Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками



2019-12-29 271 Обсуждений (0)
Корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками 0.00 из 5.00 0 оценок




Виды и формы расчетов

Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и другие. Последний особенно важен для финансового менеджера.

Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата.

Оплата за наличный расчет может быть выполнена рублями, с помощью кредитной карточки либо дебетной карточки. Кредитная карточка представляет собой пластиковую карточку с указанием владельца, присвоенного ему кода, личной подписи и срока действия карточки. Владелец карточки может совершать покупки в пределах некоторой суммы, оговоренной при выдаче карточки, даже в том случае, если в момент покупки она превышает остаток на его счете. В отличие от кредитной дебетная карточка не позволяет оплачивать покупки при отсутствии средств на счете покупателя.

Среди расчетов с контрагентами у большинства организаций безналичные расчеты занимают наибольший удельный вес. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. [30, C.228]

Согласно положению «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002г. № 2-П (в редакции указаний ЦБ РФ от 22.01.2008г. №1964-У) [14] организации используют следующие формы безналичных расчетов:

а) расчеты платежными поручениями;

б) расчеты по аккредитиву;

в) расчеты чеками;

г) расчеты по инкассо.

При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

Согласно положениям «О безналичных расчетах в РФ» расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс "Унифицированная система банковской документации").

Выбранная партнерами форма расчетов обычно фиксируется в договорах по приобретению материальных ценностей, выполнению работ и услуг или их реализации. Выбор наиболее рациональной формы расчетов позволяет сократить разрыв между временем отгрузки и зачисления платежа или временем поступления ценностей, работ, услуг и списания денежных средств за них. Это способствует ликвидации необоснованной кредиторской задолженности.

При любой форме расчетов банк выступает посредником между организациями-партнерами. Однако необходимо отметить, что любая из указанных форм в первую очередь защищает интересы владельца денежных средств – плательщика, так как только с его согласия (акцепта) или по его поручению банк имеет право на списание денежных средств (за исключением без акцептного списания или погашения банковских ссуд и процентов). [25, C.137]

Расчет платежными поручениями – самая распространенная форма расчетов. Платежными поручениями оформляются авансовые платежи, частичные платежи и в окончательный расчет. Форма платежного поручения разрабатывается и утверждается Банком России. Организация предоставляет в свое отделение банка по месту нахождения расчетного счета установленное им количество экземпляров платежных поручений, но не менее трех: первый экземпляр за подписью руководителя и главного бухгалтера скрепляется печатью организации и остается в документах для банка, второй экземпляр пересылается в банк организации-получателя денежных средств, третий экземпляр прилагается к выписке из расчетного счета плательщика.

Документооборот при расчетах платежными поручениями можно представить следующей схемой (рис.1).

                                         
1
плательщи к
получатель-поставщик
 
   
5
банк плательщика
банк получателя

 

 


Рис.1 Схема расчетов платежными поручениями

1 - заключение договора - контракта;

2 - отгрузка продукции, оказание услуг, сдача работ;

3 - передача платежного поручения на право списания банком суммы платежа;

4 - выписка из расчетного счета на списание денежных средств;

5 - платежное поручение на право зачисления платежа на расчетный счет получателя;

6 - выписка из расчетного счета о зачислении платежа.

 

Платежные поручения могут использоваться при осуществлении расчетов в порядке плановых платежей. Данные расчеты осуществляются между организациями при постоянных, равномерных поставках товарно-материальных ценностей или оказании услуг. Договором между потребителем и поставщиком устанавливается постоянная плановая сумма стоимости и количества продукции или услуг, подлежащая оплате ежедневно.

В согласованные сроки расчеты регулируются, т.е. сопоставляются выплаченные суммы с фактическим объемом (стоимостью) полученной продукции или услуг. Излишне уплаченные суммы могут засчитываться в последующих платежах или возвращаться покупателю, а недостающие – доплачиваться. [31, C.114]

Наиболее широкое применение при работе предприятий в рыночных условиях нашла аккредитивная форма расчетов. Это объясняется переходом поставщиков на международные стандарты определения момента реализации работ, услуг, продукции по отгрузке. Аккредитивная форма расчетов призвана сблизить момент отгрузки с моментом оплаты и тем самым решить проблему неплатежей.

Аккредитив – это условное денежное обязательство банка, которое он выдает по поручению клиента в пользу другого предприятия, и по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент) производит или уполномочивает другой банк произвести поставщику платеж, при выполнении им условий аккредитива.

В договорах-контрактах оговаривается не только указанная форма расчетов, но и условия платежа и виды платежных, отгрузочных и транспортных документов, при наличии которых банк поставщика имеет право произвести платеж.

При этой форме расчетов покупатель-плательщик обращается с заявлением на аккредитив в свой банк. Аккредитив может быть открыт или за счет свободного остатка средств на расчетном счете покупателя, или за счет выданного ему кредита (ссуды). Банк плательщика в этом случае называют банком-эмитентом, т.е. исполняющим приказ плательщика, банк поставщика – банком-исполнителем.

Каждый аккредитив открывается для расчетов только с одним поставщиком на срок, установленный банком. При частичном использовании суммы аккредитива ее остаток перечисляется на расчетный счет. Различают аккредитивы:

- отзывные, когда плательщик имеет право отозвать аккредитив;

- безотзывные – делают ссылку в договоре (без права отзыва) или по согласованию с поставщиком;

- покрытые или депонированные, т.е. банк-эмитент с момента открытия аккредитива перечисляет средства со счета плательщика банку-исполнителю. Последний выплачивает их, зачисляя средства на расчетный счет поставщика по мере предоставления им банку соответствующих документов, указанных в условиях аккредитива;

- непокрытый (гарантированный) аккредитив. Перечисление денежных средств производится банком-эмитентом со счета плательщика после сообщения банком-исполнителем о выполнении условий аккредитива поставщиком. Это менее предпочтительная форма расчетов для покупателя, т.к. он лишается денежных средств еще до отгрузки материалов поставщиком. В то же время для поставщика она служит гарантом своевременного платежа.

Документооборот при расчетах аккредитивами можно представить следующей схемой (рис. 2): [32, C,257]

 

                                                                       
покупатель
 
плательщи к
 
 
 
 
   
   
7
       
5
3
               
10
4
банк покупателя-эмитент
банк поставщика-исполнитель
8

 

 


Рис. 2 Схема расчетов аккредитивами

 

1 - заключение договора - контракта;

2 - заявление на открытие аккредитива (сумма, срок, условия, использования его поставщиком);

3 - выписка из расчетного счета об открытии аккредитива;

4 - извещение об открытии аккредитива, его условия;

5 - сообщение поставщику условий аккредитива;

6 - отгрузка продукции, товаров, по условиям аккредитива;

7 - поставщик предоставил платежные и прочие (товарные) документы на оплату за счет аккредитива;

8 - извещение об использовании аккредитива;

9 - выписка из расчетного счета - зачислен платеж;

10 - выписка из расчетного счета аккредитива об использовании аккредитива.

С переходом на рыночную экономику и развитием сети коммерческих банков в России был принят ряд документов по расширению практики использования чеков. Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Различают покрытые и непокрытые чеки. Покрытием чека служат:

- средства депонированные чекодателем на отдельном счете;

- средства на счете чекодателя, но не свыше суммы гарантированной банком.

Документооборот при расчетах чеками можно представить следующей схемой (рис.3). [32, C,257]

                                                               
покупатель
поставщик
 
   
   
     
5
     
7
     
1
               
2
6
банк поставщика
банк покупателя

 


Рис. 3 Схема расчетов чеками

 

1 - заявление на покупку чековой книжки;

2 - выдача чековой книжки с депонированием суммы лимита;

3 - передача товара, отгрузка продукции;

4 - передача чека в оплату продукции или услуг;

5 - документы на оплату и реестр чеков;

6 - зачисление средств на расчетный счет поставщика, документов банку покупателя;

7 - выписка со счета депонированных сумм.

Одной из наиболее сбалансированных форм расчетов, как для покупателя, так и для поставщика будут расчеты по инкассо.

Инкассо – это широко распространенный способ расчетов, при котором Банк, обслуживающий продавца, по его поручению передает документы через Банк, обслуживающий покупателя. Передача документов происходит в момент платежа, проводимого Банком Покупателя или в момент акцепта тратт.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Применение инкассовых поручений:

- в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

- для взыскания по исполнительным документам;

- в случаях, предусмотренных сторонами по договору, при условии предоставления Банку, обслуживающему плательщика, заключенного соглашения (с Банком) о праве безакцептного списания.

Как правило, инкассо применяется при наличии доверительных отношений между торговыми партнерами или при расчетах незначительными денежными суммами.

Схему расчетов по инкассо можно представить упрощенно в следующем виде (рис. 4):

Рис. 4 Схема расчетов в форме инкассо

1 - заключение контракта (обычно с указанием банков, через которые будут производиться расчеты)

2 - отгрузка экспортером-доверителем товара в соответствии с условиями контракта

3   - получение экспортером транспортных документов от перевозчика

4 - подготовка экспортером комплекта документов (транспортных и др., а также при необходимости и финансовых) и представление их при инкассовом поручении своему банку (банку-ремитенту)

5 - проверка банком-ремитентом документов (по внешним признакам) и отсылка их вместе с инкассовым поручением банку-корреспонденту (инкассирующему банку) в стране импортера.

