Корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
Виды и формы расчетов Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и другие. Последний особенно важен для финансового менеджера. Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата. Оплата за наличный расчет может быть выполнена рублями, с помощью кредитной карточки либо дебетной карточки. Кредитная карточка представляет собой пластиковую карточку с указанием владельца, присвоенного ему кода, личной подписи и срока действия карточки. Владелец карточки может совершать покупки в пределах некоторой суммы, оговоренной при выдаче карточки, даже в том случае, если в момент покупки она превышает остаток на его счете. В отличие от кредитной дебетная карточка не позволяет оплачивать покупки при отсутствии средств на счете покупателя. Среди расчетов с контрагентами у большинства организаций безналичные расчеты занимают наибольший удельный вес. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. [30, C.228] Согласно положению «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002г. № 2-П (в редакции указаний ЦБ РФ от 22.01.2008г. №1964-У) [14] организации используют следующие формы безналичных расчетов: а) расчеты платежными поручениями; б) расчеты по аккредитиву; в) расчеты чеками; г) расчеты по инкассо. При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы: а) платежные поручения; б) аккредитивы; в) чеки; г) платежные требования; д) инкассовые поручения. Согласно положениям «О безналичных расчетах в РФ» расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс "Унифицированная система банковской документации"). Выбранная партнерами форма расчетов обычно фиксируется в договорах по приобретению материальных ценностей, выполнению работ и услуг или их реализации. Выбор наиболее рациональной формы расчетов позволяет сократить разрыв между временем отгрузки и зачисления платежа или временем поступления ценностей, работ, услуг и списания денежных средств за них. Это способствует ликвидации необоснованной кредиторской задолженности. При любой форме расчетов банк выступает посредником между организациями-партнерами. Однако необходимо отметить, что любая из указанных форм в первую очередь защищает интересы владельца денежных средств – плательщика, так как только с его согласия (акцепта) или по его поручению банк имеет право на списание денежных средств (за исключением без акцептного списания или погашения банковских ссуд и процентов). [25, C.137] Расчет платежными поручениями – самая распространенная форма расчетов. Платежными поручениями оформляются авансовые платежи, частичные платежи и в окончательный расчет. Форма платежного поручения разрабатывается и утверждается Банком России. Организация предоставляет в свое отделение банка по месту нахождения расчетного счета установленное им количество экземпляров платежных поручений, но не менее трех: первый экземпляр за подписью руководителя и главного бухгалтера скрепляется печатью организации и остается в документах для банка, второй экземпляр пересылается в банк организации-получателя денежных средств, третий экземпляр прилагается к выписке из расчетного счета плательщика. Документооборот при расчетах платежными поручениями можно представить следующей схемой (рис.1).
Рис.1 Схема расчетов платежными поручениями 1 - заключение договора - контракта; 2 - отгрузка продукции, оказание услуг, сдача работ; 3 - передача платежного поручения на право списания банком суммы платежа; 4 - выписка из расчетного счета на списание денежных средств; 5 - платежное поручение на право зачисления платежа на расчетный счет получателя; 6 - выписка из расчетного счета о зачислении платежа.
