включать любое число уроков по разным предметам, а также вычеркивать из расписания уроки по не интересующим их предметам.

2. «Лесенка побуждений»

Здесь ученик в доступной форме лесенки ранжирует два вида мотивов учения: социальные и познавательные. Мы придерживаемся, в основном, классификации мотивов учения, предложенных Л. И. Божович, А. К. Марковой, и выделяем следующие их виды:

Познавательные мотивы:

1)широкий познавательный — ориентация на овладение новыми знаниями;

2)процессуальный — ориентация на процесс учения;

3)результативный — ориентация на результат учения (оценку);

4)учебно-познавательный — ориентация на усвоение способа получения знаний.

Социальные мотивы:

1)широкий социальный мотив — стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу;

2)«учительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя;

3)«родительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;

4)«товарищеский мотив» — стремление заслужить уважение своих товарищей.

Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие восемь утверждений, соответствующие вышеуказанным четырем познавательным и четырем социальным мотивам:

I.

1. Я учусь, для того чтобы все знать.

2 Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

3. Я учусь, для того чтобы получать хорошие оценки.

4. Я учусь, для того чтобы научиться самому решать задачи.

II.

1. Я учусь, для того чтобы быть полезным людям.

2. Я учусь, для того чтобы учитель был доволен моими успехами.

3. Я учусь, для того чтобы своими успехами радовать родителей.

4. Я учусь, для того чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника.

Инструкция испытуемому

Мы построили «лесенку уроков». Давай построим еще одну лесенку. Она будет называться «Зачем я учусь». Перед тобой карточки, на которых написано, зачем школьники учатся в школе. Разложи их перед собой. Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке. Внимание! Нас интересует твое собственное мнение. Нас интересует не то, для чего все учатся, а для чего учишься ты сам. Что для тебя самое главное, для чего ты учишься?

Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Из оставшихся карточек снова выбери ту, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой. Понятно, как строить лесенку? Продолжай строить ее самостоятельно.

Мы закончили лесенку «Зачем я учусь». Проверь, правильно ли ты ее построил. На первой ступеньке написано самое главное про то, зачем ты учишься. На ступеньке ниже — то, что ты считаешь менее главным, и т.д. На нижней ступеньке лесенки написано то, что ты не считаешь главным в твоей учебе в школе.

3. Наряду с указанными методиками нами была специально разработана и использовалась «Методика выбора любимых занятий на уроке». Цель ее состояла в том, чтобы выявить уровень развития интереса к содержанию и процессу учения. По тому, какие занятия выбирает ребенок, можно судить об интересе детей к процессуальной или содержательной стороне учения.

Перечень составлен таким образом, что каждый пункт соответствует занятиям, связанным с содержательной стороной (1, 3, 6, 7), и занятиям, связанным с процессуальной стороной (2, 4, 5, 8).

Учащимся предлагалось из перечня занятий выбрать самые любимые. Каждому учащемуся предъявили следующий бланк.

Напиши фамилию, имя.

Прочитай все пункты от 1 до 7. Выбери (подчеркни), что ты больше всего любишь (сделай 4 выбора).

1. Слушать, когда учитель приводит интересные примеры.

2. Выполнять упражнения по русскому языку.

3. Узнавать, откуда произошли числа.

4. Решать задачи по математике.

5. Самому составлять задачи.

6. Узнавать правила написания слов.

7. Слушать, когда учитель рассказывает что-то необычное.

8. Читать и пересказывать прочитанное.

Результаты констатирующего эксперимента:

По результатам анкетирования родителей можно сделать выводы, о том, что все учащиеся начали обучение в первом классе в семилетнем возрасте. До этого 90% из них прошли дошкольную подготовку к школе (занятия при ДОУ, студия «Орион» и т.п.) Длительность этой подготовки для разных детей была различной (от 3 лет до 0.5 года).

Почти все дети из полных семей, где родители имеют высшее образование (69%). Родители озабочены качеством образования детей и высказывают пожелания об организации школьного образования (в основном по его содержанию). На момент поступления в школу многие из детей умели читать, писать и считать (79%).

На основе проведенных исследований можно сделать вывод о том, что исходная мотивация у детей находится на достаточно высоком уровне (73%), им нравиться посещать школу, повышенный интерес выявлен к таким предметам, как русский язык и чтение. Такой же высокий процент занимает и положительное отношение к средствам действия (74%), ниже в процентном отношении положительные высказывания об уроках (44%).

Вызывает тревогу повышенный процент безразличного (30%) и отрицательного (26%) отношения к предметам, а также количество отвлечений на уроках (49). Кроме того, в результате наблюдений выявлена недостаточная активность на уроках (51%). Все это говорит о том, что процессуальная мотивация в этом классе находится на среднем уровне, то же самое можно сказать и о результативной мотивации (35% положительной мотивации и 65% - отрицательной к дополнительным занятиям по данным предметам).

В результате прямой и проектирующих методик было выявлено, что в структуре мотивов учения преобладают:

широкие социальные мотивы (20%), на втором месте результативный мотив (18%), на третьем месте широкие познавательные мотивы – (13%), «родительские мотивы» (12%), учительские – 10%, процессуальные мотивы занимают 9%, товарищеские 6%. [4]

Выявлена более слабая представленность познавательных мотивов. Кроме того, наблюдается большее развитие мотивации содержанием, чем мотивации процессом, что характерно для классов занимающихся в системах развивающего обучения.

На основе проведенных исследований были выделены пять уровней активности детей.[5]

Дети первого уровня активности (32%) – хорошие исполнители. Мотивация учения этих детей преимущественно направлена на результативные, учительские и товарищеские мотивы. В целом учатся ровно, но без инициативы. Не выделяют любимых и нелюбимых предметов. Наивысшую активность и усердие они обнаруживают не на этапе постановки учебной задачи и поиска способа действия, а на этапе отработки, упражнения в уже найденном методе. Высказывания детей этой группы тоже свидетельствуют о том, что центр их интересов лежит в сфере исполнительства: «Самое главное в школе — уважать учителей, хорошо учиться, понять, что хотят сказать учителя, не отвлекаться на уроках». Домашние задания этими детьми выполняются в основном самостоятельно, но проверяются взрослыми, на их выполнение тратится 1-2 часа. Задания выполняются ими в основном после небольшого отдыха после школы.

Дети второго уровня активности (23%) заметно отличаются по чисто внешним проявлениям на уроках. Эту группу детей можно назвать «группой прорыва». «Группа прорыва» наиболее ярко раскрывается на тех уроках, где ставится новая учебная задача. Обычно именно эти дети лидируют в поиске решения, азартно обмениваются мнениями, предлагают и проверяют всевозможные догадки и находятся в состоянии счастливого возбуждения, пока не найдут решения. Эти внешние проявления участников «группы прорыва» наблюдаются с удивительным постоянством практически на всех уроках, предполагающих поиск новых способов действия, вне зависимости от предмета изучения и личности преподавателя. Создается впечатление, что сама ситуация неопределенности, интеллектуального поиска является для этих детей высоко значимой, побуждающей. Мотивация учения школьников второго уровня активности направлена преимущественно на широкие познавательные и процессуальные мотивы. Домашние задания этой группой детей выполняются самостоятельно, но также контролируются старшими, на выполнение расходуется около часа.

Дети третьего типа активности (13,5%) обнаруживают все признаки вовлеченности и увлеченности решением учебных задач лишь в одном из учебных предметов. На уроках, не представляющих для них интереса у этих детей повышенный уровень отвлекаемости. Среди мотивов учения преобладают широкие социальные и результативные мотивы. Домашние задания по предметам, вызывающим затруднения выполняются с помощью старших или одноклассников. На выполнение заданий тратится 1-2 часа и более. Выполнение заданий, вызывающих затруднений, оставляется на вечер.

Дети четвертого типа активности (13,5%) – не проявившиеся дети. Не смотря на исходную положительную мотивацию к учению, они одинаково не активны на всех уроках. Для детей этого уровня характерны заниженные интеллектуальные способности. Среди мотивов учения преобладают «родительские» и «товарищеские мотивы». Домашние задания дети этой группы выполняют под контролем и с помощью взрослых, тратят на их выполнение 2-3 часа и более. Выполнение домашних заданий переносится в основном на вечер, т.е. на момент когда освободятся родители.

18% детей относятся к пятому уровню активности. Детей этой группы объединяет отрицательное отношение к учебе в целом. Они требуют постоянного контроля в выполнении домашнего задания со стороны взрослых. Стараются выполнить домашние задания сразу же после прихода из школы. Тратят на их выполнение не больше часа.


Учебная деятельность это не только деятельность, в ходе которой учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, но и деятельность, оказывающая воспитывающее и развивающее воздействие на учащихся.

2. Специальное рассмотрение учебной деятельности показало, что она состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов:

§ мотивов учения;

§ учебной задачи, которая по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия;

§ учебных действий, которые есть действия, в результате которых формируется представление или предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образца;

§ действие контроля, которое заключается в сопоставлении воспроизведенного действия с образцом через его образ;

§ действие оценки степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте.

Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей.

3. Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов. В начале обучения в этой системе преобладают широкие социальные мотивы, а также мотивы долга и ответственности в первую очередь перед учителем. Основным же побуждающим мотивом учебной деятельности оказывается отметка. Для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности.

4. Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Активизация - постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации — формирование активности учеников.

5. Выделяют несколько путей активизации, основной среди них разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников.

6. Одним из компонентов активизации учебной деятельности является уровень развития познавательной активности. Познавательная активность – качество деятельности, в котором проявляется, прежде всего, отношение ученика к предмету и процессу деятельности. На первое место среди всех условий роста познавательной активности следует поставить формирование у учащихся положительных мотивов учения. Особое внимание необходимо уделять развитию познавательного мотива.

7. В основе познавательного мотива лежит познавательная потребность. Потребность теснейшим образом связана с наличием у школьников устойчивых познавательных интересов. На основе параметров познавательного интереса можно выделить несколько уровней познавательной активности школьника, отражающих отношение младшего школьника к учебной деятельности.

8. В качестве констатирующего эксперимента был проведен эксперимент по выявлению уровня познавательной активности у учеников второго класса школы №26 г. Новокузнецка, занимающихся по системе Эльконина – Давыдова. Основным параметром познавательной активности в нашем эксперименте был выбран уровень мотивации учения.

В качестве методик исследования в констатирующем эксперименте применялись косвенные (наблюдение, анкетирование детей и родителей), прямая (беседа-интервью) и проектирующие («Составь расписание», «Лесенка побуждений», «Методика выбора любимых занятий на уроке») методики. В результате эксперимента было выявлено, что в структуре мотивов учения преобладают широкие социальные мотивы, а также то, что познавательные мотивы развиты на более слабом уровне. Кроме того, были выделены пять уровней активности детей, отражающих различное отношение к учебной деятельности учеников этого класса.

 




2019-12-29 265 Обсуждений (0)
Проектирующие методики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проектирующие методики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)