6 - представление инкассирующим банком инкассового поручения и документов импортеру (плательщику) для проверки с целью получения платежа или акцепта тратт (переводных векселей) непосредственно или через другой банк, называемый в этом случае представляющим банком

7 - получение инкассирующим банком платежа от плательщика и выдача ему документов

8 - перевод инкассирующим банком выручки банку-ремитенту (по почте, телеграфу, телексу, как указано в соответствующих инструкциях)

9 - зачисление банком-ремитентом полученной выручки на счет экспортера

Основные преимущества инкассо по сравнению с другими формами расчетов:

- товарораспорядительные документы вручаются импортеру банком только против их оплаты либо акцепта тратты;

- гибкость проведения расчетов и отсутствие многих формальных требований позволяют легко и без задержек проводить расчетные операции;

- тарифы на инкассо, как правило, ниже, чем на аккредитив. [21, C.318]

 

1.3. Сущность и порядок учета расчетов с дебиторами и кредиторами

Хозяйственные связи являются необходимым условием деятельности организаций, так как они обеспечивают бесперебойность снабженческих операций, непрерывность процесса производства, своевременность отгрузки и продажи продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одна организация выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другая – их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено применение различных видов договоров, регламентирующих порядок юридического оформления взаимоотношений между поставщиками и покупателями. Основными из них являются следующие:

- договор купли-продажи;

- договор поставки;

- договор мены.

При продаже организацией продукции, товаров, выполнения работ и оказании услуг, выдаче в подотчет денежных сумм своим работникам, формировании уставного капитала (например, при подписке на акции) у нее возникает дебиторская задолженность. Контрагентов, имеющих обязательства перед данной организацией, принято называть дебиторами.

Дебиторская задолженность представляет собой активы организации, характеризующие величину принадлежащих ей денежных средств, временно находящихся у других лиц. Если деятельность организации протекает в нормальном режиме, то сумма дебиторской задолженности в будущих периодах будет трансформирована в денежные средства.

Четкая организация расчетов с дебиторами за поставленные ценности, выполненные работы, оказанные услуги оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и ритмичность поступления денежных средств.

Величину обязательств перед юридическими и физическими лицами, возникающими согласно условиям договора или в соответствии с действующим законодательством, в бухгалтерском учете называют кредиторской задолженностью.

Расчеты осуществляются, как правило, в денежной форме, и их ведут с последующей или предварительной оплатой договорных обязательств в соответствии с условиями заключенных договоров.

Расчеты с организациями и отдельными лицами учитывают на счетах раздела VI «Расчеты» Плана счетов бухгалтерского учета. [32, C.497]

Детально рассмотрим учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие товарно-материальные ценности, выполняющие работы, оказывающие услуги. Обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками возникают между организациями по сделкам, оформленным договорами купли-продажи, поставки.

Для учета расчетов за поступившие товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По дебету этого счета отражаются суммы исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, выданные авансы, по кредиту – образование задолженности перед другими юридическими лицами.

Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы (счета, счета-фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ и услуг и др.).

Выданные авансы представляют собой предварительные платежи по сделкам, совершаемые по условиям расчетов между участниками договоров. Суммы выданных авансов перечисляются платежным поручением с расчетных и других счетов в банках и учитываются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», пока не будут полностью исполнены и документально оформлены поставки товарно-материальных ценностей, выполненные работы, оказанные услуги.

При невыполнении договоров поставки неиспользованные суммы авансов возвращаются поставщиком покупателю. В расчетных документах должно быть указано основание возврата (реквизиты договора и платежного поручения по которому зафиксировано получение аванса).

Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в разрезе кредиторской и дебиторской задолженности в ведомости учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Аналитическая информация о задолженности поставщикам формируется в зависимости от используемых форм расчетов, сроков погашения (документы, срок оплаты которых не наступил или не оплаченные в срок), а о выданных авансах формируется по каждому дебитору с учетом суммы перечисленного аванса, а также сумм в уменьшение задолженности по расчетным документам поставщика. [24, C.152]

Бухгалтерские записи по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками представлены в таблице 1. [20, C.206]

Таблица 1

Корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками

Содержание факта хозяйственной деятельности

Корреспонденция счетов

Дебет Кредит
Приняты к оплате счета поставщиков за приобретенные внеоборотные активы, материально-производственные запасы 07, 08, 10, 15 60
Отражаются суммы НДС по поступившим активам 19 60
Приняты к оплате счета подрядчиков за выполненные работы, оказанные услуги 20, 23, 25, 26, 44 60
Отражаются суммы НДС по принятым работам, услугам производственного характера 19 60
Отражается задолженность другим организациям за услуги по исправлению брака, транспортировке бракованной продукции и др. 28 60
Возвращены поставщикам и подрядчикам суммы по расчетным документам и суммы выданных авансов в случае недопоставки продукции 50, 51, 52, 55 60

Окончание таблицы 1

Содержание факта хозяйственной деятельности

Корреспонденция счетов

Дебет Кредит
Предъявлены претензии поставщикам, подрядчикам, транспортным организациям, возникшие из-за несоответствия качества материальных ценностей, установленного стандартами или условиями договоров, а также из-за арифметических ошибок, несоответствия цен и тарифов в расчетных документах величинам, установленным договорами 76 60
Отражается списание задолженности поставщика по авансу в связи с признанием ее нереальной для взыскания 91 60
Отражаются суммы установленных недостач от потери и порчи материальных ценностей в пределах установленных договором величин 94 60
Оплачены приобретенные внеоборотные активы, материально-производственные запасы, выполненные работы, оказанные услуги 60 50, 51, 52, 55
Списывается на уменьшение задолженности перед бюджетом сумма НДС 68 19
В соответствии с условиями договоров выданы авансы поставщикам и подрядчикам 60 50, 51, 52, 55
Отражается уменьшение задолженности перед поставщиками и подрядчиками за счет ранее перечисленных авансов 60 60
Отражается списание кредиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности 60 91

 

Далее рассмотрим учет расчетов с покупателями и заказчиками.

Для учета расчетов с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На данном счете формируется информация о задолженности покупателей и заказчиков за проданную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, другие активы, право собственности на которые перешло к покупателям, заказчикам согласно договорам купли-продажи или договорам поставки. На этом счете отражаются также суммы полученных авансов и предварительной оплаты от контрагентов.

При отгрузке продукции покупателям и предъявлении им расчетных документов (счетов-фактур, транспортных накладных и др.) на дебете счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражается дебиторская задолженность покупателей за продукцию, работы, услуги по продажным ценам, включая НДС, причитающийся к получению от покупателей. В составе дебиторской задолженности также отражаются расходы по транспортировке готовой продукции, выполненные сторонними организациями и лицами, включая уплаченные суммы НДС. Данные по кредиту счета 62 характеризуют поступление платежей, а также авансы, полученные организациями-поставщиками от покупателей и заказчиков в соответствии с условиями расчетов. По нормам действующего налогового законодательства кредиторская задолженность, отражаемая на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», является объектом налогообложения при расчете НДС.

Регистром бухгалтерского учета по счету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» служит ведомость, совмещающая синтетический и аналитический учет, в которой в разрезе корреспондирующих счетов в хронологической последовательности должна быть систематизирована и накоплена информация о хозяйственных операциях. Выходные данные ведомости об оборотах и остатках по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» используются для контроля за дебиторской задолженностью, расчетами по полученным авансам, для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.

В зависимости от возможностей истребования организацией-кредитором дебиторская задолженность подразделяется на истребованную и неистребованную. Истребованной считается дебиторская задолженность, относительно которой организация-кредитор предпринимает определенные действия с целью выполнения организацией-должником обязательств по расчетам. Обязательным условием истребования дебиторской задолженности является предъявление иска в арбитражный суд с приложением документов, подтверждающих уплату государственной пошлины: копии искового заявления и приложенных к нему документов. Истребованная дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности по приказу руководителя организации включается в состав прочих расходов организации или списывается за счет резерва сомнительных долгов. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года. В течение этого срока законодательством предусматривается защита права по иску лица, право которого нарушено. Срок исковой давности определяется с момента окончания срока исполнения обязательств. Если по обязательствам не установлена дата их исполнения, то срок исковой давности наступает с того момента, когда у кредитора возникает право предъявить требования об исполнении обязательств.

Если у организации-кредитора есть документы, подтверждающие нереальность взыскания дебиторской задолженности, то такая задолженность относится на прочие расходы до истечения срока исковой давности. Это возможно в связи с ликвидацией юридического лица (организации-должника). В этом случае обязательства по расчетам прекращены, а документом, на основании которого устанавливается нереальность получение долга, будет запись о ликвидации юридического лица в Едином государственном реестре, что оформляется справкой налоговой инспекции, на учете в которой состоит организация-дебитор. [24, C. 155]

Бухгалтерские записи по учету расчетов с покупателями и заказчиками представлены в таблице 2. [20, C.206]

Таблица 2



2019-12-29 271 Обсуждений (0)
Корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)