Платежные поручения могут использоваться при осуществлении расчетов в порядке плановых платежей. Данные расчеты осуществляются между организациями при постоянных, равномерных поставках товарно-материальных ценностей или оказании услуг. Договором между потребителем и поставщиком устанавливается постоянная плановая сумма стоимости и количества продукции или услуг, подлежащая оплате ежедневно. В согласованные сроки расчеты регулируются, т.е. сопоставляются выплаченные суммы с фактическим объемом (стоимостью) полученной продукции или услуг. Излишне уплаченные суммы могут засчитываться в последующих платежах или возвращаться покупателю, а недостающие – доплачиваться. [31, C.114] Наиболее широкое применение при работе предприятий в рыночных условиях нашла аккредитивная форма расчетов. Это объясняется переходом поставщиков на международные стандарты определения момента реализации работ, услуг, продукции по отгрузке. Аккредитивная форма расчетов призвана сблизить момент отгрузки с моментом оплаты и тем самым решить проблему неплатежей. Аккредитив – это условное денежное обязательство банка, которое он выдает по поручению клиента в пользу другого предприятия, и по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент) производит или уполномочивает другой банк произвести поставщику платеж, при выполнении им условий аккредитива. В договорах-контрактах оговаривается не только указанная форма расчетов, но и условия платежа и виды платежных, отгрузочных и транспортных документов, при наличии которых банк поставщика имеет право произвести платеж. При этой форме расчетов покупатель-плательщик обращается с заявлением на аккредитив в свой банк. Аккредитив может быть открыт или за счет свободного остатка средств на расчетном счете покупателя, или за счет выданного ему кредита (ссуды). Банк плательщика в этом случае называют банком-эмитентом, т.е. исполняющим приказ плательщика, банк поставщика – банком-исполнителем. Каждый аккредитив открывается для расчетов только с одним поставщиком на срок, установленный банком. При частичном использовании суммы аккредитива ее остаток перечисляется на расчетный счет. Различают аккредитивы: - отзывные, когда плательщик имеет право отозвать аккредитив; - безотзывные – делают ссылку в договоре (без права отзыва) или по согласованию с поставщиком; - покрытые или депонированные, т.е. банк-эмитент с момента открытия аккредитива перечисляет средства со счета плательщика банку-исполнителю. Последний выплачивает их, зачисляя средства на расчетный счет поставщика по мере предоставления им банку соответствующих документов, указанных в условиях аккредитива; - непокрытый (гарантированный) аккредитив. Перечисление денежных средств производится банком-эмитентом со счета плательщика после сообщения банком-исполнителем о выполнении условий аккредитива поставщиком. Это менее предпочтительная форма расчетов для покупателя, т.к. он лишается денежных средств еще до отгрузки материалов поставщиком. В то же время для поставщика она служит гарантом своевременного платежа. Документооборот при расчетах аккредитивами можно представить следующей схемой (рис. 2): [32, C,257]
Рис. 2 Схема расчетов аккредитивами
1 - заключение договора - контракта; 2 - заявление на открытие аккредитива (сумма, срок, условия, использования его поставщиком); 3 - выписка из расчетного счета об открытии аккредитива; 4 - извещение об открытии аккредитива, его условия; 5 - сообщение поставщику условий аккредитива; 6 - отгрузка продукции, товаров, по условиям аккредитива; 7 - поставщик предоставил платежные и прочие (товарные) документы на оплату за счет аккредитива; 8 - извещение об использовании аккредитива; 9 - выписка из расчетного счета - зачислен платеж; 10 - выписка из расчетного счета аккредитива об использовании аккредитива. С переходом на рыночную экономику и развитием сети коммерческих банков в России был принят ряд документов по расширению практики использования чеков. Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами. Различают покрытые и непокрытые чеки. Покрытием чека служат: - средства депонированные чекодателем на отдельном счете; - средства на счете чекодателя, но не свыше суммы гарантированной банком. Документооборот при расчетах чеками можно представить следующей схемой (рис.3). [32, C,257]
Рис. 3 Схема расчетов чеками
1 - заявление на покупку чековой книжки; 2 - выдача чековой книжки с депонированием суммы лимита; 3 - передача товара, отгрузка продукции; 4 - передача чека в оплату продукции или услуг; 5 - документы на оплату и реестр чеков; 6 - зачисление средств на расчетный счет поставщика, документов банку покупателя; 7 - выписка со счета депонированных сумм. Одной из наиболее сбалансированных форм расчетов, как для покупателя, так и для поставщика будут расчеты по инкассо. Инкассо – это широко распространенный способ расчетов, при котором Банк, обслуживающий продавца, по его поручению передает документы через Банк, обслуживающий покупателя. Передача документов происходит в момент платежа, проводимого Банком Покупателя или в момент акцепта тратт. Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Применение инкассовых поручений: - в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции; - для взыскания по исполнительным документам; - в случаях, предусмотренных сторонами по договору, при условии предоставления Банку, обслуживающему плательщика, заключенного соглашения (с Банком) о праве безакцептного списания. Как правило, инкассо применяется при наличии доверительных отношений между торговыми партнерами или при расчетах незначительными денежными суммами. Схему расчетов по инкассо можно представить упрощенно в следующем виде (рис. 4): Рис. 4 Схема расчетов в форме инкассо 1 - заключение контракта (обычно с указанием банков, через которые будут производиться расчеты) 2 - отгрузка экспортером-доверителем товара в соответствии с условиями контракта 3 - получение экспортером транспортных документов от перевозчика 4 - подготовка экспортером комплекта документов (транспортных и др., а также при необходимости и финансовых) и представление их при инкассовом поручении своему банку (банку-ремитенту) 5 - проверка банком-ремитентом документов (по внешним признакам) и отсылка их вместе с инкассовым поручением банку-корреспонденту (инкассирующему банку) в стране импортера. 6 - представление инкассирующим банком инкассового поручения и документов импортеру (плательщику) для проверки с целью получения платежа или акцепта тратт (переводных векселей) непосредственно или через другой банк, называемый в этом случае представляющим банком 7 - получение инкассирующим банком платежа от плательщика и выдача ему документов 8 - перевод инкассирующим банком выручки банку-ремитенту (по почте, телеграфу, телексу, как указано в соответствующих инструкциях) 9 - зачисление банком-ремитентом полученной выручки на счет экспортера Основные преимущества инкассо по сравнению с другими формами расчетов: - товарораспорядительные документы вручаются импортеру банком только против их оплаты либо акцепта тратты; - гибкость проведения расчетов и отсутствие многих формальных требований позволяют легко и без задержек проводить расчетные операции; - тарифы на инкассо, как правило, ниже, чем на аккредитив. [21, C.318]
1.3. Сущность и порядок учета расчетов с дебиторами и кредиторами Хозяйственные связи являются необходимым условием деятельности организаций, так как они обеспечивают бесперебойность снабженческих операций, непрерывность процесса производства, своевременность отгрузки и продажи продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одна организация выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другая – их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком. Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено применение различных видов договоров, регламентирующих порядок юридического оформления взаимоотношений между поставщиками и покупателями. Основными из них являются следующие: - договор купли-продажи; - договор поставки; - договор мены. При продаже организацией продукции, товаров, выполнения работ и оказании услуг, выдаче в подотчет денежных сумм своим работникам, формировании уставного капитала (например, при подписке на акции) у нее возникает дебиторская задолженность. Контрагентов, имеющих обязательства перед данной организацией, принято называть дебиторами. Дебиторская задолженность представляет собой активы организации, характеризующие величину принадлежащих ей денежных средств, временно находящихся у других лиц. Если деятельность организации протекает в нормальном режиме, то сумма дебиторской задолженности в будущих периодах будет трансформирована в денежные средства. Четкая организация расчетов с дебиторами за поставленные ценности, выполненные работы, оказанные услуги оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и ритмичность поступления денежных средств. Величину обязательств перед юридическими и физическими лицами, возникающими согласно условиям договора или в соответствии с действующим законодательством, в бухгалтерском учете называют кредиторской задолженностью. Расчеты осуществляются, как правило, в денежной форме, и их ведут с последующей или предварительной оплатой договорных обязательств в соответствии с условиями заключенных договоров. Расчеты с организациями и отдельными лицами учитывают на счетах раздела VI «Расчеты» Плана счетов бухгалтерского учета. [32, C.497] Детально рассмотрим учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие товарно-материальные ценности, выполняющие работы, оказывающие услуги. Обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками возникают между организациями по сделкам, оформленным договорами купли-продажи, поставки. Для учета расчетов за поступившие товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По дебету этого счета отражаются суммы исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, выданные авансы, по кредиту – образование задолженности перед другими юридическими лицами. Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы (счета, счета-фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ и услуг и др.). Выданные авансы представляют собой предварительные платежи по сделкам, совершаемые по условиям расчетов между участниками договоров. Суммы выданных авансов перечисляются платежным поручением с расчетных и других счетов в банках и учитываются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», пока не будут полностью исполнены и документально оформлены поставки товарно-материальных ценностей, выполненные работы, оказанные услуги. При невыполнении договоров поставки неиспользованные суммы авансов возвращаются поставщиком покупателю. В расчетных документах должно быть указано основание возврата (реквизиты договора и платежного поручения по которому зафиксировано получение аванса). Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в разрезе кредиторской и дебиторской задолженности в ведомости учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Аналитическая информация о задолженности поставщикам формируется в зависимости от используемых форм расчетов, сроков погашения (документы, срок оплаты которых не наступил или не оплаченные в срок), а о выданных авансах формируется по каждому дебитору с учетом суммы перечисленного аванса, а также сумм в уменьшение задолженности по расчетным документам поставщика. [24, C.152] Бухгалтерские записи по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками представлены в таблице 1. [20, C.206] Таблица 1 Корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
Окончание таблицы 1
Далее рассмотрим учет расчетов с покупателями и заказчиками. Для учета расчетов с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На данном счете формируется информация о задолженности покупателей и заказчиков за проданную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, другие активы, право собственности на которые перешло к покупателям, заказчикам согласно договорам купли-продажи или договорам поставки. На этом счете отражаются также суммы полученных авансов и предварительной оплаты от контрагентов. При отгрузке продукции покупателям и предъявлении им расчетных документов (счетов-фактур, транспортных накладных и др.) на дебете счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражается дебиторская задолженность покупателей за продукцию, работы, услуги по продажным ценам, включая НДС, причитающийся к получению от покупателей. В составе дебиторской задолженности также отражаются расходы по транспортировке готовой продукции, выполненные сторонними организациями и лицами, включая уплаченные суммы НДС. Данные по кредиту счета 62 характеризуют поступление платежей, а также авансы, полученные организациями-поставщиками от покупателей и заказчиков в соответствии с условиями расчетов. По нормам действующего налогового законодательства кредиторская задолженность, отражаемая на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», является объектом налогообложения при расчете НДС. Регистром бухгалтерского учета по счету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» служит ведомость, совмещающая синтетический и аналитический учет, в которой в разрезе корреспондирующих счетов в хронологической последовательности должна быть систематизирована и накоплена информация о хозяйственных операциях. Выходные данные ведомости об оборотах и остатках по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» используются для контроля за дебиторской задолженностью, расчетами по полученным авансам, для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности. В зависимости от возможностей истребования организацией-кредитором дебиторская задолженность подразделяется на истребованную и неистребованную. Истребованной считается дебиторская задолженность, относительно которой организация-кредитор предпринимает определенные действия с целью выполнения организацией-должником обязательств по расчетам. Обязательным условием истребования дебиторской задолженности является предъявление иска в арбитражный суд с приложением документов, подтверждающих уплату государственной пошлины: копии искового заявления и приложенных к нему документов. Истребованная дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности по приказу руководителя организации включается в состав прочих расходов организации или списывается за счет резерва сомнительных долгов. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года. В течение этого срока законодательством предусматривается защита права по иску лица, право которого нарушено. Срок исковой давности определяется с момента окончания срока исполнения обязательств. Если по обязательствам не установлена дата их исполнения, то срок исковой давности наступает с того момента, когда у кредитора возникает право предъявить требования об исполнении обязательств. Если у организации-кредитора есть документы, подтверждающие нереальность взыскания дебиторской задолженности, то такая задолженность относится на прочие расходы до истечения срока исковой давности. Это возможно в связи с ликвидацией юридического лица (организации-должника). В этом случае обязательства по расчетам прекращены, а документом, на основании которого устанавливается нереальность получение долга, будет запись о ликвидации юридического лица в Едином государственном реестре, что оформляется справкой налоговой инспекции, на учете в которой состоит организация-дебитор. [24, C. 155] Бухгалтерские записи по учету расчетов с покупателями и заказчиками представлены в таблице 2. [20, C.206] Таблица 2
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |